Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Сущность и направления инновационной деятельности в ДОО 7
1.2. Традиции и инновации в организации процесса ознакомления детей с
природой в дошкольном учреждении 14
1.3. Управление инновационной деятельностью педагогов по организации
процесса ознакомления детей с природой 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ДОО, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 24
2.1. Методика контроля и оценки качества инновационных процессов в
ДОО 24
2.2. Реализация инновационной стратегии развития ДОО как условие
совершенствования процесса ознакомления детей с природой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Сущность и направления инновационной деятельности в ДОО 7
1.2. Традиции и инновации в организации процесса ознакомления детей с
природой в дошкольном учреждении 14
1.3. Управление инновационной деятельностью педагогов по организации
процесса ознакомления детей с природой 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ДОО, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 24
2.1. Методика контроля и оценки качества инновационных процессов в
ДОО 24
2.2. Реализация инновационной стратегии развития ДОО как условие
совершенствования процесса ознакомления детей с природой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
Актуальность исследования. В современном мире совершаются активные перемены, которые характеризуются большим числом нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.
Реализация инновационной деятельности в детском саду обеспечивает большие результаты работы с детьми. Применение нестандартных приёмов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий даёт возможность достичь этого, для того чтобы гарантировать профессиональную самореализацию преподавателей, а также саморазвитие личности воспитанников.
Введение новейших технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании применяются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОО. Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и административная деятельность, и работа с кадрами, и работа родителями.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится креативный потенциал педагогов: их профессиональный рост, подход к работе, обнаружить потенциальные способности своих воспитанников. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Данный факт абсолютно наглядно говорит о присутствии противоречий между социально-обусловленной необходимостью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОО и реальным состоянием инновационной деятельности, вызванной гарантировать стремление педагогов к инновациям. Значимость инновационного характера современного дошкольного образования и стратегии развития ДОО ориентирована на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно - ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку благополучно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции стараний семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования обозначает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОО, соответствуя потребностям современного информационного общества в максимальном развитии возможностей ребёнка.
В ФГОС от 17 октября 2013 года №1156 познавательное развитие предполагает формирование интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование изначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и связях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о традициях, о планете Земля, о свойствах её природы, многообразия стран и народов мира.
В процессе ознакомления детей с природой могут быть организованы такие виды деятельности как:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;
- труд в природе на участке детского сада, общение с ней;
- детское творчество на основе впечатлений от наблюдений на природе;
- просмотр и чтение книг о природе, рассматривание картин, показ фильмов о природе;
- проектная деятельность, развивающая познавательный интерес, любознательность в области знаний о природе.
Актуальным способом познавательного развития ребёнка считается проектная деятельность по экспериментированию, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, предметов и материалов, зависимостей и связей явлений. Экспериментальная деятельность порождает у детей интерес к исследованию природы, мыслительные операции развиваются, стимулируется познавательная активность и любознательность. Самостоятельно проводимый ребёнком эксперимент даёт возможность ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные результаты, сравнить, классифицировать и сделать выводы о ценностной важности физических явлений для человека.
Задача воспитателей подкреплять стремление к экспериментированию и создавать для него условия.
Ознакомление дошкольников с природой, станет действенным в случае если преподаватели дошкольного учреждения будут готовы осуществлять исследовательскую проектную деятельность во взаимодействии с детьми и родителями. Такая совместная работа помогает установлению доверия между взрослыми и дошколятами. По этой причине в ДОО планируют и реализуют экспериментальные, творческие проекты.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Объект исследования - инновационный процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявить основные направления инновационной деятельности в ДОО.
2. Раскрыть традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО.
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие инновационность и совершенствование процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать диагностический инструментарий для исследования инновационного потенциала ДОО.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению инноваций на примере знакомства детей с природой.
Методы исследования. При написании работы использовались методы изучения и анализа литературных источников, анализ педагогической деятельности, метод анкетирования, анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость работы заключается в исследованиях инновационной деятельности ДОУ по совершенствованию процесса ознакомления детей с природой.
Базой исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №190 города Нижнего Тагила. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Реализация инновационной деятельности в детском саду обеспечивает большие результаты работы с детьми. Применение нестандартных приёмов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий даёт возможность достичь этого, для того чтобы гарантировать профессиональную самореализацию преподавателей, а также саморазвитие личности воспитанников.
Введение новейших технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании применяются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОО. Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и административная деятельность, и работа с кадрами, и работа родителями.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится креативный потенциал педагогов: их профессиональный рост, подход к работе, обнаружить потенциальные способности своих воспитанников. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Данный факт абсолютно наглядно говорит о присутствии противоречий между социально-обусловленной необходимостью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОО и реальным состоянием инновационной деятельности, вызванной гарантировать стремление педагогов к инновациям. Значимость инновационного характера современного дошкольного образования и стратегии развития ДОО ориентирована на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно - ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку благополучно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции стараний семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования обозначает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОО, соответствуя потребностям современного информационного общества в максимальном развитии возможностей ребёнка.
