Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста

Работа №95998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Лингвистические особенности словарной работы в период
дошкольного детства 10
1.3. Методы и приемы формирования лексикона детей среднего
дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования
в аспекте формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности лексикона у детей среднего
дошкольного возраста 38
2.2. Программа формирования лексикона ребенка среднего дошкольного
возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Развитие познавательных и речевых способностей у детей является одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Дошкольный образовательный процесс регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Формирование словарного запаса является социально значимой задачей развития речи дошкольников. Словарный запас способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных и эстетических задатков. Достаточная сформированность лексических систем языка необходима на уровне точного понимания и употребления слов, соответствующего возрастной норме объема словаря. По мере ознакомления дошкольников с окружающей средой происходит естественное их взаимодействие с явлениями, предметами, процессами их окружающими, что и составляет впоследствии ту базу понятий, из которых складывается словарный запас детей.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования лексикона у детей среднего дошкольного возраста в связи с его бедностью и невыразительностью и слабой разработанностью методики по обогащению и активизации лексикона детей среднего дошкольного возраста с учетом психолингвистических особенностей его формирования.
Значимость разработки данной проблемы обусловлена, во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательно-воспитательных задач в дошкольном возрасте; в-третьих, специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на всех этапах возрастного развития ребенка.
Изучением вопросов, касающихся развития лексической стороны речи у детей, занимались ученые различных областей знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, А.М. Захарова, С.Н. Цейтлин и др.), они подчеркивали сложность и разнообразность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа, направленная на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования лексикона ребенка среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию лексикона детей среднего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности лексикона ребенка среднего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать программу, направленную на формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Единицы детского лексикона существенно отличаются от слов, входящих в лексикон не только взрослого человека, но и ребенка на более поздних этапах речевого онтогенеза. Комплекс знаний, увязываемых со словом в сознании индивида, является продуктом переработки его индивидуального и социального опыта, поэтому значение слова не может оставаться неизменным на протяжении всей жизни человека. Слова не появляются в сознании ребенка «готовыми» с присущими им в языке формой и значениями, они как бы «вызревают», постепенно приближаясь и по своей форме, и по своему значению к единицам лексикона взрослого носителя языка, по мере когнитивного и речевого развития ребенка.
По мере того, как дети изучают окружающую их действительность, новые объекты, незнакомые ранее предметы, явления, признаками предметов, признаками действий, происходит обогащение детской лексики. Освоение окружения ребёнком осуществляется в ходе вербальной и невербальной деятельности в процессе взаимодействий непосредственно с явлениями реальной действительности, объектами, а также при помощи общение с родственниками, со взрослыми. В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, связанное с определённым значением, развитие слова не закончилось, а только началось: оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа по всем высшим типам общения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий.
Лексикон ребенка среднего дошкольного возраста включает единицы, называющие лицо (мама, папа, тетя, бабушка, человек, люди, мальчик, мальчишка), прилагательные широкой семантики (маленький, большой, плохой, хороший, детский и др.), глаголы (говорить, делать и др.) и конструктивные («строевые») грамматические элементы (я, он, быть, не, в, что и др.).
Результаты исследования показали, что уровень сформированности лексикона у детей среднего дошкольного возраста средний. Наибольшее затруднение у них вызывает задание правильно назвать действия и образовывать антонимы и синонимы.
По результатам исследования была разработана программа «Словарик», которая предусматривает реализацию системно­деятельностного и личностно ориентированного подхода к развитию речи детей среднего дошкольного возраста, учитывает создание объективных и субъективных социально-психологических условий эффективности стимулирующего воздействия при формировании лексикона у детей среднего дошкольного возраста.


1. Артеменко О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево- Черкесского государственного университета. Карачаевск: Изд-во КЧГУ. 2007. № 22. 390 с.
2. Арушанова А.Г. Игры-занятия со звучащим словом. М.: Сфера, 2012. 192 с.
3. Арушанова А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4­5 лет. М.: Сфера, 2015. 112 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 140 с.
5. Арушанова А.Г. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы). М.: Флинта, 2014. 180 с.
6. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста. Комсомольск-на Амуре: изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. 29 с.
7. Бейлинсон Л.С. Специфика лексики, используемой при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Логопед: Научно­методический журнал. 2005. №2. С. 15-19.
8. Бурангулова Г.Х. Преемственность в овладении предложением как единицей речи детьми в системе «ДОУ - Начальная школа». Автореф. канд. дис. Чебоксары, 2001.
9. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 260 с.
10. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 230 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017.
200 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Программа и методические рекомендации для работы с детьми. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 158 с.
15. Гридина Т.А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. М.: Флинта, 2011. 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