ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические приёмы и средства формирования грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4 Анализ нормативных документов по формированию грамматического
строя речи у дошкольников 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯРЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30 2.1. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи у
детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Последние годы связаны со значительными изменениями в системе образования России. Об этом свидетельствует вышедшие ФГОС ДО подписанный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с Законом об образовании «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры»; «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [1].
Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста - один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта. Взрослые должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, основанными на достижениях науки и рассчитанными на человеческий интеллект.
Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речь для ребенка особенно важна, ведь овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.
Слово - это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме [10].
Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин,
Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и др.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка [5].
Известный психолог Леонтьев А.А. в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность» писал: «Для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное» [18].
Термин «»грамматика«» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка - система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Развитие грамматического строя речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Но, несмотря на всю важность, проблема формирования грамматического строя речи стала предметом изучения лишь в 50-е г.г. XX в. после выхода в свет фундаментального труда Александра Николаевича Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка».
Кроме того, анализ информации по этому вопросу сделают более полной психологическую характеристику младшего школьного возраста. В связи с этим были исследованы психологические особенности речевого развитиядетей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
• проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
- по результатам диагностики разработать и описать комплекс мероприятий, включающий работу с детьми.
Исследование было организовано и проведено нами на базе МАДОУ ЦРР детский сад 9 в городе Верхний Тагил. В опытно - поисковой работе приняли участие 21дошкольник в возрасте 4-5 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В рамках данной работы нам удалось реализовать поставленную цель и задачи опытно - поисковой работы . В ходе работы мы достаточно подробно рассмотрели специфику формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста. Также мы раскрыли психологопедагогические особенности детей среднего дошкольного возраста, провели анализ структуры и формирования грамматического строя речи, изучили особенности синтаксических , морфологических и словообразовательных умений у детей среднего возраста. Проведенный нами анализ специализированной литературы показал, что важной особенностью дошкольного возраста является возникновение к 4-5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи.
Выделив особенности формирования грамматического строя речи, мы отметили основные показатели успешного формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста:
• усваивает грамматические формы, падежные окончания, хотя и делает незначительные грамматические ошибки (чередование согласных);
• образует формы единственного и множественного числа;
• образует от других частей речи новые грамматические формы с помощью суффиксов, приставок;
• усваивает род существительных;
• строит предложения различного типа: простые, сложносочиненные с соединительными словами, прямой речью;
Для дальнейшей работы, нам необходимо было выделить основные методы и приёмы, способствующие формированию грамматического строя речи в средней группе. Мы проанализировали две программы ДОО и сделали вывод, что на развитие речи в течение недели выделяется два занятия. Это недостаточное количество времени, чтобы сформировать умения показателей грамматического строя речи детей своевременно.
Важным направлением практической деятельности педагогов является работа, направленная на формирование грамматического строя речи, а именно на формирование словообразования, морфологического формообразования слов и синтаксиса ( умения использовать в речи сложные предложения).
Проведенный нами анализ показал, что к эффективным методам и приёмам формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста относятся такие методы и приёмы как:
-образец,
-объяснение,
• указание,
• сравнение,
• повторение,
-создание проблемных ситуаций;
-подсказ нужной формы;
-исправление ошибки;
-вопросы подсказывающего и оценочного характера;
-привлечение детей к исправлению ошибок;
-напоминание о том, как сказать правильно.
Работа может осуществляться как в групповой, так и индивидуальной форме, на занятиях или вне образовательной деятельности ( на прогуле, во время приёма пищи и т.д).
В комплекс педагогических мероприятий мы советуем включать не только эффективные методы, но и разные формы взаимодействия с родителями , а так же не забывать про развивающую среду в группе.
Используя Речевой центр и центр книги, мы создали благоприятную обстановку детям, находясь в свободно- игровой деятельности продолжать формировать грамматический строй речи через составление рассказов, чтении книг по схемам или буквам ( кто умеет), образовании и назывании новых слов по картинкам.
В рамках данной работы нами была также организована опытнопоисковая работа. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи показала, что синтаксические умения сформированы у детей данной группы недостаточно хорошо.
При образовании слов с помощью суффиксов выявились проблемы у детей с несформированным артикуляционным аппаратом. Такие дети не умеют ещё выговаривать шипящие и свистящие звуки, поэтому образовать новые слова с суффиксами -ечк, чек, чк, ишк - не могли самостоятельно.
Морфологические умения тоже не достаточно сформированы. Основная ошибка была при согласовании существительных множественного числа и образовании существительных в родительном падеже множественного числа.
По итогам диагностики мы сделали вывод, что в данной группе необходима педагогическая работа, направленная на формирование грамматического строя речи.нами были разработаны и апробированы мероприятия, которые включали в себя выделенные ранее методы и приёмы по развитию речи.
На протяжении двух месяцев велась работа по формированию грамматического строя речи детей группы «Котята». В итоге, на заключительном мероприятии мы увидели положительный результат.
Высказывания детей состоят из сложных предложений. Не допускают ошибок при согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа, умеют образовывать слова с суффиксами , употребляя их по ситуации.
Такими образом, благодаря успешному апробированию комплекса педагогических мероприятий, составленных на основе предложенных нами приёмов и методов, уровень сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста повысился. Речь детей стала богаче и разнообразнее за счёт использования новых форм слов и оборотов речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Феникс, 2009. - 286 с.
2. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. - М.:
Знание, 2008. - 194 с.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Теревинф, 2011. - 212 с.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С.
Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогика, 2013. - 257 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педобщество,
2007. - 316 с.
6. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2010. -
384 с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Самара:
Бахрах-М, 2009. - 345 с.
8. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.:
Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
9. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред.
Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 169 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Просвещение, 2007. - 148 с.
12. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. - М.: Знание, 2009. - 161 с.
13. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. - М.: Речь, 2009. - 254 с.
14. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. - М.: Педагогика, 2007. - 165 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 322 с...