ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Общая характеристика креативности как метода педагогического
явления 10
1.2. Характеристика исследовательской деятельности в образовательном
процессе 23
1.3. Развитие креативности в исследовательской деятельности младшего
школьника 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика креативности учащихся начальной школы в процессе
исследовательской деятельности 45
2.2. Программа занятий по развитию креативности младших школьников
в исследовательской деятельности 57
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Общая характеристика креативности как метода педагогического
явления 10
1.2. Характеристика исследовательской деятельности в образовательном
процессе 23
1.3. Развитие креативности в исследовательской деятельности младшего
школьника 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика креативности учащихся начальной школы в процессе
исследовательской деятельности 45
2.2. Программа занятий по развитию креативности младших школьников
в исследовательской деятельности 57
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность. В настоящее время процесс образования все больше ориентируется на процесс формирования творческой личности учеников, что приводит к поиску новых, более эффективных средств и методов образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию творческого потенциала школьников. Современный образовательный процесс сталкивается с рядом проблем, которые требуют соответствия и создания условий для развития ребенка как субъекта образования и полноценной творческой личности. То есть, одной из главных задач образования на данный момент, является создание благоприятной творческой среды для школьников.
На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие школы, насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
В условиях современного образовательного процесса перед детьми школьного возраста стоит задача не только в усвоении знаний, умений и навыков, но ив готовности ученика к успешному решению как задач учебных, так и творческих. Поэтому возникает острая необходимость раннего развития креативности и творческого потенциала у младших школьников. То есть одной из главных задач образования на данный момент является создание благоприятной творческой среды для школьников. В связи с этим многие зарубежные и отечественные ученые отмечают важность и необходимость включения в образовательный процесс методов продуктивного обучения, развитию навыков исследовательской деятельности, что с раннего школьного возраста будет способствовать интеграции полученных знаний школьников, будет способствовать формированию особого креативного мышления и развитию креативности в целом. Несмотря на большое количество разработок в области креативности, теоретические и практические исследования в области методов, в частности, исследовательской деятельности, изучены не в полной мере. Наряду с этим недостаточно изучена специфика исследовательской деятельности как условия развития креативности младших школьников.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что высокая ценность и важность креативности как категории мышления, для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима. Все эти аспекты делают актуальным необходимость обращения к проблеме творческого развития личности, позволяющей ей самореализовываться, и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности во многом зависит успех и самореализация человека в целом.
Таким образом, возникает проблема: может ли исследовательская деятельность стать эффективным условием развития креативности младших школьников?
Объектом исследования является процесс развития креативности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: исследовательская деятельность, являющаяся условием развития креативности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с выделенным объектом и предметом исследования определим цель исследования, которая заключается в том, чтобы теоретически обосновать возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста и проверить эти возможности в практической деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к исследованию креативности младших школьников;
2) выявить возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста;
3) разработать программу развития уровня креативности младших школьников с опорой на исследовательскую деятельность;
5) проверить эффективности разработанной программы в практической деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки понятия креативности Л.С. Выготского, В.А. Сластенина, теоретические разработки взаимосвязи интеллекта и креативности Д.Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Танненбаума, целостная концепция креативности Я.А. Пономарева, Теория Изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, концепция девергентности Дж. Гилфорд, методы развития креативности С.А. Казаковой, «теория инвестирования» Р. Стенберга, «4П концепция» Д. Урбана, концепция развития креативности Э. Торренса, теоретические разработки понятия исследовательской деятельности, ее этапов и форм А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А. С. Обухова, И.П. Плотникова, В.Г. Разумовского, Н.А. Семеновой, классификация видов исследовательской деятельности В.Г. Разумовского, теоретические разработки условий развития исследовательской деятельности О.А. Ковалевского, В.Н. Дружинина.
Практическая база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 6».
Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют научные представления о развитии креативности детей дошкольного возраста в процессе овладения исследовательской деятельностью, что расширяет теоретическую и эмпирическую базу в данной научной области.
