ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические основы интерактивного
обучения в школе 6
1.2. Возможности интерактивного обучения в начальной школе 13
1.3. Коммуникативная составляющая интерактивного обучения 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕННИЮ 30
2.1. Характеристика методик, которые изучают
коммуникативные умения учащихся 30
2.2. Диагностика коммуникативных умений учащихся
начальной школы 35
2.3. Рекомендации по оптимизации развития готовности к
интерактивному обучению детей младшего школьного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
С первых дней жизни человеку необходимо общение с другими людьми. Эта потребность постоянно и непрерывно развивается - от непосредственного эмоционального до глубокого личностного общения и сотрудничества. Следовательно, это обстоятельство определяет непрерывное общение, как необходимое условие жизнедеятельности.
Общение - сложная, многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, овладение которыми происходит в процессе усвоения человеком социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Залогом успешной адаптации является высокий уровень коммуникативности. Именно это обусловливает практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства.
К современным требованиям обучения детей младшего школьного возраста относится вопрос развития следующих коммуникативных умений: умение слушать и вести диалог, активность участия в обсуждении проблем, учитывать позиции собеседников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Успешность образования в современном мире определяется направленностью на развитие всесторонне-развитой личности, ее способности к работе и жизни в постоянно меняющемся мире, а также непрерывным поиском инновационных форм и приемов обучения. Как следствие, нужно искать активные методы и формы обучения для достижения высшей активности учебных действий.
Наибольшую популярность получает технология интерактивного обучения. Она базируется на методике поиска знаний самими обучающимися, в результате которого происходит их личностное развитие.
Использование интерактивных методов обозначает формирование таких условий, что обучающиеся мотивируются на приобретение новых результатов своей деятельности, а в последствии эффективно пользоваться ими на практике.
Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения в связи с необходимостью развития коммуникативных умений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
Объект исследования - коммуникативные умения младших школьников.
Предмет исследования - интерактивное обучение в рамках педагогической технологии, процесс организации интерактивного обучения в системе младшего школьного образования.
Цель данного исследования - рассмотрение теоретического обоснования эффективности использования интерактивных методов в обучении младших школьников, учитывая их психофизиологические особенности, изучение сформированности коммуникативных умений младших школьников, как условия готовности к интерактивному обучению.
Основные задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:
• рассмотреть основы интерактивного обучения в школе;
• определить возможности интерактивного обучения в начальной школе;
• изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития коммуникативных умений обучающихся;
• на эмпирическом уровне провести диагностику на выявление сформированности коммуникативных умений младших школьников;
• разработать комплекс занятий на основе (в рамках) технологии интерактивного обучения, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и обобщения) и эмпирические (наблюдение, тестирование).
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 3-х параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе исследования по теме «Развитие коммуникативных умений учащихся начальной школы в технологии интерактивного обучения» были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть основы интерактивного обучения в школе;
• определить возможности интерактивного обучения в начальной школе;
• изучить основные теоретические подходы к исследованию
особенностей развития коммуникативных умений обучающихся;
• на эмпирическом уровне провести диагностику на выявление
сформированности коммуникативных умений младших школьников;
• разработать рекомендации на основе (в рамках) технологии
интерактивного обучения, направленный на развитие
коммуникативных умений младших школьников.
Для решения первой и второй и третьей задач, была проанализирована психолого- педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В главе 1 «Основы технологии интерактивного обучения» представлена актуальность и необходимость внедрения в образование технологий интерактивного обучения в младшем школьном звене. Эта технология позволит сгладить переход от дошкольного образования к школе, в психологическом, эмоциональном и физиологическом плане. При внедрении технологии интерактивного обучения учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Наиболее распространенной формой организации учебного процесса становится игра. Что позволяет без особых сложностей адаптировать современных детей к школьной жизни, настроить их на познание учебного материала с более серьезных позиций.
Однако, как и все, интерактивные методы, интерактивные технологии имеют двоякую сторону применения. И чтобы результаты были положительными, необходимо чтобы организаторы учебного процесса - педагоги - в совершенстве владели и оперировали всеми необходимыми средствами и методами, в зависимости от ситуации.
Во второй главе, параграфе 2.1. «Характеристика методик, изучающих коммуникативные умения учащихся» сформулировано понятие «коммуникативные умения» и дано описание диагностических методик, предложенных учёными для изучения коммуникативных умений учащихся.
В параграфе 2.2. «Диагностика коммуникативных умений учащихся начальной школы» представлены результаты диагностического исследования, по которым мы сделали вывод, что только 37 %
обучающихся третьего класса имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений, следовательно, готовы к интерактивному обучению.
Для диагностики сформированности коммуникативных умений нами использовались следующие методики: методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» и методика «Карта наблюдений» Для диагностики невербального компонента коммуникации была выбрана адаптированная методика «Замок».
Диагностическое исследование коммуникативных умений младших школьников как условия готовности к интерактивному обучению показало, что только 37% (11 человек) продемонстрировали отличные результаты и готовность к интерактивному обучению. Большая часть класса 50% (15 человек) и 13% (4 человека) продемонстрировали средний и низкий уровни (соответственно). Что подтверждает необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных умений и навыков сотрудничества младших школьников.
В параграфе 2.3. «Рекомендации по оптимизации развития готовности к интерактивному обучению детей младшего школьного возраста» представлены варианты заданий, которые способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных умений младших школьников.
Таким образом, цель и задачи данной исследовательской работы достигнуты.
1. Акимова, М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / Вопросы психологии [Текст] / М. К. Акимова. - 1997. - №6. - С. 49-56.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, и др. - М. : Просвещение, 2008 г. - 151 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2003 г. - 259 с.
5. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
6. Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. - Талинн, 2008 г. - 189 с.
7. Безруких, М. М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1-4 / М. М. Безруких. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. - 84 с.
8. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М. М. Безруких - М. : Эксмо, 2009 г. - 464 с.
9. Блохина, Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Блохина. - Начальная школа плюс До и После. - 2012 г. - №2. - с. 67-70.
10. Богуславская, Н. Е. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка [Текст] / Н. Е. Богуславская, Н. А. Куприна - М. : Флинта, Наука, 2011 г. - 176 с.
11. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. : Избранные психологические труды. - 2-е издание. - М. : 2002 г. 256 с.
12. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2009. URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 14.04.2019).
13. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 г. - 416 с.
14. Гин, А. А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 1999г. - 76 с.
15. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника; Под ред. В. В.Давыдова. - М, 1990 г.
...