Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте
1.1 Проблема исследования самооценки в трудах зарубежных и отечественных
психологов 7
1.2. Психологические особенности самооценки младшего школьного
возраста 13
1.3. Формы и методы оптимизации самооценки в младшем школьном
возрасте 27
Глава 2. Эмпирическое исследование в младшем школьном возрасте
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация данных 37
2.3. Программа по оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте.42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение 1 58
Приложение 2
На нынешнем этапе развития образовательной системы в рамках исполнения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования растет роль формирования у современных школьников универсальных учебных действий (УУД). Итогом усвоения таких личностных действий становится развитие способности соотнесения собственных поступков с общепринятыми моральными, этическими нормами, оценивать свое поведение, поступки. Соответственно, одним из перечня обязательных компонентов личностных УУД стало формирование самооценки, позитивного отношения к самому себе, окружающему миру.
У каждого человека имеется о себе определенное представление, слагается которое из элементов самонаблюдения за переживаниями и поведением, а также впечатлений, отзывов других людей. Это представление является отдельным элементом особого психологического аппарата - действенного механизма саморегуляции человека - его самооценки. Без наличия самооценки - оценки индивидом совершаемых им действий и психических свойств, проявляющихся в этих действиях - поведение личности не способно быть саморегулирующимся. В значительной степени самооценкой определяется активность человека, его отношение к себе, другим, она становится частью самосознания, Я-концепции (Р. Берне, В.В. Столин).
Самооценка личности, по сути, довольно устойчивое, и одновременно исключительно динамичное образование, способное изменяться под действием разнообразных факторов, не прекращающее собственное развитие в ходе всей человеческой жизни. Однако многочисленные исследования демонстрируют, что развитие данного психологического механизма теснейшим образом связано с социумом, на первых порах человеческой жизни - ребенка - с имеющимся мнением о нем, с оценкой его качеств, действий значимыми близкими. В первую очередь, это родители, далее учителя, сверстники и пр. (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштайн, Ж. Морено, Р. Берне и т.д.).
К сожалению, мало кто становится счастливым обладателем адекватной и устойчивой самооценки. Довольно часто родителям, педагогам, психологам предстоит столкнуться с неадекватной самооценкой собственных детей, воспитанников. Поэтому проблема верного формирования, развития у ребенка адекватной самооценки уже в первые годы его жизни всегда актуальна, это серьезная, важная задача в системе современного образования, развития, воспитания.
Среди наиболее синзитивных стадий онтогенеза для детского развития, развития самооценки ребенка значится младший школьный возраст (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский). В данном возрасте происходит освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических функций. Ребенок начинает соотносить действия с внутренним планом, происходит возникновение рефлексии, самоконтроля, а, соответственно, и самооценки. Для ребенка для деятельного развития в данный период новой ситуацией становится учебная деятельность. Ребенок в рамках текущего учебного процесса сталкивается с оценкой себя с помощью школьной оценки. Наряду с социальной, родительской оценкой, школьное оценивание в это время является одним из ключевых факторов, которым оказывается влияние на формирование детской самооценки, ход развития глобальной личностной самооценки.
Соответственно, необходимо, чтобы учителя начальных классов, психологи, родители ребенка обладали знаниями о возрастных особенностей младших школьников, психологических аспектах влияния текущего учебного процесса на процесс формирования самооценки учеников в целях реализации дифференцированного, индивидуального подхода в обучении.
Проблема по формированию в младшем школьному возрасте самооценки актуальна и, как видно, довольно широко рассмотрена в зарубежной, отечественной науке. Однако, по-прежнему не полностью рассмотрены факторы влияния активного учебного процесса на течение формирования личности ребенка, включая его самооценку.
Цель работы является: обоснование и разработка программы оптимизации самооценки обучающихся в младшем школьном возрасте.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самооценки в младшем школьном возрасте .
2. Выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
3. Составить и апробировать программу по оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать эффективность программы с помощью эксперимента
Объект: самооценка в младшем школьном возрасте.
Предмет: оптимизация самооценки в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: Оптимизация самооценки младших школьников будет успешна при условии проведения коррекционной программы с учетом возрастных особенностей детей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формировании самооценки младших школьников, понятийно-терминологический анализ, обобщение научных данных;
• эмпирические:
• метод математической статистики
Методики исследования. Для изучения уровня самооценки младших
школьников были использованы:
тест «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской;
методика «Кто я?» (модификация А.М. Прихожан методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна).
Методологической основой исследования являются отечественные, зарубежные концепции по развитию личности, ее самооценки (Н.А. Батурин, Б.Г. Ананьев, Р. Берне, У. Джеймс, И.С. Кон), культурно -историческая концепция авторства Л.С. Выготского о ходе развития ребенка, а также концепция федеральных образовательных государственных стандартов общего образования (А.М. Кондаков, В.С. Леднев, В.А. Поляков, В.В. Фирсов, А.А. Кузнецов, А.Г. Асмолов).
При рассмотрении личностных особенностей мы опирались на основные положения теорий сличности (А. Адлер, А. Маслоу, К. тРоджерс, К. Хорни, Э. Эриксон); принципы чертографического подхода Г. Оллпорта и Р. Кеттела.
