Глава 1. Феномен миграции на постсоветском пространстве: понятие,
структура и значение 7
1.1. Г еополитическая характеристика постсоветского пространства 7
1.2. Понятие, виды и структура миграции 21
1.3. Правовое регулирование миграционных процессов Российской
Федерации, Украины и Ресублике Казахстан 33
Глава 2. Анализ миграционной ситуации на постсоветском пространстве .... 50
2.1. Факторы направления миграции на постсоветском пространстве 50
2.2. Анализ миграционной ситуации в Российской Федерации, Украине и
Республике Казахстан 63
2.3. Прогноз развития миграционных процессов России, Казахстана и
Украины 72
Заключение 82
Список использованной литературы и источников 89
Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что для современного мира характерны глобальные миграционные процессы, без которых было бы невозможно нормальное функционирование народно¬хозяйственного комплекса каждого государства и мирового хозяйства в целом. Миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и экономику. Приток и отток мигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, на уровень преступности, на межнациональные отношения.
Миграционные процессы играют сегодня важную роль в жизни стран СНГ, обеспечивая освоение территории стран, перераспределяя население и трудовые ресурсы.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределения населения по территориям стран в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые соразмерности требуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах стран, что вызывает необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей 3
экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств.
Довольно сложно оценить, сколько глобальных мигрантов в действительности существует в любой момент времени, и поэтому, хотя мы предлагаем некоторые статистические данные, мы предлагаем их с некоторой осторожностью. Например, во многих случаях официальная статистика по миграции не включает людей, въехавших за границу без необходимой юридической документации. Другими словами, официальная статистика может не включать некоторых мигрантов.
Объектом исследования данной работы является постсоветское пространство.
Предметом исследования данной работы являются миграционные процессы на территории Российской Федерации, Украины, Республики Казахстан.
Хронологические рамки исследования: данная работа охватывает миграционную политику 1991-2018г.
Территориальные рамки исследования. В данной работе рассматривается миграция на территории Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины.
Степень изученности проблемы. Данную тему в последнее время очень часто рассматривают историки, аналитики и социологи. Так как миграция имеет не только экономический характер, но и социальный политический аспект. Особенно отчётливо видны причины и последствия трудовой миграции в работах Урусовой Е, Еременко Л, Юдиной Т. Аспекты трудовой миграции к настоящему времени изучены достаточно хорошо. Однако точного прогнозирования и решения проблем еще нет.
Цель - анализ современных процессов в сфере миграции и прогнозирование миграционной политики на территории Российской Федерации, Республике Казахстан и Украине до 2030г.
Задачи:
1. Исследовать геополитическое положение Постсоветского пространства;
2. Изучить теории миграции;
3. Рассмотреть миграционные законы и правовые акты;
4. Выявить причины и последствия миграции;
5. Проанализировать миграцию в Российской Федерации, Украине и Республике Казахстан;
6. Дать прогноз миграционной ситуации в России, Украине, Казахстане;
Источниковая база исследования: В работе был использован материал из работ по изучаемой теме. Т. Юдиной, С. Рязанцева которые рассматривали социальный фактор миграции. В настоящее время существует достаточно широкий круг научных трудов в данной области.
Среди исследований российских и зарубежных авторов следует выделить работы О. Воробъевой, В. Староверова, В. Вечканова, В. Ионцева, А. Ахиезера, Л. Рыбаковского.
Различные аспекты политических, социально-экономических и других факторов, обусловливающих развитие миграции, нашли отражение в работах Б. Безбородова, Ж. Зайончковской, Т. Заславской, Д. Мирона, В. Ионцева, И. Алешковского.
Методы исследования. В работе были использованы теоретические методы исследования: метод классификации, который базируется на пяти категориях, обусловленных временным фактором: тип, вид, форма, причина, стадия; метод схематизации и статистический метод, включающие в числе прочих подходов анализ, синтез, дедукцию и индукцию .
В качестве эмпирических методов были проведены контент и ситуационный анализы.
Совокупность используемых методов позволяет комплексно изучить объект, рассмотреть развитие компонентов предмета исследования, достигнуть цели и выполнить поставленные задачи.
Описание структуры курсовой работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из: аннотации, введения; первой главы; состоящей из трех параграфов; второй главы; состоящей из трех параграфов и ситуационного анализа; заключения и списка используемой литературы.
Постсоветское пространство - геополитический термин, значение которого охватывает группу стран, входивших в мировой лагерь социализма, где главную роль играл СССР.
