Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой

Работа №96018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Сущность и направления инновационной деятельности в ДОО 7
1.2. Традиции и инновации в организации процесса ознакомления детей с
природой в дошкольном учреждении 14
1.3. Управление инновационной деятельностью педагогов по организации
процесса ознакомления детей с природой 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ДОО, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 24
2.1. Методика контроля и оценки качества инновационных процессов в
ДОО 24
2.2. Реализация инновационной стратегии развития ДОО как условие
совершенствования процесса ознакомления детей с природой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85


Актуальность исследования. В современном мире совершаются активные перемены, которые характеризуются большим числом нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.
Реализация инновационной деятельности в детском саду обеспечивает большие результаты работы с детьми. Применение нестандартных приёмов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий даёт возможность достичь этого, для того чтобы гарантировать профессиональную самореализацию преподавателей, а также саморазвитие личности воспитанников.
Введение новейших технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании применяются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОО. Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и административная деятельность, и работа с кадрами, и работа родителями.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится креативный потенциал педагогов: их профессиональный рост, подход к работе, обнаружить потенциальные способности своих воспитанников. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Данный факт абсолютно наглядно говорит о присутствии противоречий между социально-обусловленной необходимостью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОО и реальным состоянием инновационной деятельности, вызванной гарантировать стремление педагогов к инновациям. Значимость инновационного характера современного дошкольного образования и стратегии развития ДОО ориентирована на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно - ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку благополучно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции стараний семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования обозначает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОО, соответствуя потребностям современного информационного общества в максимальном развитии возможностей ребёнка.
В ФГОС от 17 октября 2013 года №1156 познавательное развитие предполагает формирование интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование изначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и связях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о традициях, о планете Земля, о свойствах её природы, многообразия стран и народов мира.
В процессе ознакомления детей с природой могут быть организованы такие виды деятельности как:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;
- труд в природе на участке детского сада, общение с ней;
- детское творчество на основе впечатлений от наблюдений на природе;
- просмотр и чтение книг о природе, рассматривание картин, показ фильмов о природе;
- проектная деятельность, развивающая познавательный интерес, любознательность в области знаний о природе.
Актуальным способом познавательного развития ребёнка считается проектная деятельность по экспериментированию, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, предметов и материалов, зависимостей и связей явлений. Экспериментальная деятельность порождает у детей интерес к исследованию природы, мыслительные операции развиваются, стимулируется познавательная активность и любознательность. Самостоятельно проводимый ребёнком эксперимент даёт возможность ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные результаты, сравнить, классифицировать и сделать выводы о ценностной важности физических явлений для человека.
Задача воспитателей подкреплять стремление к экспериментированию и создавать для него условия.
Ознакомление дошкольников с природой, станет действенным в случае если преподаватели дошкольного учреждения будут готовы осуществлять исследовательскую проектную деятельность во взаимодействии с детьми и родителями. Такая совместная работа помогает установлению доверия между взрослыми и дошколятами. По этой причине в ДОО планируют и реализуют экспериментальные, творческие проекты.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Объект исследования - инновационный процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - условия совершенствования процесса ознакомления детей с природой на основе инновационной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявить основные направления инновационной деятельности в ДОО.
2. Раскрыть традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО.
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие инновационность и совершенствование процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать диагностический инструментарий для исследования инновационного потенциала ДОО.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению инноваций на примере знакомства детей с природой.
Методы исследования. При написании работы использовались методы изучения и анализа литературных источников, анализ педагогической деятельности, метод анкетирования, анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость работы заключается в исследованиях инновационной деятельности ДОУ по совершенствованию процесса ознакомления детей с природой.
Базой исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №190 города Нижнего Тагила. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внедрение инноваций в работу ДОО требует изменений и обновлений в организации методической службы. Цель управления инновационным процессом по ознакомлению детей с природой заключается в обеспечении организационно-управленческих условий функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
В результате проделанной работы мы:
1. Провели анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявили основные направления инновационной деятельности в ДОО. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов. Программа развития ДОО, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана. И разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли традиционные и инновационные подходы к процессу ознакомления детей с природой в ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо применять различные методы в комплексе, грамотно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования обусловливаются возрастными способностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, кроме того требует использования различных методов. Методы моделирования, мини-исследований и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Выявили педагогические условия, обеспечивающие инновационность процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает: поиск новых идей (создание информационного фонда путём сбора и анализа информации; выявление инновационных потребностей ДОО); формирование нововведения (планирование инновационной деятельности; апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива; подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация; разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности); реализацию нововведения (обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО; мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов); закрепление новшества (разработка презентационных материалов; распространение опыта работы).
