Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические особенности словарной работы в период
дошкольного детства 10
1.3. Методы и приемы формирования лексикона детей среднего
дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования
в аспекте формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности лексикона у детей среднего
дошкольного возраста 38
2.2. Программа формирования лексикона ребенка среднего дошкольного
возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические особенности словарной работы в период
дошкольного детства 10
1.3. Методы и приемы формирования лексикона детей среднего
дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования
в аспекте формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности лексикона у детей среднего
дошкольного возраста 38
2.2. Программа формирования лексикона ребенка среднего дошкольного
возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Развитие познавательных и речевых способностей у детей является одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Дошкольный образовательный процесс регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Формирование словарного запаса является социально значимой задачей развития речи дошкольников. Словарный запас способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных и эстетических задатков. Достаточная сформированность лексических систем языка необходима на уровне точного понимания и употребления слов, соответствующего возрастной норме объема словаря. По мере ознакомления дошкольников с окружающей средой происходит естественное их взаимодействие с явлениями, предметами, процессами их окружающими, что и составляет впоследствии ту базу понятий, из которых складывается словарный запас детей.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования лексикона у детей среднего дошкольного возраста в связи с его бедностью и невыразительностью и слабой разработанностью методики по обогащению и активизации лексикона детей среднего дошкольного возраста с учетом психолингвистических особенностей его формирования.
Значимость разработки данной проблемы обусловлена, во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательно-воспитательных задач в дошкольном возрасте; в-третьих, специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на всех этапах возрастного развития ребенка.
Изучением вопросов, касающихся развития лексической стороны речи у детей, занимались ученые различных областей знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, А.М. Захарова, С.Н. Цейтлин и др.), они подчеркивали сложность и разнообразность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа, направленная на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию лексикона детей среднего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности лексикона ребенка среднего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, одного приложения.
Формирование словарного запаса является социально значимой задачей развития речи дошкольников. Словарный запас способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных и эстетических задатков. Достаточная сформированность лексических систем языка необходима на уровне точного понимания и употребления слов, соответствующего возрастной норме объема словаря. По мере ознакомления дошкольников с окружающей средой происходит естественное их взаимодействие с явлениями, предметами, процессами их окружающими, что и составляет впоследствии ту базу понятий, из которых складывается словарный запас детей.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования лексикона у детей среднего дошкольного возраста в связи с его бедностью и невыразительностью и слабой разработанностью методики по обогащению и активизации лексикона детей среднего дошкольного возраста с учетом психолингвистических особенностей его формирования.
Значимость разработки данной проблемы обусловлена, во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательно-воспитательных задач в дошкольном возрасте; в-третьих, специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на всех этапах возрастного развития ребенка.
Изучением вопросов, касающихся развития лексической стороны речи у детей, занимались ученые различных областей знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, А.М. Захарова, С.Н. Цейтлин и др.), они подчеркивали сложность и разнообразность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа, направленная на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию лексикона детей среднего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности лексикона ребенка среднего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, одного приложения.
Единицы детского лексикона существенно отличаются от слов, входящих в лексикон не только взрослого человека, но и ребенка на более поздних этапах речевого онтогенеза. Комплекс знаний, увязываемых со словом в сознании индивида, является продуктом переработки его индивидуального и социального опыта, поэтому значение слова не может оставаться неизменным на протяжении всей жизни человека. Слова не появляются в сознании ребенка «готовыми» с присущими им в языке формой и значениями, они как бы «вызревают», постепенно приближаясь и по своей форме, и по своему значению к единицам лексикона взрослого носителя языка, по мере когнитивного и речевого развития ребенка.
По мере того, как дети изучают окружающую их действительность, новые объекты, незнакомые ранее предметы, явления, признаками предметов, признаками действий, происходит обогащение детской лексики. Освоение окружения ребёнком осуществляется в ходе вербальной и невербальной деятельности в процессе взаимодействий непосредственно с явлениями реальной действительности, объектами, а также при помощи общение с родственниками, со взрослыми. В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, связанное с определённым значением, развитие слова не закончилось, а только началось: оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа по всем высшим типам общения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий.
Лексикон ребенка среднего дошкольного возраста включает единицы, называющие лицо (мама, папа, тетя, бабушка, человек, люди, мальчик, мальчишка), прилагательные широкой семантики (маленький, большой, плохой, хороший, детский и др.), глаголы (говорить, делать и др.) и конструктивные («строевые») грамматические элементы (я, он, быть, не, в, что и др.).
Результаты исследования показали, что уровень сформированности лексикона у детей среднего дошкольного возраста средний. Наибольшее затруднение у них вызывает задание правильно назвать действия и образовывать антонимы и синонимы.
По результатам исследования была разработана программа «Словарик», которая предусматривает реализацию системнодеятельностного и личностно ориентированного подхода к развитию речи детей среднего дошкольного возраста, учитывает создание объективных и субъективных социально-психологических условий эффективности стимулирующего воздействия при формировании лексикона у детей среднего дошкольного возраста.
По мере того, как дети изучают окружающую их действительность, новые объекты, незнакомые ранее предметы, явления, признаками предметов, признаками действий, происходит обогащение детской лексики. Освоение окружения ребёнком осуществляется в ходе вербальной и невербальной деятельности в процессе взаимодействий непосредственно с явлениями реальной действительности, объектами, а также при помощи общение с родственниками, со взрослыми. В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, связанное с определённым значением, развитие слова не закончилось, а только началось: оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа по всем высшим типам общения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий.
Лексикон ребенка среднего дошкольного возраста включает единицы, называющие лицо (мама, папа, тетя, бабушка, человек, люди, мальчик, мальчишка), прилагательные широкой семантики (маленький, большой, плохой, хороший, детский и др.), глаголы (говорить, делать и др.) и конструктивные («строевые») грамматические элементы (я, он, быть, не, в, что и др.).
Результаты исследования показали, что уровень сформированности лексикона у детей среднего дошкольного возраста средний. Наибольшее затруднение у них вызывает задание правильно назвать действия и образовывать антонимы и синонимы.
По результатам исследования была разработана программа «Словарик», которая предусматривает реализацию системнодеятельностного и личностно ориентированного подхода к развитию речи детей среднего дошкольного возраста, учитывает создание объективных и субъективных социально-психологических условий эффективности стимулирующего воздействия при формировании лексикона у детей среднего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Детское словотворчество в формировании лексикона ребенка среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - БИЛИНГВАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





