ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1 Предпроектный анализ 6
1.2 Анализ аналогов и прототипов 10
1.3 Портрет потребителя 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО
РЕШЕНИЯ 26
2.1 Проектная концепция 26
2.2 Описание формального и цветографического решения 29
2.3 Экономическое обоснование 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Детство - ключевой в развитии ребёнка период. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Познавательные процессы и физическая активность детей дошкольного возраста становятся приоритетной задачей для родителей и образовательных учреждений.
В процессе игровых действий ребёнок развивается и формируется как личность, а правильно организованная предметно-пространственная среда поможет в усвоении этих навыков наиболее эффективно .
Всестороннее представление об окружающем предметном мире складывается благодаря тактильно-двигательному восприятию, так как оно лежит в основе чувственного познания. Взаимодействие с предметами у детей раннего возраста построено на использовании мелкой и крупной моторики, которая в свою очередь стимулирует когнитивные процессы у малышей.
Поэтому на данной ступени развития ребёнка часто задействуют предметы простых форм и разнообразных текстур, таких как кубики, конструкторы, вкладыши.
В выборе развивающих пособий родители и педагоги всё чаще обращаются к игрушкам, выполненным из натуральных материалов и совмещающие возможность для ребёнка взаимодействовать с предметами из повседневной жизни. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает бизиборд.
БИЗИБОРД (busyboard) - развивающая доска (стенд, модуль) с закрепленными на плоскости кнопками, замками, крючками, шнурками, пуговицами.
Впервые идея, воплощенная в этой игрушке, была сформулирована М. Монтессори. Педагог считала, что необходимо создать такое пространственное окружение, в котором ребёнок мог бы чувствовать себя комфортно и развиваться в процессе естественного взаимодействия с предметами окружающей среды.
Мария Монтессори предложила в рамках своей методики обучать детей через познание сути вещей. Что бы ребёнок освоил принцип щеколды, нужно просто дать дать этот предмет в руки малышу, и он сам разберётся с его функциональностью. Таким образом, ребёнок учится действиям с предметами и тренирует мелкую моторику, логику и мышление.
Современной модификацией теории Монтессори стал бизикуб, который сочетает несколько развивающих досок в одной игрушке. Так ребёнок может приобрести больше практических навыков. Однако срок использования такого пособия, так же, как и прочих развивающих материалов, часто ограничен познавательными потребностями конкретного возрастного этапа. По мере взросления ребёнок теряет интерес и ему необходимы новые игрушки.
Поскольку бизиборд в виде куба содержит в себе элементы как бизиборда, так и конструктора, его детали могут быть взаимозаменяемы. Это легло в основу разработки игрушки «Бизикуба» со сменными гранями и проработанным обучающим нанесением с учётом возрастных особенностей детей как раннего, так и дошкольного возраста.
В выпускной квалификационной работе была выбрана модификация игрушки «Бизиборда» в виде куба «Бизикуб». Именно бизиборд в виде куба содержит в себе элементы как бизиборда, так и конструктора.
Бизиборд - развивающая доска успешно используется для игры и развития детей раннего возраста. Развитие мелкой моторики, формирование определенных умений, знаний и навыков. Развивающая доска успешно решает основные задачи раннего и дошкольного возраста.
Цель: разработать дизайн развивающей игрушки «Бизикуб» для детей раннего и дошкольного возраста.
Объект: детская развивающая игрушка.
Предмет: дизайн-проект детский развивающий конструктор «Бизикуб».
Задачи исследования:
1. Изучить исторической литературы бизиборда.
2. Анализ модификаций бизиборда.
3. Поиск аналогов.
4. Рассмотреть портрет потребителя «Бизикуба».
5. Проанализировать проектные проблемы, выработать проектные
задачи.
6. Предложить уникальное проектное решение детского развивающего конструктора.
Ключевые слова: МОДУЛЬНОСТЬ, КОНСТРУКТИВНОСТЬ,
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ, ИГРА.