4. Подобрали методику контроля и оценили качество инновационных процессов в ДОО. В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 65% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 35% высокий.
5. Спланировали реализацию инновационной стратегии развития ДОО как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой введение инноваций в ДОО. Разработали инновационный проект «Выполнение требований ФГОС по формированию учебно-познавательных компетенций и познавательного интереса в процессе ознакомления с природой».
Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на полный анализ всех аспектов исследуемой проблемы по причине её многоплановости. В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующие, необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.


1. Ангеловски, К. Учителя и инновации [Текст] / К. Ангеловски. - М. : Просвещение 1991. - 123 с.
2. Башина, Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Текст] / Т. Ф. Башина. - М. : Просвещение 2003. с. 525.
3. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам [Текст] / К. Ю. Белая // Дошкольное образование.
- 2005. - № 24.
4. Бенькович, Д. Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условия управления качеством образования в школе [Текст] / Д. Л. Бенькович. - СПб. : 2004. - 226 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко - М. : Просвещение, 2012. - 166 с.
6. Боршевецкая Л.А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2015. URL : http://festival.1september.ru/articles/210838/(дата обращения - 5.05.2018)
7. Валова, З. Г. Ребенок среди природы [Текст]: учебн. пособие / З. Г. Валова, Ю. К. Моисеенко - Мн. : Полымя, 2011. - 112 с.
8. Вальджеран, К. С. Творческие проблемные группы [Текст] / К. С. Вальджеран. - Майкоп, 2015.
9. Венгер, Л. А. Дидактические игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение 1978. - 96 с.
10. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Педагогика. - 2011.
- № 6. - С. 31-36.
11. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / C. А. Веретенникова - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
12. Виноградова, Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. В. Виноградова - М. : Просвещение, 2010. - 103 с.
13. Войтина, Л. И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОО [Текст] / Л. И. Войтина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №8. - С.8-10.
14. Волобуева, Л. М. Внедрение инноваций в инновационную деятельность руководителя ДОО: учебное пособие [Текст] / Л. М. Волобуева, Е. Б. Кузнецова. - М. : ЭРА, 2011.
15. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть II [Текст] /О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 336 с.
16. Воропаева, Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности [Текст] / Е. Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
17. Гончарова, Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Текст] / Е. В Гончарова. - Нижневартовск. : НГГУ, 2008. - 100 с.
18. Горючко, Г. О. Внедрение инновационных технологий в
образовательный процесс ДОО [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования hsportal.ru. 2013. URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/upravlenie-dou/2013/09/28/vnedrenie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v- obrazovatelnyy (дата обращения - 7.05.2018)
19. Грецкая, Ю. П. Инновационный подход в экологическом образовании для детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС [Текст] /Ю. П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 51-54.
20. Дичковская, И. М. Инновационные педагогические технологии. [Текст] / И. М. Дичковская - М. : Академидав, 2004. - 352 c.
21. Евдакова, С. Л. Проектирование инновационной системы качества образования [Текст]: автореферат дис. ...кандидата эконом. наук: 08.00.05 / С. Л. Евдакова; Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2005.
- 22 с.
22. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
23. Егорова, М. Е. Инновационная деятельность в ДОО [Текст] / М. Е. Егорова //Дошкольное образование. - 2012. - С. 213.
24. Загвязинский, В.И. Теория обучения. [Текст] / В.И. Загвязинский.
- М. Академия 2004. - с. 270.
25. Загребина, Е. В. Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации [Текст] / Е. В. Загребина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. - Челябинск : Два комсомольца. 2015. - С. 72-73.
26. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
27. Каменева, Л. А. Как знакомить детей с природой [Текст] / Л. А. Каменева. - М. : Просвещение, 1983. - 123 с.
