Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №95994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Потенциал уроков литературного чтения при развитии
коммуникативных умений младших школьников 22
1.4. Анализ программного содержания работы по формированию
коммуникативных умений младших школьников 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 40
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
младших школьников 40
2.2. Комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных
умений младших школьников на уроках литературного чтения 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66

Развитие коммуникативных умений младших школьников является актуальной проблемой современного образования, в том числе - и преподавания литературного чтения в начальной школе.
Современная образовательная концепция видит задачей гуманизацию обучения. Принципиально переосмысляются роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе, что, в свою очередь, требует создание на основе совместно-распределённой деятельности образовательной среды.
В условиях, когда в значительной степени усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей и происходит изменение парадигм - от «знаниевой» к развивающей, проблема развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста является особым предметом исследований педагогики, психологической теории общения и методик преподавания школьных дисциплин.
Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Однако процесс этот требует своего построения, основываясь на четкую систему знаний, которые характеризуют каждый возрастной этап развития учеников начальной школы. Этот процесс невозможен без продуманной организации системной педагогической деятельности.
Данная проблема находит отражение в государственных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется формированию умений младших школьников ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. А также - овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания в решении познавательных, практических и коммуникативных задач.
Научный опыт изучил следующие аспекты проблемы общения: коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с психологической и педагогической точки зрения. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности изложены в работах Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейн, М. С. Соловейчик и др.
Исследователи определяют сущность коммуникативных умений, предлагают разнообразные способы их формирования и развития. Однако данные работы не имеют прицельной направленности на детей младшего школьного возраста. В них недостаточно полно выведены приемы и способы, которые повышают результативность работы учителей по формированию коммуникативных умений младших школьников.
Обозначенная проблема обусловила выбор темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: разработать комплекс занятий на уроках литературного чтения для развития коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений учащихся младшей школы на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, применяемый на уроках литературного чтения и направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие исследовательские задачи:
Задачи исследования:
- исследовать и проанализировать состояние изученности проблемы в педагогической теории и практике;
определить психологические особенности детей младшего
школьного возраста;
• рассмотреть особенности развития коммуникативных умений младших школьников;
• изучить потенциал уроков литературного чтения при развитии коммуникативных умений младших школьников;
• описать диагностический аппарат исследования;
• разработать комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Методологическую базу исследования составляет концептуальные положения о ведущей роли общения в развитии личности ребенка, фундаментальные научные основы отечественной и зарубежной психологии и педагогике о личности,
Теоретической основой исследования являются теория развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский); концептуальные положения о роли общения в развитии личности (Л. С. Выготский, А. В Запорожец, М. И. Лисина, Е. Г. Злобина, Я. Л. Коломинский, А. В. Мудрик); теория способностей (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть 6
использованы в непосредственной практике педагогов начального образования на уроках литературного чтения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение Школа № 104 г. Челябинск. В исследовании приняло участие 20
обучающихся 3 «А» класса.
Исследование по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения; определялись психолого-педагогические особенности младших школьников, выявлялся потенциал проектной деятельности по развитию коммуникативных умений на уроках литературного чтения, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня развития коммуникативных умений на уроках литературного чтения младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных умений на уроках итературного чтения младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев коммуникативных умений младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие коммуникативных умений младших школьников является актуальной задачей современного образования. От уровня развития умений зависит, насколько учащийся начальных классов сможет безболезненно и успешно социализироваться в новом для него мире, освоить учебную программу, овладеть навыками устной и письменной речи, что в дальнейшем сможет способствовать наиболее высоким показателям в его учебной, трудовой или научной деятельности.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, М. С. Соловейчик и др., а также проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «коммуникативные умения» -
совокупность способностей и навыков, приобретенных человеком через обучение и опыт и используемых им при общении, при передаче информации с целью ее усвоения, получения.
В качестве коммуникативного компонента планируемого результата в начальной школе выступают коммуникативные универсальные учебные действия, которые, если рассматривать в рамках деятельностного аспекта, выступают в роли единиц познавательной коммуникации, где с их помощью школьник осваивает социально-культурный опыт.
Подводя итог проведенной работе, мы можем констатировать, что поставленные нами проблема и исследовательские задачи: исследовать и проанализировать состояние изученности проблемы в педагогической теории и практике; определить психологические особенности детей младшего школьного возраста; рассмотреть особенности развития коммуникативных умений младших школьников; изучить потенциал уроков литературного
чтения при развитии коммуникативных умений младших школьников; описать диагностический аппарат исследования; разработать комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения, были решены.
Проведенное исследование показало, что коммуникативные умения находятся на низком уровне у школьников, а именно МОУСОШ №104, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных 103 б, 3 «А» класс, которое было выявлено путем наблюдения.
В ходе проектировочной деятельности нами были выявлены критерии развития коммуникативных умений школьников:
1. Умение осознанно строить речевое высказывание с учетом:
1) адресата коммуникации;
2) с учетом цели коммуникации.
2. Умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
3. Умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Также, методом наблюдения мы определили первоначальный уровень развития коммуникативных умений младших школьников. После проведенного анализа нами был создан методический комплекс, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения и повышение уровня коммуникативной компетенции.
На уроках литературного чтения (формирующий этап) нами был использован комплекс заданий, сочетающий в себе разнообразные приемы, направленные на организацию моно/диалогической речи обучающихся, развитие экспрессивных умений, овладение обучающимися культурой пространственной организации общения. Данные задания и упражнения 59
способствовали развитию у обучающихся следующих коммуникативных умений: умению слушать, умению аргументировать, умению формулировать вопросы, умению использовать формулы речевого этикета, умению признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, умению конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
В процессе исследования мы подтвердили нашу гипотезу, что развитие коммуникативных умений школьников младших классов на уроках литературного чтения будет происходить более эффективно при условии создания учителем коммуникативных ситуаций с использованием разнообразных приемов для организации монологической и диалогической речи учащихся.
Таким образом, исследовательская работа, направленная на преодоление трудностей у детей в сфере коммуникации, проведена успешно. Процесс формирования коммуникативных умений обучающихся младших классов на уроках литературного чтения будет проходить более эффективно, если на уроках создаются коммуникативные ситуации с использованием разнообразных приемов для организации монологической и диалогической речи учащихся.


1. Азбука. Учебник. В 2-х частях. /Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. М.: 2011. Ч.1. С. 241, Ч.2. С. 114.
2. Азбука. Учебник. В 2-х частях. /Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. М.:
2011. Ч. 1. C. 96, Ч. 2. С. 112.
3. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Н. И. Аксенова. СПб.: Реноме,
2012. С. 140-142.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
5. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 1980. № 4. С. 3-13.
6. Антонова JI. Г. Письменные жанры речи учителя Текст: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / JI. Г. Антонова. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 114 с.
7. Ахтырская Е. Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. Науч.-практ. Конф. № 12(57). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 22-26.
8. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Екатеринбург, 2000. 120 с.
9. Богин Г. И. Филологическая герменевтика: учеб. пособие / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1982. 86 с.
10. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности. / Л. И. Божович. М.: Академия
педагогических и социальных наук, 1997. 352 с.
61
11. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. 139 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2010. 368 с.
13. Воющина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаева. СПб, 1997. С. 40-85.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. Т. 2. 352 с.
15. Гальперин И. Я. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1983. 132 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