Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и организация туристско—экскурсионных маршрутов литературной направленности в рамках уроков по литературе и географии

Работа №95981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы краеведения 9
1.1 История и развитие краеведения в педагогической теории 9
1.2 Литературное краеведение: характеристика, признаки, формы 15
1.3 Теоретические основы литературного краеведения на Урале 17
Глава II. Содержание и методика проведения краеведческих экскурсий со школьниками 21
2.1 Формы осуществления литературного краеведения в школе и принципы
их организации 21
2.2 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 23
2.3 Экскурсии, их организация и методика проведения 26
2.4 Разработка туристско—экскурсионного маршрута 34
Глава III. Опытно—экспериментальная работа со школьниками 46
3.1 Методические основы опытно—экспериментальной работы со
школьниками и ее анализ 46
3.2 Методическое сопровождение исследовательской работы обучающихся
по разработке туристско—экскурсионного маршрута 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Библиографический список 61
Приложения

Процесс образования никогда не стоит на месте, он крайне динамичен и изменчив. На современном этапе его развития особенно выделяется тенденция к гуманизации образования, усиления его развивающей направленности с учетом методологии системно—деятельностного подхода. Данные тенденции нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденного 17.12.2010 года (ФГОС ООО). Этот нормативный документ закрепляет требования к результатам освоения основной образовательной программы, а также определяет основное содержание и формы организации образовательной деятельности. В частности, ФГОС ООО при изучении предметной области ’’Общественно—научные предметы” делает упор на формировании мировоззренческой, ценностно—смысловой сферы обучающихся, понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации, владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей среды; на осознание своей роли в целостном, многообразном и динамично развивающемся глобальном мире; на приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающей среде, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений [67]. Достижение прописанных в ФГОС результатов может осуществляться с помощью различных способов организации работы школьников. Одной из форм внеурочной деятельности, согласно образовательному стандарту, является краеведческая работа.
Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой—либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения [11]. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Проблема организации краеведческой работы обучающихся освещена в работах многих педагогов и методистов, таких как К. Ф. Строев, И. С. Мартусов, П. В. Иванов, Б. Г. Иоганзен, А.С.Барков и др. [8,12]
В условиях введения ФГОС ООО перед школьным краеведением встают новые задачи, связанные с организацией развивающей учебной деятельности школьников, прежде всего исследовательской. Одним из новых направлений здесь выступает разработка и обоснование подростками туристских маршрутов, объекты которых связаны с литературными произведениями краеведческой направленности. Как показывает изучение практики работы школ г. Екатеринбурга, подобные исследования вызывают высокий и устойчивый познавательный интерес у школьников, которые самостоятельно, инициативно выполняют подобные задания, с удовольствием разыскивают и изучают краеведческую литературу, работают индивидуально и в группе, активно участвуют в практической деятельности. Многие учителя высоко оценивают подобный вид деятельности школьников, подчеркивают ее высокий развивающий потенциал. Вместе с тем, в реальной практике организации внеурочной деятельности литературно— краеведческой направленности учителя испытывают серьезные затруднения, так как не определены основные литературные туристско—краеведческие маршруты на территории г. Екатеринбурга и не обоснованы принципы их разработки. Кроме того, не определены методические условия оценки результатов деятельности школьников по итогам прохождения данных маршрутов.
Все указанные обстоятельства показывают, что существует противоречие между высоким образовательным потенциалом туристско— экскурсионных маршрутов литературно—краеведческой направленности и методическим обеспечением их организации в рамках внеурочной деятельности школы. Выявленное противоречие определило проблему исследования', каким должно быть методическое обеспечение разработки литературных туристско—экскурсионных маршрутов для территории г.Екатеринбурга. На основе проблемы сформулирована следующая тема диссертации: «Разработка туристско—экскурсионных маршрутов на основе краеведческих исследований Среднего Урала»
В данной работе рассматривается процесс разработки и организации туристско—экскурсионных маршрутов литературной направленности в рамках уроков по литературе и географии. В частности, анализируются пути развития школьников основной школы в этой деятельности. В исследованиях описываются предложенные автором туристско—экскурсионные маршруты, разработанные на основе краеведческих исследований региона и возрастных характеристик обучающихся. Доказана результативность данных маршрутов в изучении предметных и метапредметных знаний.