28. Ковригина, И. Н. Роль экологической тропы в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Ковригина // Дошкольник. - 2014. - C. 145.
29. Кольцова, Н. В Мастер - класс [Текст] : учебное пособие / Н. В. Кольцова, Е. А. Росинская. - Курск : ОБОУ СПО «КАТК», 2013. - 43 с.
30. Корзун, А. В. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие / А. В. Корзун, С. В. Кишко. - Мн. : Народная асвета, 2010. - 68 с.
31. Кубрякова М. Г., Султанова Т. А. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса [Текст] / М. Г. Кубрякова, Т. А. Султанова // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 762-765.
32. Кузубова, Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста [Текст] / Е. Н. Кузубова // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2017. - С. 45.
33. Кулькова, З. Р. Внедрение инновационных технологий в
образовательный процесс дошкольного учреждения [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования hsportal.ru. 2016. URL:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/14/vnedrenie- innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy(дата обращения - 7.05.2018)
34. Ларина, В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности [Текст] автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Ларина; Самар. госуд. педагог. универ. - Самара, 2008. - 143 с.
35. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. - М. : Прометей, Юрайт, 2012. - 464 с.
36. Логинова, Е. В. Выстраивание партнёрских отношений ДОО с родителями [Текст] / Е. В. Логинова, Е. В. Шиврина, И. А. Александрова // М. : «Два комсомольца» 2015. - с. 28.
37. Матвеев, А. В. Повышение эффективности управленческой инновационной деятельности руководителя предприятия [Текст]: автореф. дис. ...док. экон. наук: 08.00.05 / А. В. Матвеев. - М., 2003 - 307 с.
38. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду [Текст] / Н. В. Микляева. - М. : «Айрис пресс», 2008. - 152 с.
39. Михеева, Е. В. Инновационная деятельность в системе дополнительного образования [Текст] / Е. В. Михеева // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 5. - С. 60-67.
40. Морозова, О. В. Методы ознакомления дошкольников с природой [Текст] / О. В. Морозова // Дошкольное образование. - 2014. - № 5. - С. 23.
41. Савчук, Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОО как средство повышения качества образования [Текст] / Л. В. Савчук. - М. :
«Два комсомольца», 2013. - 231 с.
42. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / П. Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1992. - с. 245.
43. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М. : «Академия», 2011. - с. 224.
44. Сластёнин, В. А Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] : педагогика / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. - М. : Элис, 2007. - 214 с.
45. Степанова, Н. Ю. Самооценка эффективности управленческой деятельности директора гимназии. [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Н. Ю. Степанова: - М. 2003. - 198 с.
46. Суркина, С. А Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / С. А. Суркина. - 2011.- 90 с.
47. Тимофеева, И. В. «Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Тимофеева. - Москва. 2004. - 257 с.
48. Угольникова, Е. А. Знакомим детей с родной природой [Текст] / Е. А. Угольникова //Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 года. - Пенза - Москва - Витебск : Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - С. 117-120.
49. Уланова, Л. А Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. [Текст] : учебное пособие / Л. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб; 2008. - 154 с.
50. Ушакова, В. Т. Управление инновационным процессом - управление коллективом [Текст] / В. Т. Ушакова. - Белгород. 2014. - 213 с.
51. Фалюшина, Л. И. Управление дошкольным учреждением [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
52. Хуторский, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] / А. В.
Хуторский. - М. : Академия. 2010. - 254 с.
53. Циценко, В. С. Организация проектной деятельности в ДОО [Текст] / В. С. Циценко, Т. Н. Краснопёрова // Молодой учёный. - 2016. - №16. - С. 384.
54. Чепурная, В. А. Управление и инновации в методической
деятельности ДОО [Текст] / В. А. Чепурная // Молодой ученый. - 2014. -
№10. - C. 447.
55. Чердымова, Е. И. Методика диагностики экологического сознания дошкольников и школьников [Текст] / Е. И. Чердымова. - М. : УРАО, 2006. - 135 с.
56. Шевелева, Р. И. Моделирование при ознакомлении детей с природой [Текст] / Р. И. Шевелева // Дошкольное образование. - 2014. - С. 134.
57. Щербакова, Е. В. Инновационные процессы в образовательном процессе [Текст] / Е. В. Щербакова // Дошкольное образование. - 2013. - С. 212.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