ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Лингвистические основы формирования словарного запаса детей
старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности формирования словарного запаса детей старшего
дошкольного возраста 8
1.3. Методы и приемы работы по обогащению словарного запаса детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 15
1.4. Анализ образовательных программ ДОУ по обогащению словарного
запаса детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика по выявлению уровня сформированности словаря детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Овладение языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретением, потому что речь не дается человеку от рождения. Соответственно, должно пройти некоторое время, пока ребенок начнет говорить. В этой связи, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно, взрослые должны приложить немало усилий.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что сегодня в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения ребенка, от уровня овладения речью зависит успешность обучения ребенка в школе, а также умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Формирование словаря дошкольника на прямую связано с последующим развитием связной речи. Чем больше наполнен словарь, тем содержательнее и целенаправленнее речь ребёнка. Таким образом, можно сделать вывод, что речь - это инструмент развития высших отделов психики.
Проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста нашли отражение в трудах таких известных педагогов, как Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова Закономерности речевого развития детей изучались Л. Г. Голубевой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой и другими.
Однако сегодня, несмотря на традиционное озвучивание необходимости развития словаря детей старшего дошкольного возраста, данная проблема в педагогике исследована недостаточно.
В процессе исследования проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста сегодня возникает существенное противоречие между необходимостью развития словарного запаса детей и недостаточной специальной педагогической работой по его развитию в условиях дошкольного учреждения.
Таким образом, целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса мероприятий по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекса мероприятий по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить лингвистические основы формирования словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности формирования словаря ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Изучить методы и приемы работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Проанализировать программное содержание ДОУ в аспекте обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику уровня сформированности словаря детей 6-7 лет и по ее результатам представить комплекс мероприятий по формированию словаря дошкольников в игровой деятельности.
В работе были использованы следующие методы: анализ психологопедагогической литературы, анализ нормативных актов в сфере дошкольного образования, диагностические пробы, анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных специалистов: С.В. Алабужева, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Л.Г. Голубева, Т.Н. Доронова, И.О. Карелина и др.
Цель и задачи определили следующую структуру работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. В свою очередь, основная часть работы состоит из двух глав, разделенных на параграфы. В первой главе рассмотрены теоретические основы обогащения словарного запаса дошкольников. Во второй главе было уделено внимание практическому описанию проектировочной работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы.
База исследования: МКДОУ детский сад № 11 г. Богданович. В исследовании принимали участие 15 дошкольников 6-7 лет.
Дошкольный возраст является основным периодом формирования словарного запаса ребёнка. Рост словарного запаса зависит от воспитания и условий жизни дошкольника, поэтому количество освоенных слов детей одного и того же возраста очень разнятся между собой. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Понимание речи опережает развитие активного использования слов.
В возрасте 6-7 лет можно заметить значительное увеличение числа употребления существительных и глаголов, прилагательные же используются гораздо реже. Это можно объяснить, во-первых, тем, что условия воспитания детей у всех разные родители очень мало уделяют внимание на знакомство дошкольников с признаками и качествами предметов; во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Развитие речи является основанием формирования преемственности дошкольного и начального общего образования, и важнейшим критерием успешного социально-личностного развития ребенка. Формирование словаря у старшего дошкольного возраста осуществляется за счет проведения комплексных мероприятий для детей 6-7 лет, мероприятия характеризуются взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом.
Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.
Проведение словарной работы в дошкольном учебном заведении базируется на коммуникативной целесообразности слов, тематическом принципе, частоте их употребления в устной речи.
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводам, что:
1. По мере овладения словарем дети учатся адекватно применять средства контекстной и ситуативной речи в зависимости от условий, содержания и характера общения. Ребенок, как и взрослый, пользуется ситуативной речью в разговоре с собеседником, связанным с говорящим общей ситуацией, предметно-смысловым содержанием речи.
2. Организуя игру, направленную на обогащение словарного запаса дошкольника, взрослому необходимо занимать позицию включённого партнёра: просить ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
3. Развитие речи очень важно для развития и дальнейшей социализации ребенка. Поэтому область «развитие речи» закреплена в программных документах ДО и нормативных актах Российской Федерации в области развития образования.
4. Для развития и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры.
Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Дидактические игры, направленные на выделение свойств предметов, объектов; развитие умения абстрагироваться и обобщать признаки однородных предметов; классифицировать и сравнивать предметы, понимание и подбор синонимов.
Для обогащения словарного запаса также эффективным является наблюдение природных явлений, чтение, пересказы, беседы обо всем, что окружает ребёнка.
Все названные приёмы будут способствовать эффективному пополнению словарного запаса дошкольника, так как дети 6-7 лет обладают способностью эмоционально воспринимать окружающий их мир.
1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей - М., Просвещение, 2004. 165. - 251 с.
3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает - СПб.: Речь, 2012. - 452 с.
4. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров,
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ.ред. Н.В. Микляевой. - М.:
Издательство Юрайт, 2012. - 509-602 с.
5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. - М.:
Юрайт, 2017. - 36-98 с.
6. Голубева Л.Г. Речевое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2012. - 458 с.
7. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. - М.: Академия. 2013. - 589 с.
8. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Изд-во. «Просвещение», М., 1983. - 26с.
9. Дыбина, О.В. Дошкольная педагогика: сб. тестовых заданий ТГУ. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 101 с.
10. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном
учреждении. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 455 с.
11. Епанчинцева Н.Д. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: структура, содержание, технология организации. - Белгород: БелГУ, 2014. - 198 с.
12. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68 с.
13. Карпюк Г.А. Умственный труд в дошкольном возрасте // Дошкольник: журнал. - 2012. - №3(12). - С. 55-62
14. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников - М.:
Педагогическое общество России, 2005. - 118 с.
15. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей младшего дошкольного возраста. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. - 248 с...