Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Общая характеристика познавательной компетентности обучающихся. .. 8
1.2. Состав и структура познавательной компетентности обучающихся в
свете требований ФГОС ООО 17
1.3. Образовательные возможности межпредметной интеграции в
формировании у школьников познавательной компетентности 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ 41
2.1. Методические особенности интегрированных уроков географии и
биологии и принципы их проектирования 41
2.2. Система интегрированных уроков по географии и биологии в 8 классе и методические условия их проведения 53
2.3. Диагностический инструментарий оценки сформированности у учащихся
познавательной компетентности 63
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 69
3.1. Организация опытного обучения 69
3.2. Результаты опытного обучения 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
Актуальность исследования. Современной наукой разработан компетентностный подход к образованию, принятой в качестве методологической основы его совершенствования системы отечественного образования [35]. Описаны различные виды компетенций [88], среди которых ведущее место занимает познавательная компетенция. Определены пути и средства формирования компетенции, одним из которых является интегративный подход организации учебного процесса [21]. Однако возможность реализации этого подхода при обучении школьников географии и биологии теоретически обоснована недостаточно. Существуют методические рекомендации, определяющие формы, методы познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии [19]. Но в этих методических разработках ограничено представление о целостности окружающей нас картины мира на интегрированных уроках. Методология совместимости уроков создаёт условия для более целостного развития мировоззрения, которая одновременно может отобразить дифференциацию картины мира. Тем самым обеспечить масштабный взгляд и воспринять окружающий нас мир в должном объеме.
Особый интерес представляет развитие познавательной компетентности обучающихся как компонента межпредметной интеграции форм и методов обучения. От педагога требуется наличие способности решать задачи по развитию компетентности обучающиеся. Необходима специальная работа по развитию познавательной компетентности с использованием приемов, форм и средств межпредметной интеграции обучающихся в МБОУ СОШ. География и биология позволяют успешно применять различные виды и уровни учебного познания обучающихся в процессе работы с учебной и дополнительной литературой, решении учебно-познавательных задач, проведение наблюдений, измерений и т. д.
Развитие познавательной компетентности обучающихся межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам. Вместе с тем, выявлена проблема недостаточной готовности педагогов для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии. В рамках модернизации современного образования проблема развития познавательной компетентности обучающихся становиться одной из определяющих. Таким образом, перед нами возникла проблема исследования: каковы средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии».
Объект исследования - учебный процесс, рассматриваемый в форме интегрированных уроков географии и биологии.
Предмет исследования - методические приемы развития познавательной компетентности, школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие познавательной компетентности учащихся возможно, если использовать комплекс методических приемов, включающих:
- определение «основных» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии, предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности обучающиеся.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
^Проанализировать состояние проблемы развития познавательной компетентности, обучающиеся в теории и педагогической практике.
2. Определить и разработать комплекс интегрированных уроков географии и биологии, направленных на развитие познавательной компетентности школьников.
3. Разработать инструментарий для диагностики познавательной компетентности школьников 8 классов на интегрированных уроках географии и биологии.
4. Осуществить опытное обучение по оценки комплекса методических приемов развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
На философском уровне: системный и деятельностный подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.), концепции гуманизации и информатизации естественнонаучного и географического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н.Д.Андреева, C.B.Васильев, И.Н. Пономарева, B.1I. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
На психолого-педагогическом уровне: компетентностный, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы (Н.О. Верещагина, И.В. Душина, В.Д. Сухоруков, А.П. Тряпицына, Д.П. Финаров и др.), теории развивающего и поэтапного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), психологическая теория деятельности (JI.C. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Расчетина, Л.А. Регуш и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина, A.B.Усова и др.), теория проектирования педагогических систем и систем предметного обучения (И.С. Батракова, О.Г. Роговая, В.А. Смирнов и др.).
