Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №95908

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Школьная неуспеваемость: основные понятия исследования 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 13
1.3. Причины неуспеваемости учащихся начальной школы 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Характеристика диагностик, изучающих школьную неуспеваемость 23
2.2. Результаты исследования неуспеваемости учащихся начальной
школы 27
2.3. Рекомендации для предупреждения неуспеваемости у младших
школьников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92


В современном образовании одна из главных и, безусловно, важных проблем - это проблема неуспеваемости детей. К сожалению, многие учителя в настоящее время не стремятся уделять много внимания неуспевающим школьникам, они принимают как должное тот факт, что в классе обычно присутствует два или три так называемых «двоечника». Если учителя и уделяют внимание неуспевающим детям, то все решение проблемы сводится к снисхождению и «натягиванию» отметок до удовлетворительного результата. Но такой способ действия, конечно же, не является решением столь важной проблемы.
Можно говорить о том, что проблема неуспеваемости возникла вместе с появлением самой школы. Многие тысячелетия система образования развивалась, менялась, совершенствовалась, предъявляя каждый раз новые требования к ученикам. В силу природной индивидуальности не все дети могут одинаково соответствовать предъявляемым школой требованиям. Тут и возникает вопрос, как помочь ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения?
Имеющиеся различные теоретические разработки в педагогике и педагогической психологии отражают неоднородность и отсутствие единого взгляда на проблему школьной неуспеваемости. Данной проблеме всегда уделялось особое внимание со стороны психологов и педагогов. Теоретической основой исследования проблемы неуспеваемости школьников стали труды: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина,
И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Обуховой, Ю.З. Гильбуха, А.Ф. Ануфриева и М.Н. Данилова, Н.А. Менчинской, Л.С. Славиной, Ю.К. Бабанского др.
Таким образом, несмотря на особое внимание педагогов и психологов к проблеме школьной неуспеваемости, количество обучающихся, испытывающих трудности в процессе обучения со временем только увеличивается. Это обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Особое внимание неуспеваемости нужно уделять именно на ступени начального образования, так как в этот период закладывается «фундамент», который будет служить опорой при дальнейшем обучении ребенка на средней и старшей ступенях школьного образования. Чтобы помочь неуспевающим школьникам нужно изучить и понять, что же стало причиной его неуспеваемости в школьном обучении. План помощи по предупреждению и устранению неуспеваемости каждого ученика напрямую зависит от тех причин, которые и привели к развитию данного негативного процесса. Причинами школьной неуспеваемости могут быть различные обстоятельства, которые требуют тщательного изучения при построении плана по решению данной проблемы. Именно поэтому, наша научная работа направлена на изучение причин неуспеваемости детей, испытывающих трудности в процессе обучения, и составление рекомендаций для устранения и предупреждения этой проблемы.
Любое проявление отставания ребенка в обучении должно быть немедленно принято во внимание и исследование. Оперативной помощью педагога в преодолении возникающих у ребенка трудностей в процессе школьного обучения является диагностика. Проведение педагогом
диагностики школьной неуспеваемости является важным элементом в организации процесса обучения. Целью диагностирования является выявление основных причин трудностей в обучении школьников. Очень важно вовремя выявить проявляющиеся признаки неуспеваемости, их причины, а также провести коррекционную работу, направленную на устранение возникающих проблем. Если вовремя установить причины, которые могут привести к развитию полной неуспеваемости, и провести коррекционную работу по устранению этих причин, то мы окажем ребенку большую помощь для успешного процесса обучения в дальнейшем.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: школьная неуспеваемость младших
школьников.
Цель исследования: теоретически и практически изучить причины неуспеваемости у младших школьников, дать рекомендации по ее профилактике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть неуспеваемость школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Выявить основные причины неуспеваемости у младших школьников;
3. Рассмотреть методики, с помощью которых можно выявить неуспеваемость у младших школьников;
4. Дать рекомендации по предупреждению неуспеваемости у младших школьников.
Для решения поставленных задач при изучении проблемы школьной неуспеваемости у младших школьников нами использовались следующие методы работы:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез);
- методы эмпирического исследования (изучение научной литературы, экспериментальное исследование, опрос, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение).
Результаты научного исследования и разработанные нами материалы, представленные в данной работе, могут применяться в деятельности каждого педагога начальных классов, так как абсолютно в каждом классе начальной школы есть хотя бы один ученик, который обязательно испытывает трудности в процессе школьного обучения, которые непременно могут привести его к неуспеваемости.
Экспериментальное исследование в рамках данной работы проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа Рефтинский.
В структуру выпускной квалификационной работы входят введение, две главы, включающие по 3 параграфа в каждой, заключение и список литературы, начисляющий 48 позиций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге проделанной работы нами была достигнута поставленная цель: теоретически и практически изучить причины неуспеваемости у младших школьников, дать рекомендации по ее профилактике.
Для достижения цели, нами были решены поставленные задачи.
1. Рассмотреть неуспеваемость школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Выявить основные причины неуспеваемости у младших школьников;
3. Рассмотреть методики, с помощью которых можно выявить неуспеваемость у младших школьников;
4. Дать рекомендации по предупреждению неуспеваемости у младших школьников.
Рассмотрев неуспеваемость школьников как психолого¬педагогическую проблему, мы пришли к выводу о том, что неуспеваемость младших школьников во многом зависит от психического развития учеников. Также, неуспеваемость тесно связана с понятием - отставание. Отставание - это временные трудности в процессе обучения, которые, если их вовремя не устранить, могут дать ход процессу отставания, что непременно приведет к неуспеваемости.
Анализ портрета младшего школьника, позволил выделить основные психологические особенности, которые могут негативно влиять на успеваемость детей этого возраста. К ним относятся: недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; низкий уровень мотивации; общая познавательная пассивность; недоразвитость отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений; двигательная
расторможенность; низкая работоспособность; ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности; несформированность операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Также мы изучили причины неуспеваемости младших школьников. Психологи выделяют внешние и внутренние причинные неуспеваемости. К внутренним относят психологические причины, к внешним - социальные причины и несовершенство педагогического процесса. Особое внимание уделяется именно психологическим причинам, так как процесс психического развития школьника напрямую связан с процессом школьного обучения. Среди внутренних причин исследователи выделяют: низкий уровень развития мыслительных и психических процессов; отсутствие мотивации к обучению; несформированность навыков учебного труда; отсутствие адекватной самооценки; низкий уровень знаний, неспособность донести знания до учителя; отсутствие адаптации к школе.
К внешним причинам ученые относят: социально-экономические причины; причины организационно-педагогического характера (школьная материальная база, организация педагогического процесса); недостатки дидактических и воспитательных воздействий; недостатки внешкольных влияний, включая семью.
Исследовав возможные причины неуспеваемости, мы рассмотрели различные методики, которые можно использовать для определения причин неуспеваемости. Для нашего исследования мы отобрали методики направленные на установление уровня процессов мышления, памяти, способность концентрировать внимание, а также диагностики мотивов обучения и уровня школьной тревожности.
Нами было проведено экспериментальное практическое исследование с использованием отобранных методик. В результате исследования мы выявили причины неуспеваемости конкретных обучающихся. Среди психологических особенностей детей, которые отрицательно влияют на уровень успеваемости, наблюдается неспособность концентрировать внимание на учебном задании, рассеянность внимания, низкий уровень мышления, нехватка познавательных мотивов в процессе обучения.
Опираясь на результаты исследования, мы подобрали методики, которые можно использовать при работе с конкретными неуспевающими детьми, с целью устранения причин неуспеваемости. Представленные выше комплексы упражнений и интеллектуальных игр можно использовать педагогу, у которого обучаются испытуемые.
При проведении данной работы, нами была изучена психолого - педагогическая литература, а также научные статьи, затрагивающие вопросы, касающиеся темы исследования.
В ходе исследования мы убедились, что проблема школьной неуспеваемости была и остается одной из самых важных проблем современной школы. Именно в начальной школе важно уделять особое внимание изучению факторов неуспеваемости, так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, и именно в этот период у ребенка закладываются важные психические новообразования, а также основы знаний умений и навыков, необходимых для успешного обучения в будущем.
Проблема неуспеваемости в начальной школе - проблема, которую можно и просто необходимо решать. От этого зависит дальнейшее обучение ребенка. Если не решить проблему на ранних этапах её появления, то это может привести к необратимым последствиям в обучении.
Я.А. Коменский писал: «Вершины знаний достигают не все, часть достигают это с трудом, но по правильно расположенным крепким ступенькам любого человека можно возвести на какую угодно высоту» [10].
Если ребенок начинает систематически показывать низкие результаты в обучении, то нужно выяснить, что послужило причиной проявления этого негативного явления, и наметить план коррекционной работы по устранению выявленных причин.
Не всем детям легко дается процесс обучения. Важно выявить, какие трудности мешают ребенку достичь «вершины знаний», и помочь ему эти трудности преодолеть.


