Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95926

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Понятие об учебном сотрудничестве и его эффектах для развития обучающихся 8
1.2. Психолого-педагогические подходы к организации учебного
сотрудничества младших школьников в образовательном процессе на основе их возрастных особенностей 13
1.3. Анализ методических рекомендаций по созданию условий для повышения эффективности учебного сотрудничества младших школьников
288
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 399
2.1. Изучение особенностей учебного сотрудничества младших
школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 399
2.2. Организация учебного сотрудничества младших школьников на
основе специально созданных психолого-педагогических условий 500
2.3. Итоги практической деятельности по теме исследования 600
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 666
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86


Актуальность исследования. Стандарты начального образования в общеобразовательных школах (ФГОС НОО) подразумевают не только достижение результатов в освоении школьных предметов, но и решение воспитательных задач, в том числе развитие у младших школьников коммуникативных навыков, таких как умение работать в коллективе, устанавливать доброжелательные и продуктивные отношения со сверстниками в процессе учебной деятельности, умение вести дискуссию, слышать и учитывать мнения собеседников, находить компромиссы в спорных ситуациях и т.п.
В ФГОС НОО в части планируемых результатов прямо указывается на необходимость развития у младших школьников «навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций». В целом умение сотрудничать является базовой составляющей коммуникативной компетентности обучающегося и отражает суть субъектной позиции школьника, которая востребована при освоении всех типов образовательных программ.
Способность к сотрудничеству зарождается в дошкольном детстве. Во время обучения в начальной школе коммуникативные навыки развиваются наиболее интенсивно. Согласно исследованиям К.Н. Поливановой и Г.А. Цукерман именно в начальных классах школы дети с наибольшей заинтересованностью относятся к совместной учебной деятельности со сверстниками. Также в этот период происходит наиболее интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития младшем школьном возрасте. Известно, что от навыков конструктивного общения, которые приобретаются детьми в этот период, во многом в дальнейшем зависит их личностное благополучие.
Естественно, что в условиях специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит интенсивнее и в более широком спектре, что определяет большую результативность планируемых результатов начального общего образования.
Способность к сотрудничеству - это важнейшее естественное условие социального развития ребенка; доминирующий фактор развития человека как субъекта собственной жизни; а учебное сотрудничество - специфическая среда, в которой происходит самопознание, самопонимание, самоактуализация и самосовершенствование, а также познание и понимание других людей.
Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих учебное
сотрудничество младших школьников в образовательном процессе, что имеет не только теоретическое, но практическое значение для реализации требований ФГОС НОО и выполнения Примерной образовательной программы начального общего образования с использованием современных педагогических технологий.
Степень изученности проблемы. Проблемы сотрудничества и взаимодействия, влияния социальной среды на развитие личности, взаимного влияния личности и группы в ходе реализации совместной деятельности, этапы развития сотрудничества ребенка со сверстниками и взрослыми преемственно исследуются в трудах таких отечественных ученых, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.
Современные исследования сотрудничества детей младшего школьного возраста во многом опираются на компетентностный и системно-деятельностный подход в образовании и отражены в работах И.Н. Агафоновой, М.Р. Битяновой, И.А. Гришановой, О.Н. Мостовой, Г.А. Цукерман и др.
В психолого-педагогических исследованиях В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной, А.К. Марковой, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. неоднократно отмечался факт того, что в учении в первую очередь складывается групповой субъект учебной деятельности («мы - учащиеся»), и только потом формируется стиль индивидуальной учебной деятельности. В работах отечественных авторов подчеркивается, что деловое общение с участниками совместной учебной деятельности является высшей формой жизненной активности младшего школьника, способствующей его развитию.
Анализ литературы показал, что обращение педагогической науки к практике организации учебного сотрудничества возникло на рубеже XX-XXI вв. и представлено в основном в работах экспериментального плана Л.И. Айдаровой, И.А. Зимней, Х.И. Лийметса, Т.А. Матиса, И.В. Первина, В.В. Рубцова и др., которые разрабатывали способы обеспечения учебного сотрудничества для обучающихся в основной школе и вузе. Вместе с тем в практике начальной школы сегодня востребованы методические рекомендации и педагогические технологии, разработанные на основе психологического обоснования, позволяющие наладить учебное сотрудничество обучающихся, в том числе младших школьников.
В связи с этим проблема исследования состоит в определении и научном обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для организации сотрудничества детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников».
Объект исследования: процесс становления у младших школьников навыков учебного сотрудничества.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
обеспечивающие организацию учебного сотрудничества младших школьников в образовательном процессе.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике психолого-педагогические условия, необходимые для организации учебного сотрудничества младших школьников в образовательном процессе.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования.
1. Раскрыть понятие учебного сотрудничества и его значение для формирования субъектной позиции младших школьников в учебной деятельности.
2. Рассмотреть психолого-педагогические подходы и выполнить анализ методических рекомендаций, обеспечивающих учебное сотрудничество младших школьников в образовательном процессе.
3. Подобрать диагностические методики, позволяющие изучать компоненты учебного сотрудничества младших школьников.
4. На основе диагностических данных разработать и апробировать на практике психолого-педагогические условия необходимые для организации учебного сотрудничества младших школьников в образовательном процессе.
Теоретические основы исследований:
Основами сотрудничества занимались: Г.А. Цукерман,
К.Н. Поливанова, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Э. Берн, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо и другие.
Особенностями развития младшего школьного возраста занимались: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Л.И. Божович, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, В.И Слободчиков, Г.А. Цукерман и другие.
Г.А. Цукерман совместно с К.Н. Поливановой внесли большой вклад в разработку методологии формирования сотрудничества учащихся начальной школы.
Ш.А. Амонашвили, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Л. Дэй, М.М. Зиновкиной, С. Каган, В.А. Караковского, К. Лашборт, С.Н. Лысенковой, А.С. Макаренко, Е.С. Полат, Дж. Скольник, Б. Талберт, В.Ф. Шаталова и другие разрабатывали содержание, методы и приемы, а также формы практической реализации сотрудничества в учебном процессе.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития учебного сотрудничества младших школьников); эмпирические: (наблюдение, тестирование).
База исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «А», МАОУ Гимназия № 116 г. Екатеринбург.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части данной работы мы раскрыли понятия «учебная деятельность», «учебное сотрудничество». Учебная деятельность - это деятельность ученика, которая организуется учителем и направлена на преобразование опыта учащегося; деятельность учащихся по изменению самого себя. Учебное сотрудничество - это совместная деятельность школьников, в которой они стремятся к достижению общей цели, умеют согласовывать действия, в том числе контрольные действия, а также адекватно оценивают собственную работу и обозначают проблемы для совместного решения. Учебное сотрудничество выполняет пять основных функций: развивающую, коммуникативную, воспитательную, контрольно-оценочную и организационную. Сотрудничество делится на несколько видов: работа в парах, групповая работа и коллективно распределительная деятельность. Выделили параметры, критерии учебного сотрудничества младших школьников, которые имеют практическое применение в образовательной среде.
Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, пришли к выводу, младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования коллективных видов деятельности, деятельности сотрудничества.
В практической части дипломной работы описали проведенное нами исследование. Констатирующий этап эксперимента показал, что сформированность учебного сотрудничества у учащихся третьего класса находится на низком уровне. В рамках формирующего эксперимента мы разработали и реализовали уроки, содержащие приемы и методы работы формирования учебного сотрудничества у учащихся.
Формирующий эксперимент позволил сформировать следующие умения: дети научились определять цель и тему урока, ясно и четко излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, научились слушать и слышать собеседника, формировать вопросы и ответы на них, анализировать, приобрели умения работы в парах, группах, умения управлять своим поведением и поведением партнера. Это нашло свое подтверждение в результатах повторного диагностического исследования.
Условия, выдвинутые нами в гипотезе (формирование у детей умений совместной организации учебного сотрудничества (определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); использовать разные виды сотрудничества: парная работа, групповая, работа; формировать способность оценивать умение сотрудничать, взаимодействовать с другими людьми, через организацию специальных заданий по оцениванию учебных достижений), были реализованы в работе и подтвердились. Задачи, поставленные в работе, реализованы. Разработанная нами программа по формированию учебного сотрудничества полностью позволила достичь положительных результатов. Уровень сформированности учебного сотрудничества у детей с низкого и среднего уровней сформированности учебного сотрудничества, повысился до среднего и высокого уровней. Цель исследования достигнута.