Практическая значимость исследования. На основании полученных результатов составлена программа по обучению исследовательской деятельности, реализация которой позволяет повысить уровень креативности младших школьников через целенаправленную работу по овладению ими умений в исследовательской деятельности. Выводы по данному исследованию могут найти применение в междисциплинарных исследованиях по педагогике и психологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических разработок различных авторов о понятии «креативность» как методе педагогического явления и «исследовательской деятельности» в образовательном процессе. Также теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что обучение исследовательской деятельности влияет на уровень развития креативности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Креативность рассматривается как психологическое свойство личности, интеллектуальная активность, мотивация и чувственность к побочным продуктам деятельности. Структура развития креативности у детей младшего школьного возраста включает в себя три компонента: мотивационно-ценностный (интерес к занятию и положительный эмоциональный отклик), деятельностный (потребность в деятельности) и творческий (активное воображение, фантазия, оригинальность мышления).
2. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, формирующийся в процессе реализации механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность - одно из условий успешного развития креативности младших школьников, так как она предполагает активную деятельность, в ходе которой, школьники применяют приемы поиска, проблематизации, выдвижения гипотез и пр., что приводит не к простому усвоению новых знаний, а к продуктивному их овладению, что является составной частью творческого процесса.
3. Развитие креативности младших школьников в процессе исследовательской деятельности возможно при соблюдении определенных педагогических условий: осуществление личностно-деятельностного подхода; создание комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса; новизна информации, способствующая развитию творческого потенциала учащихся; неформальное, доброжелательные отношения на уроке, создающие благоприятный психологический климат; целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы.
4. Развитие креативности детей младшего школьного возраста возможно с помощью специальной программы занятий, которая направлена на овладение детьми приемами исследовательской деятельности. Программа построена на четырех типах творческих заданий: блока умственной ориентировки, блока аудиального развития, блока эмоционального развития и блока творческой направленности.
5. Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
6. Программа развития креативности младших школьников включает в себя 10 блоков занятий, которые в свою очередь включают в себя определенные упражнения. Состав каждого занятия: подготовительный этап, основной и заключительный этапы. Целью подготовительного этапа является формирование у школьников положительного отношения друг к другу, настрой на работу. Целью основного этапа является проведение упражнений, которые направлены на развитие творческого потенциала школьников, обучение детей исследовательской деятельности. На этом этапе главной задачей предполагалось ознакомление участников программы с теоретическим и практическим материалом по теме программы. Заключительный этап подразумевает рефлексию школьников, выявление трудностей, которые возникли при выполнении заданий, отображение чувств, возникших при выполнении заданий. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, сбор обратной связи от участников программы, развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии, повышение самопринятия и уверенности в себе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ концептуальных положений,
представленных в научной, психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- статистические: качественный и количественный анализ данных, статистическая обработка данных, интерпретация результатов, полученных в процессе исследования.
Методики исследования: тест креативности Торренса и методика исследования уровня развития творческих способностей «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие школы, насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
В условиях современного образовательного процесса перед детьми школьного возраста стоит задача не только в усвоении знаний, умений и навыков, но ив готовности ученика к успешному решению как задач учебных, так и творческих. Поэтому возникает острая необходимость раннего развития креативности и творческого потенциала у младших школьников. То есть одной из главных задач образования на данный момент является создание благоприятной творческой среды для школьников. В связи с этим многие зарубежные и отечественные ученые отмечают важность и необходимость включения в образовательный процесс методов продуктивного обучения, развитию навыков исследовательской деятельности, что с раннего школьного возраста будет способствовать интеграции полученных знаний школьников, будет способствовать формированию особого креативного мышления и развитию креативности в целом. Несмотря на большое количество разработок в области креативности, теоретические и практические исследования в области методов, в частности, исследовательской деятельности, изучены не в полной мере. Наряду с этим недостаточно изучена специфика исследовательской деятельности как условия развития креативности младших школьников.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что высокая ценность и важность креативности как категории мышления, для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима. Все эти аспекты делают актуальным необходимость обращения к проблеме творческого развития личности, позволяющей ей самореализовываться, и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности во многом зависит успех и самореализация человека в целом.
Таким образом, возникает проблема: может ли исследовательская деятельность стать эффективным условием развития креативности младших школьников?