Для выполнения поставленных задач и реализации поставленных целей использовался комплекс следующих методов:
• теоретические: анализ литературы, анализ существующих аналогов, поиск стилевого и концептуального решения;
• практические: проектирование, эскизирование, художественная визуализация.
Практическая значимость проекта:
Предложенное проектное решение предполагает использование многофункциональной игрушкой детьми возраста от 1 до 7 лет с целью развития навыков в игровой форме.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Игрушки сопровождают ребенка на протяжении всего взросления. В процессе игровых действий ребёнок развивается и формируется как личность, а правильные предметное окружение поможет в усвоении этих навыков наиболее эффективно.
Развивающие игрушки сейчас находят в центре внимания родителей и педагогов. Одно из широко распространённых игрушек является бизиборд. Однако это игрушка часто отвечает развивающим задачам раннего возраста, но не более, но потенциал данного методического материала, может быть применим к последующим ступеням развития.
Поэтому было выбрано решение создание многофункциональной игрушки для более широкой возрастной группы.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка дизайн развивающей игрушки «Бизикуб» для детей раннего и дошкольного возраста, представляющей, главным образом, интерес не только для потребителя, но и также отличающейся свой оригинальностью среди конкурентов на российском рынке.
В соответствии с поставленными задачами был получен следующий результат:
• Изучены психологические особенности детей раннего и
дошкольного возраста, а также их предпочтений в игровой деятельности.
• Проведен анализ прямых аналогов бизибордов российских компаний «Умничка»» и «Занятный дом».
• Составлен портрет потребителя на основе изученной литературы по проблеме психолого-педагогических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.
• Изучена литература, по проектированию и конструированию развивающей игрушки, включающая в себя законы композиции, психологию цвета и формы.
• Сформулирована концепция дизайн-проекта детской
развивающей игрушки «Бизикуб» на основе анализа полученной информации.
• Разработан дизайн-проект детской развивающей игрушки.
Входе работы был получен вариант дизайна детской развивающей игрушки «Бизикуб», отвечающий выше поставленным задачам проекта.
Созданный дизайн-проект детской развивающей игрушки несет в себе положительную смысловую и эмоциональную нагрузку, способствующую для активного время препровождения.
Значимость данного проекта заключается в том, что при апробации выпускной квалификационной работы во время преддипломной практики в ДШИ, учащиеся проявили заинтересованность к данному дизайн-проекту, и принимали активное участие на этапе усовершенствования стилевого решения проекта, отметили оригинальность и запоминаемость дизайнерского решения.
Также стоит отметить, что экономический анализ реализации проекта показал перспективы бизиборда «Бизикуб» на рынке, что в свою очередь играет положительную роль в материально-экономическом аспекте при выборе детской развивающей игрушки.
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением. М. : Совэкспорткнига, 1991. 336 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки. Дошкольное воспитание, М. : Просвещение, 1995. 815 с.
3. Батурина Е. Игрушки в семье. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1974. 85 с.
4. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребёнка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМиД, 2003. 120 с.
5. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гаудеамус, 2005. 256 с.
6. Бениаминова М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981. 107 с.
7. Бехтерев, В.Н. Общие основы рефлексологии человека. М. : Государственное изд-во, 1928. 120 с.
8. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраст, Челябинск: ЧИПКРО, 2002. 192 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. Петровского А.В. 2-е изд., исправ. и допол. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
10. Воспитание детей в игре. Под ред. Менджерицкой Д. В. М.: Просвещение, 1979. 36 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
12. Г альперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 256 с.
13. Сумнительная София Ивановна, Генденштейн Лев Элевич, Мадышева Елена Львовна. Домашняя школа Монтессори. М.: «Карапуз», 2001. 176 с.
14. Горностаева Л. Игрушки в детском саду. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1973. 24 с.
15. Игрушка в жизни ребенка под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980. 64 с...