ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие тревожности в современной психологии 6
1.2. Проявления тревожности в младшем школьном возрасте 13
1.3. Формы и методы психологической коррекции тревожности 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЁ КОРРЕКЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 35
2.1 Описание этапов исследования 35
2.2 Анализ результатов предварительной диагностики тревожности 38
2.3 Разработка программы коррекции тревожности младших школьников . .. 40
2.4 Анализ эффективности программы 42
2.5 Рекомендации по снижению тревожности 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
На сегодняшний день проблема тревожности младших школьников продолжает оставаться актуальной. Возросло количество детей с повышенным уровнем тревожности, отличающихся выраженным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью.
С переходом ребенка из дошкольного учреждения в первый класс в его жизни происходят значительные перемены, преимущественно изменяется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая впоследствии становится ведущей.
Школьная тревожность - распространенная проблема, с которой все чаще сталкивается школьный психолог. В ходе обучения у ребенка развиваются психологические новообразования. Мышление становится преобладающей функцией, а другие функции сознания становятся произвольными. Тяжелым и «чувствительным» периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную.
При поступлении в школу нужные учебные знания, умения и навыки могут быть недостаточно сформированными. Мотивационная и когнитивная неготовность ребенка к обучению зачастую приводит к появлению всевозможных типов школьной дезадаптации, иначе говоря, к трудностям и сложным проблемам в ходе учебной деятельности, общении, поведении. У первоклассника проявлениями дезадаптации могут быть затруднения в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности.
Кроме этого частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (в первую очередь неспособность слушать и четко осуществлять требования учителя, выполнять работу в соответствии с инструкциями). Каждый ребенок индивидуален, поэтому школьные трудности и проблемы у всех разные.
Выраженные проявления тревожности имеются и у отлично успевающих детей, которые отличаются честностью, требовательностью к 3
себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс учения. Случается так, что родители ждут от ребенка высоких, не доступных ему достижений в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) тип истинного мужчины, крепкого, отважного, ловкого, не знающего поражений. К этой сфере относится и навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, к примеру таких, как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Впрочем право выбора хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное его участие в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежных неудач и вызывает тревожность. Стремясь выработать у младшего школьника такие свойства как честность, опрятность, послушание, учителя зачастую ухудшают и без того тяжелое состояние учащегося, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу нужно, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее итога.
Цель исследования: разработка программы тренинга по коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать исследования тревожности в современной литературе;
2) Выявить проявления тревожности в младшем школьном возрасте;
3) Описать формы и методы психологической коррекции тревожности;
4) Разработать программу коррекции тревожности;
5) Проанализировать эффективность программы.
Объект исследования: школьная тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: коррекция школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация коррекционной программы посредством психологического тренинга, снизит уровень тревожности младших школьников.
Проблема тревожности младших школьников отражена в работах А. М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Е. Ю. Брель, Р. В. Кисловская, Е. В. Новикова, Р. С. Немова, В. В. Суворова.
Методологическое обоснование: понимание тревожности как переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А. М. Прихожан), понимание тревожности как свойства человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Р. С. Немов).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны родителям, педагогам, психологам, педагогам- психологам дополнительного образования.
Наша работа была посвящена изучению тревожности у младших школьников.
По результатам исследований A.M. Прихожан можно сделать вывод, о том, что тревожность в детском возрасте - это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением.
Возникновение тревожности происходит из-за завышенных требований педагогов, родителей; постоянных упреков, которые вызывают чувство вины; сдержанности родителей в выражении чувств при наличии многочисленных страхов, опасностей, тревог; из-за излишней строгости родителей.
Наше исследование проводилось на базе МАОУ НГО «СОШ №4» г. Новая Ляля в период с марта по апрель 2019г. В исследовании были задействованы дети 1«а» и 1 «б» класса, в возрасте от 6 до 8 лет.
В процессе исследования были применены следующие методики: методика Филлипса «Школьная тревожность» и тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
Мы разработали программу коррекции тревожности младших школьников посредством психологического тренинга.
После проведения диагностических работ было выявлено, что есть дети не только с высокой, но и повышенной тревожностью.
По методике Филлипса, после проведения коррекционной программы наибольшее снижение было выявлено по показателям: общая тревожность в школе с 68% до 42%; страх не соответствовать ожиданиям окружающих с 53% до 44%; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу с 63% до 28%; проблемы и страхи в отношениях с учителями с 58% до 46%.
По тесту тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), можно также сказать, что высокий уровень тревожности был значительно понижен. А это значит, что у большинства детей уровень тревожности достиг нормы - среднего уровня.
Таким образом, разработанная программа показала, что тревожность детей понизилась и пришла в норму, а значит, программа является эффективной.
1. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие /-М.: Логос, 2013. - 306 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер-Пресс, 2009. 398 с.
3. Буторина А.Н. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников / А.Н. Буторина, А.Н. Загороднюк // Вестн. ТОГИРРО. - 2016. - № 1. - С. 234-235.
4. Выготский Л.С., Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, №2.
5. Глозман, Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. —1983. — № 1. — С. 56-58.
6. Детская психология: Учеб.пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. - М.: Дело, 1997.
7. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
8. Ермолаева М.В., Психология развития/М.В.Ермолаева, М.,Московен психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-С.336.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. (Серия «Психология ребёнка»). - СПб.: 2000.
10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: 1995.
11. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия "Мир психологии"). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
12. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе / Психологические исследования. - 2006. - С. 45- 57.
13. Кисловская В.Р. «Ребенок - дошкольник» - М.: Педагогика, 1989.С.64.
14. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.с.4.
15. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - Москва: Знание, 1988. - 80.
...