На методическом уровне: дидактические и методические основы географического образования (И.И. Баринова, В.П. Максаковский, Е.М. Нестеров, В.Г. Суслов, Д.П. Финаров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения и систематизации материалов исследования, сравнение и анализ результатов исследования;
- эмпирические: изучение, анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Обоснованность выбора методов и достоверность результатов исследования и обеспечивается исходными теоретико - методологическими положениями; логикой построения теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса упражнений, адекватных характеру исследуемого объекта; практическим испытанием, подтвердившим качество предлагаемого комплекса методических приёмов; применением методов статистической обработки данных и личным участием автора в исследовательской работе.
Научная новизна исследования состоит в:
- обобщение знаний о методических условиях формирования познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии;
- разработан диагностический инструментарий оценки уровня познавательной компетентности школьников, позволяющего получать сведений о динамике развития познавательной компетентности обучающихся на этих уроках.
Практическое значение исследования состоит в разработке комплекса интегрированных уроков, направленных на развитие познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии, которые могут применяться непосредственно в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
- определены «основные» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков включают: фактические, понятийные и теоретические связи;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии,
предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности: выделять главное, выделять
противоположности, давать определение, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, находить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности, обучающиеся включающий цели обучения: образовательные, воспитательные и развивающие и планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, имеет общий объем - 147 страниц,
включает в себя литературу - 100 источников, 10 - таблиц, 15 - рисунков.
Проблема исследования, состоящая в том, чтобы выявить средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации - решена. Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности обучающихся на интегрированных уроках географии и биологии, достигнута. В исследовании показано, что познавательная компетентность - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, которые познаются учеником. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Относительно исследуемых объектов ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
В этой характеристике привлекает внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организованных (концептуальность, технологичность, вербализированность, гибкость) знаний декларативного (знаний о фактах, законах, понятиях) и процедурного характера (знания о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем.
Большими возможностями в развитии познавательных умений имеют интегрированные уроки географии и биологии. В исследовании определены принципы и способы их разработки: принцип интеграции и реализации межпредметных связей по географии и биологии, а также способов развития познавательной деятельности - это самостоятельные и практические работы, проблемные ситуации, исследования по данной тематике, эксперимент. Суть интегрированного обучения состоит в том, что строение учебного курса содержит отдельные разделы, которые тесно связаны. В соответствии с этим целью такого обучения является: формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, системы знаний и умений; достижении качественного, конкурентоспособного образования; создание оптимальных условий для развития мышления учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках; эффективная реализация развивающих, воспитательных функций обучения.
Разработанный комплекс интегрированных уроков направлен на развитие умений: определять самостоятельно цели своего обучения, выделять главное, выявлять противоположности, давать определения сравнивать, обобщать, классифицировать, находить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Апробация уроков в школе показала, что у большинства учеников экспериментальной группы выросли значения познавательной компетентности. Как свидетельствуют данные, применение интегрированного обучения в экспериментальной группе способствовало значительному приросту показателей. Таким образом, гипотеза нашего исследования была достигнута
1. Антонов Н. С. Интеграционная функция обучения / Н. С. Антонов. - М.: Просвещение, 1989. - С.304.
2. Абакумова Е.Б. Профессиональное становление педагога как психолого
- педагогическая проблема [Текст] /Абакумова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы межд. науч. практ. конф., Москва 28-29 сентября 2011 г. - Москва, 2011.-С.15 - 20.
3. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики [Текст] / В. С. Аванесов // Педагогическая диагностика. - 2002. - №1. - С. 41 - 44.
4. Анохина Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников [Текст] / Г. М. Анохина. - Воронеж: ВГАУ, 1998. - С.140.
5. Барановская, А. Модернизация содержания профильного обучения в свете межпредметной интеграции /А. Барановская // Директор школы, лицея, гимназии. - 2015. - № 5. - С. 94-100.
6. Боровикова Т.Н. Развитие познавательной компетентности обучающихся
на интегрированных уроках географии и биологии: [Статья]/
Н.Н.Васягина, Е. А. Казаева// Сборник Всероссийской научно -
практической конференции / ред. коллегия - Екатеринбург: 2017. - С.278
7. Боровикова Т.Н. Развитие познавательной компетентности обучающихся на интегрированных уроках географии и биологии: [Статья] // Всероссийское образовательное издание « Педпроспект.ру» СМИ ЭЛ №ФС - Липецк /62797
8. Бугрий А. Формирование обобщенных познавательных умений / А. Бугрий // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.32-34.