В 1991 г. постсоветское пространство распалось на несколько частей, социально-экономическая и политическая ситуация в которых была весьма различной. Страны Восточной и Центральной Европы являлись суверенными государствами, хотя и поставленными в тесную зависимость от Советского Союза, членами ООН и ее специализированных агентств, которые в общем претендовали на проведение самостоятельной внешней и внутренней политики. С годами они научились достаточно умело обходить жесткие требования лояльности со стороны руководства СССР и одновременно ловко пользоваться возможностями, которые им предоставляло это союзничество в смысле обеспечения дешевыми нефтепродуктами, надежного международного положения, культурных связей, обменов, контактов и т.д [Антонович И.И.,2011, с.120].
Миграция на территории Постсоветского пространства всегда имела важное значение. Миграция — это любое территориальное перемещение, которое совмещается между населенными пунктами одной или несколько административно-территориальных единиц, независимо от времени пребывания и преследуемой цели. Данное определение является наиболее распространенным, но цель перемещения определяет характер миграции, и поэтому зависимость миграции от преследуемой цели обязательно должна быть учтена в определении. Также он выделил три важные функции миграции: функция перераспределения, селективная и ускорительная функции. [Рыбаковский Л.Л., 2003, с.134].
В работе выделяется несколько теорий, которые объясняют причины и направленность миграционных процессов:
Наиболее распространена классическая теория, в которой представлены соотношения факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как основных движущих силах. Согласно классической теории избыточные трудовые ресурсы мигрируют в основном из сельских районов с низкой производительностью в более развитые урбанизированные районы. Часто миграция происходит из -за индивидуального представления о более благополучных районах и странах и не исходит от фактических вещей. Например, многие экономисты - неоклассики объясняли миграционные потоки урбанизированные районы с высокой безработицей [Юдина Т.Н., 2005, с. 107].
Виды миграции зависят от потока и числа людей, часто участвующих, причин их перемещения, времени, которое они тратят на миграцию, и характера этой миграции В.А. Ионцев выделяет несколько типов миграции: межконтинентальная миграция, сельско-городская миграция, принудительная или недобровольная миграция, импульсная миграция, сезонная миграция, долговременная и краткосрочная миграция [Ионцев В. А.,2013, с. 13].
Научные взгляды теоретиков в области миграции служат для понимания причин и факторов не только прошлых, но и современных процессов международной миграции. Изучение теоретических подходов помогает понять закономерности и последствия миграционных В настоящее время реализуется Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 годы, утвержденная Советом глав государств СНГ 10 октября 2014 года.
Миграционное законодательство является частью правовой системы каждой страны, и основные тенденции его формирования и модернизации связаны с ее становлением на различных этапах развития общества.
В рамках Содружества Независимых Государств была создана комплексная правовая база сотрудничества стран СНГ в противодействии незаконной миграции.
6 марта 1998 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а 25 января 2000 года утверждено Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства - участники Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции.
Этими документами заложена основа правовой базы по осуществлению взаимодействия стран Содружества в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.
На постсоветском пространстве в последние годы происходит сдвиг в сторону более позитивного понимания роли миграции в региональном развитии процессов, строить прогнозы, проводить более взвешенную и рациональную миграционную политику.
Анализ миграции в Российской Федерации, Украине и Республике Казахстан показал, что с 2018 года сокращается прирост постоянного населения. За счёт миграции всё меньше восполняется естественная убыль населения. По прогнозу, начиная с 2014 года начинаются значительные изменения в структуре населения, сокращается численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов.
Потребность экономики стран в дополнительных трудовых ресурсах вызывает необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств.
Постсоветское пространство - геополитический термин, значение которого охватывает группу стран, входивших в мировой лагерь социализма, где главную роль играл СССР.
В 1991 г. постсоветское пространство распалось на несколько частей, социально-экономическая и политическая ситуация в которых была весьма различной. Страны Восточной и Центральной Европы являлись суверенными государствами, хотя и поставленными в тесную зависимость от Советского Союза, членами ООН и ее специализированных агентств, которые в общем претендовали на проведение самостоятельной внешней и внутренней политики. С годами они научились достаточно умело обходить жесткие требования лояльности со стороны руководства СССР и одновременно ловко пользоваться возможностями, которые им предоставляло это союзничество в смысле обеспечения дешевыми нефтепродуктами, надежного международного положения, культурных связей, обменов, контактов и т.д [Антонович И.И.,2011, с.120].