Исследование проведено на базе начальной школы МАОУ СОШ №144 Свердловской области, города Екатеринбург.
Дипломная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая- практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Известно, что самооценка как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности, а так же взаимоотношения с окружающими людьми. Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль. Благодаря самооценке индивид становится личностью. Ею формируется потребность соответствовать и уровню окружающих, и уровню личностных собственных оценок.
Наибольшим интересом в процессе развития самооценки обладает школьный младший возраст. Это особый сензитивный период для хода формирования, развития самооценки. Начало школьного младшего возраста принято определять моментом непосредственного поступления в школу. Сейчас границы этого периода установлены в возрасте 6-7 до 9-10 лет
Особенностью данного возрастного периода Липкина А.И. считает обнаружение всех типов самооценки (завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая при неадекватном занижении либо завышении)
Самооценка личности, как педагогическая категория, формируется в общении, деятельности, преимущественно складываясь на основе сравнения себя и других, оценок других людей. Познание собственных особенностей реализуется посредством познания особенностей другого человека, дифференциацию, сличение, самоанализ.
Факторов, прямо влияющих на формирование самооценки у младшего школьника.
1. Мнение родителей, используемый стиль домашнего воспитания.
2. Наличие (отсутствие) комплекса навыков учебной деятельности, непосредственная оценка учителя
3. Оценка одноклассников.
4. Собственный жизненный опыт.
Современными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что особое воздействие на младших школьников имеют педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.
Анализирую литературу, мы выделили следующе технологии:
2) Формирование самооценки младшего школьника в системе проектной деятельности.
3) Одним из наиболее эффективных способов формирования адекватной самооценки личности является рефлексия своей деятельности.
4) Формировать самооценку младших школьников средствами арт- терапии.
5) Игротерапия как метод формирования самооценки младшего школьника
6) Психогимнастика
В проведенном исследовании для проверки эффективности программы по оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте использовался Т-критерий Вилкоксона. Исследование показало, что процент детей с нормальной и адекватной самооценкой по двум методикам имеет среднее значение роста - 50%, это подтверждает и математический анализ. Таким образом данное исследование доказывает верность нашей гипотезы- оптимизация самооценки младших школьников будет успешна при условии проведения коррекционной программы с учетом возрастных особенностей детей, подтверждается.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г.. - М.: Просвещение, 2013. - 288с.
2. Бушталлер К. В. Исследование ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 116-120. - URL:http://e-koncept.ru/2015/95067.htm
3. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. - 2008. - № 14. - С. 16-17.
4. Галимова Э. Р. Формирование адекватной самооценки младших школьников средствами арт-терапии// Интеграция науки и практики в современных условиях Материалы VII Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. г 2016 С. 50-53
5. Д.Б. Эльконин. - М.: Институт практической психологии, 2012.
6. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 46-50. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95516.htm
7. Долгова В.И. Гуманистическая психология о личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 1999. - С. 249-252.
8. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Champ ionship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 41-45.
9. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с
10. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
11. Захарова А.В., Психология формирования самооценки.-Минск, 2010.¬19с., 71с.
12. И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 2010.
13. Иванова Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы // Современные проблемы науки и об - разования. 2014. №3; URL: http://www.science-education.ru/117-13042..
14. Киселева Е.А. Самооценочные бланки как средство оптимизации формирования самооценки младшего школьника в проектной деятельности// Вестник научных конференций №9 г. 2016 С 140-142].
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 448с
16. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с анг. под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, 2009. - 320 с.
17. Липкина А.И. Самооценка Школьника. - М., «Знание», 1976. - 263 c.
18. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. М.: Наука, 2010. 392 с.
19. Потапова Н.В. Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников// Наука и образование: новое время №16 г 2016 С564-566
20. психокоррекции [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2011.
21. Роджерс К. О становлении личности. - М.: Прогресс, 2010. - 314 с.
22. Самылова О.А., Дмитриевских С.С. Особенности самооценки младших школьников / Вестник Шадринского государственного педагогического университета». 2016 г.165-169.
23. Сергеева Б. В., Габелия Т. К. Педагогические условия формирования
самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9-12. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/(дата обращения: 26.05.2018)
24. Сергеева Б.В. , Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте //Международный журнал экспериментального образования. -
2016. - № 1 - С. 128-132
25. Сергеева Б.В. Педагогические условия формирования профессионально - познавательной активности будущего учителя начальных классов // Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 10. - С. 136-145.
26. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/archive/140/39396/(дата обращения: 26.05.2018)
27. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте//Международный научный журнал - Молодой учёный .
2017. №6. II ч. С. 207
28. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и
29. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] /
30. Шагиева А. И. Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 26-30
31. Шупарова К.В. Подходы к пониманию самооценки младших
школьников в зарубежной и отечественной психологии/URL-
http://docplayer.ru/52869055-Podhody-k-ponimaniyu-samoocenki-mladshih-shkolnikov- v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii.html2014г.
32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]
33. James W. Psychology: Briefer Course [Text] / N.Y., 2002.
34. Mruk C. Self-esteem: Research, theory and practice [Text] / N.Y., 2009.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг. - М.: Прогресс, 2006. - 342 с.
36. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 151-155. - URL:http://e-koncept.ru/2015/95074.htm