Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной
деятельности 6
1.2. Особенности формирования психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности 13
1.3. Программа формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты диагностики до проведения программы 33
2.3. Анализ эффективности программы 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63


Анализ научных источников по теме исследования продемонстрировал, что актуальность изучения психологической готовности к профессиональной деятельности отмечается многими учеными. Первоначально такой интерес связан с повышением требований к подготовке специалиста средне- специальными и высшими учебными заведениями в связи с социоэкономическими и общекультурными изменениями в современном мире.
Основным составным элементом готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая трактуется исследователями как комплекс психологических образований, как совокупность когнитивных, операциональных, личностных, функциональных, мотивационных компонентов.
В условиях смены образовательных моделей и текущего социоэкономического положения общепрофессиональная деятельность в значительной степени затрудняется, актуализируя внутренний, психологический потенциал индивида. Постоянство, устойчивость и качество профессиональной деятельности по большей части зависят от уровня психологической готовности профессионала.
Следует отметить, что в первый период профессионального обучения в вузе у студента формируется психологическая готовность к обучению, а во второй период происходит формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, т.е. на основе готовности к вузовскому обучению у студентов формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности. На сегодняшний день уже недостаточно предоставить для студентов определенное количество знаний, только овладение профессиональными компетенциями в условиях высшего учебного заведения поможет им стать конкурентоспособными выпускниками.
В современном обществе ресурсы психологической готовности не в полной мере используются в профессиональной подготовке бакалавров. Есть основание утверждать, что действующая практика и состояние науки показывают непроработанность технологических основ формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в вузе, здесь она изменяется как качественно, так и количественно, увеличивается и может динамично переходить с одного уровня на другой и рассматривается в рамках внутреннего баланса между ее компонентами, что позволяет обеспечивать результативное решение всех задач, как профессиональных, так и учебных.
Объект исследования - психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования - программа формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
Целью работы является разработка и обоснование эффективности программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Описать феномен психологической готовности к профессиональной деятельности;
2. Рассмотреть различные подходы к определению понятий «готовность», «психологическая готовность»;
3. Выявить проблемы и особенности формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности;
4. Реализовать программу мероприятий по формированию психологической готовности;
5. Провести исследование эффективности программы формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что с помощью
тренинговой программы можно сформировать психологическую готовность студентов к профессиональной деятельности посредством воздействия на ее когнитивный и мотивационные компоненты.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы таких исследователей как Паламарчук М. А., Кузнецов В. Г., Ступницкая С.Ф. (основа профессиональной готовности - профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей); Согалаев В.В. (многокомпонентная структура психологической готовности); Кашапов М. М. (формирование психологической готовности через обучение приемам анализа); Маркова А. К. (психологическая готовность, как составляющая процесса профессионализации).
В выпускной квалификационной работе мы использовали следующие методы исследования: анализ, классификация, синтез, сравнение, беседа, экспериментальный метод (формирующий эксперимент), который включает разработку и реализацию программы.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут применяться психологами, педагогами - психологами средне - профессиональными учреждениями, высшими учебными заведениями для подготовки студентов к профессиональной деятельности. Так же различными педагогами - психологами и психологами в центрах профессиональной подготовки и повышения квалификации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша работа была посвящена исследованию компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Нами была разработана программа формирования психологической готовности к профессиональной деятельности (когнитивный и мотивационный компоненты) и оценена ее эффективность.
Мы рассмотрели основные определения психологической готовности и за основу взяли следующее: психологическая готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Так же, основой нашего исследования является субъектно-деятельностный подход (М.И. Дьяченко, А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович), при котором под психологической готовностью понимается итоговый результат подготовки к профессиональной деятельности. В рамках этого подхода психологическая готовность рассматривается как интегральное личностное образование, которое состоит из мотивационного, волевого, когнитивного, эмоционального и операционального компонентов, а также включает личностные качества, адекватные требованиям профессиональной деятельности.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, включающее написание программы; подбора диагностического инструментария (методика субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн, Т.И. Ильина «Мотивация обучения в ВУЗе»); проведение диагностики до и после проведения программы по формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Так же, были сформированы группы ( контрольная и экспериментальная) в количестве 18 человек ( по 9 человек в каждой группе). Проведение занятий, которые были включены в программу.
Результаты проведенной методики Т.И. Ильина «Мотивация обучения в ВУЗе» показывают, что значения по двум характеристикам отличаются в I и II группе. Средние значения по «приобретение знаний» имеют различия на 0,8 б ( выше у второй группы); «Овладение профессией» на 1 б (выше показатели у второй группы). Характеристика «Получение диплома» у первой и второй группы имеет одинаковое значение 8,7 б. Результаты у второй группы до и после проведения программы, мы можем рассмотреть в описании. Данные показывают, что значения по всем характеристикам отличаются в II(A) и 11(В) группе. Средние значения по «приобретение знаний» имеют различия на 0,7 б ( выше у B группы); «Овладение профессией» на 1,5 б (выше показатели у В группы); «Получение диплома» на 0,8 б (выше у В группы).
Результаты по проведенной методике субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн: разница в средних значениях до и после проведения по когнитивному компоненту у II группы 64 - 64 б (0 б). Разница между I и II группой после проведения 66 - 64 б (2 б). Разница в средних значениях до и после проведения по мотивационному компоненту у II группы 65 - 71 б (6 б). Разница между I и II группой после проведения 66 - 71 б (5 б).
Мы использовали методы математической статистики, в которой использовали критерии Манна-Уитни и Уилкоксона. По методике Т.И. Ильиной шкала «Приобретение знаний» по критерию Уилкоксона: различия не достигают уровня значимости, что может быть связано с небольшим объемом выборки, однако есть тенденция к выявлению значимых различий. Результаты по проведенной методике субьективного шкалирования Дембо-Рубинштейн: в контрольной группе не произошло значимых изменений по когнитивному и мотивационному компонентам. В экспериментальной группе выявлено значимое увеличение показателя по мотивационному компоненту. Изменения когнитивного компонента не достигают уровня значимости, что может быть связано с небольшим объемом выборки.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 220-223с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] - СПб: Питер, 2012 - 276 с.
3. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в
динамично изменяющемся обществе - М.: Издательство Московской
гуманитарно-социальной академии «Социум», 2013. - 176 с.
4. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст]. / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2014. - 511 с.
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие для педвузов. - М.: Академия, 2011.- 624 с.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 2011. - 113 - 115с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы [Текст]: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383с. - 576 с.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л. Психологический словарь- справочник. Мн., 2014.
9. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Садовников Н.О. Профориентология: теория и практика [Текст] - М.: Академический проект, 2009. - 189-191 с.
10. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 2013. - 106 - 108с.
11. Исаева Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога: Психология профессионального образования [Текст] // Вопросы психологии - 2013, № 3. - С.78.
12. Калинина Т. В., Першина А. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза [Текст]// Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 178-180.
13. Карпов, А.В. Психология труда. / А.В. Карпов. - Москва: Владос- Пресс, 2005. - 352 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ЭКМОС, 2006. - 355 с.
15. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М.: Наука, 2008. - 391 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