ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические особенности формирования звуковой культуры
речи дошкольников 12
1.3. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 16
1.4. Формы и этапы формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 21
1.5. Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой
культуры речи у дошкольников 25
1.6. Анализ ФГОС ДО и программного содержания работы по
ознакомлению младших дошкольников с произведениями устного народного творчества и их речевому развитию 29
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированной звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на
организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей [17].
Необходимость создания психолого-педагогических условий для развития детей дошкольного возраста регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другими. Перечисленные документы и меры, применяемые государством, органами управления образования, способствуют достижению определённых положительных моментов в создании психолого-педагогических условий для развития детей.
В дошкольном возрасте мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и обращать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную деятельность. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, углубление общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребёнок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Развитие речи всех сторон невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая даёт основу овладения языком. Звуковая культура речи увеличивает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [49].
Развитие речи самым значимым образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является главным средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин, начиная с дошкольного возраста, и в дальнейшем в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [10].
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребёнка.
Изучением нарушений звукопроизношений и работой по их устранению занимались А.М. Бородич, Л.А. Козырева, О.И. Соловьева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева и многие другие.
О.И. Соловьева, определяя главные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи [43].
Правильное развитие звукопроизношения зависит от своевременного выявления затруднений звукопроизношения и их преодоления. При нарушении звукопроизношения возникают различные дефекты
фонетического оформления речи. Также не ясная речь усложняет отношения ребёнка с окружающими и может вызвать другие дефекты речи, повлиять на
ребёнка. Для предотвращения возникновения нарушений звукопроизношения необходимо проводить работу с детьми, направленную на воспитание отчетливой и ясной речи. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, способствующий организации деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс организации деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические особенности
совершенствования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить методические особенности организации
деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать образовательные программы ДОУ в аспекте проблемы развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация полученной информации. Наблюдение над звуковой культурой детей, анализ, беседы, игры, проектировочная работа с целью создания комплекса мероприятий, направленного на совершенствование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ.
Методологическая и теоретическая основа исследования: теоретические основы организации деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у дошкольников раскрыты в трудах М.Ф. Фомичевой, А.М. Бородич, Л.А. Козыревой, О.И. Соловьевой, А.И. Максакова, Е.А. Стребелевой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Практическая значимость исследования: заключается в обобщении и систематизации теоретических положений по проблеме развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста и в разработке конкретного комплекса, направленного на совершенствование звуковой культуры речи у детей.
База исследования: Исследование происходило на базе МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад № 51 «Лесовичок» в средней группе города Новоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В процессе изучения была рассмотрена тема «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста».
В ходе выполнения поставленных задач была достигнута цель - рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи.
В ходе работы мы пришли к выводу, что процесс совершенствования звуковой культуры речи требует непрерывности, систематичности педагогического влияния в координации физиологических и умственных способностей. Специфика работы по развитию звуковой культуры речи заключается в многократном повторении одного и того же звука. В этих условиях и нужно поддерживать внимание детей.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи, как никакие другие, требуют индивидуального подхода к детям. У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован и лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых, функционирует и фонематический слух. С учетом этих возрастных особенностей должна строиться и организовываться работа воспитателя дошкольной образовательной организации.
Эффективность работы обеспечивается созданием условий для развития речи, в том числе звуковой культуры речи, которая заключается в формировании правильного звукопроизношения, развития голосового аппарата, умения регулировать громкость голоса и темп речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности. Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Комплекс мероприятий по совершенствованию звуковой культуры речи решает следующие задачи: формирование правильного произношения всех звуков в соответствии с возрастными нормами; развитие фонематического слуха, речевого дыхания и моторики артикуляционного аппарата; формирование навыков использования произносительных качеств речи (интонация, темп, мимика, жесты, общая точность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Для решения каждой задачи были подобраны специальные игры и упражнения, способствующие развитию одного определенного качества или умения, и реализуемые в режимных моментах и в игровой деятельности совместно с воспитателем и самостоятельно.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. уч. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 356 с.
2. Артёмова, Л.Э. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 233 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. 352 с.
4. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова; М.: Айрис-Пресс. - 2006. 128 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое
пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2004. 64с.
7. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста: пособие для студентов фак. дошкольного воспитания и работников дет. садов / С. С. Бухвостова; Курский гос. пед. инт. - Курск : Кур. гос. пед. ин-т, 1976. 58 с.
8. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение. - 1987. 143 с.
9. Виноградова, М.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / М.А. Виноградова, Н.В. Позднякова; М.: Айрис-Пресс. - 2008. 128 с.
10. Виноградова, М.А. Тетрадь для закрепления навыков правильной речи у заикающихся дошкольников 5-6 лет (на этапах воспитания самостоятельных форм речи): Пособие для воспитателей детских садов, логопедов и родителей. М.: Каро, 2006. 96с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25 - 29.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. 671 с.
13. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). М.: Сфера, 2006. 96 с.
14. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М.: Научно-практический центр "Коррекция", 1992. 59 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: «Детство- Пресс», 2007. 472 с...