Объектом исследования является процесс развития креативности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: исследовательская деятельность, являющаяся условием развития креативности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с выделенным объектом и предметом исследования определим цель исследования, которая заключается в том, чтобы теоретически обосновать возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста и проверить эти возможности в практической деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к исследованию креативности младших школьников;
2) выявить возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста;
3) разработать программу развития уровня креативности младших школьников с опорой на исследовательскую деятельность;
5) проверить эффективности разработанной программы в практической деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки понятия креативности Л.С. Выготского, В.А. Сластенина, теоретические разработки взаимосвязи интеллекта и креативности Д.Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Танненбаума, целостная концепция креативности Я.А. Пономарева, Теория Изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, концепция девергентности Дж. Гилфорд, методы развития креативности С.А. Казаковой, «теория инвестирования» Р. Стенберга, «4П концепция» Д. Урбана, концепция развития креативности Э. Торренса, теоретические разработки понятия исследовательской деятельности, ее этапов и форм А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А. С. Обухова, И.П. Плотникова, В.Г. Разумовского, Н.А. Семеновой, классификация видов исследовательской деятельности В.Г. Разумовского, теоретические разработки условий развития исследовательской деятельности О.А. Ковалевского, В.Н. Дружинина.
Практическая база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 6».
Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют научные представления о развитии креативности детей дошкольного возраста в процессе овладения исследовательской деятельностью, что расширяет теоретическую и эмпирическую базу в данной научной области.
Практическая значимость исследования. На основании полученных результатов составлена программа по обучению исследовательской деятельности, реализация которой позволяет повысить уровень креативности младших школьников через целенаправленную работу по овладению ими умений в исследовательской деятельности. Выводы по данному исследованию могут найти применение в междисциплинарных исследованиях по педагогике и психологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических разработок различных авторов о понятии «креативность» как методе педагогического явления и «исследовательской деятельности» в образовательном процессе. Также теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что обучение исследовательской деятельности влияет на уровень развития креативности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Креативность рассматривается как психологическое свойство личности, интеллектуальная активность, мотивация и чувственность к побочным продуктам деятельности. Структура развития креативности у детей младшего школьного возраста включает в себя три компонента: мотивационно-ценностный (интерес к занятию и положительный эмоциональный отклик), деятельностный (потребность в деятельности) и творческий (активное воображение, фантазия, оригинальность мышления).
2. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, формирующийся в процессе реализации механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность - одно из условий успешного развития креативности младших школьников, так как она предполагает активную деятельность, в ходе которой, школьники применяют приемы поиска, проблематизации, выдвижения гипотез и пр., что приводит не к простому усвоению новых знаний, а к продуктивному их овладению, что является составной частью творческого процесса.
3. Развитие креативности младших школьников в процессе исследовательской деятельности возможно при соблюдении определенных педагогических условий: осуществление личностно-деятельностного подхода; создание комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса; новизна информации, способствующая развитию творческого потенциала учащихся; неформальное, доброжелательные отношения на уроке, создающие благоприятный психологический климат; целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы.
4. Развитие креативности детей младшего школьного возраста возможно с помощью специальной программы занятий, которая направлена на овладение детьми приемами исследовательской деятельности. Программа построена на четырех типах творческих заданий: блока умственной ориентировки, блока аудиального развития, блока эмоционального развития и блока творческой направленности.
5. Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
6. Программа развития креативности младших школьников включает в себя 10 блоков занятий, которые в свою очередь включают в себя определенные упражнения. Состав каждого занятия: подготовительный этап, основной и заключительный этапы. Целью подготовительного этапа является формирование у школьников положительного отношения друг к другу, настрой на работу. Целью основного этапа является проведение упражнений, которые направлены на развитие творческого потенциала школьников, обучение детей исследовательской деятельности. На этом этапе главной задачей предполагалось ознакомление участников программы с теоретическим и практическим материалом по теме программы. Заключительный этап подразумевает рефлексию школьников, выявление трудностей, которые возникли при выполнении заданий, отображение чувств, возникших при выполнении заданий. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, сбор обратной связи от участников программы, развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии, повышение самопринятия и уверенности в себе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ концептуальных положений,
представленных в научной, психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- статистические: качественный и количественный анализ данных, статистическая обработка данных, интерпретация результатов, полученных в процессе исследования.
