РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Общая характеристика познавательной компетентности обучающихся. .. 8
1.2. Состав и структура познавательной компетентности обучающихся в
свете требований ФГОС ООО 17
1.3. Образовательные возможности межпредметной интеграции в
формировании у школьников познавательной компетентности 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ 41
2.1. Методические особенности интегрированных уроков географии и
биологии и принципы их проектирования 41
2.2. Система интегрированных уроков по географии и биологии в 8 классе и методические условия их проведения 53
2.3. Диагностический инструментарий оценки сформированности у учащихся
познавательной компетентности 63
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 69
3.1. Организация опытного обучения 69
3.2. Результаты опытного обучения 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Общая характеристика познавательной компетентности обучающихся. .. 8
1.2. Состав и структура познавательной компетентности обучающихся в
свете требований ФГОС ООО 17
1.3. Образовательные возможности межпредметной интеграции в
формировании у школьников познавательной компетентности 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ 41
2.1. Методические особенности интегрированных уроков географии и
биологии и принципы их проектирования 41
2.2. Система интегрированных уроков по географии и биологии в 8 классе и методические условия их проведения 53
2.3. Диагностический инструментарий оценки сформированности у учащихся
познавательной компетентности 63
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 69
3.1. Организация опытного обучения 69
3.2. Результаты опытного обучения 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
Актуальность исследования. Современной наукой разработан компетентностный подход к образованию, принятой в качестве методологической основы его совершенствования системы отечественного образования [35]. Описаны различные виды компетенций [88], среди которых ведущее место занимает познавательная компетенция. Определены пути и средства формирования компетенции, одним из которых является интегративный подход организации учебного процесса [21]. Однако возможность реализации этого подхода при обучении школьников географии и биологии теоретически обоснована недостаточно. Существуют методические рекомендации, определяющие формы, методы познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии [19]. Но в этих методических разработках ограничено представление о целостности окружающей нас картины мира на интегрированных уроках. Методология совместимости уроков создаёт условия для более целостного развития мировоззрения, которая одновременно может отобразить дифференциацию картины мира. Тем самым обеспечить масштабный взгляд и воспринять окружающий нас мир в должном объеме.
Особый интерес представляет развитие познавательной компетентности обучающихся как компонента межпредметной интеграции форм и методов обучения. От педагога требуется наличие способности решать задачи по развитию компетентности обучающиеся. Необходима специальная работа по развитию познавательной компетентности с использованием приемов, форм и средств межпредметной интеграции обучающихся в МБОУ СОШ. География и биология позволяют успешно применять различные виды и уровни учебного познания обучающихся в процессе работы с учебной и дополнительной литературой, решении учебно-познавательных задач, проведение наблюдений, измерений и т. д.
Развитие познавательной компетентности обучающихся межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам. Вместе с тем, выявлена проблема недостаточной готовности педагогов для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии. В рамках модернизации современного образования проблема развития познавательной компетентности обучающихся становиться одной из определяющих. Таким образом, перед нами возникла проблема исследования: каковы средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии».
Объект исследования - учебный процесс, рассматриваемый в форме интегрированных уроков географии и биологии.
Предмет исследования - методические приемы развития познавательной компетентности, школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие познавательной компетентности учащихся возможно, если использовать комплекс методических приемов, включающих:
- определение «основных» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии, предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности обучающиеся.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
^Проанализировать состояние проблемы развития познавательной компетентности, обучающиеся в теории и педагогической практике.
2. Определить и разработать комплекс интегрированных уроков географии и биологии, направленных на развитие познавательной компетентности школьников.
3. Разработать инструментарий для диагностики познавательной компетентности школьников 8 классов на интегрированных уроках географии и биологии.
4. Осуществить опытное обучение по оценки комплекса методических приемов развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
На философском уровне: системный и деятельностный подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.), концепции гуманизации и информатизации естественнонаучного и географического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н.Д.Андреева, C.B.Васильев, И.Н. Пономарева, B.1I. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
На психолого-педагогическом уровне: компетентностный, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы (Н.О. Верещагина, И.В. Душина, В.Д. Сухоруков, А.П. Тряпицына, Д.П. Финаров и др.), теории развивающего и поэтапного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), психологическая теория деятельности (JI.C. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Расчетина, Л.А. Регуш и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина, A.B.Усова и др.), теория проектирования педагогических систем и систем предметного обучения (И.С. Батракова, О.Г. Роговая, В.А. Смирнов и др.).
