ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование исследования интернет-зависимости у подростков и возможностей ее профилактики в условиях семьи 6
1.1 Зависимость как психологическая категория 6
1.2 Особенности интернет-зависимости 14
1.3 Влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков 21
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности интернетзависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.... 35
2.1. Организация и методы эмпирического исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 35
2.2 Анализ полученных данных исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 36
Глава 3 Программа профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи 40
3.1 Структурно-организационные характеристики программы 40
3.2 Оценка эффективности формирующего этапа исследования при
помощи критерия Вилкоксона 49
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 60
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование исследования интернет-зависимости у подростков и возможностей ее профилактики в условиях семьи 6
1.1 Зависимость как психологическая категория 6
1.2 Особенности интернет-зависимости 14
1.3 Влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков 21
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности интернетзависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.... 35
2.1. Организация и методы эмпирического исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 35
2.2 Анализ полученных данных исследования выраженности интернет зависимости подростков в зависимости от стиля воспитания в семье 36
Глава 3 Программа профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи 40
3.1 Структурно-организационные характеристики программы 40
3.2 Оценка эффективности формирующего этапа исследования при
помощи критерия Вилкоксона 49
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 60
В настоящее время наблюдается стремительное развитие технологий. Благодаря ему у нас есть такие технологии, как радио, телефон, телевизор. Они способствовали и увеличению объема информации, доступной человеку. Огромный объем информации, с которым человек ежедневно контактирует, имеет не только положительные, но и негативные воздействия на психику. Вершиной технологических средств, призванных для передачи и распространения информации, являются компьютерные технологии и интернет. Именно они послужили возникновением еще одной, крайне сильной, формы психической зависимости. Для некоторых пользователей уход в виртуальный мир и увлечение компьютерными играми заменили реальную жизнь. Даже незначительное время, проведенное ими вне интернета, вызывает тревожное состояние и эмоциональное возбуждение. Психиатры видят в интернет-зависимости сходство с зависимостью от азартных игр.
Интернет-зависимость особенно сильно беспокоит специалистов, занимающих детскими и подростковыми проблемами. В настоящий момент невозможно выработать единую стратегию борьбы с зависимостью от виртуального мира в связи с отсутствием критериев оценки увлечённости интернетом, а также сложность в определении границ времени, проведенного в сети. Сейчас данной проблемой обеспокоены не только психологи, но и государственные органы, заинтересованные в результатах исследований, направленных на формирование стратегий борьбы с интернет-зависимостью у подростков, а также ее предотвращение. Одно из направлений в исследованиях связано с изучением форм семейных коммуникаций, способных привести к формированию интернет-зависимости.
В научной литературе почти нет работ, посвященных отношениям родитель-ребенок, в контексте их влияния на интернет-зависимость.
Подобные работы рассматривают только работу с аддиктами. Актуальность исследования заключается в изучении особенностей в семейных взаимоотношениях в семьях с подростками с интернет-зависимостью. В фокусе данного исследования - особенности коммуникации в семьях, где подростки становятся зависимыми от интернета. У подростков с интернет- зависимость наблюдается нарушение гармоничного развития личности. Сейчас исследователи, изучающие формирование зависимостей у подростков, уделяют большое внимании теории семейных систем.
Согласно этой теории семья - это система, которая функционирует в соответствии с установленными законами. Сообразно теории, отношения, сложившиеся внутри семьи, наиболее сильно влияют на дальнейшую жизнь и развитие подростка. Он воспринимает членов семьи в качестве образов, которым он в дальнейшем будет бессознательно следовать. Нарушение взаимоотношений в семьи оказывает влияние и на другие сферы жизни подростка - общение с друзьями, школа и т.п. К примеру, конфликтная ситуация между родителями и подростком может привести к тому, что он начнет общаться с компанией, употребляющей наркотики. Теория семейных систем говорит, что все формы зависимости, присущие подростку, являются не столько его проблемой, сколько проблемой, идущей от семьи. Таким образом, зависимость подростка - это результат отношений внутри семьи, признак ее дисфункции, выраженный в неспособности членов семьи выполнять те функции, которые ей характерны.
Следовательно Цель исследования - разработка и апробация программы профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи
Задачи исследования:
1. Обобщить результаты исследований психологов, посвященных проблеме зависимости
2. Рассмотреть проблему интернет-зависимости
3. Изучить влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков
4. Провести исследование, направленное на выявление интернет зависимости и стиля семейного воспитания и проанализировать результаты
5. Разработать и апробировать программу профилактики интернет-зависимости подростков
Объект исследования: интернет-аддикции у подростков
Предмет исследования: интернет-аддикции у подростков в условиях семьи
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между склонностью к интернет-аддикции и стилем семейного воспитания
Интернет-зависимость особенно сильно беспокоит специалистов, занимающих детскими и подростковыми проблемами. В настоящий момент невозможно выработать единую стратегию борьбы с зависимостью от виртуального мира в связи с отсутствием критериев оценки увлечённости интернетом, а также сложность в определении границ времени, проведенного в сети. Сейчас данной проблемой обеспокоены не только психологи, но и государственные органы, заинтересованные в результатах исследований, направленных на формирование стратегий борьбы с интернет-зависимостью у подростков, а также ее предотвращение. Одно из направлений в исследованиях связано с изучением форм семейных коммуникаций, способных привести к формированию интернет-зависимости.
