Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ К ОТЦУ И МАТЕРИ

Работа №96062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение:
Глава 1: Теоретика методологическое обоснование исследования особенностей отношения подростков к отцу и матери.
1.1. Исследовании проблемы детско-родительских отношений в отечественной и зарубежный психологии 5
1.2. Специфика отношений с родителями у подростков 26
1.3. Роль отношений с отцом и матерю для ребенке 40
Глава 2: Эмпирическое исследование особенностей отношения к отцу и
матери у подростков.
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования отношения подростков
исследования отношения подростков к отцу 45
2.3. Анализ результатов исследования отношения подростков
исследования отношения подростков к матери 50
2.4. Сравнительный анализ отношения к отцу и матери у
подростков 58
Заключение
Список литература.


Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья - подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Взаимоотношения подростков с родителями имеют свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во- вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он - не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Семейные отношения подростка охватывают его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами, другими членами семьи. В данной работе мы подробнее затронем вопросы, касающиеся взаимоотношений подростков с родителями. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А.Спиваковская, А.Захаров, Ю.Гиппенрейтер, М.Буянов, З. Матейчик, Г.Хоментацкис, А.Фромм, Р.Снайдер и др.) Главное в воспитании ребенка - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно поэтому тема нашей работы является актуальной.
В нашей работе мы рассмотрели такие важные аспекты как взаимоотношения подростка с родителями , потребность во взаимном общении подростка с родителями, потребность во взаимном общении подростка и родителей, особенности взаимного восприятия подростка и родителей, влияние семейного воспитания на подростка: стили и факторы родительского воспитания, влияние дисгармонии семейных отношений родителей на подростка , а так же влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков.
Целью исследования является изучение отношений подростков к отцу и матери
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: отношения подростков к отцу и матери
Гипотеза: Существуют значимые различия в отношениях подростков к отцу и матери, обусловленные типами воспитания подростков отцами и типами воспитания подростков матерями
Задачи:
1. Обобщить теоретические представления по проблеме детско- родительских отношений, накопленных в рамках отечественной и зарубежной психологии.
2. Исследовать особенности отношения подростков отцу и матери в и условия семейного воспитания.
3. Выявить наличие связи между особенностями отношения подростков к семье и условиями семейного воспитания.
Данная работа состоит из содержания, введения, теоретической части, методологической части, экспериментальной части, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении следует сказать о том, что семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка. Семья обеспечивает ребенка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка.
В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и подростка чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и в семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Выдвинутые нами гипотезы о том, что между типами семейного отношение подростков отцами и типами воспитания подростков матерями существует значимая прямая корреляционная зависимость, а также о том, что между типами семейного отношения родителями подростков и особенностями отношения подростков к родителям существует значимая прямая корреляционная зависимость, были подтверждены в результате экспериментального исследования.
Было установлено, что есть значимая прямая корреляционная зависимость между типами семейного воспитания подростков отцами и типами отношения подростков матерями. А также было доказано, что существует значимая прямая корреляционная зависимость между типами
семейного воспитания родителями подростков и особенностями отношения подростков к родителям.
Результаты полученные в ходе нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Подростки описывают своего отца следующим образом - отец не направляет их, не заставляет подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе; он представляется человеком отгороженным от проблем семьи; отец представляется человеком совершенно непредсказуемым, с достаточной степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции. А свою мать подростки описывают следующим образом - мать не ориентируется на мнение окружающих; практически не поощряют подростков, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание; наблюдается также резкая смена стиля и приемов воспитания.
2. Отцы при воспитании дочерей удовлетворяют любые их потребности, используют чрезмерное количество запретов, при этом не применяет никакие наказания. Отцы испытывают неуверенность при воспитании дочерей и очень боятся их потерять. Следует также отметить, что отцы при воспитании сыновей приписывают им чрезмерное количество обязанностей, но используют недостаточно запретов и санкций. Матери при воспитании дочерей удовлетворяют любые их потребности, предъявляют недостаточно требований-обязанностей и запретов, не применяют санкций. Следует также отметить, что матери при воспитании сыновей стараются удовлетворить любые их потребности, выставляют недостаточно запретов и не применяют санкций.
3. Для уточнения условий семейного воспитания нами была разработана анкета для родителей, анализ которой показал, что наибольшее число семей гармоничные, в них воспитывается двое детей, материальное положение удовлетворительное. Взаимоотношения в семье между детьми и родителями, а также между супругами уважительные и доверительные.
4. Были установлены значимые корреляционные связи по методике «Анализ семейного воспитания» между типами воспитания подростков отцами и типами воспитания подростков матерями.
А также были установлены значимые корреляционные связи между типами семейного воспитания подростков отцами и особенностями отношения подростков к отцу. Следует также отметить, что связи между типами воспитания подростков матерями и особенностями отношения подростков к матери не обнаружены. Это говорит о том, что главной значимой фигурой для подростков является мать, т.е. несмотря на то, какой тип воспитания она применяет по отношению к ним, подростки не меняют своего отношения к ней.
Таким образом, можно говорить о том, что между особенностями отношения подростков к семье и условиями семейного воспитания существует прямая зависимость (связь).



1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
2. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М.; Просвещение. 1991.
3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Серия: Выпуск 9. М.: «ФОЛИУМ», 1995, 2-е изд.
4. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание,1976.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи, 1996.
6. Ермолаев О.Ю. Матеметическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003.
8. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии, 1992, №2.
9. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, №4, 2000. С. 29-38.
10. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986.
11. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
12. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования, №5, 1998. С. 98-104.
13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
14. Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. Дисс. ...канд. психол. наук. СПб., 2000.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 5еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз.1999.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.
18. Плотниекс И.Э. Психология в семье,1991.
19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др., Под ред. Е.Г.Силяевой, - М.: Издательский центр «Акадамия», 2002.
20. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена- корреспондента РАО А.А.Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. (Серия «Психологическая энциклопедия»).
21. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Изд.дом «БАХРАХ-М», 2002.
22. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, 2000.
23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. (Серия «Мастера психологии»).
24. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер.с англ.: улучш.изд. - М.: Педагогика - Пресс, 1992.
25. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2001.
26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002.
27. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) СПб.: Химиздат, 2001.
28. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, №3, 2000.
29. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. в виде науч. доклада на соиск. докт. псих. наук. М., 1997.
30. Социальная педагогическая психология. А.А. Реан, Я.Л.
Коломинский. Серия «Мастера психологии». - СПб.: ЗАО
«Издательство «Питер», 1999.
31. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул. /Г.Г. Аракелов, Н.М.Жариков, Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990.
32. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической
психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
33. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1987.
34. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
35. Хансхайнц Райнпрехт. Воспитание без огорчений. Пер. с нем. Наталья Брускова. М.: «Семья и школа», 2000.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