ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК ВИД ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Исторические аспекты зарождения и развития бального танца 6
1.2. Танцы, входящие в программу спортивных бальных танцев 255
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ
КОМПОЗИЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ БАЛЬНОГО ТАНЦА 24
2.1. Хореографическая композиция «Аргентинское танго» 24
2.2. Хореографическая композиция «Маленькая история» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Бальный танец - это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах. Его также называют бытовым танцем. Но, несмотря на такое тривиальное имя, понятие «бытовой» или «бальный танец» воплощает в себе сочетание самых ярких и самых чувственных танцев мира, которые исполняются в паре. Эта хореографическая постановка создает просто невообразимо красивое и грациозное зрелище.
Танец как синкретический вид искусства возник еще в древности, в условиях первобытнообщинного строя. Танцевальное действо было необходимой частью любого обряда, сопровождавшего важные события в жизни архаического человека - сбор плодов, начало и удачное завершение охоты,обряд инициации, военный поход, рождение и свадьбу.
В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из самых красивых и зрелищных видов спорта.
Спортивный бальный танец - активно развивающийся вид танцевального искусства, который, с одной стороны, представляет собой хореографическое искусство, а с другой - результат своеобразного синтеза искусства и спорта.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.
Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни.
Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить и изучить специфику бального танца и осуществить постановку хореографических композиций на материале бального танца.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс постановки хореографических композиций на материале бального танца.
Предмет выпускной квалификационной работы: технология создания хореографических композиций на материале бального танца.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. На основе анализа литературы выявить сущность понятия «бальный танец».
2. Исследовать исторические этапы возникновения и развития бального танца.
3. Изучить основные виды бальных танцев.
4. Определить специфику постановки хореографических композиций на материале бального танца.
5. Осуществить постановку хореографических композиций
«Аргентинское танго» и «Маленькая история».
Ключевые слова - ТАНЕЦ, БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, ТЕХНОЛОГИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО, ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, моделирование этапов постановочной работы, проектирование содержания
хореографических композиций.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: данные хореографические композиции можно использовать в репертуаре танцевальных коллективов, в учреждениях, как общего, так и дополнительного образования, а также в любительских танцевальных студиях.
Апробация выпускной квалификационной работы осуществлялась в ИМХО УрГПУ со студентами 4 курса заочного отделения, обучающихся по направлению «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Выпускная квалификационная работа посвящена технологии создания хореографических композиций в жанре бального танца.
Цель выпускной квалификационной работы была раскрыта. Выявлены и изучены специфика танцевального жанра, а также осуществлены две постановки хореографических композиций в жанре бального танца.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что спортивный бальный танец - активно развивающийся вид танцевального искусства, который, с одной стороны, представляет собой хореографическое искусство, а с другой - результат своеобразного синтеза искусства и спорта.
В результате сложного процесса возникла система хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.
Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни.
Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией.
В первой главе мы подробно изучили бальный танец как жанр хореографического искусства, его исторические аспекты зарождения и развития. Были рассмотрены различные виды танцев. Ведь танец присутствует в любом народе, и истоки свои он берёт далеко во времени. Каждый танец отражает характер своего народа, эпоху его создания. Так же подробно познакомились с танцами, входящими в программу спортивных бальных танцев. Было выявлено, что профессионализм танцоров определяется его классом. Чем выше класс, тем больше опыт и спортивная сноровка.
Во второй главе описана технология постановки хореографических композиций в жанре бальный танец.
Первая постановка «Аргентинское танго». Танго - загадочный и страстный танец, покоривший весь мир своей сдержанностью и неповторимостью.
Для того чтобы исполнить этот танец, необходимо знать определенные основы, которые представлены в моей работе.
Вторая хореографическая композиция «Маленькая история» несет в себе очень глубокое содержание, проявляется оно через эмоции танцоров, их артистизм. Зрителя привлекает контрастность драматической окраски музыки и неповторимой эротики танца Румба.
В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из самых красивых и зрелищных видов спорта.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Айрис-пресс, 2000. 266 с.
2. Баскаков В. Ю. Свободное тело. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 204 с.
3. Бебик М. А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М.: МГУ, 2011. 100 с.
4. Васенина Е. История матрешки // Театр. 2015. N 20. 28-31 с.
5. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. М.: Emergency Exit, 2004. 296 с.
6. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. М.: Альманах 1, 2012. 115 с.
7. Гиршон А. Танцевальная импровизация. М.: Альманах, 2014. 96 с.
8. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души. / Ред. сост. Баскаков В.Ю. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 200. 224 с.
9. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. М.: Книга, 2013. 124 с.
10. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: учебное пособие, СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 160 с.
11. Запора Р. Импровизация присутствует. М.: Альманах 1, 2012. 117 с.
12. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 2004. 351 с.
13. Зыков А.И. Современный танец. Учебное пособие для студентов театральных вузов. СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 344 с.
14. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. Учебное пособие. Челябинск: ЧГИК. 2002. 157 с.
15. Кнастер М. Мудрость тела. / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2002. 496 с...