Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Работа №96069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование исследования интернет-зависимости у подростков и возможностей ее профилактики в условиях семьи 6
1.1 Зависимость как психологическая категория 6
1.2 Особенности интернет-зависимости 14
1.3 Влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков 21
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности интернетзависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.... 35
2.1. Организация и методы эмпирического исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 35
2.2 Анализ полученных данных исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 36
Глава 3 Программа профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи 40
3.1 Структурно-организационные характеристики программы 40
3.2 Оценка эффективности формирующего этапа исследования при
помощи критерия Вилкоксона 49
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 60


В настоящее время наблюдается стремительное развитие технологий. Благодаря ему у нас есть такие технологии, как радио, телефон, телевизор. Они способствовали и увеличению объема информации, доступной человеку. Огромный объем информации, с которым человек ежедневно контактирует, имеет не только положительные, но и негативные воздействия на психику. Вершиной технологических средств, призванных для передачи и распространения информации, являются компьютерные технологии и интернет. Именно они послужили возникновением еще одной, крайне сильной, формы психической зависимости. Для некоторых пользователей уход в виртуальный мир и увлечение компьютерными играми заменили реальную жизнь. Даже незначительное время, проведенное ими вне интернета, вызывает тревожное состояние и эмоциональное возбуждение. Психиатры видят в интернет-зависимости сходство с зависимостью от азартных игр.
Интернет-зависимость особенно сильно беспокоит специалистов, занимающих детскими и подростковыми проблемами. В настоящий момент невозможно выработать единую стратегию борьбы с зависимостью от виртуального мира в связи с отсутствием критериев оценки увлечённости интернетом, а также сложность в определении границ времени, проведенного в сети. Сейчас данной проблемой обеспокоены не только психологи, но и государственные органы, заинтересованные в результатах исследований, направленных на формирование стратегий борьбы с интернет-зависимостью у подростков, а также ее предотвращение. Одно из направлений в исследованиях связано с изучением форм семейных коммуникаций, способных привести к формированию интернет-зависимости.
В научной литературе почти нет работ, посвященных отношениям родитель-ребенок, в контексте их влияния на интернет-зависимость.
Подобные работы рассматривают только работу с аддиктами. Актуальность исследования заключается в изучении особенностей в семейных взаимоотношениях в семьях с подростками с интернет-зависимостью. В фокусе данного исследования - особенности коммуникации в семьях, где подростки становятся зависимыми от интернета. У подростков с интернет- зависимость наблюдается нарушение гармоничного развития личности. Сейчас исследователи, изучающие формирование зависимостей у подростков, уделяют большое внимании теории семейных систем.
Согласно этой теории семья - это система, которая функционирует в соответствии с установленными законами. Сообразно теории, отношения, сложившиеся внутри семьи, наиболее сильно влияют на дальнейшую жизнь и развитие подростка. Он воспринимает членов семьи в качестве образов, которым он в дальнейшем будет бессознательно следовать. Нарушение взаимоотношений в семьи оказывает влияние и на другие сферы жизни подростка - общение с друзьями, школа и т.п. К примеру, конфликтная ситуация между родителями и подростком может привести к тому, что он начнет общаться с компанией, употребляющей наркотики. Теория семейных систем говорит, что все формы зависимости, присущие подростку, являются не столько его проблемой, сколько проблемой, идущей от семьи. Таким образом, зависимость подростка - это результат отношений внутри семьи, признак ее дисфункции, выраженный в неспособности членов семьи выполнять те функции, которые ей характерны.
Следовательно Цель исследования - разработка и апробация программы профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи
Задачи исследования:
1. Обобщить результаты исследований психологов, посвященных проблеме зависимости
2. Рассмотреть проблему интернет-зависимости
3. Изучить влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков
4. Провести исследование, направленное на выявление интернет зависимости и стиля семейного воспитания и проанализировать результаты
5. Разработать и апробировать программу профилактики интернет-зависимости подростков
Объект исследования: интернет-аддикции у подростков
Предмет исследования: интернет-аддикции у подростков в условиях семьи
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между склонностью к интернет-аддикции и стилем семейного воспитания

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя данное исследование, можно сделать следующие выводы:
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводят к отрыву от реальности.
Аддиктивное поведение - постоянная фиксация внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
Интернет-зависимость обладает всеми характерными признаками аддикции, то есть хоть физиологический компонент полностью отсутствует, зато психологический проявляется очень ярко.
Восприятие интернета является для подростка такой средой, которая может предоставить пользователю эмоциональную поддержку, тогда как в реальной среде такую поддержку получить менее вероятно
Подростки удовлетворяют с помощью интернета свои потребности, среди которых: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании
В результате использования интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности.
Фактор семейного воспитания является решающим в развитии аддиктивного поведения.
Чрезвычайную значимость стиля общения с ребёнком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребёнка сильно зависит от стиля родительского общения. Противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с робостью, зависимостью
У подростков воспитывающихся в семьях с авторитарным типом воспитания наиболее выраженные показатели интернет зависимости.
Данную особенность можно объяснить особенностью личности зависимого подростка. Базовая потребность ребенка в безопасности, достаточно сильно игнорируется в семье с авторитарным типом воспитания. Подросток, ища себе спокойную и безопасную обстановку, находит её в интернете, поэтому предпочитает находиться там большую часть времени. Так же в семьях с авторитарным типом воспитания у ребенка достаточно слабо развиты навыки коммуникации и взаимодействия с людьми, любая ситуация общения может вызывать у него чувство тревоги и страха, но этот страх пропадает при коммуникации через сеть. Поэтому подросток предпочитает реальному общению - виртуальное.



