Деятельность обучающихся по изучению многолетних трендов сезонных явлений в Свердловской области
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 6
1.1 Общая характеристика проектной деятельности 6
1.2 Типология и классификация проектов 15
1.3 Методика организации проектной деятельности в школе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ И ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ 29
2.1 Построение тренда методом наименьших квадратов 32
2.2 Интерпретация уравнения линейного тренда 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА» 42
3.1 Организация проектной деятельности по изучению трендов сезонных явлений в городе Екатеринбург 42
3.1 Оценка результатов применения внеурочной проектной деятельности.. .44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 6
1.1 Общая характеристика проектной деятельности 6
1.2 Типология и классификация проектов 15
1.3 Методика организации проектной деятельности в школе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ И ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ 29
2.1 Построение тренда методом наименьших квадратов 32
2.2 Интерпретация уравнения линейного тренда 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА» 42
3.1 Организация проектной деятельности по изучению трендов сезонных явлений в городе Екатеринбург 42
3.1 Оценка результатов применения внеурочной проектной деятельности.. .44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В течение последних десятилетий мы являемся свидетелями значительных климатических изменений. Эти изменения могут показать нам насколько велики могут быть последствия влияния человека на природу. Оценить масштаб антропогенного пресса на окружающую среду можно прежде всего по реакции естественных сообществ и экосистем, проявляющейся в изменении их структурных и функциональных характеристик. Соотнести климатические изменения и реакцию на них естественных сообществ и экосистем нам могут помочь тренды сезонных явлений.
Но в современном образовании очень фрагментарно, и в основном лишь в теории даются знания по этим темам, что не способствует формированию у учащихся полной картины. Школьники могут прочитать литературу, но это не научит их производить расчеты и делать выводы по климатическим трендам и их изменениям, по их прогнозам. Таким образом, проблема заключается в оторванности теории от практического освоения методики изучения трендов сезонных явлений обучающимися. Решением этой проблемы может стать использование внеурочной проектной деятельности. Внеурочная проектная деятельность не только поможет теоретически обобщить знания и развить практические умения по данной теме, но и сможет обеспечить:
- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет [39].
Метода проектов широко применяется во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Однако методика разработки и применения проектов при изучении фенологии, и многолетних трендов сезонных явлений в том числе, разработана недостаточно. Это свидетельствует об актуальности темы работы.
Объект: Проектная деятельность как средство изучения трендов сезонных явлений
Предмет: Изучение трендов сезонных явлений в Свердловской области
Противоречия:
• Оторванность теории от практического освоения методики изучения трендов сезонных явлений школьниками;
• Между теоретическим изучением климатических и сезонных процессов и проектной деятельностью;
Проблема: Какова методика изучения трендов сезонных явлений в Свердловской области в проектной деятельности?
Элементы новизны научного исследования:
• Теоретически обоснована необходимость внедрения проектной деятельности для изучения трендов сезонных явлений;
• Теоретически обоснована необходимость разработки методики применения проектной деятельности для изучения трендов сезонных явлений;
• Разработана методика изучения трендов сезонных явлений при реализации проектной деятельности.
Ключевые слова: Деятельность; проектная деятельность; проект; внеурочная деятельность; личностно-ориентированный подход; тренд; фенологические наблюдения; сезонные явления; климат; климатические изменения.
Цель: Методически обосновать проектную деятельность обучающихся по изучению многолетних трендов сезонных явлений в Свердловской области
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по методике организации проектной деятельности школьников;
2. Проанализировать литературу по многолетним трендам сезонных явлений и их изучении в школе;
3. Разработать методику организации проектной деятельности по изучению трендов сезонных явлений со школьниками;
4. Разработать проект по изучению трендов сезонных явлений в Свердловской области с учащимися 10 кл. гимназии №5 г. Екатеринбурга.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и ее реализации;
- эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной проектной деятельности по фенологии;
- статистические методы обработки данных, полученных в ходе внедрение внеурочной проектной деятельности.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения; включает список литературы и приложения. Работа изложена на 55 страницах основного текста, содержит 2 таблицы, 12 рисунков. В списке использованной литературы наименований. В работе имеется 1 приложение.