1. Агафонова, С. М. Повышение качества обучения младших школьников при использовании обучающих структур сингапурской методики [Текст] / С. М. Агафонова // Педагогические проблемы в образовании: теория и практика: материалы конф., 30 нояб. 05 дек. 2016 г., Димитровград / Димитровград. инженер.-технолог. ин-т. - Димитровград, 2016. - С. 10-13.
2. Айманова, М. К. Учет возрастных особенностей младших школьников при реализации ФГОС НОО [Текст] / М. К. Айманова // Инновации в современной науке: материалы VII Междунар. зим. симп., 27 февр. 2015 г. / науч. ред. С. П. Акутина. - М., 2015 г.- С. 45-48.
3. Арефьева, И. В. Учебное сотрудничество как педагогическая
проблема [Электронный ресурс] / И. В. Арефьева // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 6-2 (85). - С. 12-16. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26147751 (дата обращения: 12.02.2019).
4. Багина, О. А. Об учебном сотрудничестве как необходимом условии формирования коммуникативных компетенций младших школьников [Текст] / О. А. Багина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - Ч. 1. - С. 121-125.
5. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников [Текст] / С. Г. Батырева // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 32-35.
6. Бекназарова, Л. С. Этапы развития сотрудничества в учебном процессе учителя с учениками [Текст] / Л. С. Бекназарова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 6 (108). - С. 110-113.
7. Белоцерковец, Н. И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы [Текст] / Н. И. Белоцерковец // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 149-153.
8. Болдырева, А. В. Организация учебного сотрудничества на уроке [Текст] / А. В. Болдырева, Е. Г. Белова, С. В. Некипелова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалов III Междунар. науч.- практ. конф., 08 мая 2015 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова; гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2015. - С. 49-50.
9. Борискова, М. И. О развитии коммуникативных навыков младших школьников в общении со сверстниками [Текст] / М. И. Бориско- ва // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - С. 21-24.
10. Букатов, В. М. Нескучные уроки [Текст]: обстоятел. изложение социо-игровых технологий обучения школьников: пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии / В. М. Букатов, А. Ершова. - СПб.: Школ. лига, 2013. - 252 с.
11. Васильев, А. М. Становление теории коллектива и ее роль в формировании и развитии личности [Текст] / А. М. Васильев // Развитие человека в современном мире. - 2014. - № 5 (5). - С. 28-34.
12. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б. С. Волков. - М.: Акад. Проект: Альма Мастер, 2014. - 380 с.
13. Волынкина, Е. А. Особенности формирования коллектива детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Волынкина // Актуальные проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием, 18-19 июня 2011 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова - Ульяновск, 2011. - С. 263-266.
14. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст]: метод. рекомендации / А. Б. Воронцов. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 72 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