ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Изучение совместной деятельности в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Психологические особенности дошкольного возраста 11
1.3 Возможности формирования совместной деятельности у детей
дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Методики диагностики сформированности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста: общая характеристика 22
2.2. Диагностика уровня сформированности к совместной
деятельности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 80 25
2.3. Рекомендации по формированию совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 48
Дошкольное детство - это возраст активного освоения социальных навыков и представлений о мире. На современном этапе развития общества отмечается особая значимость изучения взаимодействия внутри детских коллективов в детском саду. Первое самостоятельное социальное взаимодействие с чужим взрослым и со сверстниками появляется у ребенка именно в группе детского сада. Приобретенные в дошкольном возрасте навыки совместной деятельности, сотрудничества, конкуренции, выстраивания взаимодействия со сверстником и чужим взрослым имеют очень большое значение для дальнейшей социализации. Задача организации у детей подлинно совместной деятельности не столь проста, как кажется. Нередко здесь имеет место упрощенческий подход, когда детям предлагается работать вместе (строить, лепить, клеить), не раскрывая перед ними, что же означает «вместе».
Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в конечном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий, которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности позволяет своевременно научить ребенка эффективным средствам решения продуктивных задач различной сложности в кооперации с другими детьми.
Исходя из вышеизложенного, тема формирования совместной деятельности у детей дошкольного возраста остается актуальной на данном этапе развития современного общества.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и изучении на практике возможности формирования совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования совместной деятельности
2) Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности.
4) Разработать рекомендации педагогам по организации совместной деятельности.
Методы исследования. В ходе данной исследовательской работы были использованы теоретические методы такие как: анализ, обобщение психологической и педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностические методики, метод математической статистики.
База исследования. Базой исследования явилось МБДОУ детский сад № 80 города Екатеринбурга. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В данной исследовательской работе были изучены теоретические основы формирования совместной деятельности детей старшего дошкольного со сверстниками.
На основе проанализированного теоретического материала, а также практического исследования были выделены такие критерии как:
• Уровень сформированности представлений воспитанников о понятии «совместная деятельность со сверстниками».
• Умение договариваться.
• Умение распределять и согласовывать свои действия с партнерами.
В соответствии с данными критериями были подобраны и проведены диагностические методики. Они помогли выявить уровень сформированности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 80 г. Екатеринбурга, в старшей группе «Котята». В
исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет.
По результатам диагностики было выявлено, что у 36% детей низкий уровень. Эти дети не стремятся к диалогу с партнёром, не может либо не пытается договориться, не согласовывает свои действия с действиями партнёра, отдают предпочтение индивидуальной деятельности, нежели совместной.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы. Поэтому были разработаны специальные рекомендации для педагога для формирования совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Ключевыми приемами работы по организации совместной деятельности у дошкольников являются, сказкотерапия, организованные сюжетно - ролевые, дидактические игры.
Проведенная исследовательская работа, и анализ теоретического материала, позволяют сделать вывод о том, что проблема формирования совместной деятельности остаётся актуальной. Цель и задачи данной работы - достигнуты.
Таким образом, можно прийти к выводу, что чем чаще дети будут принимать участие в совместной деятельности, тем более сформированными и прочными могут стать их взаимоотношения, дети будут любить свой коллектив, знать социальные нормы и правила, а это повлияет на успешность их учения в будущем.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 672с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Университет, 2012.- 88 с.
3. Андреева, Г.М. Значение идей Л.С. Выготского для марксистской социальной психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 54 — 65.
4. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] /В.Н. Белкина. - М.:2005. - 256с.
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович - М.: Просвещение, 1975.- 254с
6. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] /Л.М. Веккер. - М.: Смысл; «Академия», 2009. - 544с
7. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 120с
8. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во МГУ, 2009. 367с.
9. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - Вестн. Моск. ун-та, Психология. - 2008. 18с.
10. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их
познавательной активности [Текст]. / Годовикова, Д. Б.- М., 1976. -226 с.
11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / Головин, С. Ю. -М.: Харвест; Минск; 2008.- 314с.
12. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. М.: Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
13. Додонов, Б.И. Информационные теории эмоции [Текст] / Б.И.
Додонов.- М.: Психологический журнал, 2008.- 116с.
14. Добринская, Е.Л. Свободное время и развитие личности [Текст] / Добринская Е.Л., Соколов Э.И.- М.: Спб.: Наука, 2008.- 167 с.
15. Милашевич, Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 2009. - 35с.
...