Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА

Работа №96067

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование исследования семей, воспитывающих делинквентного подростка
1.1. Особенности семей, воспитывающих делинквентного подростка 7
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей
делинквентного подростка 15
1.3. Моделирование, как метод психолого-педагогического
исследования 25
Выводы по первой главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование влияние семейного воспитания на делинквентное поведение подростка
2.1. Диагностика семей, воспитывающих делинквентного подростка.. .34
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения семьи,
воспитывающей делинквентного подростка 49
2.3. Проверка эффективности разработанной программы коррекции детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих делинквентного
подростка 59
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 76

В настоящее время делинквентное поведение подростков является актуальной проблемой для современного общества. Несмотря на предпринимаемые государством меры профилактики, количество несовершеннолетних с отклоняющимися формами поведения по -прежнему остается достаточно высоким. Данной проблематике посвящены исследования Е.В. Змановской, М.А. Галагузовой, А.Е. Личко, В.В. Ковалева, М.М. Миннегалиева, С.А. Беличевой, М. Ю. Кондратьева и др. В отечественной научной литературе делинквентное поведение рассматривается как противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Преобладающими видами делинквентного поведения в подростковом возрасте являются: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие.
В России можно отметить большое число преступлений, совершенных несовершеннолетними. По данным статистики МВД преступность среди несовершеннолетних составляет 20 544 случая за январь-июнь 2017 года. Удельный вес в общем объеме преступности составляет 4% от общего числа преступлений. Важно отметить, что до 60% преступников -рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте. Несмотря на широко применяемые меры по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, сохраняется тенденция к их увеличению.
В федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечено, что подростки с делинквентным поведением и их семьи должны быть обеспечены индивидуальным социально-педагогическим, психолого-педагогическим сопровождением. Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как: М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, О.С. Газман, И.В. Дубровина, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.И. Слободчиков.
Делинквентное поведение подростков связано с различными проблемами: как с общесоциальными, так и с проблемами формирования личности, носящими индивидуальный характер. Основными факторами, влияющими на развитие делинквентности в подростковом возрасте, являются: общесоциальные проблемы общества, средства массовой информации (телевидение, интернет), образовательная среда, семья, референтная группа подростка, его половозрастные характеристики и личностные особенности.
В нашей работе, пристальное внимание обращено на значение семьи в формировании условий для развития и подкрепления делинквентного поведения подростка. Так как именно в семье закладываются первичные представления о мире, установки, характер ребенка, т.е. происходит формирование его личности.
Исследования 3. Матейчек, А.Е. Личко, A.A. Реан, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, A.B. Холмогоровой, Н.С. Смирновой касаются специфики семейного воспитания в семьях подростков с делинквентным поведением, а также изучают его влияние на становление делинквености. Теории влияния семейного воспитания на формирование делинквентного поведения подростка выдвинуты С.А. Беличевой, Э. Дюркгейм, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцевым, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн.
Однако, несмотря на неуклонный рост числа подростков с делинквентным поведением, проблема влияния семейного воспитания на его генезис имеет недостаточную научную разработанность. Также, выявлен существенный дефицит исследований, касающихся психолого - педагогического сопровождения семей, воспитывающих делинквентного подростка.
В связи с этим объясняется необходимость в осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка.
Цель: теоретически обосновать и разработать модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка.
Объект: семьи, воспитывающие делинквентного подростка.
Предмет: модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка.
Гипотеза исследования: разработанная модель психолого¬
педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка позволяет снизить уровень делинквентности среди подростков, повысить эффективность взаимодействия в системе «психолог - родители - подростки», и уровень психологической компетентности родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния семейного воспитания на делинквентное поведение подростка.
2) Проведение диагностического обследования семей, воспитывающих делинквентного подростка.
3) Разработка модели психолого-педагогического сопровождения
семьи, воспитывающей делинквентного подростка.
4) Разработка и апробация программы коррекции детско -родительских отношений в семьях, воспитывающих делинквентного подростка.
5) Проверка эффективности разработанной программы.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, включающих теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме делинквентного поведения подростков, методы математической статистики (критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента), применение диагностических методик:
- Анкетирование;
- Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет);
- Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М Дубовская);
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
- Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Теоретико-методологической основой исследования являются: подходы к пониманию возрастных особенностей подростков (Л.И. Божович, B.C. Мухина); общеметодологические принципы единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев); концепция делинквентного поведения в подростковом возрасте М.А. Галагузовой; теории влияния семейного воспитания на формирование делинквентного поведения (С.А. Беличева, И.С. Кон, А.Е. Личко); концепция психолого-педагогического сопровождения родительства Р.В. Овчаровой; теории применения моделей в психолого-педагогических условиях (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка, может быть включена в новые исследовательские проекты. Разработанная программа коррекции детско- родительских отношений может быть полезна для психологов в работе с семьями, воспитывающими делинквентных подростков.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 55 источников, и 7 приложений. В работе имеется 7 таблиц и 6 диаграмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под делинквентным поведением понимаются повторяющиеся асоциальные поступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность (М.А. Галагузова).
На процесс формирования и развития делинквентного поведения в подростковом возрасте влияют:
- факторы внешней среды (общесоциальные проблемы общества, средства массовой информации, семья, образовательная среда, девиантные сверстники);
- внутренние факторы, к которым относят личностные особенности подростка и его половозрастные характеристики.
Семья является одним из наиболее важных факторов формирования девиаций в подростковом возрасте. К основным нарушениям в структуре семьи и в ее функционировании можно отнести: использование нежелательных стилей воспитания, несогласованность требований родителей, нарушение ролевой структуры семьи; асоциальное поведение родителей, эмоциональная дистанция между родителем и подростком.
Эффективной формой оказания помощи семьям, воспитывающим делинквентного подростка, является психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер (методы и приемы), осуществляющийся в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности. Целью работы с семьями, воспитывающими делинквентного подростка, является повышение уровня их психолого - педагогической компетентности в вопросах воспитания подростка, создания оптимальных условий в семье.
Нами было проведено исследование по выявлению особенностей семейного воспитания в семьях, воспитывающих делинквентного подростка. На констатирующем этапе диагностического исследования использовались такие методики, как:
- Анкетирование;
- Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет);
- Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М Дубовская);
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
- Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
В результате проведенного исследования было выявлено:
- у большинства родителей выявлены нарушения в налаживании оптимального эмоционального контакте с подростком, к которым относятся неумение выстаивать партнерские отношения (46%), несформиованность потребности в вербализации (словесном контакте) у 57% родителей; наблюдается эмоциональная дистанция в детско-родительских отношениях; родители склонны проявлять чрезмерную заботу (37%) и вмешательство в дела ребенка (46%), что может негативно сказываться на взаимоотношениях.
- определение распределения ролей в семье показало, что супруга выполняет такие роли, как: воспитание детей, поддержание эмоционального климата в семье, организация досуга и развлечений членов семьи. Роль же супруга в семье заключается в ее материальном обеспечении и выполнении роли «хозяина».
- 34% родителей продемонстрировали преобладание симбиотического типа детско-родительских отношений; у 30% родителей наблюдается склонность к авторитарному воспитанию. 35% испытуемых склонны к принятию ребенка таким какой он есть, со всеми положительными и отрицательными чертами характера.
- у 40% родителей выявлена гиперпротекция, у 33% выявлен другой тип дисгармоничного воспитания - гипопротекция, потворствование прихотям и желаниям подростков (33%), недостаточность требований- запретов (32%) и минимальность санкций, которые предъявляются подростку (33%). У 38% родителей выявлена неустойчивость стилей семейного воспитания.
Исходя из полученных данных, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка и программа коррекции детско-родительских отношения в данных семьях, как одной из составляющих модели. Программа направлена на оптимизацию детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической компетентности родителей; приобретение навыков конструктивного взаимодействия с подростком. Используемыми формами работы являются: индивидуальное консультирование по запросу, беседы, групповые дискуссии, тренинги, круглые столы.
Контрольный этап диагностического исследования позволил сделать вывод о динамике особенностей семейного воспитания родителей, воспитывающих делинквентного подростка:
- снизилась эмоциональная дистанция между родителями и
подростками; улучшились эмоциональные отношения;
- снижение уровня влияния неэффективных стилей воспитания (гиперпротекция, гипопротекция); повышение уровня устойчивости стиля воспитания;
- повысилось количество мужчин, реализующих воспитательную функцию;
- произошло снижение склонности родителей к симбиотическим отношениям с подростком, а также склонности к авторитарному стилю воспитания.
Эффективность применения данной программы была подтверждена методами обработки данных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - разработанная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей делинквентного подростка позволяет снизить уровень делинквентности среди подростков, повысить эффективность взаимодействия в системе «психолог - родители - подростки», и уровень психологической компетентности родителей.



