Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательные возможности учебных экологических троп по изучению туристских ресурсов Алапаевского района

Работа №95976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и сущность учебно-исследовательской деятельности 7
1.2 Методика организации учебно-исследовательской деятельности 14
1.2.1 Ключевые формы организации учебно-исследовательской
деятельности 14
1.2.2 Основные этапы проведения учебного исследования в школе 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП 25
2.1 Учебная экологическая тропа как средство организации учебно-исследовательской деятельности 25
2.1.1 История появления и развития учебных экологических троп 25
2.1.2 Основные цели, задачи и функции учебных экологических троп 28
2.1.3 Классификация учебных экологических троп 30
2.1.4 Основные этапы разработки экологических троп 37
2.1.5 Деятельность школьников на учебной экологической тропе 40
2.2 Описание учебных экологических троп Алапаевского района 43
2.2.1 Учебная экологическая тропа в г.Алапаевске 44
2.2.2 Прогулочно-познавательная тропа по пути Алапаевских мучеников. 47
2.2.3 Учебная экологическая тропа в селе Коптелово 49
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 53
3.1 Апробирование методики проведения исследования на учебной
экологической тропе 53
3.2 Анализ полученных результатов проведенного исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


В современных условиях изменения курса образования роль учебно-исследовательской и проектной деятельности, специально организуемой в школе, существенно возрастает. Наблюдающиеся стремительные изменения в обществе, которые требуют от личности творчески мыслить, проявлять инициативность, самостоятельно принимать решения. Становится важным не просто передать знания обучающемуся, а научить его самостоятельно овладевать ими, осваивать новые виды деятельности и довести их до уровня учебно-исследовательской работы, выступающей за пределы учебной программы. Это особенно актуально в процессе реализации образования по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, отличительной особенностью которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, делает упор при изучении предметной области общественно-научных предметов на формирование ценностно-смысловой, мировоззренческой сферы обучающихся, на овладение ими основ экологического мышления, которое обеспечивает понимание взаимосвязей между социальными и природными явлениями, их влиянием на общий уровень жизни людей и качество окружающей среды; на осознание своей роли в целостном, многообразном и динамично развивающемся мировом пространстве; на приобретение теоретических знаний и опыта и их применения для естественной ориентации в окружающей среде, выработки способов адаптации в ней, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Задачи по формированию таких качеств возлагаются, в первую очередь, на среднюю школу, так как именно здесь формируются основы развития думающей, самостоятельной личности. [35,67]
Проблема учебно-исследовательской деятельности обучающихся раскрыта в трудах таких известных психологов и педагогов как А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, А.Я. Дудецкий, И.С. Батракова, А.В. Усова, П.И.
Пидкасистый, А.Н. Поддьяков, и многих других. В методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков обучающихся.
География - один из немногих школьных предметов, в котором обучающиеся могут самостоятельно выделять необходимую информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных задач. Предмет географии может в полной мере быть использован в учебно-исследовательской деятельности школьников. В рамках краеведческого курса имеется огромный потенциал для ее реализации. Но, к сожалению, в последнее время сложилась тенденция изучать естественнонаучный предмет по учебнику в классе, а не на природе на живом примере, что в значительной мере препятствует организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Решить данную проблему поможет разработка и использование в процессе обучения учебных троп природы.
Учебная экологическая тропа природы — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. [60]
Используя учебно-исследовательскую деятельность в образовании на уроках географии, учитель на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, обучает детей приемам осмысленной географической деятельности, поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения. Преподаватель как наставник подкрепляет знания выполнением практических работ, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации. [34,44]
В работе описаны теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности школьников, приведены методические условия создания учебных экологических троп и разработаны три учебных тропы на территории Алапаевского района, проведено исследование со школьниками на одной из троп.
Противоречия:
- деятельность школьников на уроке географии методически определена, но не обеспечена в учебно-исследовательской деятельности;
- изучены туристские ресурсы Алапаевского района, но не определены теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности в районе;
- между потребностью использования туристских ресурсов Алапаевского района и отсутствием необходимой инфраструктуры.
Проблема исследования: какова организация учебно-исследовательской деятельности школьников по изучению туристских ресурсов Алапаевского района.