9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985. - С. 207.
10. Бачинин В.А. Философия [Текст]: энциклопедический словарь / в. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - С.288.
11. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. - М.: Совершенство, 1998. - С. 192.
12. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - С.192.
13. Власенко С.В. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников / С.В.Власенко, Н И. Пустовалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2013. - № 3 (14).
14. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - С.416.
15. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 107-111.
16. Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования / А.И. Гурьев // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно практической конференции - Горно-Алтайск, 1999 - С.160.
17. Грантов Г. Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления) [Текст]: монография/ Г. Г. Грантов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - С.230.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов. -М.:
Педагогика. - 1986. - С.240.
19. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. Учеб. Пособие. / Н.Ф. Ефремова - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. - С.216.
20. Елагина В.С. Теоретике - методические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе [Текст]: дис. ... д - ра пед. наук / В.С. Елагина. - Челябинск, 2003. - С.467.
21. Заиченко Н. У. Интегративный подход в преподавании. Учебное пособие. / Н. У. Заиченко - М.: Флинта, 2013. - С.23.
22. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.:Педагогика, 1981. - С.160.
23. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С.42.
24. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С.192.
25. Занков Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1990. - С.424.
26. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход [Текст]: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2005. - С.216.
27. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. зав. / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С.384.
28. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -
2003.- №5. - С.34 - 42.
29. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико - методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С.20 - 26.
30. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики ( психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст]: учеб. пособие / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики. 2002. - С.432.
31. Ильченков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научной
теории [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: Российская политическая
энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - С.464.
32. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований / М.Д. Ильязова//Профессиональное образование. Столица // Научные исследования в образовании. - 2008. - №1. - С. 28 - 31.
33. Калягин Ю. М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Калягин, А. Л. Алексенко // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 28 - 29.
34. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова - М.: Гардарики,
2004.- С.528.
35. Кондакова А. М. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. / Под. Редакцией Кузнецова А.А, 2011. - С. 44 - 48.
36. Кабанова - Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е.Н. Кабанова - Меллер. - М.: Знание, 1981. - С.96.
37. Карасова И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы [Текст]: дис. ... канд. Пед. наук / И.С. Карасова. - Челябинск,1980. - С.195.
38. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия [Текст] / Б.М. Кедров. - М.: КомКнига, 2007. - С.240.
39. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов - на - Дону: Издат. Центр «МарТ», 2005. - С.448.
40. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика,1982. - Т.1. - С.656.
41. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - С.400.
42. Крутецкий В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение,1980. - С.352.
43. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - С.119.
44. Левовицкий Т. Профессиональная подготовка и труд учителей. - М.: Рената, 2011. - С.118.
45. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С.320.
46. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - С.224.
47. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3 - 12.
48. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика,1981. - С.186.
49. Лернер И.Я Развитие мышления учащихся в процессе обучения биологии, географии [Текст] / И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 1982. - С.191.
50. Маркова А. К. Педагогическая акмеология. [Текст] / А. К. Маркова -□ М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.424.
51. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - С.592.
52. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. / Н.Г. Морозова - М.: Знание, 1999. - С.57.
53. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]: книга для учителей / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - С.374.
54. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Электронный ресурс] / Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2 - 34 - 20. - Режим доступа: http:// index. php / teacher / master - class / 8919.
55. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований [Текст] / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - №5. - С.75 - 89.
56. Монтень М. Опыты [Текст]: избранные произведения в 3 - х томах / М. Монтень; пер. с фр. А. С. Бобовича и др. - М.: Голос, 1992. - Т. 2. - С.560.
57. Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн.1 Общие основы психологии. - С.576.
58. Неустроев Г.Н. Методическое пособие по статистической обработке результатов педагогических экспериментов [Текст] / Г.Н. Неустроев. - Челябинск: ЧГАУ, 2002. - С.37.
