Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Работа №95941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА 5
§1. Религиозный радикализм: сущность, отличительные особенности, типы 5
§2. Особенности религиозного радикализма в современной
России 24
§3. Основные направления и методы профилактики религиозного радикализма в студенческой среде 36
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К РЕЛИГИОЗНОМУ
РАДИКАЛИЗМУ НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ В 2017 И 2019
ГГ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложение 1 84
Приложение 2 95


Феномен религиозного радикализма стал одной из важных проблем для России. После распада СССР и установления принципа идеологического плюрализма наша страна наполнилась обилием религиозных радикальных течений. В конце ХХ века во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается усиление религиозного радикализма. Особую опасность представляют радикальные исламские организации, которые целенаправленно проповедуют свои идеи среди определенных слоев населения и активно вовлекают их в свои ряды.
Идеологи радикального ислама в пропаганде своих идей умело используют специфику исламских моральных норм, в основе которых лежат религиозные принципы: апелляция к этим принципам позволяет им успешно вовлекать в ряды своих организаций большое количество людей. Особое внимание радикальных религиозных организаций привлекают студенты: вследствие недостаточности жизненного опыта молодые люди нередко становятся легкой «добычей» «идеологических рекрутеров». Неоднократно в СМИ встречались сюжеты о том, как студенты уезжают воевать за ИГИЛ, запрещенную на территории Российской Федерации организацию. Мы считаем важным исследовать отношение студентов к религиозному радикализму по нескольким причинам:
• студенты могут быть подвержены влиянию радикальных
религиозных организаций, и необходимо выяснить, как работает система профилактики религиозного радикализма и экстремизма как его крайней формы;
• совсем скоро часть студентов старших курсов педагогических специальностей пойдут работать преподавателями, и в рамках уроков могут транслировать свои идеи на учеников;
• Место проведение исследования - Екатеринбург, который является типичным городом-миллионером, в который съезжается большое количество студентов для обучения.
Объект: религиозный радикализм.
Предмет: отношение студентов г. Екатеринбурга к религиозному радикализму.
Цель: сравнить отношение студентов к религиозному радикализму в 2017 и в 2019 годах и дать оценку существующей системе профилактики религиозного радикализма.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и отличительные особенности религиозного радикализма.
2. Дать характеристику основных типов религиозного радикализма.
3. Выявить особенности религиозного радикализма в современной России.
4. Выявить отношение студентов к религиозному радикализму в 2019 году и сравнить с данными аналогичного исследования 2017 года.
5. Дать оценку существующей программе профилактики религиозного радикализма в студенческой среде.
Наша работа состоит из двух глав. В первой главе мы выявляем сущность религиозного радикализма его отличительные особенности и типы. Анализируем особенности религиозного радикализма в России и программы профилактики религиозного радикализма. Во второй главе мы провели сравнительный анализ отношения студентов к религиозному радикализму на основе анкетного опроса, проведенного в 2017 и в 2019 году.
При решении исследовательских задач использовались методы сравнительного анализа, историко-хронологического описания, анкетного опроса. Работа основана на положениях феноменологической методологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Радикализм - это сложный общественный феномен, который не теряет своей актуальности в современном мире. Один из его видов, религиозный радикализм, проявляется особо остро в современной России. Религиозный радикализм имеет несколько особенностей: он основан на постулатах веры и стремится коренным образом поменять социальную действительность. Крайней формой радикализма является экстремизм, который стремится любыми, даже насильственными, способами добиться утверждения своих идей в обществе.
В рамках нашей работы мы делали акцент именно на исламский радикализм, потому что, в частности, религиозные организации этой направленности ведут активную деятельность в современной России и мире в целом.
Молодежь и, в частности, студенчество, наибольшим образом может быть подвержена влиянию исламских радикальных религиозных организаций.
Молодежь имеет нестабильное социальное положение, так как находится в процессе выбора своего жизненного пути, а студенческая молодежь обладает еще и протестной активностью. В связи с этим важно проводить профилактические меры по выявлению и снижению уровня радикализации студенческой молодежи.
В вузах Екатеринбурга есть сформированная программа противодействия экстремизму и целый комплекс мероприятий.
