ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Особенности развития психических процессов у левшей 13
1.3. Организация процесса обучения леворуких детей в начальной
школе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Характеристика диагностических методик изучения
познавательных процессов учащихся младших классов 27
2.2. Результаты диагностики изучения познавательных процессов
учащихся младшего класса 33
2.3. Рекомендации по сопровождению учебной деятельности леворуких
детей в начальной школе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
Актуальность данного исследования заключается в том, что педагоги недостаточно владеют знаниями об особенностях организации обучения леворуких детей. В наше время количество леворуких людей постоянно растет. По примерным данным, около 10 детей, которые приходят в первый класс, являются леворукими. Современная педагогическая наука предъявляет ряд требований к воспитательно - образовательному процессу, основывающийся на принципах личностно - ориентированного, дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. При работе учитель должен учитывать состояния психической сферы всех учеников в классе, не только ориентироваться на праворуких, но также и леворуких детей: на особенность их высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционального и личностного статуса, с целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса.
Проблема леворукости является одной из главных проблем в педагогике и психологии. На данный момент нет ни одного класса, где не обучалось бы хотя бы одного леворукого ребенка. Педагоги и психологи замечают, что с каждым годом в первый класс правополушарных детей приходит все больше и больше, уровень их рождаемости растет. Если 15-20 лет назад в классе не было вообще или максимум 1-2 леворуких ребенка, то сегодня картина совсем другая. Те учителя, которые обучали хоть одного правополушарного ребенка, знают, что это сложно и требуется немного больше сил, помимо этого нужно знать их особенности. Следовательно, все проблемы связанные с обучением и воспитанием леворуких детей интересуют многих учителей и родителей.
Леворукость не является привычкой или болезнью, также это не результат ошибок педагога, это просто один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга человека.
На данный момент, леворукие составляют «около 70% детей с трудностями школьного обучения».
Дети с ведущим правым полушарием очень эмоциональные и творчески одаренные. Они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух. К тому же у них отличная память, они способны запоминать большое количество информации (т.к. память - образная). Леворукие пользуются своей логикой, поэтому способны найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи. И эти плюсы, безусловно, нужно использовать для развития и обучения такого ребенка. Вместе с этим, правополушарным детям сложно воспринимать и запоминать буквы и цифры, концентрировать внимание, они долго включаются в работу и также долго формулируют ответ. То есть именно то, что требуют от ребенка в школе, им дается тяжело.
Вопросы обучения леворуких детей отражены и в психолого-педагогической литературе. Исследованию вопросов обучения леворуких детей младшего школьного возраста посвящены работы Г.С. Абрамова, И.С. Артюхова, М.М. Безруких, Л.М. Божович, О.С. Газман, И.И. Гуткин, В.В. Давыдов, Т.А. Данилина, Х.Д. Джайнот, Е.П. Ильина, А.В. Киричук, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, И.М. Никольской, Л.В. Обухова, Ю.Н. Сарыгина, А.В. Семеновича, Г.А. Урунтаева, М.И. Чеховских, З.Л. Шинтарь, Д.Б. Эльконин и многих других.
Работы данных ученых составили теоретическую базу данной выпускной квалификационной работы. Однако по-прежнему недостаточно трудов, посвященных организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе.
Все это определило проблему исследования - как организовать обучение леворуких детей в начальной школе.
Выше сказанное определило тему данной выпускной квалификационной работы «Организация обучения для леворуких младших школьников».
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - особенности организации обучения у леворуких обучающихся младшего школьного возраста.
Целью данного исследования является выявление и изучение особенностей организации обучения в начальной школе у леворуких обучающихся.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Изучить организацию процесса обучения леворуких детей в начальной школе.
3. Диагностировать особенности познавательных процессов у младших школьников с ведущей левой рукой.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по организации учебной деятельности леворуких детей в начальной школе.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
• теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, тестирование.
База исследования: МАОУ СОШ №208.
Структура данной работы отражает логику исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.
