ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Понятие грамматического строя речи, его значение в развитии речи
детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 13
1.3 Организация деятельности педагога по формированию
грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 19
1.4 Анализ образовательных дошкольных программ в аспекте
формирования грамматического строя речи старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1 Диагностика определения уровня развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 30 2.2 Комплекс мероприятий по организации деятельности педагога в аспекте формирования грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
В связи с модернизацией дошкольного образования необходим поиск эффективных средств формирования грамматического строя речи в период дошкольного детства. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из основных задач дошкольной образовательной организации является речевое развитие дошкольников, где особое внимание уделяется формированию грамматического строя речи и обогащению активного словаря детей [47].
Грамматика, по словам С. Н. Цейтлина, - логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка. [48]
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит для него средством общения с окружающими его людьми. Отсюда огромная ответственность ложится на дошкольные образовательные утверждения и педагогов.
Проблеме развития грамматического строя речи посвящены теоретические и практические исследования известных отечественных педагогов и лингвистов (М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. И. Логиновой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой,
Б. И. Яшиной и многих других). Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на формирование грамматического строя речи дошкольников. Такую работу они рекомендовали проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время.
Многие ученые отмечают, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. А. Г. Арушанова указывает на снижение интенсивности словотворчества к шести годам, она утверждает, что необходимы эффективные средства развития слoвoобрaзовaтельных умений детей [4].
Одним из таких средств, как указывают Т. В. Рябчук [35] и И. А. Зимняя [16], является игра. Игра - особый вид деятельности, который возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте оказывает специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и правильного звукопроизношения.
Анализ методической литературы и опыта работы дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что развивающий потенциал игровой деятельности недостаточно высок из-за недопонимания педагогами значения игровой деятельности для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ теории и практики дошкольного образования позволил выявить противоречие между потенциальными возможностями игровой деятельности как средства формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста и мало разработанными путями их реализации в образовательном процессе.
Это противоречие позволило выделить проблему исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных условий формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию деятельности педагога в аспекте формирования у детей старшего дошкольного возраста грамматического строя речи.
Объект исследования - процесс формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Проанализировать образовательные дошкольные программы в аспекте формирования грамматического строя речи старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Выявить критерии и показатели сформированности грамматического строя речи старшего дошкольного возраста.
5. По результатам диагностики разработать и описать комплекс игр, направленных на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного (начального) образования;
• частные эмпирические методы: наблюдение, обследование.
исследования состоит в том, что в работе определены возможности использования игровой деятельности в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, который может быть использован педагогами и родителями дошкольников.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №2 «Радуга»,
г. Екатеринбург. Программа «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой.,Н. Е. Веракасы, Т. С Комаровой.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов с подразделами, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы:
Необходимым компонентом любого языка является грамматический строй речи, который обуславливается системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений. В тесном взаимодействии развиваются уровни грамматической системы: морфологический и синтаксический. Выделяют две составляющие морфологического уровня: словообразование и словоизменение.
Большое значение имеет овладение ребенком грамматического строя речи, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения. Однако, не всегда благополучно развиваются данные процессы. У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Работа по формированию грамматической стороны речи у детей ведется по двум направлениям: в семье и в детском саду. Для её полноценного формирования педагоги используют игру, как ведущий вид детской деятельности.
Игра вызывает у дошкольника повышенный интерес, позитивные эмоции, помогают сосредоточивать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной, а его собственной целью. В работе по формированию грамматического строя речи дошкольников игровая деятельность является не просто универсальным, а оптимальным психологопедагогическим средством, которое способно оказать положительное влияние на активизацию и развитие всех психических процессов, и в первую очередь, речевой деятельности.
Нами были проанализированы следующие дошкольные образовательные программы: программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программа «Радуга» авторы С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В Соловьева. Задачи по формированию грамматического строя речи дошкольников отражены в разделе «Развитие речи». В проанализированных программах значительное время отводится на развитие умений у детей старшего дошкольного возраста навыков словообразования, словоизменения, построения предложно-падежных грамматических конструкций.
В ходе проектировочной работы, мы провели диагностическую работу и разработали комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Нами была проведена диагностика уровня грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную к школе группу. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 2 «Радуга» г. Екатеринбург в нем приняли участие 15 детей 6-7 лет. Обследование проводилось по экспресс - диагностике «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет», разработанной О. Н. Тверской и Е. Г. Кряжевских.
По результатам обследования мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на среднем уровне: у детей недостаточно сформированы способности словообразования, словоизменения и употребление предложно - падежных конструкций. Таким образом, для преодоления нарушений грамматических конструкций необходима развивающая работа.
Целью проектировочной работы была разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование грамматического строя детей старшего дошкольного возраста. На основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, нами были разработаны грамматические игры по 32 лексическим темам, а так же представлено методическое пояснение к процессу организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В комплекс игр были так же включены интерактивные игры, которые педагог может проводить на занятии, вместе с традиционными игровыми упражнениями. По нашему мнению это создает положительную мотивацию на занятии. Используемая наглядность и интересная анимация, позволяет задействовать все анализаторы, что способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.
С родителями были проведены консультации, деловые игры, индивидуальные беседы, направленные на расширение представлений о формах и средствах для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Были представлены игры для развития речи детей, которые родители смогут проводить дома, так же разработаны памятки для родителей.
Для педагогов были разработаны 4 мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования грамматического строя речи детей старшего возраста и осуществления взаимодействия с семьей воспитанника по данной проблеме.
Проведенная работа показала, что в процессе формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста педагог может активно использовать игровую деятельность.
Выше сказанное позволяет считать цель работы достигнутой, поставленные задачи - выполненными.
1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.В. Александрова. - Спб.: Детство - Пресс, - 2008. - 46 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
• 400 с.
3. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет (экспресс- диагностика) [Текст] / О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских. - П.: От и До, 2015. - 79 с.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2005. - 296 с.
5. Бояркова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст] / Н. Ю Бояркова, Т.А. Матросова. - М.: В. Секачев, 2016. - 200 с.
7. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская - С-Пб.: Каро - 2008. - 96 с.
8. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы фгос [Текст]/ Н.Е.Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 98 с.
9. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Н.А. Гвоздев.
• СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
11. Громова, О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи [Текст] / О. Е. Громова // Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 5561.
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения[Текст]: Сб. методических рекомендаций.— СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001 - 240 с.
13. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2015. - 263 с.
14.Зворыгина, Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления [Текст] / Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - С.38-45.
15.Зворыгина, Е.В. Формирование элементов знаковой функции мышления в процессе игры [Текст] / Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С.45-48...