В ФГОС от 17 октября 2013 года №1156 познавательное развитие предполагает формирование интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование изначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и связях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о традициях, о планете Земля, о свойствах её природы, многообразия стран и народов мира.
В процессе ознакомления детей с природой могут быть организованы такие виды деятельности как:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;
- труд в природе на участке детского сада, общение с ней;
- детское творчество на основе впечатлений от наблюдений на природе;
- просмотр и чтение книг о природе, рассматривание картин, показ фильмов о природе;
- проектная деятельность, развивающая познавательный интерес, любознательность в области знаний о природе.
Актуальным способом познавательного развития ребёнка считается проектная деятельность по экспериментированию, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, предметов и материалов, зависимостей и связей явлений. Экспериментальная деятельность порождает у детей интерес к исследованию природы, мыслительные операции развиваются, стимулируется познавательная активность и любознательность. Самостоятельно проводимый ребёнком эксперимент даёт возможность ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные результаты, сравнить, классифицировать и сделать выводы о ценностной важности физических явлений для человека.
Задача воспитателей подкреплять стремление к экспериментированию и создавать для него условия.
Ознакомление дошкольников с природой, станет действенным в случае если преподаватели дошкольного учреждения будут готовы осуществлять исследовательскую проектную деятельность во взаимодействии с детьми и родителями. Такая совместная работа помогает установлению доверия между взрослыми и дошколятами. По этой причине в ДОО планируют и реализуют экспериментальные, творческие проекты.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Объект исследования - инновационный процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявить основные направления инновационной деятельности в ДОО.
2. Раскрыть традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО.
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие инновационность и совершенствование процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать диагностический инструментарий для исследования инновационного потенциала ДОО.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению инноваций на примере знакомства детей с природой.
Методы исследования. При написании работы использовались методы изучения и анализа литературных источников, анализ педагогической деятельности, метод анкетирования, анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость работы заключается в исследованиях инновационной деятельности ДОУ по совершенствованию процесса ознакомления детей с природой.
Базой исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №190 города Нижнего Тагила. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Внедрение инноваций в работу ДОО требует изменений и обновлений в организации методической службы. Цель управления инновационным процессом по ознакомлению детей с природой заключается в обеспечении организационно-управленческих условий функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
В результате проделанной работы мы:
1. Провели анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявили основные направления инновационной деятельности в ДОО. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов. Программа развития ДОО, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана. И разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо применять различные методы в комплексе, грамотно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования обусловливаются возрастными способностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, кроме того требует использования различных методов. Методы моделирования, мини-исследований и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Выявили педагогические условия, обеспечивающие инновационность процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает: поиск новых идей (создание информационного фонда путём сбора и анализа информации; выявление инновационных потребностей ДОО); формирование нововведения (планирование инновационной деятельности; апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива; подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация; разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности); реализацию нововведения (обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО; мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов); закрепление новшества (разработка презентационных материалов; распространение опыта работы).
4. Подобрали методику контроля и оценили качество инновационных процессов в ДОО. В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 65% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 35% высокий.
5. Спланировали реализацию инновационной стратегии развития ДОО как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой введение инноваций в ДОО. Разработали инновационный проект «Выполнение требований ФГОС по формированию учебно-познавательных компетенций и познавательного интереса в процессе ознакомления с природой».
Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на полный анализ всех аспектов исследуемой проблемы по причине её многоплановости. В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующие, необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.
В результате проделанной работы мы:
1. Провели анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявили основные направления инновационной деятельности в ДОО. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов. Программа развития ДОО, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана. И разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо применять различные методы в комплексе, грамотно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования обусловливаются возрастными способностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, кроме того требует использования различных методов. Методы моделирования, мини-исследований и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Выявили педагогические условия, обеспечивающие инновационность процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает: поиск новых идей (создание информационного фонда путём сбора и анализа информации; выявление инновационных потребностей ДОО); формирование нововведения (планирование инновационной деятельности; апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива; подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация; разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности); реализацию нововведения (обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО; мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов); закрепление новшества (разработка презентационных материалов; распространение опыта работы).
4. Подобрали методику контроля и оценили качество инновационных процессов в ДОО. В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 65% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 35% высокий.
5. Спланировали реализацию инновационной стратегии развития ДОО как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой введение инноваций в ДОО. Разработали инновационный проект «Выполнение требований ФГОС по формированию учебно-познавательных компетенций и познавательного интереса в процессе ознакомления с природой».
Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на полный анализ всех аспектов исследуемой проблемы по причине её многоплановости. В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующие, необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.
Подобные работы
- Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Управление инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой (Государственный гуманитарно- технологический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ (ГОРОДОМ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экологические требования к организации и устройству территории детского сада (Дошкольное образование, Нижневартовский Государственнвй Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018