Методики исследования: тест креативности Торренса и методика исследования уровня развития творческих способностей «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Определив актуальность исследования креативности во введении, мы попытались выявить причины и пути решения данной проблемы, опираясь на представления отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Для начала мы определили возраст, на который будем опираться, решая проблему - это младший школьный возраст.
Целью нашей работы являлось выявление и теоретическое обоснование, а также практическая апробация возможности исследовательской деятельности как средства развития креативности детей младшего школьного возраста. На основании этой цели, был поставлен ряд задач, которые были решены на протяжении выполнения данной работы.
В ходе работы были рассмотрены следующие теоретические аспекты: понятие «креативность», методы и методики развития креативности, факторы и условия, влияющие на формирование и развитие креативности, возрастные и психологические аспекты младшего школьного возраста, исследовательская деятельность как средство развития креативности.
В ходе теоретического анализа понятия «креативность» мы столкнулись с множеством подходов к определению данного понятия, но за основу нашего исследования мы брали понятие креативности, которое предложил Э. Торренс, основываясь на концепции Дж. Гилфорда. Вслед за Э. Торренсом мы считаем, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению».
В своей концепции Э. Торренс может оценить творческие достижения и выделить структуру креативности, которая состоит из следующих показателей: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Данные показатели мы также брали за основу, при построении эмпирической части нашего исследования.
Учитывая все возрастные, психологические особенности младших школьников в дальнейшем, в нашей работе, мы рассмотрели такое средство развития креативности как исследовательская деятельность.
Говоря об исследовательской деятельности, отметим, что наиболее значимым в рамках данного исследования, является определение, предложенное А.И. Савенковым, с точки зрения которого, «исследовательская деятельность» - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [66].
Вслед за И.А. Савенковым мы выделили следующие этапы исследовательской деятельности: актуализация проблемы, определение сферы исследования, выбор темы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчета, доклад [67].
Присоединяясь к теории В.Н. Дружинина, мы отмечаем, что основной целью исследовательской деятельности является не результат, не продукт творчества, а сам процесс.
Соглашаясь с А.С. Обуховым, отметим, что исследовательская деятельность развивает креативность учащихся, так как она предполагает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников [55].
Таким образом, опираясь на теоретический анализ авторов, мы можем сделать вывод о том, что обучение исследовательской деятельности в раннем возрасте позволяет развить креативность учащихся и выявить одарённость детей. Исследовательская деятельность способствует ребенку осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность, развить уровень креативности учащихся. Для диагностики уровня развития креативности младших школьников использовались следующие методики: тест креативности Э. Торренса и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Проведенное нами первичное исследование показало, что уровень развития творческих способностей детей в данной группе средний - 50%, низкий уровень показали 40% учеников, а высокий - 10% от общего количества обучающихся во втором классе.
Для повышения развития креативности младших школьников, нами был разработан комплекс занятий по обучению исследовательской деятельности, направленный на развитие креативности, на развитие таких показателей как гибкость, оригинальность, беглость мышления и воображения младших школьников. Комплекс занятий состоит из 10 блоков, которые включают в себя игры, задания, упражнения на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, межличностного общения и общего уровня креативности младших школьников.
Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты, как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
В ходе реализации комплекса заданий были реализованы такие принципы как: доступность информации, лично-ориентированный подход, последовательность и систематичность в приобретении детьми знаний.
В результате реализации всех блоков занятий, младшие школьники познакомились с понятием «Исследовательская деятельность», как на теоретическом, так и на практическом уровне освоили такие методы исследовательской деятельности как наблюдение и эксперимент. Дети научились работать с книгами, составлять сообщения, рефераты, схемы. Научились методам развития мышления, методам рефлексии. Проведенные упражнения способствовали развитию гибкости, беглости, оригинальности мышления, а также развитию воображения и креативности в целом.
По полученным результатам можно говорить о том, что цели и задачи данного исследования достигнуты. А именно: проведен теоретический анализ и дана теоретическая обоснованность исследования, изучен уровень креативности младших школьников, разработан и апробирован комплекс заданий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста, проведена контрольная диагностика, которая подтвердила, что после реализации комплекса занятий, уровень креативности детей младшего школьного возраста значительно повысился.
