ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЖАЗ - МОДЕРН КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Исторические аспекты становления и развития джаз - модерн танца 6
1.2.Основные методы изучения и законы преподавания джаз - модерн танца 14
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ
КОМПОЗИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЖАЗ - МОДЕРН
ТАНЦА 27
2.1. Хореографическая композиция «Счастье, слава и богатство» 27
2.2. Хореографическая композиция «Мечтая о прекрасном» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Хореография является синтетическим видом искусства, главным средством которого считается движение во всем его многообразии. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение достигать поставленной цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает и вдохновляет к творчеству.
Одним из направлений хореографического искусства является джаз- модерн танец.
Джаз - модерн имеет европейские корни, возник, прежде всего, как протест против засилья классического танца. Танец джаз-модерн прежде всего - это танец идеи, который имеет свою определенную философию. Все движения построены на эмоциональном переживании танцовщика, насколько сильно он «чувствует» то или иное состояние. В дальнейшем основоположники джаз-модерн танца создали свои собственные школы [4].
Интерес к этому танцевальному направлению в наше время очень велик. Практически в каждом городе существуют танцевальные школы и студии, которые направленны на изучение джаз-модерн танца. Для руководителей любительских хореографических коллективов возможно применение в своей работе основ джаз-модерн танца для создания репертуара. Джаз-модерн танец развивает не только гибкость, пластику тела, координацию, но и способствует эстетическому развитию, что не маловажно для обучающихся в любительском хореографическом коллективе. К сожалению, учебно-методических и справочных материалов по технике танца джаз-модерн на русском языке практически нет.
Актуальность выпускной квалификационной работы в том, что обучение джаз-модерн вобрало в себя практически все современные направления танцевальных течений — это динамичный сплав уличных танцев и клубных танцев с элементами рок-н-ролла, фанка, техно, степа, сумевший соединить в себе разнообразие африканских, латиноамериканских, арабских и других ритмов. Музыка подбирается по настроению танца, ритм может быть самым разнообразным - от спокойных классических до энергичных афро-джазовых композиций. Именно джаз-модерн является уникальной техникой, которая позволяется воспитывать универсальных танцовщиков.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить возможные пути реализации выразительных возможностей джаз - модерн танца и на основе данной лексики создать две хореографические композиции.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс создания хореографических композиций в стиле джаз - модерн.
Предмет выпускной квалификационной работы: специфика
использования выразительных возможностей джаз - модерн танца в авторской хореографической композиции.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Изучение научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявление способов использования лексики классического и бального танца в постановке современных хореографических миниатюр.
3. Создание хореографических номеров с использованием лексики джаз - модерн танца.
Ключевые слова - ТАНЕЦ ДЖАЗ - МОДЕРН, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, КОМПОЗИЦИЯ, АВТОРСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной литературы по теме исследования, моделирование содержания хореографической композиции и выбор художественных средств его воплощения, проектирование этапов работы над хореографической миниатюрой, прогнозирование результатов реализации художественно-творческого проекта;
эмпирические - постановка хореографических миниатюр, эскизный поиск художественных выразительных средств, создание костюмов.
Методологической основой исследования явились: - основные идеи в области истории и практики джаз модерн танца (Ф. Дельсарт, Ж. Далькроз, А. Дункан, М. Грехем, В.Ю. Никитин);
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: данные хореографические композиции можно использовать в репертуаре детских танцевальных коллективов учреждений общего и дополнительного образования, танцевальных студий.
Апробация выпускной квалификационной работы осуществлялась ФГБОУ ВПО «УрГПУ» Институт музыкального и художественного образования с привлечением студентов 5 курса, обучающихся по направлению «Народная художественная культура».
Танец джаз - модерн - это своеобразная точка зрения на функции искусства в современном мире. Меняется мир, меняется и современный танец. Если символы станут общепринятыми и перестанут пробуждать чувства у зрителей, придется искать совершенно новые. Искусство танца - это всегда обновленное, обостренное ощущение времени и потребностей публики, пускай и скрытых. Занятия танцем джаз - модерн - это большой труд, требующий концентрации внимания, постоянной собранности и искренней целеустремленности. Но, в результате, обучающиеся научатся выражать свои чувства и эмоции, используя возможности своего тела: пластичность, гибкость, координацию. Все это в сочетании с музыкальностью и чувством ритма.
В ходе исследовательской работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература, учебные пособия, интернет ресурсы по выбранной теме, которые позволили сделать вывод: именно джаз -модерн танец является уникальной техникой, который вобрал в себя практически все современные направления танцевального искусства.
В первой главе мы подробно рассмотрели исторические аспекты становления и развития джаз - модерн танца, а так же основные методы изучения и законы преподавания джаз-модерн танца.
Во второй главе описывается технология создания двух хореографических композиций « Счастье, слава и богатство» и «Мечтая о прекрасном» с использованием элементов джаз-модерн танца.
В результате проделанной работы цель была достигнута, задачи выполнены.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Айрис-пресс, 2000. 266 с.
2. Баскаков В. Ю. Свободное тело. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 204 с.
3. Бебик М. А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М.: МГУ, 2011. 100 с.
4. Валукин Е. П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: ГИТИС, 1992. 23 с.
5. Вальнина Л. Айседора Дункан в Петербурге. М.: Весы, 1995. 42 с.
6. Васенина Е. История матрешки // Театр. 2015. N 20. 28-31 с.
7. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. М.: Emergency Exit, 2004. 296 с.
8. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. М.: Альманах 1, 2012. 115 с.
9. Гиршон А. Танцевальная импровизация. М.: Альманах, 2014. 96 с.
10. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души. / Ред. сост. Баскаков В.Ю. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 200. 224 с.
11. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. М.: Книга, 2013. 124 с.
12. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: учебное пособие, СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 160 с.
13. Запора Р. Импровизация присутствует. М.: Альманах 1, 2012. 117 с.
14. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 2004. 351 с.
15. Зыков А.И. Современный танец. Учебное пособие для студентов театральных вузов. СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 344 с...