ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ М. ЦВЕТАЕВОЙ
1.1. Лирический цикл в теоретическом освещении 6
1.2. Особенности лирических циклов М.Цветаевой. Подходы к циклу
«Георгий» 11
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА М. ЦВЕТАЕВОЙ «ГЕОРГИЙ»
2.1 Образ Святого Георгия 16
2.2 Динамика основных мотивов в цикле 27
2.3 Субъектная организация 34
2.4 Ритмико-интонационная динамика 38
2.5 Методические рекомендации к изучению цикла «Георгий» в
школе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
На сегодняшний день творчество Марины Цветаевой продолжает вызывать интерес у ряда литературоведов, лингвистов и критиков. Её произведения поистине являются выдающимися. В своем творчестве она затрагивала темы, которые до сих пор волнуют читателя. У неё был свой, особенный взгляд на происходящие исторические события в стране. Всё произведения М. Цветаевой являются отражением её мыслей и чувств, наполнены глубоким смыслом, зачастую очень эмоциональны. На протяжении всего творческого пути она стремилась к постижению мира, особенно ярко это проявляется в более поздних ее произведениях.
Следует отметить, что своеобразное видение мира у Цветаевой возникает за счет трансформации уже известных сюжетов, она обращалась к библейским текстам, к фольклорным традициям. И такая особенность её творчества привлекает внимание многих исследователей, например, М.В. Серову, М. Мейкина, Л.В. Зубову и др. Также в её произведениях присутствуют элементы автобиографии, они умело вписаны в сюжет, более того, помогают максимально приблизить читателя к тому времени.
В данной работе рассматривается цикл стихотворений «Георгий» в книге стихов «Ремесло». В работе мы попытаемся проанализировать, как создается образ Святого Георгия, выявить мотивы, которые формируют метасюжет цикла.
Тема актуальна, потому что циклы М. Цветаевой - это не просто ряд взаимосвязанных между собой стихотворений, но и некий «лирический дневник», который позволяет раскрыть духовный путь поэта. В основе цикла стихов «Ремесло» образ Святого Георгия, который на данный момент недостаточно изучен в цветаеведении.
Образ Святого Георгия с древних времен и до наших дней играет многообразную символическую роль, это один из вечных образов в русской культуре, он ярко представлен в искусстве. Святой великомученик Георгий считается у православных «охранителем пастухов и стад». Святой Георгий Победоносец мог изображаться в двух планах: как воин и как мученик.
Иконографический вариант развивает тему великомученика, а также существует вариант, где герой изображается сразу и как отважный воин, пронзающий змея, и как великомученик. Но каким бы ни представляли его на полотнах, всегда присутствует ореол святости. Святой Георгий Победоносец появлялся не только в творчестве иконописцев, но и в произведениях А. Блока, Б. Пастернака, К. Бальмонта, М. Кузмина. Каждый поэт по-своему интерпретировал этот образ.
Объектом работы является цикл М. Цветаевой «Георгий». Предметом исследования являются приемы создания образа Святого Георгия и метасюжет лирического цикла М. Цветаевой.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть, как создаётся образ Святого Георгия и метасюжет в цикле М. Цветаевой «Георгий».
Задачи:
1) Изучить научную литературу, посвященную проблеме лирического цикла и книги стихов «Ремесло».
2) Сопоставить канонический текст жития с цветаевским циклом.
3) Проанализировать трансформацию житийного сюжета в цикле.
4) Проанализировать приемы создания образа Георгия у Цветаевой и его истоки.
5) Выявить главные мотивы цикла, проследить за их динамикой
6) Рассмотреть ритмико-интонационную динамику в цикле
7) Проанализировать субъектную организацию цикла, систему голосов и сознаний, воплощённых в нём.
8) Дать методические рекомендации по изучению цикла «Георгий» в школе (показать межпредметные связи).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. Методологической базой исследования стали труды по теории лирического цикла и метасюжета, а именно работы М. Дарвина, А.В. Тагильцева, И. В. Фоменко, О. В. Мирошниковой, Н. Л. Лейдермана и др. Также мы опирались на работы исследователей творчества М. Цветаевой: М.В. Серовой, М. Мейкина, Л.В. Зубовой.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и выводов в школьном преподавании истории литературы ХХ века, в вузовских спецкурсах, посвящённых цветаевской поэзии и неклассической поэзии ХХ века.