Объект исследования: учебно-исследовательская деятельность.
Предмет исследования: методические условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников по изучению туристских ресурсов Алапаевского района.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить образовательные возможности учебных экологических троп по изучению туристских ресурсов Алапаевского района.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу, нормативные документы по теме исследования;
2. Выявить теоретические и методологические основы организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
3. Разработать учебные экологические тропы;
4. Провести учебные исследования со школьниками на учебной экологической тропе;
5. Дать анализ результатам проведенной учебно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в процессе изучения географии в школе использовать исследовательские задачи и методические средства, направленные на включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, то это будет способствовать их развитию за счет повышения уровня исследовательского потенциала.
Методы исследования: теоретические методы (анализ используемой педагогической, психологической, научно-методической литературы, анализ нормативно правовой базы федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учебных программ и пособий с целью определения потенциала применения учебно-исследовательской деятельности школьников, метод сравнения); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент); статистические методы (обработка данных эксперимента и графическое представление результатов).
Научная новизна: разработаны условия и формы организации учебно-исследовательской деятельности школьников по изучению туристских ресурсов Алапаевского района.
Практическая значимость. Разработаны учебные экологические тропы для организации на них учебно-исследовательской деятельности школьников, которые могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях любого типа, а также и студентами педагогических ВУЗов.
По теме работы написано и опубликовано две статьи: «Туристско- краеведческие ресурсы Алапаевского района» и «Организация исследований школьников на учебной тропе в г.Алапаевске». Данная работа получила диплом 1-й степени в конкурсе «Научный Олимп».
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018 гг.
- теоретическая разработка проблемы исследования, изучение педагогической, психологической и методической литературы, нормативно-законодательных актов, осмысление концептуального замысла решения проблемы, изучение практики работы школы;
- разработка исследования и его апробация в школе;
- обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическое обоснование целесообразности использования в процессе обучения географии учебных троп природы по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
2. Основные требования к организации учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении географии: учет наличного исследовательского потенциала обучающихся; создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся на проведение учебных исследований; целенаправленное формирование отдельных исследовательских умений;
3. Методика организации и проведения исследований со школьниками на учебной экологической тропе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 3-х приложений. Объем основного текста работы 65 страниц. Работа включает в себя 7 таблиц, 21 рисунок. Список используемой литературы состоит из 75 источников, в их числе 12 интернет-ресурсов. Общий объем работы составляет 81 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе была рассмотрена тема «Учебно-исследовательской деятельности школьников по изучению туристских ресурсов Алапаевского района». В результате работы изучены и проанализированы теоретические основы исследовательской и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, проанализирован педагогический опыт, накопленный по теме данной работы, осуществлена практическая часть, направленная на решение поставленных целей и задач с применением собранного теоретического материала.
Учебные экологические тропы, разработанные на основе туристских ресурсов Алапаевского района, эффективным средством комплексного обучения, воспитания и развития обучающихся. Учебная экологическая тропа - это специально разработанный в образовательных целях маршрут, на котором созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих исследовательскую деятельность обучающихся в природных условиях. Организация учебно-исследовательской работы на данных тропах значительно способствует формированию у школьников не только познавательных компетенций, но и основ экологического и духовно-нравственного воспитания. В рамках учебно-исследовательской
деятельности на маршруте тропы могут проводить погодные наблюдения, наблюдения за представителями флоры и фауны, мониторинг экологического состояния тропы, измерение гидрологических параметров: скорости течения реки, глубины дна, объем расхода воды, исследования состава почв и т.д.
Организация учебно-исследовательской деятельности на учебных экологических тропах способствует формированию у обучающихся метапредметных умений, ориентирована на достижение высоких образовательных результатов, формированию экологической культуры школьников и воспитания в них нравственности.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута. В процессе изучения учебной, методической, психолого-педагогической литературы, проведения исследования и анализа его итогов и результатов обучающихся на учебной экологической тропе сделано:
Результат проведенного исследования со школьниками подтвердил качество разработанной модели формирования познавательных и исследовательских умений обучающихся и повышения уровня мотивации к изучению туристских ресурсов Алапаевского района. По материалам работы были разработаны три учебных тропы и опубликовано две научных статьи по теме исследования.
