Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №96032

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Общая характеристика креативности как метода педагогического
явления 10
1.2. Характеристика исследовательской деятельности в образовательном
процессе 23
1.3. Развитие креативности в исследовательской деятельности младшего
школьника 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика креативности учащихся начальной школы в процессе
исследовательской деятельности 45
2.2. Программа занятий по развитию креативности младших школьников
в исследовательской деятельности 57
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность. В настоящее время процесс образования все больше ориентируется на процесс формирования творческой личности учеников, что приводит к поиску новых, более эффективных средств и методов образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию творческого потенциала школьников. Современный образовательный процесс сталкивается с рядом проблем, которые требуют соответствия и создания условий для развития ребенка как субъекта образования и полноценной творческой личности. То есть, одной из главных задач образования на данный момент, является создание благоприятной творческой среды для школьников.
На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие школы, насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
В условиях современного образовательного процесса перед детьми школьного возраста стоит задача не только в усвоении знаний, умений и навыков, но ив готовности ученика к успешному решению как задач учебных, так и творческих. Поэтому возникает острая необходимость раннего развития креативности и творческого потенциала у младших школьников. То есть одной из главных задач образования на данный момент является создание благоприятной творческой среды для школьников. В связи с этим многие зарубежные и отечественные ученые отмечают важность и необходимость включения в образовательный процесс методов продуктивного обучения, развитию навыков исследовательской деятельности, что с раннего школьного возраста будет способствовать интеграции полученных знаний школьников, будет способствовать формированию особого креативного мышления и развитию креативности в целом. Несмотря на большое количество разработок в области креативности, теоретические и практические исследования в области методов, в частности, исследовательской деятельности, изучены не в полной мере. Наряду с этим недостаточно изучена специфика исследовательской деятельности как условия развития креативности младших школьников.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что высокая ценность и важность креативности как категории мышления, для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима. Все эти аспекты делают актуальным необходимость обращения к проблеме творческого развития личности, позволяющей ей самореализовываться, и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности во многом зависит успех и самореализация человека в целом.
Таким образом, возникает проблема: может ли исследовательская деятельность стать эффективным условием развития креативности младших школьников?
Объектом исследования является процесс развития креативности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: исследовательская деятельность, являющаяся условием развития креативности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с выделенным объектом и предметом исследования определим цель исследования, которая заключается в том, чтобы теоретически обосновать возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста и проверить эти возможности в практической деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к исследованию креативности младших школьников;
2) выявить возможности исследовательской деятельности в качестве условия развития креативности детей младшего школьного возраста;
3) разработать программу развития уровня креативности младших школьников с опорой на исследовательскую деятельность;
5) проверить эффективности разработанной программы в практической деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки понятия креативности Л.С. Выготского, В.А. Сластенина, теоретические разработки взаимосвязи интеллекта и креативности Д.Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Танненбаума, целостная концепция креативности Я.А. Пономарева, Теория Изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, концепция девергентности Дж. Гилфорд, методы развития креативности С.А. Казаковой, «теория инвестирования» Р. Стенберга, «4П концепция» Д. Урбана, концепция развития креативности Э. Торренса, теоретические разработки понятия исследовательской деятельности, ее этапов и форм А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А. С. Обухова, И.П. Плотникова, В.Г. Разумовского, Н.А. Семеновой, классификация видов исследовательской деятельности В.Г. Разумовского, теоретические разработки условий развития исследовательской деятельности О.А. Ковалевского, В.Н. Дружинина.
Практическая база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 6».
Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют научные представления о развитии креативности детей дошкольного возраста в процессе овладения исследовательской деятельностью, что расширяет теоретическую и эмпирическую базу в данной научной области.
Практическая значимость исследования. На основании полученных результатов составлена программа по обучению исследовательской деятельности, реализация которой позволяет повысить уровень креативности младших школьников через целенаправленную работу по овладению ими умений в исследовательской деятельности. Выводы по данному исследованию могут найти применение в междисциплинарных исследованиях по педагогике и психологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических разработок различных авторов о понятии «креативность» как методе педагогического явления и «исследовательской деятельности» в образовательном процессе. Также теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что обучение исследовательской деятельности влияет на уровень развития креативности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Креативность рассматривается как психологическое свойство личности, интеллектуальная активность, мотивация и чувственность к побочным продуктам деятельности. Структура развития креативности у детей младшего школьного возраста включает в себя три компонента: мотивационно-ценностный (интерес к занятию и положительный эмоциональный отклик), деятельностный (потребность в деятельности) и творческий (активное воображение, фантазия, оригинальность мышления).
2. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, формирующийся в процессе реализации механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность - одно из условий успешного развития креативности младших школьников, так как она предполагает активную деятельность, в ходе которой, школьники применяют приемы поиска, проблематизации, выдвижения гипотез и пр., что приводит не к простому усвоению новых знаний, а к продуктивному их овладению, что является составной частью творческого процесса.
3. Развитие креативности младших школьников в процессе исследовательской деятельности возможно при соблюдении определенных педагогических условий: осуществление личностно-деятельностного подхода; создание комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса; новизна информации, способствующая развитию творческого потенциала учащихся; неформальное, доброжелательные отношения на уроке, создающие благоприятный психологический климат; целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы.
4. Развитие креативности детей младшего школьного возраста возможно с помощью специальной программы занятий, которая направлена на овладение детьми приемами исследовательской деятельности. Программа построена на четырех типах творческих заданий: блока умственной ориентировки, блока аудиального развития, блока эмоционального развития и блока творческой направленности.
5. Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
6. Программа развития креативности младших школьников включает в себя 10 блоков занятий, которые в свою очередь включают в себя определенные упражнения. Состав каждого занятия: подготовительный этап, основной и заключительный этапы. Целью подготовительного этапа является формирование у школьников положительного отношения друг к другу, настрой на работу. Целью основного этапа является проведение упражнений, которые направлены на развитие творческого потенциала школьников, обучение детей исследовательской деятельности. На этом этапе главной задачей предполагалось ознакомление участников программы с теоретическим и практическим материалом по теме программы. Заключительный этап подразумевает рефлексию школьников, выявление трудностей, которые возникли при выполнении заданий, отображение чувств, возникших при выполнении заданий. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, сбор обратной связи от участников программы, развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии, повышение самопринятия и уверенности в себе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ концептуальных положений,
представленных в научной, психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- статистические: качественный и количественный анализ данных, статистическая обработка данных, интерпретация результатов, полученных в процессе исследования.
Методики исследования: тест креативности Торренса и методика исследования уровня развития творческих способностей «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Определив актуальность исследования креативности во введении, мы попытались выявить причины и пути решения данной проблемы, опираясь на представления отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Для начала мы определили возраст, на который будем опираться, решая проблему - это младший школьный возраст.
Целью нашей работы являлось выявление и теоретическое обоснование, а также практическая апробация возможности исследовательской деятельности как средства развития креативности детей младшего школьного возраста. На основании этой цели, был поставлен ряд задач, которые были решены на протяжении выполнения данной работы.
В ходе работы были рассмотрены следующие теоретические аспекты: понятие «креативность», методы и методики развития креативности, факторы и условия, влияющие на формирование и развитие креативности, возрастные и психологические аспекты младшего школьного возраста, исследовательская деятельность как средство развития креативности.
В ходе теоретического анализа понятия «креативность» мы столкнулись с множеством подходов к определению данного понятия, но за основу нашего исследования мы брали понятие креативности, которое предложил Э. Торренс, основываясь на концепции Дж. Гилфорда. Вслед за Э. Торренсом мы считаем, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению».
В своей концепции Э. Торренс может оценить творческие достижения и выделить структуру креативности, которая состоит из следующих показателей: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Данные показатели мы также брали за основу, при построении эмпирической части нашего исследования.
Учитывая все возрастные, психологические особенности младших школьников в дальнейшем, в нашей работе, мы рассмотрели такое средство развития креативности как исследовательская деятельность.
Говоря об исследовательской деятельности, отметим, что наиболее значимым в рамках данного исследования, является определение, предложенное А.И. Савенковым, с точки зрения которого, «исследовательская деятельность» - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [66].