Актуальность
1) На уровне общества . Со стороны общества сегодня существует заказ на воспитание гражданина, активно участвующего в жизни общества, любящего свою Родину и свой край, однако образование не всегда может решить данные задачи.
2) На уровне науки. В современной науке определены теоретические основы концепции развития школьника, сформулированы задачи внеурочной деятельности, однако недостаточно разработаны теоретические основы развития школьника в туристско—экскурсионной деятельности с учетом особенностей региона и возрастных потребностей школьников
3) На уровне методологии. Методически обеспечено знакомство с родным краем в рамках урочной деятельности, но недостаточно обеспечено во внеурочной, в том числе туристско—экскурсионной.
Противоречия
1) На уровне общества. Противоречие между социальным заказом общества и недостаточными возможностями образования
2) На уровне науки. Противоречие между достаточным методическим обеспечением теоретических основ туристско—экскурсионной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ данной деятельности с учетом возрастных потребностей школьников и особенностей региона
3) На уровне методологии. Между методической обеспеченностью краеведческой урочной деятельности и недостаточной обеспеченностью методик внеурочных форм краеведения
Объект : туристские ресурсы Свердловской области
Предмет: разработка экскурсионных маршрутов для школьников
Гипотеза. Уровень краеведческих знаний обучающихся станет выше, если:
- будут разработаны тематические туристско—экскурсионные
маршруты;
- будет выработано методическое обеспечение краеведческо — исследовательской деятельности школьников.
Цель: разработка туристско—краеведческих маршрутов на литературную тематику. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы литературного краеведения в источниках;
- изучить сущность, цели и место литературного краеведения в учебном процессе;
- рассмотреть формы организации литературного краеведения в школе;
- изучить методические основы организации и проведения экскурсий со
школьниками;
- разработать методическое сопровождение экскурсионной деятельности со школьниками;
- разработать систему оценивания эффективности проведения экскурсий;
- создать условия для организации исследовательской деятельности школьников;
Методы исследования
- теоретические ( анализ, гипотеза, моделирование, абстрагирование);
- эмпирические (изучение опыта работы педагогов, анкетирование, опытно—экспериментальная работа);
- статистические методы
Новизна
- Обобщены сведения предлагаемых туристско—экскурсионных
маршрутов для школьников;
- Уточнена теоретическая база разработки туристско—экскурсионных маршрутов;
- Предложены новые туристско—экскурсионные маршруты с учётом особенностей региона и возрастных потребностей обучающихся;
- Разработано методическое обеспечение туристско—экскурсионной деятельности подростков с учетом их возрастных особенностей;
- Разработан инструментарий оценки эффективности данных маршрутов.
Практическая значимость
Разработанная методика содержит методические рекомендации по реализации литературного краеведения в рамах внеурочной деятельности, перечень объектов для посещения, примерные маршруты, которые можно использовать в образовательном процессе.
Положения выносимые на защиту
- методическая система разработки туристско—экскурсионных маршрутов;
- критерии оценивания результатов проведения экскурсионных маршрутов
Структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Объем текста работы 60 основного текста. Работа включает в себя 1 таблицу, 8 рисунков и 13 приложений. Список используемой литературы состоит из 72 источников, в их числе 14 интернет—ресурсов. Общий объем работы составляет 80 страниц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время у общества отмечается устойчивый интерес к изучению родного края. Акцент с изучения особенностей всей страны в целом, смещается в сторону изучения истории и природы конкретной территории. В связи с этим актуальным становится вопрос об организации краеведческой работы в школе, которая является одним из средств воспитания патриотизма у школьников и формирования всесторонне развитой личности ребенка. В ближайшее время краеведческая работа должна стать одной из ведущих форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы по теме.
Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории культуры какой—либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Школьное краеведение подразумевает всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально — экономических и исторических условий родного края. Особенностью школьного краеведения является его деление на предметные направления. Одним из них является литературное краеведение, которое призвано решать следующие цели и задачи:
- воспитание любви к родному краю, его историей, культурой,
традициями,
- развитие культуры чтения школьников;
- развитие коммуникативных умений
- способствование развитию индивидуальных склонностей и
способностей учащихся;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие речевой культуры школьников;
-учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного
края;
- формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание
Краеведческий компонент обладает множеством форм применения и организации в школьном образовательном процессе. Он может быть рассмотрен как в рамках классической урочной системы, так и в качестве внеурочного компонента обучения. Литературное краеведение в рамках внеурочной деятельности может быть реализовано в форме специализированного кружка, экспедиции, литературной встречи с писателем. Однако наиболее наглядное представление краеведческого материала дают тематические экскурсии.
Под экскурсией понимают форму организации учебно— воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Литературные экскурсии проводятся по местам, связанных с жизнью и творчеством писателя, а также могут рассматривать объекты, нашедшие отражение в его произведениях.
В ходе работы была дана характеристика литературного потенциала Свердловской области и сделан вывод о возможностях его использования в рамках школьного краеведения. Полученные в результате исследования данные легли в основу экскурсионного маршрута по литературным местам города. Для разработки экскурсии были изучены методические рекомендации по их составлению и учтены требования, предъявляемые для аналогичных форм внеучебной деятельности.
Разработанный тематический экскурсионный маршрут был апробирован во время педагогической практики. По результатам экскурсии у контрольного класса повысился уровень краеведческих знаний , а также в лучшую сторону изменилось отношение к своему краю и усилились патриотические чувства к нему. Также, проведение рассматриваемой экскурсии способствовало развитию интереса обучающихся к собственной исследовательской деятельности. Целью данной деятельности выступило создание виртуального экскурсионного маршрута по местам, описанным в произведениях Д.Н. Мамина—Сибиряка. Обучающимися были рассмотрены четыре произведения автора и найдены литературные архетипы рассматриваемых мест. По итогам исследовательской деятельности поставленная цель была достигнута, виртуальная экскурсия разработана. Описанные результаты подтверждают важность исследовательской деятельности школьников и устойчивый интерес к ней.
По теме диссертации написаны статьи «Потенциал литературного краеведения в изучении Свердловской области», «Использование литературного потенциала Среднего Урала как основы экскурсионной деятельности школьников», опубликованные в сборнике «Урал: природа, история, культура».
Данную выпускную квалификационную работу можно использовать в дальнейшем: описанная методическая система разработки туристско— экскурсионных маршрутов, а также выделенные критерии оценивания результатов их проведения могут быть полезны в организации внеурочной деятельности и осуществлении краеведческой работы в различных образовательных учреждениях.


1. Архипова Н.П. Вклад западноевропейских ученых XVIII-XIX веков в познание природы Урала // Известия УрГУ. — Екатеринбург, 2002. № 23. С.135-145.
2. Архипова Н.П. Имена ученых и путешественников на карте Урала. — Екатеринбург, 1997.
3. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска,- Свердловск: 1981.
4. Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. — Свердловск, 1990.
5. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. -М.: 1987.
6. Барто А. Л. Собрания сочинений в 3 томах №1. - М. : Детская литература, 1970.
7. Басунин ВМ. Методические аспекты экскурсионной деятельности// Преподавание истории в школе. - 2002. - №10. - С.69-73.
8. Белов А. В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе // Преподавание истории в школе №10,2010
9. Бердинских В. А. Ремесло историка в России. - М.: 2009. № 5.-С.34-39.
10. Бердинских В.А. Уездные историки. Русская провинциальная историография / Виктор Бердинских. - М. : Новое литературное обозрение, 2003 (РГУП Чебоксар, тип. N1). - 522 с
И. БЭС. - Изд. 2-е. -М.,1998. - С. 384
12. Внеклассная работа по истории. Краеведение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 192 с.