59. Нечитайлова Е.П. Системное «видение» педагогического процесса и условия его формирования [Текст] / Е.П. Нечитайлова// Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. - Алма - Ата: Мектеп,1984. - С.32 - 46.
60. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Л.Ф. Обухова - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С.442.
61. Общая психология / Под ред. А.Н. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 477-484.
62. Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования [Текст] / П.И. Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - С.268.
63. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под общей редакцией Л.И. Скворцова. - 24-е издание. - М.: ООО « Издательство Оникс»: ООО « Издательство «Мир и Образование», 2005. - С.1200.
64. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических оборотов / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С.944.
65. Пустовойтов Д.Н. Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере обучения предметной области «Математика и информатика»): автореф. дис. д-ра пед. наук. / Д.Н. Пустовойтов - М.: 2015. - С.26.
66. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин др.; под ред. Ю.К. Бабанского.
- М.: Просвещение, 1988. - С.479.
67. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская.
- М.: Просвещение, 1989. - С.233.
68. Петровский А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001ё. - С.512.
69. Пирогова О.В. Моделирование в образовании / О.В. Пирогова // Инновации в образовании. - 2004. - №5. - С. 36 - 40.
70. Плугина Н.А. Метод дополнительности в развитии у студентов интегративных понятий [Текст]: автореф. Дис. ... канд. Пед. наук / Н.А. Плугина. - Магнитогорск, 2001. - С.25.
71. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / И.П. Подласый.
- М.: Высшее образование, 2007 - С.540.
72. Подольский А.И. Психологическая система П.Я. Гальперина [Текст] / А.И. Подольский // Вопросы психологии. - 2002. - №5. - С.15 - 28.
73. Подольский А.И. Системная психодиагностика как интегративная наука о развитии личности в обучении [Текст] / А.И. Подольский // Развивающее образование XXI века / под ред. А.В. Петрова: матер.
междунар. науч. - практ. конф. - Горно-Алтайск: Школа развивающего обучения, 2003. - С.244 - 245.
74. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у
старшеклассников [Текст] / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. - М.:
Педагогика, 1989. - С.151.
75. Похлебаев С.М. « Эмблема жизни - выражение целостной системы живого [Текст] / С.М. Похлебаев // Биология в школе. - 2004. - №4. - С.16 - 20.
76. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник для студ., обуч-ся по пед. спец. и напр. / под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994. - С.904.
77. Самойленко П. И. Интеграционная функция обучения основам наук / П. И. Самойленко, А. В. // Специалист. - 1995. - №№ 5-6. - С. 36-37.
78. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в российском образовании: материалы 2-й науч. метод. кон-ции. - Красноярск, 1995. - С. 147-148.
79. Светловская Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С. 57 - 58.
80. Сокольников Ю.Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию / Ю.Л. Сокольников. // Педагогический вестник. - Ярославль, 2003. - №5. - С.24
81. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации / Т. А. Строкова // Школьные технологии. - 2009. - №6. - С. 9-16
82. Сухаревская Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе / Е. Ю. Сухаревская. - Ростов /Д., 2003. - С.96.
83. Тонгоногая Е.П. Проблемы повышения квалификации руководителей школ. / Е.П. Тонгоногая - Л.: ИОВ, 1989. - С.127.
84. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. / А.В. Усова - Челябинск, 1995 - С.165.
85. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //http://минобрнауки. рф/документы/938
86. Федорова В.Н. Межпредметные связи. Использование межпредметных связей в системе формирования информационной культуры школьников / В.Н.Федорова, Д.М. Кирюшкин - М.: 2008, - С.243.
87. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет - журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -http://eidos.ru/joumal/2002/0423.1
88. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. / А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — С.73.
89. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
90. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. / Г.И. Щукина - М.: Учпедгиз, 1962. - С.53.
91. http: //www.gnpbu.ru.
92. http: //www.gnpbu.ru.
93. http://new.teacher.fio.ru/.
94. http://www.ychitel.com/.
95. http://www.rgo.ru/.
96. http://gotovimyrok.com/.
97. http://www.kozlenkoa.narod.ru/.
98. http://center.fio.ru/method.
99. http://center.fio.ru/method.
100. http://center.fio.ru/method.