Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Работа №95929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические основы интерактивного
обучения в школе 6
1.2. Возможности интерактивного обучения в начальной школе 13
1.3. Коммуникативная составляющая интерактивного обучения 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕННИЮ 30
2.1. Характеристика методик, которые изучают
коммуникативные умения учащихся 30
2.2. Диагностика коммуникативных умений учащихся
начальной школы 35
2.3. Рекомендации по оптимизации развития готовности к
интерактивному обучению детей младшего школьного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54


С первых дней жизни человеку необходимо общение с другими людьми. Эта потребность постоянно и непрерывно развивается - от непосредственного эмоционального до глубокого личностного общения и сотрудничества. Следовательно, это обстоятельство определяет непрерывное общение, как необходимое условие жизнедеятельности.
Общение - сложная, многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, овладение которыми происходит в процессе усвоения человеком социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Залогом успешной адаптации является высокий уровень коммуникативности. Именно это обусловливает практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства.
К современным требованиям обучения детей младшего школьного возраста относится вопрос развития следующих коммуникативных умений: умение слушать и вести диалог, активность участия в обсуждении проблем, учитывать позиции собеседников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Успешность образования в современном мире определяется направленностью на развитие всесторонне-развитой личности, ее способности к работе и жизни в постоянно меняющемся мире, а также непрерывным поиском инновационных форм и приемов обучения. Как следствие, нужно искать активные методы и формы обучения для достижения высшей активности учебных действий.
Наибольшую популярность получает технология интерактивного обучения. Она базируется на методике поиска знаний самими обучающимися, в результате которого происходит их личностное развитие.
Использование интерактивных методов обозначает формирование таких условий, что обучающиеся мотивируются на приобретение новых результатов своей деятельности, а в последствии эффективно пользоваться ими на практике.
Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения в связи с необходимостью развития коммуникативных умений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
Объект исследования - коммуникативные умения младших школьников.
Предмет исследования - интерактивное обучение в рамках педагогической технологии, процесс организации интерактивного обучения в системе младшего школьного образования.
Цель данного исследования - рассмотрение теоретического обоснования эффективности использования интерактивных методов в обучении младших школьников, учитывая их психофизиологические особенности, изучение сформированности коммуникативных умений младших школьников, как условия готовности к интерактивному обучению.
Основные задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:
• рассмотреть основы интерактивного обучения в школе;
• определить возможности интерактивного обучения в начальной школе;
• изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития коммуникативных умений обучающихся;
• на эмпирическом уровне провести диагностику на выявление сформированности коммуникативных умений младших школьников;
• разработать комплекс занятий на основе (в рамках) технологии интерактивного обучения, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и обобщения) и эмпирические (наблюдение, тестирование).
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 3-х параграфов, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Развитие коммуникативных умений учащихся начальной школы в технологии интерактивного обучения» были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть основы интерактивного обучения в школе;
• определить возможности интерактивного обучения в начальной школе;
• изучить основные теоретические подходы к исследованию
особенностей развития коммуникативных умений обучающихся;
• на эмпирическом уровне провести диагностику на выявление
сформированности коммуникативных умений младших школьников;
• разработать рекомендации на основе (в рамках) технологии
интерактивного обучения, направленный на развитие
коммуникативных умений младших школьников.
Для решения первой и второй и третьей задач, была проанализирована психолого- педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В главе 1 «Основы технологии интерактивного обучения» представлена актуальность и необходимость внедрения в образование технологий интерактивного обучения в младшем школьном звене. Эта технология позволит сгладить переход от дошкольного образования к школе, в психологическом, эмоциональном и физиологическом плане. При внедрении технологии интерактивного обучения учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Наиболее распространенной формой организации учебного процесса становится игра. Что позволяет без особых сложностей адаптировать современных детей к школьной жизни, настроить их на познание учебного материала с более серьезных позиций.
Однако, как и все, интерактивные методы, интерактивные технологии имеют двоякую сторону применения. И чтобы результаты были положительными, необходимо чтобы организаторы учебного процесса - педагоги - в совершенстве владели и оперировали всеми необходимыми средствами и методами, в зависимости от ситуации.
Во второй главе, параграфе 2.1. «Характеристика методик, изучающих коммуникативные умения учащихся» сформулировано понятие «коммуникативные умения» и дано описание диагностических методик, предложенных учёными для изучения коммуникативных умений учащихся.
В параграфе 2.2. «Диагностика коммуникативных умений учащихся начальной школы» представлены результаты диагностического исследования, по которым мы сделали вывод, что только 37 %
обучающихся третьего класса имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений, следовательно, готовы к интерактивному обучению.
Для диагностики сформированности коммуникативных умений нами использовались следующие методики: методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» и методика «Карта наблюдений» Для диагностики невербального компонента коммуникации была выбрана адаптированная методика «Замок».
Диагностическое исследование коммуникативных умений младших школьников как условия готовности к интерактивному обучению показало, что только 37% (11 человек) продемонстрировали отличные результаты и готовность к интерактивному обучению. Большая часть класса 50% (15 человек) и 13% (4 человека) продемонстрировали средний и низкий уровни (соответственно). Что подтверждает необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных умений и навыков сотрудничества младших школьников.
В параграфе 2.3. «Рекомендации по оптимизации развития готовности к интерактивному обучению детей младшего школьного возраста» представлены варианты заданий, которые способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных умений младших школьников.
Таким образом, цель и задачи данной исследовательской работы достигнуты.


1. Акимова, М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / Вопросы психологии [Текст] / М. К. Акимова. - 1997. - №6. - С. 49-56.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, и др. - М. : Просвещение, 2008 г. - 151 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2003 г. - 259 с.
5. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
6. Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. - Талинн, 2008 г. - 189 с.
7. Безруких, М. М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1-4 / М. М. Безруких. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. - 84 с.
8. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М. М. Безруких - М. : Эксмо, 2009 г. - 464 с.
9. Блохина, Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Блохина. - Начальная школа плюс До и После. - 2012 г. - №2. - с. 67-70.
10. Богуславская, Н. Е. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка [Текст] / Н. Е. Богуславская, Н. А. Куприна - М. : Флинта, Наука, 2011 г. - 176 с.
11. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. : Избранные психологические труды. - 2-е издание. - М. : 2002 г. 256 с.
12. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2009. URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 14.04.2019).
13. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 г. - 416 с.
14. Гин, А. А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 1999г. - 76 с.
15. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника; Под ред. В. В.Давыдова. - М, 1990 г.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