Для литературы Х1Х-ХХвв. характерно было тяготение к лирической циклизации. Лирический цикл - это особое жанровое образование или «метажанр», как считают многие исследователи. Он включает в себя ряд стихотворений, который вместе объединены общей тематикой и мыслью, но они могут сохранять свою автономность вне цикла.
Книга стихов «Ремесло» состоит из стихотворений и циклов, которые могут существовать отдельно, но все они объединены общей идеей, настроением, рядом мотивов. Несомненно, этот сборник является отображением этапа духовной биографии поэта, это своего рода глава лирического дневника.
Следует отметить, что целостному рассмотрению цикла «Георгий» посвящено не так много работ, именно поэтому изучение образа Георгия в творчестве Цветаевой ждёт дальнейших исследований.
Свою основу цикл «Георгий» берет из житийного сюжета, но мы выявили, что у Марины Цветаевой он трансформируется: благодаря различным художественным приемам, вставкам, биографическим деталям, канонический текст приобретает новый вид. Центральным образом во всех семи стихотворениях является Святой Георгий, но если в начале лирического цикла субъективная оценка практически не проявлена, то в конце цикла звучит страстное признание в любви лирической героини. Святой в заключительном стихотворении отождествлен с Сергеем Эфроном. На протяжении всего цикла Цветаева использует множество приемов для создания центрального образа, но самое главное, на что нужно обратить внимание — это цветообозначение. Цветовая палитра напоминает нам иконописное изображение эпизода победы Георгия над змеем. Известно, что в творчестве поэта уделяется особое внимание красному цвету, так и в цикле «Георгий» преобладает данный цвет и его оттенки, красный доминирует, но ему противопоставляется белый цвет. Причем белый — символизирует духовное начало (этим цветом изображается конь Георгия), а красный — земное начало (изображение самого Георгия при помощи этого цвета «И плащ его был красен, // И конь его-был-бел». Образ Святого у Цветаевой интерпретируется не как победитель, а скорее, как побежденный. На это указывает его характеристика: на него свалилась тяжесть победы. А конь его, напротив, испытывает гордость.
Образ героя участвует в формировании метасюжета цикла, прослеживая за его трансформациями, мы наблюдаем переход от традиционного житийного сюжета к индивидуальному цветаевскому мифу. Необходимо обратить внимание на то, что этот образ не только важен для одного цикла «Георгий», но и для всей книги стихов «Ремесло».
Библейские мотивы являются основными для всего лирического цикла «Георгий», они повторяются в каждом из семи стихотворений. Образуется некий сплав духовных мотивов и личных (земных). Также и образ Святого Георгия раскрывается двупланово. С одной стороны - это «ставленник небесных сил», а с другой стороны - воин Белой армии. В стихотворениях сплетены житийные, фольклорные, автобиографические мотивы, что придаёт циклу многослойность, многоплановость, усложнённость ассоциаций, духовные и земные образы помогают воссоздать картину внутренней борьбы.
На протяжении всего цикла мы видим разнообразие субъектных форм, есть и 3-е лицо, и 1-е, Георгий становится то субъектом речи, то объектом, происходит слияние голосов автора и героя, слияние голосов лирической героини и героя. В цикле стихотворений «Георгий» переданы не только личные чувства к изображаемому герою, но и отношение поэта к происходящим событиям. Повествование о подвиге воина перерастает в лирическую исповедь.
Ритмико-интонационные особенности М. Цветаевой играют важную роль для создания эмоциональной атмосферы лирического произведения, позволяют выделить наиболее значимые слова в тексте, которые способствуют раскрытию темы. Ритмическое замедление и ускорение свидетельствует о динамике, является стилевой особенностью творчества поэта.
Книга стихов «Ремесло» необычна, в ней Цветаева достигает творческой зрелости. Циклы, входящие в книгу, требуют дальнейшего рассмотрения: субъектной организации, ритмико-интонационного строя, основных художественных приемов, используемых в тексте стихотворений.