Разработанные учебные экологические тропы и методика организации учебно-исследовательской работы на них может быть использована в работе общеобразовательной школы, в учреждениях дополнительного образования и туристско-краеведческого кружка.



1. Алексеев, С.В. Практикум по экологии [Текст]: учебное пособие С.В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов, 2005. - 29-33 с.
3. Афонин, А.В. Экологические тропы России [Текст] / А.В. Афонин. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.
4. Ашихмина, Т.Я. Экологический мониторинг [Текст]: учебно - методическое пособие / Т.Я. Ашихмина. - М.: Академический проект, 2005. - 416 с.
5. Бакланова, С.Л. Экологическая тропа: технология создания [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова. - Бийск, 2007. - 63 с.
6. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст]: пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками / К.В. Бардин. -М.: Просвещение, 1981. - 197 с.
7. Беловолова, Е А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии [Текст] / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 234 с.
8. Бешко, Н. Экологическая тропа: методическое пособие для учителей [Текст] / Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. - Ташкент, 2010. -59 с.
9. Борейко, В.Е. Дорога к заповеднику [Текст] / В.Е. Борейко. - М., 1996. - 120 с.
10. Васина, О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры [Текст] / О.Н. Васина, О.Н. Паномарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С.711-713.
11. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
12. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы [Текст] / Н.Л. Глазырина // Вестник ЧГПУ. - 2014. - №5. - С. 38-49.
13. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях [Текст] / В.П. Голованов. - М.: Шк.книга, 2001. - 220 с.
14. Гончар Е.Е., Иващенко Е.В. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - 64-68 с.
15. Горленко, Л.М. Организация исследовательской деятельности учащихся городских школ [Текст] / Л.М. Горленко // Биология в школе. - 2009. - №9. - С.19-22.
16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
17. Громова Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков // Справочник классного руководителя. - 2008. - С.14-19.
18. Денисова, Т.С. Творческая работа как форма организации учебной исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Т.С. Денисова // Биология в школе. - 2009. - №9. - С.45-50.
19. Дерябо, С.Д., В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
20. Дрогов, И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского
туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Дрогов - М.:
ФЦДЮТиК, 2008.
21. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2012. - 207 с.
22. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) [Текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Знание, 1986. - 112 с.
23. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: пособие для учителей / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
24. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск - Москва, 2001. - 105 с.
25. Никонова, М.А. Методика преподавания региональной
географии в школе [Текст]: учебное пособие / М.А. Никонова, О.А. Бахчева, И.В. Душина. - М.: Астрель, 2003. - 188 с.
26. Калачихина О.Д. Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2007. - C.112-115.
27. Капустин, В.Г. География Свердловской области (Часть 1:Природа региона и проблемы экологии) [Текст]: Учебное пособие по курсу «География Свердловской области» / В.Г. Капустин. - Екатеринбург, 2010. - 223 с.
28. Кассир, Е. И. Учебно-исследовательская деятельность в образовательной школе [Текст]: Методические рекомендации для учителей- предметников и учащихся общеобразовательных школ по написанию исследовательской работы / Е.И. Кассир - Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский дом Учителя», 2007. - 54 с.
29. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1994. - 84 с.
30. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры [Текст] / К.А.
Кондратьева. - М.: Московский государственный художественно¬
промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. - 106 с.
31. Константинов, Ю.С., Педагогика школьного туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 208 с.
32. Коростелёва, В.И. Сущность исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Коростелёва // Исследовательская работа школьников. - 2011. - №2. - С.17-40.
33. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // Теория и практика дополнительного образования. - 2013. - С.23-26.
34. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - C.48-53.
35. Лебедева, О.В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе [Текст] / О.В. Лебедева, И.В. Гребнев // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. - 2013. - №5. - С.106-112.
36. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в
образовании [Текст] / А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное
образование. - 2001. - №56. - С. 33-37.
37. Леонтьева, А.В. Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников [Текст] / А.В. Леонтьева // Биология в школе. - 2010. - №1. - С.53-57.
38. Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура учащихся // Педагогика. - 2007. - С.41-43.
39. Маслов, А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Маслов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 156 с.
40. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А.С. Обухов // Народное образование, -1999. - № 10. - С.34-41.