Все это обусловило наше исследование по выявлению отношения студентов к религиозному радикализму, сравнению отношения к этому феномену на основе опросов 2017 и 2019 года и выявлению эффективности программы профилактики экстремизма в УрГПУ и УрФУ.
После проведения исследования мы сделали несколько выводов. Что касается студентов, то они не имеют высокого уровня религиозности, это прослеживается в том, что большинство респондентов не определились со своей религиозностью и есть значительный процент респондентов, считающих себя атеистами. При этом часть респондентов, которые считают себя верующими, относят себя именно к православной конфессии. Также респонденты считают, что религия не должна оказывать воздействие на все сферы жизни общества.
Студенты понимают под радикализмом приверженность каким-либо крайним идеям или взглядам, а также какие-либо действия, направленные на коренные изменения, в некоторых случаях с применением насильственных методов. В большей степени негативно относятся именно к представителям православной и исламской конфессии. При этом в большей степени позитивно относятся к представителям буддизма. По мнению респондентов, в большей степени радикализм характерен для ислама и православия. Радикальные религиозные организации в целом должны скорее запрещаться государством. При этом большинство студентов считает, что сами религиозные организации не должны бороться с ответвлениями от своих верований. Студенты отмечают, что у нас в стране в целом межконфессиональная обстановка спокойная, но отдельные конфликты на религиозной почве могут происходить.
Большинство студентов считают, что во всем мире не должно быть единой религии. При этом есть небольшая группа респондентов технических специальностей, причисляющих себя к православной конфессии, которые могут симпатизировать религиозному радикализму, потому что они считают, что он не несет опасности для общества.
Почти все респонденты отмечают, что не участвовали в мероприятиях по профилактике экстремизма в своем университете. При этом основная часть респондентов не знает о мероприятиях по профилактике или считает, что в университете их не проводят.
Наше исследование показывает, что религиозный радикализм в студенческой среде не распространен. Оценить, как работает система профилактики, мы однозначно не можем, потому что о ней студенты ничего не знают. Сравнивая данные исследования 2017 и 2019 года, мы пришли в выводу, что по некоторым частным вопросам мнение студентов изменилось, но уровень радикализации не повысился. Так же осталась небольшая группа студентов технических специальностей, которая не видит опасности в деятельности радикальных религиозных организаций, и стоит именно на нее сделать упор в программе профилактики.



1. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях"
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)
3. Ануфриев Н. С. К вопросу об исследовании понятия «Религиозный фундаментализм» современными западными исследователями // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. №6. С.324-329.
4. Аргунов А.К. Подходы к определению понятия «религиозный экстремизм» // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом. Ставрополь, 2015. С. 199-201.
5. Астэр Ирина Валериевна, Кучукова Наталья Юрьевна, Серов Николай Викторович Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления // СИСП. 2012. №2. С.24
6. Ачкасов В. А. Этнополитология Учебник // Москва, Юрайт, 2014 г. - 326 с.
7. Бентам И. [Электронный ресурс]
///URL:http://modernlib.ru/books/i bentam/ (Дата обращения 23.06.2017)
8. Бирюков В. Ю. Проблема оценки деструктивности нетрадиционных религиозных организаций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2007. №53. С. 52- 60.
9. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.И. Левина, А.Ф. Филиппов, П.П. Гайденко. М., 1990. - 808 с.
10. Воронина Е. Ю. Типология политического радикализма/Ученые записки 2009. № 4. С. 86 - 95
11. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России/ Философия права/ 2008 год, №2, С . 94 - 115
12. Гаджиев К.С. Консерватизм в современном мире: кризис или возрождение? // Власть. 2013. № 1. С. 64.
13. Гельфонд М. Л. Проблема соотношения морали и религии: Сократ, Кант, Л. Толстой / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 63-75
14. Герцен А. И. [Электронный ресурс] /// URL:
http://www.rulit.me/books/kto-vinovat-read-73465-1.html - (Дата
обращения 12.12.2017.)
15. Гомлешко Р. Р. Молодежный экстремизм в современном
социокультурном пространстве// Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №2 С.184-190.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