1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2015.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2012, 384 с.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М., 2011.
4. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 2-1.
5. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. 181 с.
6. Беличева С.А. Социально-психологическая адаптация подростков. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2010.
7. Беляева С.И. Психологическая поддержка матери подростка с делинквентным поведением - М., 2013.
8. Божович Л.И. Психологические особенности развития подростка. -М.: Просвещение, 1979. -39 с.
9. Васягина Н.Н. Предикторы делинквентности подростков// Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2015. С. 25-29.
10. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №2.
11. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов - 4 - е изд. , испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Фонд "Мир", 2015.
12. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1, 2012. - с. 51-56.
13. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ О.С. Газман // Директор школы. - 2014. - № 3. - с. 51-58.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. -
метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое
общество России, 2014. - 276 с.
15. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория//Соц. Исследования, 2013.
16. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С. Моделирование как метод научного исследования. - М., 2012.
17. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. СПб: ПОНИ, 2014.
18. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. №3.
19. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Змановская. - 5-е изд., стер. - М.:Издательский центр "Академия", 2011. - 288 с.
20. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. — М., 2012, 173 с.
21. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Семья как субъект психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, Материалы Международной научной конференции «Совершенствование в оспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция т еории и практики», Рязань, 2015.
22. Кашина Л.А. Особенности девиантности несовершеннолетних осужденных в условиях современного российского общества (на материалах Иркутской области): монография. - Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2015. 

правонарушителя. М.: Юридическая литература, 2011, 136 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2012, 254 с.
25. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников/ Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010, 156 с.
26. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии:учеб. пособие/ Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2016, 320с.
27. Королев В.В. Психические отклонения у подростков- правонарушителей. - М., 2012.
28. Крюкова Е.В. К вопросу о направлениях психологического сопровождения личности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы/Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование воспитательной, психолог ической работы в УИС: интеграция теории и практики», Рязань, 2015.
29. Кудрявцев В.И. Генезис преступного поведения. - М., 2013.
30. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М., 2010.
31. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 2012. Т. 17. № 5. — С. 76-89.
32. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 2011.
33. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// А.Е. Личко. - Изд-во: "Речь", 2013 г. - 256 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2015.
35. Немов Р.С. Психология. -М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2015, 512 с.
36. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. - СПб: Издательство «Речь», 2013.
37. Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследований/ П.И. Образцов. - СПб : Питер, 2014.
38. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013, 319 с.
39. Овчарова Р.В. Семья как воспитательный микросоциум // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. Ч. 2. — Курган, 2012.
40. Осипов П.С. Моделирование психолого-педагогического сопровождения как способ повышения профессионального развития специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.
41. Панкратова Л.Э. Новые подходы в подготовке специалистов / Л.Э. Панкратова. - М., 2015. - 170 с.
42. Пилиева Д.Э. Благополучная семья - важнейший фактор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних// Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - Общественные науки. - 2011. - №4.
43. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2016, с. 282.
44. Рамедник Д.М. Общая психология и психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамедник. - М.: ФОРУМ, 2013, 303 с.
45. Реан А.А. Семьи и дети группы риска (проблемы профилактики преступности несовершеннолетних) // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. М.: МУ МВД России. 2013, с. 23-33.
46. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2016.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2012.
48. Рощина О.Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации // Социально-педагогическая поддержка ребенка: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Иванова. - М.: АПКиППРО, 2013.
49. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.
— СПб.: Речь, 2014, 350 с.
50. Смирнов И.П. Психология взросления/Профессиональное образование. М., 2012. - №10, с. 44-47.
51. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / Е. В. Коротаева, Т. Л. Аракелова, Т. В. Безродных и др. ; под ред. Е. В. Коротаевой.
- Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 172 с.
52. Устинова Н.А., Бармина А.О., Утробина А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на развитие делинквентного поведения подростков / Сборник научных трудов «Актуальные проблемы психологии личности», том 14, 2017.
53. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 2012.-47 с.
54. Чистякова Г.Н. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков / Г.Н. Чистякова. - Красноярск: Издательство КГПУ, 2013, с.92.
55. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / Шакурова М.В. - М., Академия, 2016, с. 265.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