Вслед за И.А. Савенковым мы выделили следующие этапы исследовательской деятельности: актуализация проблемы, определение сферы исследования, выбор темы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчета, доклад [67].
Присоединяясь к теории В.Н. Дружинина, мы отмечаем, что основной целью исследовательской деятельности является не результат, не продукт творчества, а сам процесс.
Соглашаясь с А.С. Обуховым, отметим, что исследовательская деятельность развивает креативность учащихся, так как она предполагает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников [55].
Таким образом, опираясь на теоретический анализ авторов, мы можем сделать вывод о том, что обучение исследовательской деятельности в раннем возрасте позволяет развить креативность учащихся и выявить одарённость детей. Исследовательская деятельность способствует ребенку осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность, развить уровень креативности учащихся. Для диагностики уровня развития креативности младших школьников использовались следующие методики: тест креативности Э. Торренса и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Проведенное нами первичное исследование показало, что уровень развития творческих способностей детей в данной группе средний - 50%, низкий уровень показали 40% учеников, а высокий - 10% от общего количества обучающихся во втором классе.
Для повышения развития креативности младших школьников, нами был разработан комплекс занятий по обучению исследовательской деятельности, направленный на развитие креативности, на развитие таких показателей как гибкость, оригинальность, беглость мышления и воображения младших школьников. Комплекс занятий состоит из 10 блоков, которые включают в себя игры, задания, упражнения на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, межличностного общения и общего уровня креативности младших школьников.
Программа занятий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста позволила реализовать такие аспекты, как:
1) познавательный аспект, который способствовал формированию гибкости, беглости, оригинальности мышления, памяти и воображения;
2) развивающий аспект. Его целью являлось создание условий для развития таких видов мышления как оригинальность, гибкость, беглость;
3) воспитывающий аспект, который направлен на формирование навыков межличностного общения; на формирование качеств творческой личности, таких как любознательность; формирует умение слышать, принимать решения, умение слушать собеседников.
В ходе реализации комплекса заданий были реализованы такие принципы как: доступность информации, лично-ориентированный подход, последовательность и систематичность в приобретении детьми знаний.
В результате реализации всех блоков занятий, младшие школьники познакомились с понятием «Исследовательская деятельность», как на теоретическом, так и на практическом уровне освоили такие методы исследовательской деятельности как наблюдение и эксперимент. Дети научились работать с книгами, составлять сообщения, рефераты, схемы. Научились методам развития мышления, методам рефлексии. Проведенные упражнения способствовали развитию гибкости, беглости, оригинальности мышления, а также развитию воображения и креативности в целом.
По полученным результатам можно говорить о том, что цели и задачи данного исследования достигнуты. А именно: проведен теоретический анализ и дана теоретическая обоснованность исследования, изучен уровень креативности младших школьников, разработан и апробирован комплекс заданий по обучению исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста, проведена контрольная диагностика, которая подтвердила, что после реализации комплекса занятий, уровень креативности детей младшего школьного возраста значительно повысился.



1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л. Н. Азврова // Журнал начальная школа. - 2017. № 4. - С.80-81.
2. Аллехвердов, В. М. Психология [Текст] / В. М. Аллехвердов. - М.: Проспект, 2010. - 495 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М. : Просвещение, 2013. - 363 с.
4. Баландин, Б. Б. 1001 вопрос для очень умных [Текст] / Б. Б. Баландин. - М. : Рипол, 2013. - 217 с.
5. Бахир, В. К. Эксперимент в начальных классах [Текст] / В. К. Бахир // Журнал начальная школа. - 2017. - № 5. - С.95-102.
6. Безруков, В. С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В. С. Безруков. - М. : Оникс, 2015. - 259 с.
7. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школы [Текст] / В. С. Безруков. - М. : Оникс, 2016. - 197 с.
8. Библер, В. С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога [Текст] / В. С. Библер. - М. : Медиа, 2015. - 199 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Логос, 2017. - 416 с.
10. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. - М. : Москва, 2015. - 319 с.
11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] : пер. с англ. / Под ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. - М. : Оникс, 2016. - 336 с.
12. Винокурова, Н. М. Лучшие тесты на развитие творческих способностей [Текст] / Н. М. Винокурова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. - 374 с.
