ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИМПРОВИЗАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ТАНЦА И РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА 6
1.1. Исторические аспекты развития импровизации в современной
хореографии 6
1.2. Импровизация, как инновационный метод преподавания современного
танца в дополнительном образовании 14
1.3. Особенности постановки хореографической композиции в современной хореографии, используя импровизацию как компонент постановочной
работы 26
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ 32
2.1. Хореографическая композиция «Песочное время» 33
2.2. Хореографическая композиция «Шепот» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
В XXI веке отличительной чертой и основой эстетики современного танца является импровизация, которая на данный момент стала ключевым компонентом танцевальных постановок и хореографических систем.
Импровизация (от лат. Improvises - неожиданный) - исследовательское творчество в хореографическом искусстве, которое создается в процессе исполнения или в процессе его создания, где импровизация становится с одной стороны, приемом творчества, а с другой обучение художественному творчеству.
Импровизацию называют «танцем настоящим» или «спонтанной хореографией», умения выгодно использовать свое тело и его возможности, пространство, взаимодействие с партнерами по танцу. Импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства, представляя как принцип создания хореографического образа или хореографического произведения.
Анализируя импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс создания и совершенствования системы пластического языка танца воплощалось посредством импровизации.
Л. Н. Мун рассматривает импровизацию, как компонент творчества, который придает креативную направленность процессу художественного образования. П. Я. Гальперин утверждает, что особенностью импровизации является то, в ней совпадают и процесс, и продукт. Импровизация является одновременно продуктом, видом, компонентом и основой творчества.
Проблема исследования. Инновационные методы преподавания импровизации, как средство создания композиций современных форм танца, тем самым становясь неотъемлемыми составляющими хореографического процесса, как необходимого звена обучения современной хореографии в системе хореографического образования.
Импровизация становится необходимой частью развития современного хореографического искусства, способствующую многостороннему развитию личности, закрепляя приобретенный опыт обучающегося и создавая предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.
Объект выпускной квалификационной работы: импровизация как средство раскрытия творческого потенциала учащегося.
Предмет выпускной квалификационной работы: технология создания хореографических композиций с использованием импровизации.
Цель данной работы - разработать технологию постановки хореографических композиций с использованием импровизации.
В соответствие с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. На основе анализа литературы определить содержание понятия «импровизация».
2. Изучить различные виды танцевальной импровизации и возможности их использования в современных хореографических постановках.
3. Охарактеризовать исторические аспекты развития импровизации.
4. Показать инновационные методы преподавания импровизации, как средство создания композиций современных форм танца.
5. Проанализировать роль импровизации, как средство развития лексики при постановке танца во взаимодействии раскрытия творческого, исполнительского потенциала учащегося.
6. Изучить, применения импровизации на дисциплине «Современный танец» в дополнительном образовании, являющим главным звеном обучения современного танца МБУ ДО «ДХШ».
7. Создать современные хореографические композиции, включающую импровизацию.
Ключевые слова: ИМПРОВИЗАЦИЯ, СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИМПРОВИЗАЦИИ, ТЕХНИКА ИМПРОВИЗАЦИИ, ПОСТАНОВКА ТАНЦА, ИМПРОВИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, моделирование этапов постановочной работы, проектирование хореографических композиций;
• эмпирические: постановка хореографических композиций, разработка эскизов костюмов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы:
1. Изучая и анализируя учебно-методическую литературу по теме исследования выпускной квалификационной работы, мной была создана методическое пособие ««Импровизация, как средство раскрытия творческого потенциала учащегося, являющим главным звеном обучения современного танца МБУ ДО «ДХШ» г. Лесной Свердловской области.
2. Данные хореографические композиции можно использовать в учреждениях дополнительного образования, так и досуговых учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиотечного списка.
Выпускная квалификационная работа посвящена использование импровизации в постановке хореографических композиций.
На основе анализа литературы сделаны следующие выводы. Импровизация в танце - это танец, рождающийся во время исполнения, это игра музыкального ритма средствами пластики и мимики, и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучению танца, развитие лексики при постановке хореографической композиции, воображения, ритмопластической свободы, как инновационный метод преподавания современной хореографии, выявления одаренных детей.
Рассмотрев весь спектр исторического развития танцевальной импровизации, начиная с возникновения свободного танца (А. Дункан), через выразительный танец (Р. фон Лабан, М. Вигман) и танец-модерн (Рут Сен- Дени) до танцевального театра и постмодернистского танца, можно сделать вывод о том, что импровизация как танцевальное явление имеет богатую историю, теоретическую базу, различные направления и школы.