Но в современном образовании очень фрагментарно, и в основном лишь в теории даются знания по этим темам, что не способствует формированию у учащихся полной картины. Школьники могут прочитать литературу, но это не научит их производить расчеты и делать выводы по климатическим трендам и их изменениям, по их прогнозам. Таким образом, проблема заключается в оторванности теории от практического освоения методики изучения трендов сезонных явлений обучающимися. Решением этой проблемы может стать использование внеурочной проектной деятельности. Внеурочная проектная деятельность не только поможет теоретически обобщить знания и развить практические умения по данной теме, но и сможет обеспечить:
- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет [39].
Метода проектов широко применяется во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Однако методика разработки и применения проектов при изучении фенологии, и многолетних трендов сезонных явлений в том числе, разработана недостаточно. Это свидетельствует об актуальности темы работы.
Объект: Проектная деятельность как средство изучения трендов сезонных явлений
Предмет: Изучение трендов сезонных явлений в Свердловской области
Противоречия:
• Оторванность теории от практического освоения методики изучения трендов сезонных явлений школьниками;
• Между теоретическим изучением климатических и сезонных процессов и проектной деятельностью;
Проблема: Какова методика изучения трендов сезонных явлений в Свердловской области в проектной деятельности?
Элементы новизны научного исследования:
• Теоретически обоснована необходимость внедрения проектной деятельности для изучения трендов сезонных явлений;
• Теоретически обоснована необходимость разработки методики применения проектной деятельности для изучения трендов сезонных явлений;
• Разработана методика изучения трендов сезонных явлений при реализации проектной деятельности.
Ключевые слова: Деятельность; проектная деятельность; проект; внеурочная деятельность; личностно-ориентированный подход; тренд; фенологические наблюдения; сезонные явления; климат; климатические изменения.
Цель: Методически обосновать проектную деятельность обучающихся по изучению многолетних трендов сезонных явлений в Свердловской области
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по методике организации проектной деятельности школьников;
2. Проанализировать литературу по многолетним трендам сезонных явлений и их изучении в школе;
3. Разработать методику организации проектной деятельности по изучению трендов сезонных явлений со школьниками;
4. Разработать проект по изучению трендов сезонных явлений в Свердловской области с учащимися 10 кл. гимназии №5 г. Екатеринбурга.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и ее реализации;
- эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной проектной деятельности по фенологии;
- статистические методы обработки данных, полученных в ходе внедрение внеурочной проектной деятельности.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения; включает список литературы и приложения. Работа изложена на 55 страницах основного текста, содержит 2 таблицы, 12 рисунков. В списке использованной литературы наименований. В работе имеется 1 приложение.
При изучении вопроса рассмотрены основные особенности применения метода проектов в школьном образовании в рамках ФГОС. На основе психолого-педагогической и методической литературы определены требования и принципы организации внеурочной проектной деятельности. В работе рассмотрены основные классификации внеурочных проектов и методы проектирования. Обоснована важность изучения фенологии и многолетних трендов фенологических явлений в рамках внеурочной проектной деятельности. Изучена и освоена методика расчета и анализа многолетних трендов фенологических явлений.
Была проведена апробация применения внеурочной проектной деятельности при изучении многолетних трендов сезонных явлений. Выявлены положительные результаты применения метода проектов. У учащихся, работавших над проектом, были улучшены навыки самостоятельной работы, сформированы или усовершенствованы навыки проектной деятельности.
Таким образом, апробация показала, что внедрение метода проектов для изучения трендов сезонных явлений - отличный способ для формирования комплексных знаний по изучаемой теме, а также для развития навыков проектной деятельности.
Результаты исследования могут быть применены для организации внеурочной проектной деятельности по изучению фенологии. Дальнейшее развитие исследования мы видим в разработке комплексного изучения фенологии во внеурочной деятельности, в рамках кружков и элективных курсов.
Была проведена апробация применения внеурочной проектной деятельности при изучении многолетних трендов сезонных явлений. Выявлены положительные результаты применения метода проектов. У учащихся, работавших над проектом, были улучшены навыки самостоятельной работы, сформированы или усовершенствованы навыки проектной деятельности.
Таким образом, апробация показала, что внедрение метода проектов для изучения трендов сезонных явлений - отличный способ для формирования комплексных знаний по изучаемой теме, а также для развития навыков проектной деятельности.
Результаты исследования могут быть применены для организации внеурочной проектной деятельности по изучению фенологии. Дальнейшее развитие исследования мы видим в разработке комплексного изучения фенологии во внеурочной деятельности, в рамках кружков и элективных курсов.