13. Воровщиков, С. Г. Азбука логичного мышления [Текст] : учеб, пособие для учащихся старших классов / С. Г. Воровщиков. - М. : Центральное издательство, 2016. - 288 с.
14. Воровщиков, С. Г. Как корректно провести учебное исследование [Текст] : учеб. для вузов / С. Г. Воровщиков, С. Г. Новожилова, И. В. - М. : Таврель, Москва, 2018. - 160 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Журнал психологический очерк. - СПб. : Союз, - 1997. №3.С. 86-92.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1999. - 589 с.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство ЭКСМО, 2016. - 1136 с.
18. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2011. - 637 с.
19. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб, пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. - М. : КдУ, 2014. - 400 с.
20. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Журнал вопросы психологии. - 1982. - № 5. - 98 с.
21. Господникова, М. К. Проектная деятельность учащихся [Текст] / М. К. Господникова // Журнал учитель. - 2009. - № 9. С. 76-79.
22. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения [Текст] : учеб, пособие для студ. вузов / В. В. Давыдов. - М. : Пеленг, 2000. - 273 с.
23. Джемс, У. Хрестоматия по психологии: психология мышления [Текст] : учеб, пособие для студ. вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер, У. Джемс. - М. : АСТ, 2018. С. 2-9.
24. Джонс, Дж. К. Методы проектирования [Текст] : автореф. дис. д-ра филос. наук : 09.07.15 / Дж. К. Джонс; Пермский гос. ун-т. Пермь, 2009. - 69 с.
25. Джужук, И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования [Текст] / И. И. Джужук. - М. : Народное образование, 2012. - 127 с.
26. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н.
Дружинин // Журнал психологии. - 2015. - № 3. - С. 68-117.
27. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие [Текст]/ В. Н.
Дружинин // Журнал высшей школы экономики. - 2015. - № 3. - С. 91-107.
28. Дмитриева Н. П. Развитие воображение младших школьников
[Электронный ресурс] // Развитие креативности. 2017. URL:
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/librar(дата обращения: 27.05.17).
29. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников [Текст] / М. В. Дмитриева. - М. : БАЛЛАС, 2016. - 168 с.
30. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления / Хрестоматия по психологии: психология мышления [Текст] : учеб, пособие для студ. вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер., К. Дункер. - М. : АСТ, 2010. С.22-31.
31. Дьяченко, О. М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [Текст] / О. М. Дъяченко // Журнал вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.98-104.
32. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е. Н. Землянская // Журнал начальная школа. - 2015, - № 2. - С.47-65.
33. Зиновкина, М. М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений [Текст] : учеб, пособие для студ. вузов / М. М. Зиновкина. - М. : МГИУ, 2013. - 184 с.
34. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н. В. Иванова // Журнал начальная школа.
- 2004, - № 2. - С. 58-83.
35. Ивочкина, Б. Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Б. Т. Ивочкина., И. К. Ливерц. - М.: Народное образование.
- 2012. - № 3. - С. 115-127.
36. Казанцева, Д. Б., Христова, Н. Ц. Развитие творческого потенциала личности и общества [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Д. Б. Казанцева, Н. Ц. Христова // Материалы международной научно-практической конференции. - М. : Социосфера, 2013. - 150 с.
37. Караганова, Т. Н. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников [Текст] / Т. Н. Караганова // Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда, 2017. -
Ч. 1. - С. 58-97.
38. Ковалёва, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова. - М. : Просвещение, 2012. - 316 с.
39. Ковальчук, Т. Н. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики [Текст] : практическое пособие для учителей начальных классов / сост. Т. Н. Ковальчук. - М. : Белый Ветер, 2015. - 98 с.
40. Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества [Текст] / А. Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. - 344 с.
41. Коломеец, Л. С. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] / Л. С. Коломеец. // Фестиваль педагогических идей : открытый урок. - Баласс, 2015. -Ч. 3. - С.62-89.
42. Коноплева, Н. А.Творческая личность в современном обществе [Текст] : материалы VIII всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 20-21 мая 2015 г. Гендерный и кросскультурный аспекты; сост. Н. А. Коноплева, Е. Ю. Гаранина. - Челябинск, 2010. - 161 с.
