Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами

Работа №95992

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
2-3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ
ЖАНРАМИ 7
1.1 Психологические особенности ребенка младшего дошкольного
возраста 7
1.2 Характеристика развития речи детей раннего возраста 8
1.3 Этапы развития речи детей раннего дошкольного возраста 11
1.4 Роль малых фольклорных жанров в развитие речи детей 2-3 лет 13
1.5 Анализ программного содержания работы по обогащению детей 2-3
лет 19
Глава 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ 27
2.1 Диагностика уровня сформированности словаря детей 2-3
лет 27
2.2 Содержание образовательной деятельности направленной на обогащения
словаря детей 2-3 лет 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68

На протяжении длительного времени процесс развития, обогащения словаря является одной из основных задач речевого развития детей, в том числе и раннего возраста. В ФГОС ДО в п.2.6 ч.2 речевое развитие выделено в одну из образовательных областей, включающее в себя следующие направления работы с дошкольниками: «обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [29, с.8].
Доктор педагогических наук, профессор Н. В. Гавриш отмечает, что в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка, а увеличить запас слов помогут малые фольклорные жанры, так как звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи; умению ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно-окрашивая речь и творчески используя слово; умение образно описать предмет и дать ему яркую характеристику [9].
Язык и речь - это важное средство человеческого общения, познания действительности, основной канал приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, необходимым условием воспитания и обучения [6]. Язык и речь, как один из факторов психических процессов, рассматривались в педагогике и психологии такими авторами как Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. [21].
На этапе раннего возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопление словаря. Исследования речи, проводимые Ф. А.
Сохиным, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой, ..Т. М. Юртайкиной и др. указывают на то, что у детей 2-3 лет быстро растет и обогащается активный словарь запас и к трем годам пополняется до 800-1000 слов [8].
Однако, несмотря на актуальность данного направления, в последние годы педагоги дошкольного образования все чаще стали сталкиваться с проблемой «неговорящих» детей или с довольно скудным словарным запасом для их возраста. К тому же с конца XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных иностранных терминов, которые являются на сегодняшний день существенной угрозой не только родному языку, но и национальной русской культуре в целом [26].
Отсюда вытекает следующее: стандартные методы работы
недостаточны для быстрого восполнения и развития речи детей 2-3 лет, хотя ребенок уже с раннего возраста проявляет большой интерес к языковой действительности, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону.
Таким образом, перед дошкольным образованием возникла проблема, связанная с развитием словарного запаса детей 2-3 лет и необходимостью специального обучения, где главной чертой проходит создание таких условий, которые бы вызывали у детей интерес к языку и обеспечили бы творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию.
Отсюда следует, что наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей 2-3 лет, эффективными средствами являются малые фольклорные жанры, привлекающие детей своей формой, яркими поэтическими образами и вызывающие у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей.
Рассматривая точку зрения известных исследователей, которые в настоящее время работают над проблемой применения малых фольклорных жанров в обучении и воспитании детей таких, как А. П. Илькова,
Н. И. Политова, Н. П. Кузьмина, А. В. Соболева можно сделать вывод о том, что с помощью малых фольклорных форм, а именно: народных песенок, чтение колыбельных песенок, потешек, пестушек и т.д., представляющих собой прекрасный речевой материал, можно обогатить словарный запас и развить фонематический слух ребенка, сформировать грамматический строй речи и совершенствовать звуковую культуру речи [13].
Малые фольклорные жанры заключает в себе поэтические ценности и являются народной педагогикой, с их помощью решаются практически задачи всех образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально­коммуникативное развитие. Особенно велико значение малых фольклорных жанров на развитие выразительности детской речи, умение образно выражать свои мысли.
Это и обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы:
«Обогащение словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами».
Цель исследования: изучить методы и приемы обогащения словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей 2-3 лет.
Предмет исследования: содержание образовательной деятельности, направленной на обогащение словаря детей 2-3 лет.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития словаря у детей 2-3 лет.
3. Изучить задачи и содержание словарной работы в детском саду.
4. Представить характеристику малых фольклорных жанров.
5. Описать проектировочную деятельность по обогащению словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами.
6. Описать содержание образовательной деятельности, направленной на обогащение словаря детей 2-3 лет.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ научной литературы;
• эмпирические методы: диагностика словаря детей 2-3 лет;
• статистические методы: графическое и табличное представление результатов исследования.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологамив процессе работы с детьми 2-3 лет в обогащении словаря.
База исследовательской работы: муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32
комбинированного вида» города Краснотурьинска Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 2-3 лет, обучающихся по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников) и трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы являлось выявление возможностей малых фольклорных жанров в обогащении словаря детей 2-3 лет.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить важность своевременного обогащения словаря детей и значение в этом развитии малых фольклорных жанров. Обогащение словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления детей с малыми фольклорными жанрами в группе направлена на создание лексической основы речи ребенка, которая занимает центральное место в способах речевого развития дошкольников, обогащения активного словаря и имеет важное значение для общего формирования речи ребенка и в познавательном развитии детей 2-3 лет. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У детей 2- 3 лет интенсивно
формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Таким образом, при проведении работы в ходе образовательной деятельности была проведена работа по обогащению словаря детей за счет слов и словосочетаний, используемых в малых фольклорных жанрах, а также организована работа с родителями по использованию малых фольклорных жанров в условиях семейного воспитания.
Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о положительной динамике в обогащении словаря после проведения практической работы. Исходя из результатов, мы убедились, что каждодневное использование в общении с детьми малых фольклорных жанров способствует обогащению словаря детей 2-3 лет лексическими единицами, языковыми средствами выразительности.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод: проведенное теоретическое исследование, а также практическая работа с детьми и их родителями позволяют утверждать, что словарь детей 2-3 лет развивается успешнее, если использовать малые фольклорные жанры.
Следовательно, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.


1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М. М Алексеева, Б.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 234 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учеб. пособие для СПО. [Электронный ресурс] Режим доступа: ййр://реШ1Ь.ги/Воокз/4/0018/шйех.зй1ш1?1тош_раде=21/(дата
обращения: 10.01.20019).
3. Акулова О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. // Воспитание дошкольников. 2000. № 3. 121 с.
4. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. 35 с.
5. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.35 с.
6. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Вече, 1999. 82 с.
7. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. 38 с.
8. Акулова О. В. Развитие выразительности речи детей
дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. 72 с.
9. Аникин В. П. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести /В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т.Н. Михельсон. М.: АСТ, 1989. 132 с.
10. Алиева Т. И. Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника. / Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук. М.: издательский центр «Карапуз», 2001. 232 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 2006. 102 с.
12. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика. 2008. № 5. 29 с.
13. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. 2002. № 12. 77 с.
14. Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Просвещение, 1970. 212 с.
15. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 94 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