ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития
детей младшего школьного возраста 6
1.2. Грамматический строй речи: особенности структуры 13
1.3. Особенности формирования грамматического строя речи младших
дошкольников 22
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 28
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи у
детей младшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование
грамматического строя речи у младших дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, представляет собой логику родного языка. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент - суффикс, приставка, окончание, корень могут иметь определенные значения. Вместе с фонетикой (звуковым составом языка) и лексикой (словарным составом языка), грамматический строй формирует языковую целостную систему.
В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка - нормами и правилами, по которым этот язык живет. Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет огромное значение, поскольку только синтаксически и морфологически оформленная речь может стать понятной собеседнику и может служить для него средством общения со сверстниками и взрослыми. Выражать собственные мысли, понимать речь окружающих ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем.
Вопрос формирования грамматически правильной речи актуален для детей младших дошкольников. Главная задача - обучить дошкольника связно и последовательно, грамматически и фонетически верно излагать собственные мысли, говорить о событиях из находящейся вокруг жизни. Это содержит большой смысл для последующего обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личных качеств, так считают
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и другие [12].
Вовремя начатое формирование грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста считается важным условием его полновесного речевого и общего психического развития, потому что язык и речь делают ведомую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании общественных связей. А.Н. Гвоздев,
Л.С. Выготский, Г.Р. Шашкина, Д.Б. Эльконин подразумевают, что язык и речь - это ведущее средство проявления наиглавнейших психологических процессов - памяти, восприятия, эмоций [23].
Источники и факторы становления языка ребенка и его грамматического строя разнообразны, и соответственно разнообразны педагогические условия, методы, средства и формы педагогического воздействия. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности.
Анализ выявленных причин выявил проблему исследования: определить, какие методы и приемы будут способствовать развитию навыков грамматического строя речи и коммуникативно-речевой деятельности в целом у младших дошкольников. Для решения данной проблемы была определена цель исследования: определить и апробировать методы и приемы, способствующие развитию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс игр и упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Описать возрастные и психолого-педагогические особенности
речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие грамматического строя речи, а также его структуры и особенностей формирования.
3. Рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Изучить уровень сформированное™ грамматического строя речи у дошкольников 3-4 лет.
5. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленных формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Организация и база исследования: Исследование осуществлялось с сентября 2017 года по май 2018 года в младшей группе МАДОУ детского сада «Родничок» № 70. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 3 лет до 4 лет, 4 педагога и психолог МАДОУ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Современный педагог должен создавать все условия для полноценного формирования грамматического строя речи ребенка дошкольника. Создание условий для полноценного развития речи детей включает: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение и своевременную диагностику развития речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
Большое значение для успешного развития речи детей будет иметь правильно организованная речевая среда группы, учитывающая речевые интересы и возможности как детей с высоким уровнем речевого развития (это соответствующая познавательная и художественная литература, атласы, справочники, словесно-логические игры и т.п.), так и помогающая детям с речевыми проблемами самостоятельно или под руководством взрослого преодолеть эти трудности с помощью различных дидактических игр и материалов, имеющихся в группе (это различные игры по развитию связной речи, словесно-логического мышления, лексико-грамматических категорий и т.п.).
Овладение грамматическим строем языка происходит в процессе познавательного развития через освоение предметных действий в игровой, трудовой и других видах детской деятельности, но главным образом в процессе общения детей с окружающими людьми в повседневной жизни. Овладение грамматическим строем речи сложный и долгий процесс, который невозможен без создания определенных психолого-педагогических условий. Одним из условий формирования грамматического строя речи является достаточный уровень развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления), здоровая нервная система и функционирование системы анализаторов.
Правильно организованная речевая среда, в которой находится ребенок, подразумевает, прежде всего, форму общения взрослого с
ребенком. Речь взрослого, а тем более педагога должна быть грамматически правильной, интонационно выразительной. В общении с ребенком нужно своевременно исправлять возникающие речевые ошибки и делать это тактично, не прямо указывая на ошибку, а через включение нормативной формы высказывания, давая опосредованно образец правильной речи. При этом грамматическая работа с детьми-дошкольниками осуществляется не как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм, а как создание условий для полноценного освоения грамматического строя языка.
Для развития грамматического строя речи важна мотивация ребенка, которая проявляется через желание выразить свои мысли и чувства, высказаться. Педагогу следует всячески поддерживать, стимулировать и формировать активность ребенка в условиях речевой деятельности.
Наиболее важным фактором, влияющим на развитие грамматической стороны речи дошкольника, является целенаправленное педагогическое воздействие, которое осуществляется как на специально организованных занятиях, так и в различных видах деятельности.
Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Во всех сферах, окружающих ребенка: быту, труде, конструировании, он задействует игровой элемент. Педагогический процесс важно организовать так, чтобы использовались разнообразные виды игр: сюжетно-дидактические, игры- драматизации, дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры (подвижные, музыкальные игры и пластические упражнения, игры- драматизации, инсценировки, театры). Косвенное влияние на формирование грамматического строя оказывают регулярно проводимые с детьми «пальчиковые» игры», игры с камешками, бусами, мозаикой.
Диагностика является важнейшим компонентом педагогической работы! Правильное и грамотное проведение диагностики развития речи, в том числе грамматического строя - залог эффективности педагогической работы. Выбор методов и процедура проведения диагностики зависят от возраста и психологических особенностей детей дошкольников.
1. Андреева Н.Г. Формирование произносительных умений и навыков в процессе коррекции отдельных звуков у детей старшего дошкольного возраста/ Н.Г. Андреева //Логопедия - 2016. - № 3. - 129-141с.
2. Арсеньева М.В. Изучение произносительной стороны речи у
дошкольников с использованием произведений детской художественной литературы / Арсеньева М.В., Баряева Л.Б. // Вестн. Том.гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 100-104 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/arsenyeva m.v.100 1 04 1 142 2014.pdf (31.10.2018 г.).
3. Баранова В.В. Методы и содержание развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - № 5. - С. 81-85; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://e- koncept.ru/2014/14125.htm (29.10.2018 г.).
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: ВЛАДОС, 2013. 223 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2013. с 42
6. Ванюхина Г.А. Анализ качества правильного звукопроизношения дошкольников с речевыми системными нарушениями // Логопедия. - 2015. - № 7. - C. 26-27.
7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 2015. с. 332
8. Глухов В. Л. Из практики логопедической работы по формированию произносительной стороны речи// Дефектология. - 2016. - № 8.с 109
9. Глухов В. П. Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим речевым недоразвитием в процессе онтогенеза // Коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи. - М., 2015. с 55
10. Галкина И.А. Индивидуальные подходы в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. - № 2 (13). - С. 72-73.
11. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей
дошкольного возраста // Царскосельские чтения : материалы XIX междунар. науч. конф. - СПб., 2015. - С. 31-35; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-obraznoy-rechi-u- detey-doshkolnogo-vozrasta (17.10.2018 г.).
12. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста правильному произношению отдельных звуков [р] и [л]// Самарский научный вестник - 2013. - № 4. - С. 63-65; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pgsga.ru/research/samara-scientific-journal/number joumal/19- 4gurova.pdf (21.10.2018).
13. Ефименкова Л. Н. Развитие речи у детей в онтогенезе. - М., 2014. с 64.
14. Жинкин Н.И. Механизмы развития речи у детей 5-7 лет. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983, 252 с.
15. Корнев А.Н. Нарушения произношения у детей: Учебнометодическое пособие. - СПб.: МиМ, 2015, 411 с...