43. Креславская, Т. А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Т. А. Креславская // Научно-методический и психолого-педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С.59-64.
44. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк // Журнал учитель. - 2015. - С.83-99.
45. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства [Текст] : автореф дис. на соискание ученой степени кандидата пед. наук : 08.06.16 / И. Л. Левин ; Нижний Новгород. гос. ун-т. - Нижний Новгород, 2013. - 204 с.
46. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности [Текст] / Н. С. Лейтес // Журнал вопросы психологии. - 2016. - №5. - С. 94-117.
47. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] : хрестоматия по психологии: психология мышления. / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Волгоград - М. : АСТ, 2015. - 256 с.
48. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - М. : АСТ, 2013. - 144 с.
49. Луя, О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] : психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф., Пермь, 5-7 апреля 2017 г. / Перм. гос. пед. ун-т ; сост. О. В. Луя. - Пермь, 2017. - 160 с.
50. Ляхов, И. И. Проектная деятельность [Текст] / И. И. Ляхов. - М. : Дальнаука, 2008. - 98 с.
51. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 2013. - 216 с.
52. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности: проблема практической диагностики [Текст] / А. М. Матюшкин. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 188 с.
53. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М. : АСТ, 2012. - 113 с.
54. Немов, Р. С. Психология: учеб, пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2011. №4.
55. Новикова, Т. В. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] : хрестоматия / сост. Т. В. Новикова. - Казань: Народное образование. 2013, №7. С.54-82.
56. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Оникс, 2014. - 757 с.
57. Палецкий, С. В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности [Текст] / С. В. Палецкий. - М. : Академия, 2014. - 483 с.
58. Пахомова, А. М. Динамика развития творческого мышления младших школьников в условиях направленного формирования [Текст] / А. М. Пахомова // Журнал вестник МГОУ «Психологические науки». - 2017. - № 7.
- С.82-87.
59. Поддьяков, Н. Н., Говоркова, А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание младшего школьника [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. - М. : Педагогика, 1985. - 200 с.
60. Пономарёв, Я. А. Психология творчества: перспективы развития [Текст] / Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С.38-50.
61. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарёв. - М. : Педагогика, - 1976.
62. Постникова, Е. М. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. М. Постникова // Журнал сельская школа.
- 2014, - №5. - С.71-82.
63. Проснякова, Т. Н. Уроки мастерства [Текст] / Т. Н. Проснякова. - М. : Федоров, 2016. - 120 с.
64. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2005. - 420 с.
65. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. - М. : Владос, 2010. - 297 с.
66. Савченко, И. П. Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей младших школьников» [Электронный ресурс] // Рабочие программы. 2017 URL: http://goo.gl/tOUSlZ(дата обращения: 8.05.17).
67. Селевко, Г. К. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г. К. Селевко // Журнал школьные технологии. - 2010, - № 6. - С.23-47.
68. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности
младших школьников [Текст] / Н. А. Семенова. - M. : Владос, 2007. - 286 с.
69. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И. С. Сергеев. - М. : Академия, 2015. - 217 с.
70. Сергеева, В. П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Текст] / В. П. Сергеева. - М. : Баласс, 2012. - 327 с.
71. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб, пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2012. - 576 с.
72. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 09.00.16 / Г. В. Терехова ; Магнитогор. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2014. - 114с.
73. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст] / Т. А. Ткаченко. - M. : Владос, 2012. - 48 с.
74. Туник, Е. Е. Диагностика креативности тест Э. Торренса: методическое руководство [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
75. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб. : Дидактика плюс, 2012. - 44 с.
76. Цхай, И. К. Личностные и когнитивные аспекты креативности [Текст] / И. К. Цхай. - М. : РГБ, 2013. - 161 с.
77. Шумакова, Н. Б. Исследование креативности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении [Текст] : учеб. для вузов / Н. Б. Шумакова, С. И. Щебланова, Н. П. Щербо. - М. : Высш. шк., 1991. -244 с.
78. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 2015. - 240 с.
79. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С.37-42.
80. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева // Мир психологии. - 1997. - № 3. - С.145-151.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