Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Подходы к понятию самоконтроль 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста 14
1.3. Приемы и методы, направленные на формирование самоконтроля
детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Диагностика уровня сформированности самоконтроля у детей
младшего школьного возраста 33
2.2. Организация педагогической работы по формированию учебного
самоконтроля у детей младшего школьного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63


В условиях демократизации и гуманизации общественной жизни создаются благоприятные условия для развития личности в процессе обучения, одним из компонентов которого является контроль и самоконтроль. Заметим, что в педагогической науке относительно удовлетворительно рассматриваются вопросы организации восприятия, запоминания, репродуктивной обработки действий, однако очень мало внимания уделяется контролю и самоконтролю в различных его формах.
На сегодняшний день формирование самоконтроля у обучающихся младших классов является одним из необходимых условий достижения результатов, предъявляемых в соответствии с ФГОС НОО второго поколения к «портрету выпускника начальной школы». Действие самоконтроля, входящее в состав регулятивных универсальных учебных действий, являясь одной из форм проявления самоуправления собственными действиями, представляет собой своеобразный инструмент самостоятельного перевода младшим школьником поставленных целей в реальные и эффективные результаты учебной деятельности, что в свою очередь является одним из показателей проявления субъектной позиции обучающегося.
Длительное время проблема самоконтроля была предметом исследования психологической науки и связана с исследованием психологических особенностей познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Э.Ф. Зеер, А.В. Петровский и др.). И только в последние десятилетия данный вопрос стал предметом исследования педагогической науки. В работах ученых исследуется проблема формирования самоконтроля в учебном процессе (А.Я. Арет, Ю.К. Бабанский, М.И. Боришевский, А.З. Зак, Н.Н. Камышева и др.), рассматриваются вопросы развития у обучающихся умений находить и исправлять ошибки при чтении, письме и решении задач (Т.И. Гавакова, Л.В. Жарова, В.И. Иванова, С.Ф. Сухорский).
Одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы, это формирование у детей осознанного, самоконтролируемого поведения с целью поднятия уровня знаний. У детей младшего школьного возраста происходит процесс адаптации к новым социальным условиям, изменяется режим дня, увеличивается необходимость выполнения определенных требований и соблюдения определенных правил, появляются новые отношения в коллективе сверстников. В этом возрасте закладываются основные стереотипы поведения и формируется умение учиться.
Анализ научных исследований (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Э.Ф. Зеер, А.В. Петровский, А.Я. Арет, Ю.К. Бабанский, М.И. Боришевский, А.З. Зак, Н.Н. Камышева и др.), посвященных проблеме самоконтроля, свидетельствует, что существует противоречие между обоснованными в психолого - педагогических научных трудах теоретическими положениями о необходимости самоконтроля в целостном процессе познания и недостаточной разработанностью конкретных способов (методов и приемов) реализации этих положений, что практически привело к игнорированию этого звена процесса обучения. В свою очередь школьная практика требует разработки оптимальных способов организации самоконтроля обучающихся с учетом их реальных учебных возможностей, содержания учебного предмета, характера познавательной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать основы процесса формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - самоконтроль детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к пониманию «самоконтроля» в педагогике и психологии;
2. Изучить психолого - педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать приемы и методы, направленные на формирование самоконтроля детей младшего школьного возраста;
4. Выявить уровень развития самоконтроля у обучающихся второго класса;
5. Систематизировать методы и приемы, направленные на формирование самоконтроля младших школьников в процессе организации учебной деятельности;
6. Разработать методические рекомендации для педагогов начального общего образования.
Методы теоретического исследования - анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста, анализ педагогического опыта.
Методы эмпирического исследования - изучение литературы; изучение результатов деятельности обучающихся; тестирование; опытная работа; педагогический эксперимент.
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ СОШ № 163, класс 2 «Б», количество обучающихся - 25 учеников.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое обобщение вопросов формирования самоконтроля у младших школьников является основой определения учебного действия контроля как обобщающего умения для осуществления самоконтроля в условиях развивающего обучения, которая является структурным элементом учебной деятельности, имеет рефлексивную природу, непосредственно влияет на осуществление учеником каждого акта этой деятельности путем осознания им принципов построения определенного способа действий, участия в его построении, проверке правильности использования этого способа в условиях усвоения теоретических понятий.
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС НОО, где напрямую указаны требования к формированию универсальных учебных действий обучающихся. Одним из компонентов регулятивных универсальных учебных действий является самоконтроль. Младший школьный возраст сензитивен к данному компоненту психического развития.
Младшие школьники, даже понимая, как необходимо осуществлять собственный контроль, не всегда могут успешно произвести действие самоконтроля. По этой причине их необходимо побуждать к самоконтролю, для того чтобы он был в их учебной работе, чтобы они пользовались образцом действия. Таким образом, нужно учить обучающихся самоконтролю.
Высокая результативность формирования навыка самоконтроля у обучающихся достигается в результате применения таких способов обучения, как технология развития критического мышления, сингапурская методика обучения, беседа, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение и составление взаимообратных задач, решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий. По этой причине обучению самоконтролю важно занять должное место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным.
Г.В. Репкина выделяет 6 уровней сформированности навыков самоконтроля, также для обучающихся определены условия сформированности самоконтроля: умение перед началом работы
спланировать ее; умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
В настоящее время старый дидактический принцип «учить детей учиться» как никогда обретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень. Она ставит цель научить обучающегося брать на себя ответственность в управлении собственной познавательной деятельностью, т.е. научить его составлять план предстоящей деятельности, собственноручно организовывать ее осуществление и в ходе исполнения запланированного осуществлять самоконтроль.
К сожалению, проблема обучения самоконтролю в школе все еще остается нерешенной, мало используются возможности формирования у младших школьников этого навыка. В связи с этим обучающиеся не всегда способны самостоятельно обнаружить ошибки в своей работе и скорректировать их на основе сопоставления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (найти ошибку или удостовериться в правильности выполненного задания) - важное составляющее самоконтроля, которому необходимо учить. Все это говорит о необходимости проведения комплекса уроков, мероприятий направленных на формирование навыков самоконтроля как компонента учебной деятельности.



1. Арет, А. Я. Основные положения теории самовоспитания [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Я. Арет. - Л., 1964. - 39 с.
2. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. - М. : НексПринт, 2010. - 84 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] : метод. основы / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 193 с.
4. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и
реализация [Текст] / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2000. -
№ 1. - С. 19-25.
5. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
6. Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников [Текст] / М. И. Боришевский. - Казань : Изд-во ГПИ, 1994. - 277 с.
7. Венгер, А. Л. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет [Текст] / А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С..25-28.
8. Вергелес, Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться [Текст] : кн. для учителей и родителей / Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеева, А. И. Раев. - СПб. : Союз, 2000. - 159 с.
9. Вергелес, Г. И. Младший школьник: учим учиться [Текст] : (система формирования учеб. деятельности) : учеб.-метод. пособие / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2007. - 316 с.
10. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Сфера, 2002. - 256 с.
11. Выбойщик, И. В. Личностный многофакторный опросник Р. Кеттелла [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. В. Выбойщик, З. А. Шакурова. - Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2000. - 54 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгот-ский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1978. - 150 с.
14. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2011. - 400 с.
15. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