Импровизация - метод творчества, предлагающий создать произведение в процессе свободного фантазирования, сочинителя и исполнителя, образуя одно целое произведения.
В связи с развитием импровизации в современном танце в нынешнее время, мы наблюдаем тенденцию, что исполнитель должен владеть не только школой классического танца, но и современными техниками. Качества, которые танцовщик приобретает и развивает в процессе обучения, должны служить ему «фундаментом» и опорой для будущего совершенствования.
Следовательно, можно сделать акцент, что импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства.
Таким образом, на основании проведенного исследования мы утверждаем, актуальность изучения танцевальной импровизации в системе хореографического образования детей. Это своеобразная развернутая творческая лаборатория, используемая для расширения хореографического текста и как средство проявление уникальности в творческой деятельности.
В практической части квалификационной работе были предоставлены две хореографические постановки: «Песочное время», «Шепот», в которых подробно проанализирована вся поэтапная работа по их созданию. Данные хореографические композиции можно использовать в учреждениях дополнительного образования, так и досуговых учреждениях.
1. Влияние хореографической подготовки с использованием современных методов совершенствования техники исполнительства на физическое развитие и эмоциональное состояние [Электронный ресурс]: http://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/vliyanie-xoreograficheskoj- podgotovki-s-ispolzovaniem-sovremennyx-metodov-sovershenstvovaniya- texniki-ispolnitelstva-na-fizicheskoe-razvitie-i-emocionalnoe-sostoyanie/ (дата обращения: 12.12.2018).
2. Этапы становления и развития танца постмодерн во второй половине XX начале XXI веков, Кисеева Елена Васильевна - тема научной статьи по искусству и искусствоведению, текст научно-исследовательской работыhttp://cyberleninka.ru/article/n/avangardnoe-iskusstvo-v-ego- otnoshenii-k-nauke-zaimstvovaniya-i-ih- preodolenieHttp://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10083/
3. Закирова С. М. Творческий процесс постановщика танца // Молодой
ученый. — 2017. — №11. — С. 428-430. [Электронный ресурс]:
https://moluch.ru/archive/145/40525/ (дата обращения: 08.02.200800).
4. Контактная импровизация [Электронный ресурс]:
http://old.girshon.ru/txt/contact.htm (дата обращения: 07.01.2019)
5. История современного танца в 31 постановке [электронный ресурс]: https://arzamas.academy/materials/1452 (дата обращения 10.01.2019)
6. Барыкина, Л. Contemporary dance по-русски [Электронный ресурс] / Л. Барыкина. — Режим доступа:
http: //www.arteria.ru/tanz_theater/barykina.htm
7. Гердт, О. Территория возможностей / О. Гердт // В движении. Институт театра Нидерландов. — Москва, 1999.
8. Гиршон, А. Современный танец как вид искусства / А. Гиршон // Танцевальный Клондайк. 2003. — № 3.
9. Кондратенко, Ю. Синтез в хореографическом искусстве эпохи постмодерна / Ю. Кондратенко // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии: [материалы международной конференции]. — Волгоград, 1999.
10. Лысенко СЮ. Интерпретаторские стратегии постмодернизма в
современном музыкальном театре: реинтерпретация и деконструкция. Тамбов: Изд-во Грамота, 2012.
11. Судакова, М. В. Воздействие современного искусства на эмоциональное состояние человека // Архитектура и строительство Дальнего Востока. - Хабаровск, 2002, № 1.
12. Судакова, М. В. Современный танец. Ч. 1: учеб. пособ. для студентов дневного и заочного отделений. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2002. 33 с.
13. Каминская Е. Ю. Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии // Образование и воспитание. 2018. №2. С. 54-58.
14. Судакова, М. В. Изучение эмоций у зрителей современного
хореографического искусства / М. В. Судакова // Материалы научнопрактической конференции «Название» Ч. 1. - Хабаровск: ХГИИК, 2003. -11с.
15. Судакова, М. В. Композиция танца: информационный сборник № 2 - (методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов) / М. В. Судакова. - Хабаровск: КНОТОК, 2003.
16. Особенности работы балетмейстера на основе современного танца в детском хореографическом коллективе Дубовицкая А.И., 2016.