ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи
у детей дошкольного возраста 13
1.3. Характерные черты развития звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 23
1.4. Игровая работа как способ развития звуковой культуры речи у
детей средней группы 27
1.5. Исследование программ ДОУ в аспекте развития звуковой
культуры речи у дошкольников среднего возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика уровня формирования ЗКР у детей среднего
дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, ориентированных на
развитие звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Речь является главным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является главным аспектом познавательных возможностей детей, их коммуникативных умений. Таким образом, развития речи является основой для познания дошкольником окружающей реальности, делает его отношения со сверстниками и взрослыми содержательным, полноценным.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у дошкольника является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития дошкольника.
Принимая во внимание, что тема работы затрагивает одно из качеств речи - звуковую культуру, речь в этом труде пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи ребёнка дошкольного возраста, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Основное свойство звукопроизношения - верность, правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий в этот на процесс. С одной стороны, дети учатся управлять органами речи, с другой - воспринимать речь других людей, учатся концентрировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к ним. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей функционирует область физиологии (работа органов речи), включены процессы мышления, внимания.
Настоящей проблемой педагогики в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у дошкольников. Дефекты органов звукопроизношения, нарушения развития нервной сферы детей влекут за собой необходимость коррекции задержки звукоречевого развития у детей.
Необходимо отметить, то что в линии ситуации недостатки звукопроизношения детей исчезают из-за самокоррекции, в силу оптимальных возмещающих возможностей у детей в данном возрасте. Но вероятен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Но недостатки звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не считаются оправданными.
Значимым является исследования педагогов и психологов, указывающие на то, что большинство дефектов звукопроизношения имеют не серьезные нарушения, а привычку нечистой речи, связанную с неправильным воспитанием и отсутствием коррекции.
Формирование культуры звукопроизношения у детей дошкольников является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26].
Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.
На сегодняшний день вопрос полноценного формирования детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике особенно критично.
Нужно выделить, что все недостатки речи, звукопроизношение необходимо удалять в среднем дошкольном возрасте, пока они не стали постоянными, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования. Исследования на тему звукопроизношения детей принадлежат многим русским педагогам и психологам: Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин.
В данной работе будут изучены и проанализированы психологопедагогические основы вопроса звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически аргументировать и изложить комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект: процесс развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет: комплекс педагогических мероприятий, ориентированный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи работы:
ЕИсследовать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить характерные черты звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, ее воздействия на развитие личности ребенка.
3. Осуществить диагностику степени развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 структурного подразделения - детский сад.
В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 17 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В ходе исследования была рассмотрена тема формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа содержит в себе две главы. Теоретическая глава была посвящена исследованию психолого-педагогических вопросов развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая глава - методическому объяснению данного вопроса.
В процессе деятельности посредствам выполнения всех задач была достигнута цель - подробно и многосторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
На основании проделанной работы, сделаны выводы.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети среднего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи. Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /М. М.Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 356 с.
2. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В Артёмова. - М.: Просвещение, 1991. - 233 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] /Л. И. Божович. -М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 156 с.
4. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в
дошкольном образовательном учреждении[Текст]: метод. пособие /
Л.Р. Болотина Н. В. Микляева, Ю.Н. Родионова - М.: Айрис пресс, 2006. - 52 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей[Текст] / А. М Бородич. - М.; Издательство, 1981. - 413 с.
6. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. С. Бухвостова. -К.: Академия Холдинг, 1976. - 165 с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка[Текст] /Е.Н. Винарская. -М.: Просвещение, 1987. - 231 с.
8. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников.[Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ /
Н.А. Виноградова, Н. В. Позднякова. -М.: Айрис Пресс, 2008. - 128 с.
9. Выготский,Л.С. Педагогическая психология [Текст] /
Л.С. Выготский. - М.: Издательство, 1991. - 542 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский // Журнал Вопросы психологии. - 1996. № 6. - С. 25
29.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] /
А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 207 с.
12. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 121 с.
13. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] /В. В. Гербова. -М.: Просвещение, 1999. - 89 с.
14. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. Ф. Губанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. -128 с.
15. Давидчук, А.Н. Обучение и игра. [Текст] /А. Н. Давидчук. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 168 с...