Миграция на территории Постсоветского пространства всегда имела важное значение. Миграция — это любое территориальное перемещение, которое совмещается между населенными пунктами одной или несколько административно-территориальных единиц, независимо от времени пребывания и преследуемой цели. Данное определение является наиболее распространенным, но цель перемещения определяет характер миграции, и поэтому зависимость миграции от преследуемой цели обязательно должна быть учтена в определении. Также он выделил три важные функции миграции: функция перераспределения, селективная и ускорительная
функции. [Рыбаковский Л.Л., 2003, с.134].
В работе выделяется несколько теорий, которые объясняют причины и направленность миграционных процессов:
Наиболее распространена классическая теория, в которой представлены соотношения факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как основных движущих силах. Согласно классической теории избыточные трудовые ресурсы мигрируют в основном из сельских районов с низкой производительностью в более развитые урбанизированные районы. Часто миграция происходит из -за индивидуального представления о более благополучных районах и странах и не исходит от фактических вещей. Например, многие экономисты - неоклассики объясняли миграционные потоки урбанизированные районы с высокой безработицей [Юдина Т.Н., 2005, с. 107].
Виды миграции зависят от потока и числа людей, часто участвующих, причин их перемещения, времени, которое они тратят на миграцию, и характера этой миграции В.А. Ионцев выделяет несколько типов миграции: межконтинентальная миграция, сельско-городская миграция,
принудительная или недобровольная миграция, импульсная миграция, сезонная миграция, долговременная и краткосрочная миграция [Ионцев В. А.,2013, с. 13].
Научные взгляды теоретиков в области миграции служат для понимания причин и факторов не только прошлых, но и современных процессов международной миграции. Изучение теоретических подходов помогает понять закономерности и последствия миграционных В настоящее время реализуется Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 годы, утвержденная Советом глав государств СНГ 10 октября 2014 года.
Миграционное законодательство является частью правовой системы каждой страны, и основные тенденции его формирования и модернизации связаны с ее становлением на различных этапах развития общества.
В рамках Содружества Независимых Государств была создана комплексная правовая база сотрудничества стран СНГ в противодействии незаконной миграции.
6 марта 1998 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а 25 января 2000 года утверждено Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства - участники Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции.
Этими документами заложена основа правовой базы по осуществлению взаимодействия стран Содружества в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.
На постсоветском пространстве в последние годы происходит сдвиг в сторону более позитивного понимания роли миграции в региональном развитии процессов, строить прогнозы, проводить более взвешенную и рациональную миграционную политику.
Анализ миграции в Российской Федерации, Украине и Республике Казахстан показал, что с 2018 года сокращается прирост постоянного населения. За счёт миграции всё меньше восполняется естественная убыль населения. По прогнозу, начиная с 2014 года начинаются значительные изменения в структуре населения, сокращается численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов.
Потребность экономики стран в дополнительных трудовых ресурсах вызывает необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределения населения по территориям стран в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые соразмерности требуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах стран, что вызывает необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Рассматривая миграцию в странах постсоветского пространства, можно выделить три страны где активно развиваются миграционные процессы: Россия, Украина и Казахстан. В нашем исследовании мы будем рассматривать возможные варианты развития миграции конкретно в этих странах.
Можно выделить несколько вариантов развития событий:
• Падение численности экономически активного населения и рост безработицы.
• Прирост иностранной рабочей силы.
• Переизбыток и недостаток работников.
• Смена властей и уменьшение потока мигрантов.
По нашему мнению, наиболее вероятный сценарий «Переизбыток и недостаток работников», так как уже есть данные статистики о том, что с каждым годом мигрантов становится все меньше, что касается России, то ей нужно принимать по 500 тыс. мигрантов в год, чтобы избежать сокращения населения.
В результате миграционный прирост населения составил в 2018 году 124,9 тыс. человек. Это самый низкий показатель, согласно данным текущего учета миграции, который ведется с 2004 года.
Нельзя сказать о том, как дальше будет выстраиваться миграция в странах Азии, но законы будут меняться это точно. У всех стран безусловно есть проблемы, такие как нелегальная миграция и низкоквалифицированные работники, но, чтобы избежать таких экономических проблем нужны модернизация, инновационное развитие и повышение
конкурентоспособности отраслей экономики и мы считаем, что процесс запущен и скоро начнутся перемены на постсоветском пространстве. К примеру, в настоящее время производится модернизация модельного комплекса прогнозирования трудовой миграции, воспроизводства населения и экономического развития в направлении разделения работников на квалифицированных и неквалифицированных. Так же в скором времени возможно будут возможны более четкие прогнозы востребованности специалистов, что позволит снизить уровень безработицы.
Миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям относят: смягчение безработицы; инвестиции эмигрантов в экономику своей страны; сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов; эффект мультипликатора проявляется в том случае, если они находят работу и вносят свой вклад в национальный ВВП за счет более высокого уровня совокупного спроса, потоки доходов (денежные переводы): денежные переводы, отправленные мигрантами домой, дополняют валовой национальный доход домашних стран [Ходов Л.Г., 2015, с.620].
К отрицательным последствиям можно отнести: отток высококвалифицированных кадров или «утечка мозгов»; потеря при переводах в другие страны; давление на цены на недвижимость: растущий спрос на жилье, который усиливает цены и арендную плату; риск бедности; социальное давление; социальная напряженность, возникающая из-за проблем интеграции сотен тысяч дополнительных работников в местные районы и регионы; рост безработицы среди местного населения, т.к. ряд работодателей предпочитают более дешевую рабочую силу; желание скрыть получаемые доходы от налогообложения [Васильева А.В. 2015, с. 20-32].
Что касается изменений в социокультурной сферы, то с каждым годом все большую политическую проекцию приобретает транслируемый трудовыми мигрантами в принимающие общества национальный дискурс и практическое насильственное внедрение присущих им религиозных норм и образа жизни, стимулируя тем самым неконтролируемые политические процессы [Попова О.В., 2011, с. 58-60].
Миграция порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, когда этнические общности неизбежно начинают конкурировать между собой в области занятости, проживания и общения. На фоне неблагополучных экономических условий, сокращения возможности в удовлетворении элементарных потребностей мигранты сталкиваются с потерей своих прошлых статусных характеристик. У большинства приехавших на новое место формируется негативное, а иногда и враждебное отношение к новой среде [Громыко В.А., 2008, с. 193-197].
Указанные проблемы требуют нормативных законов регулирования трудовой деятельности мигрантов, обеспечения квалифицированных работников соответствующими рабочими местами, предоставления квот на жилье и медицинского обслуживания, организации не только профессионального переобучения, но и обучения мигрантов русскому языку, культуре и традициям России, что будет способствовать их ассимиляцию в российскую культуру.
Необходимо отметить, что статистика и оценка миграционных процессов бывает довольно противоречивой. Это связано со сложностью и несовершенством существующего механизма учета потока мигрантов. Так, мы имеем данные только об официально зарегистрированных мигрантов, не учитывая нелегальных.
Государственная политика управления миграционными процессами должна обеспечить общее оздоровление демографической ситуации в стране, способствовать решению долговременных социально-экономических задач в интересах всего общества и каждого конкретного человека, в интересах хорошего будущего страны.
перераспределения населения по территориям стран в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые соразмерности требуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах стран, что вызывает необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Рассматривая миграцию в странах постсоветского пространства, можно выделить три страны где активно развиваются миграционные процессы: Россия, Украина и Казахстан. В нашем исследовании мы будем рассматривать возможные варианты развития миграции конкретно в этих странах.
Можно выделить несколько вариантов развития событий:
• Падение численности экономически активного населения и рост безработицы.
• Прирост иностранной рабочей силы.
• Переизбыток и недостаток работников.
• Смена властей и уменьшение потока мигрантов.
По нашему мнению, наиболее вероятный сценарий «Переизбыток и недостаток работников», так как уже есть данные статистики о том, что с каждым годом мигрантов становится все меньше, что касается России, то ей нужно принимать по 500 тыс. мигрантов в год, чтобы избежать сокращения населения.
В результате миграционный прирост населения составил в 2018 году 124,9 тыс. человек. Это самый низкий показатель, согласно данным текущего учета миграции, который ведется с 2004 года.
Нельзя сказать о том, как дальше будет выстраиваться миграция в странах Азии, но законы будут меняться это точно. У всех стран безусловно есть проблемы, такие как нелегальная миграция и низкоквалифицированные работники, но, чтобы избежать таких экономических проблем нужны модернизация, инновационное развитие и повышение
конкурентоспособности отраслей экономики и мы считаем, что процесс запущен и скоро начнутся перемены на постсоветском пространстве. К примеру, в настоящее время производится модернизация модельного комплекса прогнозирования трудовой миграции, воспроизводства населения и экономического развития в направлении разделения работников на квалифицированных и неквалифицированных. Так же в скором времени возможно будут возможны более четкие прогнозы востребованности специалистов, что позволит снизить уровень безработицы.
Миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям относят: смягчение безработицы; инвестиции эмигрантов в экономику своей страны; сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов; эффект мультипликатора проявляется в том случае, если они находят работу и вносят свой вклад в национальный ВВП за счет более высокого уровня совокупного спроса, потоки доходов (денежные переводы): денежные переводы, отправленные мигрантами домой, дополняют валовой национальный доход домашних стран [Ходов Л.Г., 2015, с.620].
К отрицательным последствиям можно отнести: отток высококвалифицированных кадров или «утечка мозгов»; потеря при переводах в другие страны; давление на цены на недвижимость: растущий спрос на жилье, который усиливает цены и арендную плату; риск бедности; социальное давление; социальная напряженность, возникающая из-за проблем интеграции сотен тысяч дополнительных работников в местные районы и регионы; рост безработицы среди местного населения, т.к. ряд работодателей предпочитают более дешевую рабочую силу; желание скрыть получаемые доходы от налогообложения [Васильева А.В. 2015, с. 20-32].
Что касается изменений в социокультурной сферы, то с каждым годом все большую политическую проекцию приобретает транслируемый трудовыми мигрантами в принимающие общества национальный дискурс и практическое насильственное внедрение присущих им религиозных норм и образа жизни, стимулируя тем самым неконтролируемые политические процессы [Попова О.В., 2011, с. 58-60].
Миграция порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, когда этнические общности неизбежно начинают конкурировать между собой в области занятости, проживания и общения. На фоне неблагополучных экономических условий, сокращения возможности в удовлетворении элементарных потребностей мигранты сталкиваются с потерей своих прошлых статусных характеристик. У большинства приехавших на новое место формируется негативное, а иногда и враждебное отношение к новой среде [Громыко В.А., 2008, с. 193-197].
Указанные проблемы требуют нормативных законов регулирования трудовой деятельности мигрантов, обеспечения квалифицированных работников соответствующими рабочими местами, предоставления квот на жилье и медицинского обслуживания, организации не только профессионального переобучения, но и обучения мигрантов русскому языку, культуре и традициям России, что будет способствовать их ассимиляцию в российскую культуру.
Необходимо отметить, что статистика и оценка миграционных процессов бывает довольно противоречивой. Это связано со сложностью и несовершенством существующего механизма учета потока мигрантов. Так, мы имеем данные только об официально зарегистрированных мигрантов, не учитывая нелегальных.
Государственная политика управления миграционными процессами должна обеспечить общее оздоровление демографической ситуации в стране, способствовать решению долговременных социально-экономических задач в интересах всего общества и каждого конкретного человека, в интересах хорошего будущего страны.
1. Ахиезер А. С. Диалектика урбанизации и миграции в России // Общественные науки и современность,2000.№1.78-89с.
2. Баранов Н.А. Геополитика на постсоветском пространстве.2016,16с.
3. Безбородова Т.М. Экономическая составляющая международной трудовой миграции,2012.15с.
4. Бекяшев Д.К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции., 2015. 392 с.
5. Билсборроу Р.Е., Хьюго Грэм, Обераи А.С., Злотник Хания. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных.2003.34с.
6. Вечканов Г.С. Миграция трудовых ресурсов в СССР: Полит.-экон. аспект: Изд-во ЛГУ, 1981.131с.
7. Васильева А.В. Оценка эффективности регулирования международной трудовой миграции в регионе 2015. № 38 (413).20-32с.
8. Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения,2003.24с.
9. Гребенюк.А.А. Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции,2016.17с.
10. Громыко В.А. Социальная адаптация трудовых мигрантов и проблемы толерантности в регионе. № 4, 2008.193-197с.
11. Демографический ежегодник России. 2018: Стат. сб./ Росстат. - М., 2017, 694 с.
12. Заславская Т. И., Рыбаковский Л. Л.Миграция населения,1978.11с.
13. Зиверт Ш., Захаров С., Клингхольц Р.После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса/Демоскоп№475-476.
14. Збарская И.А.Миграция и внутренняя безопасность,2016.45с.
15. Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. 2010, 27с.
16. Ионцев В. А. Модели интеграции мигрантов в современной России и за ее пределами в условиях роста антимигрантских настроений в странах иммиграции,2013.13с.
...