13. Вопросы работы музеев литературного профиля. - М., 1961.
14. Голубков, С.А. Литературное краеведение в школе. - Куйбышев: 1981.
- 197 с.
15. Государственная политика в области музейного дела (XVIII—XX вв.). Сборник научных трудов — М., 1991. — 323 с.
16. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Краеведение. Теория и практика,- Уфа, 1995
17. Гусаркина А.В. За эффективность учебных экскурсий со школьниками //Преподавание истории в школе. - 1994,- № 1,- С.58-59.
18. Гусарова А.О. Музей и школа // Советская педагогика. - 1996.
19. Дашкевич Л.А. Техническая интеллигенция горнозаводского Урала.
XIX век./ Дашкевич Л.А. , Бугаева С.Я. - Екатеринбург: 1997.
20. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб, пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 1981,- С. 30-33.
21. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. Москва: Советский спорт, 2007. — 216 с.
22. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод, рекомендации. -М., 1983,- С. 23
23. Зорина Л.И. Екатеринбургские общества -предшественники Уральского общества любителей естествознания // Третьи Татищевские чтения. - Екатеринбург, 2000
24. Зорина Л.И. Уральское общество любителей естествознания. 1870¬1929. Из истории науки и культуры Урала. — Екатеринбург, 1996.
25. Историки Урала XVIII-XX вв. Екатеринбург: 2003.
26. Историческое краеведение Урала: учебное пособие для студентов/ Под ред. проф. Г.Е.Корнилова ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун—т». — Екатеринбург, 2015 — 254 с.
27. Краеведы и краеведческие организации Перми: Библиографический справочник / Сост.: Т.И.Быстрых, А.В.Шилов. - Пермь: 2000.
28. Краеведение : учеб, пособие для высш. пед. учеб, заведений / М. А. Никонова. —М.: «Академия», 2009. — 192 с.
29. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность //Рус. культура. -М.: Искусство, 2000.
30. Малиновский Ю. М. Биосферные основы литологии : Учебное пособие. -М. : ИПКРУДН, 2003. - 111 с
31. Мамин-Сибиряк Д. Н. Поправка доктора Осокина // Уральские рассказы-М. : Худ.лит., 1956. - с.
32. Мамин-Сибиряк Д. Н. Верный раб // Собрание сочинений в 8 томах. Том 5. - М. : Худ.лит., 1954. - с.
33. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Доброе старое время // Собрание сочинений в 10-ти томах. Том 4. - М. : ПРАВДА, 1958. - с.
34. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Пир горой // Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Золото». Роман, рассказы, повесть. - Минск : Беларусь, 1983.
35. Масленников Е.П., Рубель Р.Б. По окрестностям Свердловска. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1978. - 159 с.
36. Маяковский В. В. Екатеринбург - Свердловск // Маяковский. Сочинения в двух томах. - М. : ПРАВДА, 1987.
37. Милонов Н.А. Литературное краеведение: Учеб, пособие. - М: 1985. — 254 с
38. Муниров Р. Р. Теория и практика школьного краеведения. - Уфа: Изд- во БГПУ, 2003.-216 с.
39. Муниров Р. Р. Учителю о краеведении: учеб, пособие. - Уфа: БИРО, 2005. - 99 с.
40. Неподобная Г.А. Государственная политика в отношении культурного наследия в 1921-1929 г. (на материалах Урала): дисс. ... канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2002.
41. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
42. Памятники материальной и духовной культуры в музейных коллекциях. Программа музейного всеобуча для детей дошкольного и школьного возраста. - Екатеринбург: 1996.
43. Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы. Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург: 1999.