1. Антропова К.А., Колесникова А.А. Проблема
компьютерной зависимости школьников // В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование. Сборник материалов
международной научной конференции. 2014. С. 10-14.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. // Учебник для высших учебных заведений. - Москва : Аспект Пресс, 2001. - 290 с
3. Багулина Н.В., Информационный портал по психологии [Электронный ресурс] // социальный педагог Центра психолого- медико-социального сопровождения «Взаимодействие», Москва, Россия (Портал психологических изданий PsyJournals.ru— http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45952_full.shtml) 2013
4. Бережнова Д.Б., Москаленко А.А. Влияние виртуальной среды на агрессивное поведение подростков // В сборнике: Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения. 2017. С. 11-14.
5. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогический фактор прямого десоциализирующего влияния семьи на подростка / Л.В. Бондаровская // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 2. - С. 180-185.
6. Брагина О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет-аддикции // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-167.
7. Брагина О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет-аддикции // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-167.
8. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника,
динамика, систематика, лечение, профилактика. // Ростов-на-Дону, 2002. 60 с
9. Бурбо, Л.К. Отношения родитель - ребёнок // Киев : 2002. - 376 с
10. Владин, В. Гармония семейных отношений // Петрозаводск : Карелия, 1991. - 333 с.
11. Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестн. Башкир. Ун-та. 2013. Т. 18. № 1. С. 232-235.
12. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. // М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. 240 с
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. // М.: Астрель, 2001
14. Даулинг C. Психология и лечение зависимого поведения // Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. - М. : Независимая фирма «Класс», 2000. - 240с.
15. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. // Элиста: Джангар. 2010. С.374
16. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // Психология и интернет, Эл. ресурс:http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref zhichkina
17. Закаблукова А.А., Капустина Л.П. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у подростков // Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). С. 330-333.
18. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. - 2013. - №2. - С. 11-16.
19. Информационный портал по психологии [Электронный ресурс] // Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера. 2015. URL: http://psychojournal.ru/psychologists/234- nauchayusche-bihevioralnoe-napravlenie-v-teorii-lichnosti-bf-skinnera.html(дата обращения: 05.03.2018).
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. // СПб.: «Питер», 2000. 512 с.
21. Каминская В.Г. Виртуальная зависимость в молодежной
среде: девиация или реалии современности? // Образование и
общество. 2014. Т. 6. № 89. С. 55-58.
22. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник. // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.
23. Коптелова Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 547-549
24. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 970-973.
25. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М. // СПб.: Гардарика, 2003. 470 с
26. Ларионова С.Ю. Интернет-зависимость у подростков // Психологическое образование в России. - 2013. - №2. - С. 241-247.
27. Лаврович, А.И. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А.П. Лаврович, Т.А. Попкова // Социально-педагогическая работа. - 2003. - № 6. - С. 3-19.
28. Лысак И.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206-208.
29. Минаков A. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности // Психология и интернет, Ноябрь 22, 1999
30. Набойченко Е.С., Окунева Л.И. Типология подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Педагогическое образование в России». 2016. № 1. С. 94-98
31. Петрова И.В., Меринова Е.В., Петрова Г.А. Профилактика игровой, компьютерной и интернет-зависимости. // Журнал Международный журнал экспериментального образования. 2012. №1 С. 154-158.
32. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость: реальная
патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. - 2014. № 40. С. 23-34.
33. Рыбалтович Д.Г. Лечение пациентов с игровой зависимостью в Международном институте резервных возможностей человека // Вестник психотерапии. 2013. № 34 (39). С. 18-24.
34. Соколова Н.В. Роль компьютерных игр в воспитании подростка // Статья в сборнике трудов конференции «Современные тенденции в науке и образовании». 2015. С 75-78
35. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998. 218 с.
36. Смокова Е.Ю., Богуш С.Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.
37. Спиваковская, А.С. Как быть родителями // А.С. Спиваковская. - Москва, 2013. - 297 с.
38. Уткина Т.А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости // дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психолого¬педагогический университет / - Москва, 2013. - 136 с.
39. Узорова Т.М., Клинкхаммер Д. Изучение уровня осведомленности подростков об игровой компьютерной и Интернет- зависимости // В сборнике: Актуальные проблемы социальной работы. Сборник статей по итогам Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. 2013. С. 128¬133.
40. Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - № 1. - С. 44-51
41. Хилько О.В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 56-60. URL: http://e- koncept.ru/2015/95257.htm. (дата обращения: 20.02.2018).
42. Харитонов А. Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества // Психология и интернет, Сентябрь 19, 2008
43. Хилько О.В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 56-60. URL: http://e- koncept.ru/2015/95257.htm. (дата обращения: 20.02.2018).
44. Шакурова А.Р. Диагностика компьютерной зависимости //
Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1.
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15265(дата обращения: 26.03.2018).
45. Щелина Т.Т., Любаев А.В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 330-338.
46. Щелина С.О., Любаев А.В. Изучение феномена интернет- зависимости у подростков с девиантным поведением в условиях СОШ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 280¬285.
47. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2008. 196с.
48. Янг К.С. Диагноз — Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет.- 2000.-№2.-С.24-29.
49. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. №1. P. 237-244.
50. Young K.S. Internet addiction: Symptoms, evaluation, and treatment // Innovations in Clinical Practice / Ed. by L. Vande-Creek, T.L. Jackson. - Sarasota, FL: Professional Resource Press.1999. №17. P. 304¬312.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