Целью нашей работы являлось выявление и теоретическое обоснование, а также практическая апробация возможности исследовательской деятельности как средства развития креативности детей младшего школьного возраста. На основании этой цели, был поставлен ряд задач, которые были решены на протяжении выполнения данной работы.
В ходе работы были рассмотрены следующие теоретические аспекты: понятие «креативность», методы и методики развития креативности, факторы и условия, влияющие на формирование и развитие креативности, возрастные и психологические аспекты младшего школьного возраста, исследовательская деятельность как средство развития креативности.
В ходе теоретического анализа понятия «креативность» мы столкнулись с множеством подходов к определению данного понятия, но за основу нашего исследования мы брали понятие креативности, которое предложил Э. Торренс, основываясь на концепции Дж. Гилфорда. Вслед за Э. Торренсом мы считаем, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению».
В своей концепции Э. Торренс может оценить творческие достижения и выделить структуру креативности, которая состоит из следующих показателей: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Данные показатели мы также брали за основу, при построении эмпирической части нашего исследования.
Учитывая все возрастные, психологические особенности младших школьников в дальнейшем, в нашей работе, мы рассмотрели такое средство развития креативности как исследовательская деятельность.
Говоря об исследовательской деятельности, отметим, что наиболее значимым в рамках данного исследования, является определение, предложенное А.И. Савенковым, с точки зрения которого, «исследовательская деятельность» - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [66].
Вслед за И.А. Савенковым мы выделили следующие этапы исследовательской деятельности: актуализация проблемы, определение сферы исследования, выбор темы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчета, доклад [67].
Присоединяясь к теории В.Н. Дружинина, мы отмечаем, что основной целью исследовательской деятельности является не результат, не продукт творчества, а сам процесс.
Соглашаясь с А.С. Обуховым, отметим, что исследовательская деятельность развивает креативность учащихся, так как она предполагает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников [55].
Таким образом, опираясь на теоретический анализ авторов, мы можем сделать вывод о том, что обучение исследовательской деятельности в раннем возрасте позволяет развить креативность учащихся и выявить одарённость детей. Исследовательская деятельность способствует ребенку осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность, развить уровень креативности учащихся. Для диагностики уровня развития креативности младших школьников использовались следующие методики: тест креативности Э. Торренса и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Проведенное нами первичное исследование показало, что уровень развития творческих способностей детей в данной группе средний - 50%, низкий уровень показали 40% учеников, а высокий - 10% от общего количества обучающихся во втором классе.
Для повышения развития креативности младших школьников, нами был разработан комплекс занятий по обучению исследовательской деятельности, направленный на развитие креативности, на развитие таких показателей как гибкость, оригинальность, беглость мышления и воображения младших школьников. Комплекс занятий состоит из 10 блоков, которые включают в себя игры, задания, упражнения на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, межличностного общения и общего уровня креативности младших школьников.
Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты, как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
В ходе реализации комплекса заданий были реализованы такие принципы как: доступность информации, лично-ориентированный подход, последовательность и систематичность в приобретении детьми знаний.
В результате реализации всех блоков занятий, младшие школьники познакомились с понятием «Исследовательская деятельность», как на теоретическом, так и на практическом уровне освоили такие методы исследовательской деятельности как наблюдение и эксперимент. Дети научились работать с книгами, составлять сообщения, рефераты, схемы. Научились методам развития мышления, методам рефлексии. Проведенные упражнения способствовали развитию гибкости, беглости, оригинальности мышления, а также развитию воображения и креативности в целом.
По полученным результатам можно говорить о том, что цели и задачи данного исследования достигнуты. А именно: проведен теоретический анализ и дана теоретическая обоснованность исследования, изучен уровень креативности младших школьников, разработан и апробирован комплекс заданий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста, проведена контрольная диагностика, которая подтвердила, что после реализации комплекса занятий, уровень креативности детей младшего школьного возраста значительно повысился.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование исследовательской компетенции учащихся начальной
школы средствами курса «Я - исследователь»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство развития творческого мышления в старшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Особенности пропедевтики физических и технических знаний на основе использования цифровых игр в процессе обучения учащихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - КРУЖОК КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития культуры личности
учащихся младшего и среднего возраста
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



