ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной
деятельности 6
1.2. Особенности формирования психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности 13
1.3. Программа формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты диагностики до проведения программы 33
2.3. Анализ эффективности программы 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Анализ научных источников по теме исследования продемонстрировал, что актуальность изучения психологической готовности к профессиональной деятельности отмечается многими учеными. Первоначально такой интерес связан с повышением требований к подготовке специалиста средне- специальными и высшими учебными заведениями в связи с социоэкономическими и общекультурными изменениями в современном мире.
Основным составным элементом готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая трактуется исследователями как комплекс психологических образований, как совокупность когнитивных, операциональных, личностных, функциональных, мотивационных компонентов.
В условиях смены образовательных моделей и текущего социоэкономического положения общепрофессиональная деятельность в значительной степени затрудняется, актуализируя внутренний, психологический потенциал индивида. Постоянство, устойчивость и качество профессиональной деятельности по большей части зависят от уровня психологической готовности профессионала.
Следует отметить, что в первый период профессионального обучения в вузе у студента формируется психологическая готовность к обучению, а во второй период происходит формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, т.е. на основе готовности к вузовскому обучению у студентов формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности. На сегодняшний день уже недостаточно предоставить для студентов определенное количество знаний, только овладение профессиональными компетенциями в условиях высшего учебного заведения поможет им стать конкурентоспособными выпускниками.
В современном обществе ресурсы психологической готовности не в полной мере используются в профессиональной подготовке бакалавров. Есть основание утверждать, что действующая практика и состояние науки показывают непроработанность технологических основ формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в вузе, здесь она изменяется как качественно, так и количественно, увеличивается и может динамично переходить с одного уровня на другой и рассматривается в рамках внутреннего баланса между ее компонентами, что позволяет обеспечивать результативное решение всех задач, как профессиональных, так и учебных.
Объект исследования - психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования - программа формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
Целью работы является разработка и обоснование эффективности программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Описать феномен психологической готовности к профессиональной деятельности;
2. Рассмотреть различные подходы к определению понятий «готовность», «психологическая готовность»;
3. Выявить проблемы и особенности формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности;
4. Реализовать программу мероприятий по формированию психологической готовности;
5. Провести исследование эффективности программы формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что с помощью
тренинговой программы можно сформировать психологическую готовность студентов к профессиональной деятельности посредством воздействия на ее когнитивный и мотивационные компоненты.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы таких исследователей как Паламарчук М. А., Кузнецов В. Г., Ступницкая С.Ф. (основа профессиональной готовности - профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей); Согалаев В.В. (многокомпонентная структура психологической готовности); Кашапов М. М. (формирование психологической готовности через обучение приемам анализа); Маркова А. К. (психологическая готовность, как составляющая процесса профессионализации).
В выпускной квалификационной работе мы использовали следующие методы исследования: анализ, классификация, синтез, сравнение, беседа, экспериментальный метод (формирующий эксперимент), который включает разработку и реализацию программы.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут применяться психологами, педагогами - психологами средне - профессиональными учреждениями, высшими учебными заведениями для подготовки студентов к профессиональной деятельности. Так же различными педагогами - психологами и психологами в центрах профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Наша работа была посвящена исследованию компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Нами была разработана программа формирования психологической готовности к профессиональной деятельности (когнитивный и мотивационный компоненты) и оценена ее эффективность.
Мы рассмотрели основные определения психологической готовности и за основу взяли следующее: психологическая готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Так же, основой нашего исследования является субъектно-деятельностный подход (М.И. Дьяченко, А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович), при котором под психологической готовностью понимается итоговый результат подготовки к профессиональной деятельности. В рамках этого подхода психологическая готовность рассматривается как интегральное личностное образование, которое состоит из мотивационного, волевого, когнитивного, эмоционального и операционального компонентов, а также включает личностные качества, адекватные требованиям профессиональной деятельности.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, включающее написание программы; подбора диагностического инструментария (методика субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн, Т.И. Ильина «Мотивация обучения в ВУЗе»); проведение диагностики до и после проведения программы по формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Так же, были сформированы группы ( контрольная и экспериментальная) в количестве 18 человек ( по 9 человек в каждой группе). Проведение занятий, которые были включены в программу.
Результаты проведенной методики Т.И. Ильина «Мотивация обучения в ВУЗе» показывают, что значения по двум характеристикам отличаются в I и II группе. Средние значения по «приобретение знаний» имеют различия на 0,8 б ( выше у второй группы); «Овладение профессией» на 1 б (выше показатели у второй группы). Характеристика «Получение диплома» у первой и второй группы имеет одинаковое значение 8,7 б. Результаты у второй группы до и после проведения программы, мы можем рассмотреть в описании. Данные показывают, что значения по всем характеристикам отличаются в II(A) и 11(В) группе. Средние значения по «приобретение знаний» имеют различия на 0,7 б ( выше у B группы); «Овладение профессией» на 1,5 б (выше показатели у В группы); «Получение диплома» на 0,8 б (выше у В группы).
Результаты по проведенной методике субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн: разница в средних значениях до и после проведения по когнитивному компоненту у II группы 64 - 64 б (0 б). Разница между I и II группой после проведения 66 - 64 б (2 б). Разница в средних значениях до и после проведения по мотивационному компоненту у II группы 65 - 71 б (6 б). Разница между I и II группой после проведения 66 - 71 б (5 б).
Мы использовали методы математической статистики, в которой использовали критерии Манна-Уитни и Уилкоксона. По методике Т.И. Ильиной шкала «Приобретение знаний» по критерию Уилкоксона: различия не достигают уровня значимости, что может быть связано с небольшим объемом выборки, однако есть тенденция к выявлению значимых различий. Результаты по проведенной методике субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн: в контрольной группе не произошло значимых изменений по когнитивному и мотивационному компонентам. В экспериментальной группе выявлено значимое увеличение показателя по мотивационному компоненту. Изменения когнитивного компонента не достигают уровня значимости, что может быть связано с небольшим объемом выборки.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 220-223с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] - СПб: Питер, 2012 - 276 с.
3. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в
динамично изменяющемся обществе - М.: Издательство Московской
гуманитарно-социальной академии «Социум», 2013. - 176 с.
4. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст]. / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2014. - 511 с.
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие для педвузов. - М.: Академия, 2011.- 624 с.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 2011. - 113 - 115с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы [Текст]: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383с. - 576 с.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л. Психологический словарь- справочник. Мн., 2014.
9. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Садовников Н.О. Профориентология: теория и практика [Текст] - М.: Академический проект, 2009. - 189-191 с.
10. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 2013. - 106 - 108с.
11. Исаева Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога: Психология профессионального образования [Текст] // Вопросы психологии - 2013, № 3. - С.78.
12. Калинина Т. В., Першина А. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза [Текст]// Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 178-180.
13. Карпов, А.В. Психология труда. / А.В. Карпов. - Москва: Владос- Пресс, 2005. - 352 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ЭКМОС, 2006. - 355 с.
15. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М.: Наука, 2008. - 391 с.
...