На методическом уровне: дидактические и методические основы географического образования (И.И. Баринова, В.П. Максаковский, Е.М. Нестеров, В.Г. Суслов, Д.П. Финаров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения и систематизации материалов исследования, сравнение и анализ результатов исследования;
- эмпирические: изучение, анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Обоснованность выбора методов и достоверность результатов исследования и обеспечивается исходными теоретико - методологическими положениями; логикой построения теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса упражнений, адекватных характеру исследуемого объекта; практическим испытанием, подтвердившим качество предлагаемого комплекса методических приёмов; применением методов статистической обработки данных и личным участием автора в исследовательской работе.
Научная новизна исследования состоит в:
- обобщение знаний о методических условиях формирования познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии;
- разработан диагностический инструментарий оценки уровня познавательной компетентности школьников, позволяющего получать сведений о динамике развития познавательной компетентности обучающихся на этих уроках.
Практическое значение исследования состоит в разработке комплекса интегрированных уроков, направленных на развитие познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии, которые могут применяться непосредственно в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
- определены «основные» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков включают: фактические, понятийные и теоретические связи;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии,
предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности: выделять главное, выделять
противоположности, давать определение, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, находить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности, обучающиеся включающий цели обучения: образовательные, воспитательные и развивающие и планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, имеет общий объем - 147 страниц,
включает в себя литературу - 100 источников, 10 - таблиц, 15 - рисунков.
Особый интерес представляет развитие познавательной компетентности обучающихся как компонента межпредметной интеграции форм и методов обучения. От педагога требуется наличие способности решать задачи по развитию компетентности обучающиеся. Необходима специальная работа по развитию познавательной компетентности с использованием приемов, форм и средств межпредметной интеграции обучающихся в МБОУ СОШ. География и биология позволяют успешно применять различные виды и уровни учебного познания обучающихся в процессе работы с учебной и дополнительной литературой, решении учебно-познавательных задач, проведение наблюдений, измерений и т. д.
Развитие познавательной компетентности обучающихся межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам. Вместе с тем, выявлена проблема недостаточной готовности педагогов для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии. В рамках модернизации современного образования проблема развития познавательной компетентности обучающихся становиться одной из определяющих. Таким образом, перед нами возникла проблема исследования: каковы средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии».
Объект исследования - учебный процесс, рассматриваемый в форме интегрированных уроков географии и биологии.
Предмет исследования - методические приемы развития познавательной компетентности, школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие познавательной компетентности учащихся возможно, если использовать комплекс методических приемов, включающих:
- определение «основных» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии, предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности обучающиеся.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
^Проанализировать состояние проблемы развития познавательной компетентности, обучающиеся в теории и педагогической практике.
2. Определить и разработать комплекс интегрированных уроков географии и биологии, направленных на развитие познавательной компетентности школьников.
3. Разработать инструментарий для диагностики познавательной компетентности школьников 8 классов на интегрированных уроках географии и биологии.
4. Осуществить опытное обучение по оценки комплекса методических приемов развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
На философском уровне: системный и деятельностный подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.), концепции гуманизации и информатизации естественнонаучного и географического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н.Д.Андреева, C.B.Васильев, И.Н. Пономарева, B.1I. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
На психолого-педагогическом уровне: компетентностный, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы (Н.О. Верещагина, И.В. Душина, В.Д. Сухоруков, А.П. Тряпицына, Д.П. Финаров и др.), теории развивающего и поэтапного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), психологическая теория деятельности (JI.C. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Расчетина, Л.А. Регуш и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина, A.B.Усова и др.), теория проектирования педагогических систем и систем предметного обучения (И.С. Батракова, О.Г. Роговая, В.А. Смирнов и др.).