В научной литературе почти нет работ, посвященных отношениям родитель-ребенок, в контексте их влияния на интернет-зависимость.
Подобные работы рассматривают только работу с аддиктами. Актуальность исследования заключается в изучении особенностей в семейных взаимоотношениях в семьях с подростками с интернет-зависимостью. В фокусе данного исследования - особенности коммуникации в семьях, где подростки становятся зависимыми от интернета. У подростков с интернет- зависимость наблюдается нарушение гармоничного развития личности. Сейчас исследователи, изучающие формирование зависимостей у подростков, уделяют большое внимании теории семейных систем.
Согласно этой теории семья - это система, которая функционирует в соответствии с установленными законами. Сообразно теории, отношения, сложившиеся внутри семьи, наиболее сильно влияют на дальнейшую жизнь и развитие подростка. Он воспринимает членов семьи в качестве образов, которым он в дальнейшем будет бессознательно следовать. Нарушение взаимоотношений в семьи оказывает влияние и на другие сферы жизни подростка - общение с друзьями, школа и т.п. К примеру, конфликтная ситуация между родителями и подростком может привести к тому, что он начнет общаться с компанией, употребляющей наркотики. Теория семейных систем говорит, что все формы зависимости, присущие подростку, являются не столько его проблемой, сколько проблемой, идущей от семьи. Таким образом, зависимость подростка - это результат отношений внутри семьи, признак ее дисфункции, выраженный в неспособности членов семьи выполнять те функции, которые ей характерны.
Следовательно Цель исследования - разработка и апробация программы профилактики интернет зависимости у подростков в условиях семьи
Задачи исследования:
1. Обобщить результаты исследований психологов, посвященных проблеме зависимости
2. Рассмотреть проблему интернет-зависимости
3. Изучить влияние семьи на развитие зависимого поведения у подростков
4. Провести исследование, направленное на выявление интернет зависимости и стиля семейного воспитания и проанализировать результаты
5. Разработать и апробировать программу профилактики интернет-зависимости подростков
Объект исследования: интернет-аддикции у подростков
Предмет исследования: интернет-аддикции у подростков в условиях семьи
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между склонностью к интернет-аддикции и стилем семейного воспитания
Проведя данное исследование, можно сделать следующие выводы:
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводят к отрыву от реальности.
Аддиктивное поведение - постоянная фиксация внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
Интернет-зависимость обладает всеми характерными признаками аддикции, то есть хоть физиологический компонент полностью отсутствует, зато психологический проявляется очень ярко.
Восприятие интернета является для подростка такой средой, которая может предоставить пользователю эмоциональную поддержку, тогда как в реальной среде такую поддержку получить менее вероятно
Подростки удовлетворяют с помощью интернета свои потребности, среди которых: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании
В результате использования интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности.
Фактор семейного воспитания является решающим в развитии аддиктивного поведения.
Чрезвычайную значимость стиля общения с ребёнком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребёнка сильно зависит от стиля родительского общения. Противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с робостью, зависимостью
У подростков воспитывающихся в семьях с авторитарным типом воспитания наиболее выраженные показатели интернет зависимости.
Данную особенность можно объяснить особенностью личности зависимого подростка. Базовая потребность ребенка в безопасности, достаточно сильно игнорируется в семье с авторитарным типом воспитания. Подросток, ища себе спокойную и безопасную обстановку, находит её в интернете, поэтому предпочитает находиться там большую часть времени. Так же в семьях с авторитарным типом воспитания у ребенка достаточно слабо развиты навыки коммуникации и взаимодействия с людьми, любая ситуация общения может вызывать у него чувство тревоги и страха, но этот страх пропадает при коммуникации через сеть. Поэтому подросток предпочитает реальному общению - виртуальное.
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводят к отрыву от реальности.
Аддиктивное поведение - постоянная фиксация внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
Интернет-зависимость обладает всеми характерными признаками аддикции, то есть хоть физиологический компонент полностью отсутствует, зато психологический проявляется очень ярко.
Восприятие интернета является для подростка такой средой, которая может предоставить пользователю эмоциональную поддержку, тогда как в реальной среде такую поддержку получить менее вероятно
Подростки удовлетворяют с помощью интернета свои потребности, среди которых: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании
В результате использования интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности.
Фактор семейного воспитания является решающим в развитии аддиктивного поведения.
Чрезвычайную значимость стиля общения с ребёнком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребёнка сильно зависит от стиля родительского общения. Противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с робостью, зависимостью
У подростков воспитывающихся в семьях с авторитарным типом воспитания наиболее выраженные показатели интернет зависимости.
Данную особенность можно объяснить особенностью личности зависимого подростка. Базовая потребность ребенка в безопасности, достаточно сильно игнорируется в семье с авторитарным типом воспитания. Подросток, ища себе спокойную и безопасную обстановку, находит её в интернете, поэтому предпочитает находиться там большую часть времени. Так же в семьях с авторитарным типом воспитания у ребенка достаточно слабо развиты навыки коммуникации и взаимодействия с людьми, любая ситуация общения может вызывать у него чувство тревоги и страха, но этот страх пропадает при коммуникации через сеть. Поэтому подросток предпочитает реальному общению - виртуальное.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика компьютерной зависимости у подростков в условиях центра
семьи и детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимого поведения у учащихся 7-8 классов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