В обществе появилось неопределённое отношение к леворукости, некоторые принимают это за серьезное отклонение или недостаток, а кто-то считает это выражением гениальности. Наличие таких абсолютно разных, противоположных точек зрения говорит нам о том, что явление леворукости почти не изучено.
Все чаще можно услышать, будто дети с ведущим правым полушарием сверхвозбудимы, эмоциональны и неуклюжи. Следовательно, леворукость - это особый вариант нормы.
Леворукость все еще остается, к большому сожалению, малоизученным явлением. А так как главным объяснением её существования служит другое от праворуких распределение функций между полушариями головного мозга, то нейропсихологи достигли основных успехов в области изучения этого феномена. К сожалению, результаты всех этих исследования не могут быть применены в педагогике. Конечно, можно встретить публикации или статьи где встречаются рекомендации для учителей, но все они касаются достаточно узких проблем. Например, как держать ручку при письме, как обучить точному копированию образца, избегая, зеркальное письмо, конечно, на определенном этапе это очень важно, но совершенно недостаточно для решения множества мелких и крупных проблем.
Следовательно, мы может сделать вывод о том, что мы не умеем обучать леворуких детей, особенно тех, которые находятся в группе риска. У таких детей можно заметить диспропорции формирования речи, чтения, эмоций и пространственных представлений. Это может проявляться как в отставании от общепризнанных норм, так и в опережении, ребенку тяжело будет в двух обоих случаях: при отставании у него будут возникать проблемы при освоении новых знаний и как итог появляться пробелы в знаниях, а при опережении ученику будет становиться скучно и не интересно на уроке. А так как аффективно-волевая сфера маленьких леворуких отличается недостаточностью, их неудачи и последствия после них будут носить достаточно плачевный характер.
Для педагогики и психологии проблема леворукости до сих пор остается одной из самых серьезных проблем.
При обучении леворуких детей от учителя требуется понимание и терпение. Дети с ведущим правым полушарием не «однородная масса», каждый такой ребенок имеет свои трудности, и для каждого необходимо применять индивидуальный метод коррекции в зависимости от состояния нервной системы ребенка.
Чтобы успешно работать с леворукими детьми, благополучно их обучать, работа с ними, как было сказано уже выше, должна носить индивидуальный характер, или близкий к этому. Среди класса, в котором среднее количество учеников 25-30 человек, леворукий ребенок легко растворяется, но его проблемы никуда не уходят. В связи с этим учитель должен анализировать процесс объяснения с точки зрения восприятия леворуких, имея в виду, что такой ребенок может не понять, как второстепенный момент, так и очень важный для понимания объясняемого материала.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : ГИТИС, 2010. - 320 с.
2. Аксюта, О. В. Левша или правша? [Текст] / О. В. Аксюта. - Витебск. : УО «ГЦВР», 2009. - 63 с.
3. Артюхова, И. С. В первом классе - без проблем [Текст] / И.С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
4. Ахметзянова, А. И. Практикум по клинической психологии [Текст] / А. И. Ахметзянова. - Москва: Издательство «Школьная пресса», 2013. - 78 с.
5. Ахметзянова, А. И. Практикум по психологии [Текст] / А. И. Ахметзянова. - Москва: Издательство «Школьная пресса», 2012 - 85 с.
6. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2012 - 240 с.
7. Безруких, В. А. Проблемные дети [Текст] / В. А. Безруких. - М. : ГИТИС, 2010. - 214 с.
8. Безруких, М. М. Если ваш ребенок - левша [Текст] : / М. М. Безруких, М. Г. Князева. - М. : Ювента, 2010. - 267 с.
9. Безруких, М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Вентана-Граф, 2001. - 120 с.
10. Безруких, М. М. Прописи «Леворукий ребенок» [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Ювента, 2014. - 56 с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2010. - 315 с.
12. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 267 с.
13. Брагинский, В. Мой ребенок - левша [Текст] / В. Брагинский // Журнал семья и дети. - 2012. - №6. - С. 38-40.
14. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1998. - 412 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2005. - 519 с.
...