На методическом уровне: дидактические и методические основы географического образования (И.И. Баринова, В.П. Максаковский, Е.М. Нестеров, В.Г. Суслов, Д.П. Финаров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения и систематизации материалов исследования, сравнение и анализ результатов исследования;
- эмпирические: изучение, анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Обоснованность выбора методов и достоверность результатов исследования и обеспечивается исходными теоретико - методологическими положениями; логикой построения теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса упражнений, адекватных характеру исследуемого объекта; практическим испытанием, подтвердившим качество предлагаемого комплекса методических приёмов; применением методов статистической обработки данных и личным участием автора в исследовательской работе.
Научная новизна исследования состоит в:
- обобщение знаний о методических условиях формирования познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии;
- разработан диагностический инструментарий оценки уровня познавательной компетентности школьников, позволяющего получать сведений о динамике развития познавательной компетентности обучающихся на этих уроках.
Практическое значение исследования состоит в разработке комплекса интегрированных уроков, направленных на развитие познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии, которые могут применяться непосредственно в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
- определены «основные» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков включают: фактические, понятийные и теоретические связи;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии,
предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности: выделять главное, выделять
противоположности, давать определение, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, находить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности, обучающиеся включающий цели обучения: образовательные, воспитательные и развивающие и планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, имеет общий объем - 147 страниц,
включает в себя литературу - 100 источников, 10 - таблиц, 15 - рисунков.
Проблема исследования, состоящая в том, чтобы выявить средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации - решена. Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности обучающихся на интегрированных уроках географии и биологии, достигнута. В исследовании показано, что познавательная компетентность - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, которые познаются учеником. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Относительно исследуемых объектов ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
В этой характеристике привлекает внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организованных (концептуальность, технологичность, вербализированность, гибкость) знаний декларативного (знаний о фактах, законах, понятиях) и процедурного характера (знания о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем.
Большими возможностями в развитии познавательных умений имеют интегрированные уроки географии и биологии. В исследовании определены принципы и способы их разработки: принцип интеграции и реализации межпредметных связей по географии и биологии, а также способов развития познавательной деятельности - это самостоятельные и практические работы, проблемные ситуации, исследования по данной тематике, эксперимент. Суть интегрированного обучения состоит в том, что строение учебного курса содержит отдельные разделы, которые тесно связаны. В соответствии с этим целью такого обучения является: формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, системы знаний и умений; достижении качественного, конкурентоспособного образования; создание оптимальных условий для развития мышления учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках; эффективная реализация развивающих, воспитательных функций обучения.
Разработанный комплекс интегрированных уроков направлен на развитие умений: определять самостоятельно цели своего обучения, выделять главное, выявлять противоположности, давать определения сравнивать, обобщать, классифицировать, находить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Апробация уроков в школе показала, что у большинства учеников экспериментальной группы выросли значения познавательной компетентности. Как свидетельствуют данные, применение интегрированного обучения в экспериментальной группе способствовало значительному приросту показателей. Таким образом, гипотеза нашего исследования была достигнута
В этой характеристике привлекает внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организованных (концептуальность, технологичность, вербализированность, гибкость) знаний декларативного (знаний о фактах, законах, понятиях) и процедурного характера (знания о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем.
Большими возможностями в развитии познавательных умений имеют интегрированные уроки географии и биологии. В исследовании определены принципы и способы их разработки: принцип интеграции и реализации межпредметных связей по географии и биологии, а также способов развития познавательной деятельности - это самостоятельные и практические работы, проблемные ситуации, исследования по данной тематике, эксперимент. Суть интегрированного обучения состоит в том, что строение учебного курса содержит отдельные разделы, которые тесно связаны. В соответствии с этим целью такого обучения является: формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, системы знаний и умений; достижении качественного, конкурентоспособного образования; создание оптимальных условий для развития мышления учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках; эффективная реализация развивающих, воспитательных функций обучения.
Разработанный комплекс интегрированных уроков направлен на развитие умений: определять самостоятельно цели своего обучения, выделять главное, выявлять противоположности, давать определения сравнивать, обобщать, классифицировать, находить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Апробация уроков в школе показала, что у большинства учеников экспериментальной группы выросли значения познавательной компетентности. Как свидетельствуют данные, применение интегрированного обучения в экспериментальной группе способствовало значительному приросту показателей. Таким образом, гипотеза нашего исследования была достигнута
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И
БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО
ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование естественно-научной инновационной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4905 р. Год сдачи: 2017 - «ВНР КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