41. Образцов, П.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования [Текст]: курс лекций / П.И. Образцов. - Орел, 2002. - 291 с.
42. Огородникова Н.В. Технология проектной деятельности в географическом образовании учащихся профильной школы [Текст]: диссертация на соискание ученой стеени, - 2007. - С.180-200
43. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: [Текст] пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
44. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддъяков. - М.; ПЕР СЭ-Пресс, 2006. - 22 с.
45. Понурова, В.А. Проблемный подход в обучении географии [Текст]: методическое пособие / В.А. Понурова. - М.: Просвещение, 1999. - 326 с.
46. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А. Разагатова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2006. - № 3. - С.223-230.
47. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды [Текст]: Слов. - справ./ Н.Ф. Реймерс - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
48. Савенков, А.И. Как организовать эффективное исследовательское обучение в школе? [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. - 2011. - №2. - С.5-16.
49. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: [Текст] учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
50. Свиридова Е.М. Внеклассное занятие «Экологическая тропа» [Текст] / Е.М. Свиридова, Е.А. Романова // Эксперимент и инновации в школе. -2014. - №32. - С.17-22.
51. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность
учащихся: [Текст] практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев -3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
52. Сластенина, Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя [Текст] / Е.С. Сластенина. - М.: Просвещение, 1984. - 134 с.
53. Слесарева Ю.Б. Детско-юношеский туризм в Москве: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Ю.Б. Слесарева, Ю.У. Гуральник, А. И. Панов // Теория и практика дополнительного образования. - 2006. - №6. - С.16-20.
54. Справочное пособие по организации поисково -
исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений [Текст] / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачёва. - Псков, 2001. - 46 с.
55. Тымко, Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Тымко; Институт содержания и методов обучения Рос.акад. образования. - Москва, 2009. - 192 с.
56. Тымко, Н.В. Организация конкурсов краеведческих исследовательских работ [Текст] / Н.В. Тымко // Вестник Академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2015. - № 115. - С.135-149.
57. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 4. - С.14-22.
58. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст]: методическое пособие / Е.В. Тяглова. - М.: Планета, 2011. - 256 с.
59. Чижова В.П. Определение допустимых нагрузок на туристско- экскурсионных маршрутах // Экологический туризм на пути в Россию.
Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К., 2002. С. 99-107.
60. Чижова В.П. Разработка программ эколого-экскурсионной деятельности в заказнике «Воробьевы горы» // Туризм и устойчивое развитие регионов: Мат-лы Второй всеросс. науч.-практ. конф. - Тверь, Изд-во Твер. ун-та, 2005. С. 119-121.
61. Чижова, В.П. Учебные тропы природы [Текст] / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный. - М.: Агропромиздат, 1989. - 159 с.
62. Чижова, В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях [Текст] / В.П. Чижова - М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1997. - 128 с.
63. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.; Воронеж, 2004. - 120 с.
Электронные ресурсы
64. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/5286/(дата обращения: 08.10.2017).
65. Варыгина Т.Н. Содержание, методы, результаты
исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/584859/(дата обращения: 15.03.2018).
66. Женский монастырь во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ейр://алапаевск.царская-дорога1918^/napolnaya-shkola (дата обращения:
19.10.2017) .
67. Министерство образования и науки Российской Федерации. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения:
10.11.2017) .
68. Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mprso.midural.ru/(дата обращения: 22.01.2018).
69. Мужской монастырь новомученников и исповедников Церкви
Русской. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.svelizaveta.ru/about(дата обращения: 19.10.2017).
70. Официальный сайт Муниципального образования Алапаевское.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://alapaevskoe.ru/article/show/id/137 (дата обращения: 05.02.2018).
71. Сельхозпортал. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://сельхозпортал.рф/analiz-posevnyh-ploshhadej (дата обращения:
02.04.2018).
72. Справочно-поисковая система Уникальные геологические
объекты России [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.geomem.ru/Kamen-Osnovanskij (дата обращения: 22.10.2017).
73. Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/auzd(дата обращения: 04.12.2017).
74. UralWeb.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uralweb.ru/urals/ural/5863 (дата обращения: 19.10.2017).
75. Vuzlit.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://vuzlit.ru/343196/ (дата обращения: 13.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