44. Перевозчикова Н. Г. Литературное краеведение как методическое средство в изучении русской литературы в средних профессиональных образовательных организациях // КПЖ. - 2018. - №1 (126)
45. Писатели Среднего Урала : биобиблиогр. указ. / сост. Л. И. Зыкова. — Свердловск : Сред-Урал. кн. изд-во, 1986. — 352 с
46. Пихоя Р.Г. Книги Старого Урала. - Свердловск, 1989.
47. Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма/ / Пер. с нем. И. Карташевой. — СПб., 2000.
48. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу. - М.,1994.
49. Смирнов В. Г. Художественное краеведение // Из опыта работы учителя-словесника. М.: Просвещение, 1987. - 99 с.
50. Тагильцева Н.Н. «Золотой век» уральского краеведения // Уральское краеведение. — Екатеринбург, 1996. С. 8 - 18.
51. Тагильцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936) // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. — М., 1987. С. 155 - 173.
52. Тагильцева Н.Н. Роль краеведческого движения в культурном строительстве на Урале (1917-1937 гг.) // Октябрь на Урале: история и современность. — Свердловск, 1988.
53. Твардовский А. Т. За далью - даль / А. Т. Твардовский. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960.
54. Уральская историческая энциклопедия/ УрО РАН, Ин-т истории и археологии; Гл. ред. В. В. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига, 2000. — 637 с
55. Чехов А. П. Письмо Чеховым, 29 апреля 1890 г. Екатеринбург // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. —М.: Наука, 1974—1983.
56. Школьное краеведение как важное средство военно-патриотического воспитания старшеклассников / С.А. Алиева [и др.] // Известия Дагестанского Государственного Педагогического Университета. Психолого¬педагогические науки. - 2014. -№4 (29). - С. 33-48.
57. Шмаков А. А. Урал литературный: краткий биобиблиогр. словарь / А.А. Шмаков, Т. А. Шмакова. — Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1988. 366с.
58. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М: 1965.
59. Агния Барто работала в Свердловске токарем// Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ural.kp.ru/daily/26378/3257284/, свободный. -Загл. с экрана.
60. Аркадий Гайдар в Екатеринбурге: зачем обманул военачальников и как спасался от мести следователя// Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ural.kp.rU/daily/26184.2/3072829/, свободный. - Загл. с экрана.
61. Божович Л.И. Подростковый возраст // Библиотека Гумер
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php
62. Великие поэты и писатели - о Екатеринбурге: «Город тусклый, а люди внушают только ужас...»// Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ural.kp.ru/daily/26044/2958218/, свободный. - Загл. с экрана.
63. Владимир Маяковский — о Свердловске: «Не город, а строительная площадка!»// Комсомольская правда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ural.kp.ru/daily/26021/2942145
64. Дубровина И.В. Психология Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений [Электронный ресурс] // И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5250556/
65. Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка //
Объединенный музей писателей Урала [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www. ompural. ru/muzei-i-otdely-obedinenij a/literatumo-
memorialnyj-dom-muzej-d-n-mamina-sibirjaka/, свободный. - Загл. с экрана.
66. Литературно—мемориальный музей Ф. М. Решетникова //
Объединенный музей писателей Урала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ompural.ru/muzei-i-otdely-obedinenija/literatumo-
memorialnyj -dom-muzej -f-m-reshetnikova
67. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/
68. Полтора века назад Федор Достоевский побывал в Екатеринбурге: «Я перекрестился, что привел Господь увидать обетованную землю» // Официальный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //специальный, екатеринбург. рф/news/10460-poltora-veka-nazad-fedor-dostoevskiy-pobyval-v-ekaterinburge-ya-perekrestilsya-chto-privel-gospod-uvidat-obetovannuyu-zemlyu
69. Прокофьева А.Г. Краеведение в школьном литературном образовании
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/kraevedenie-v-shkolnom-literaturnom-obrazovanii
70. Ражабова Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности // Актуальные вопросы современной психологии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7255/
71. Свердловск. Набережная рабочей молодежи, д. № 23
Дом, в котором жил А. П. Гайдар // Виртуальный музей Аркадия Гайдара [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http: //www. gaidar. ompural. ru/index. php?main=home
72. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