1. Альманах психологических тестов [Текст] / сост., ред. Р.Р. Римский, сост. ред. С.А. Римский. - 3-е изд. - М.: КСП, 1996. - 398 с.
2. Артемов, В.А. Курс лекций по психологии [Текст] / Проф. В. А. Артемов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Харьков : Изд-во Харьк. ун-та, 1958. - 421 с.
3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Г.М. Афонина. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.
4. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1 - с.18
5. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
6. Безруких М.М. Почему учиться трудно? [Текст] / М.М. Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов. - М.: Семья и школа, 1995. - 205 с
7. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст]: книга для учителя / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования [Текст] / В.П. Беспалько // Научно- теоретический журнал - 2000. - №5. - с.13 - 20.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: Избранные психологические труды / П.П. Блонский; Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской; Акад. пед. и соц. наук, Московский психолого-социальный институт. - М: институт практической психологии; Воронеж: «МОДЭК», 1997. - 575 с.
10. Бударный, А.А. Об одной из возможностей преодоления второгодничества [Текст] / А.А. Бударный, У. Д. Розенталь // Советская педагогика. - 1966. - №7. - с.38-49.
11. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества [Текст]: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата пед. наук / Моск. обл. пед. институт им. Н.К. Крупской. - М., 1965. - 32 с.
12. Венгер А. Г. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Г. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 162 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд. испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
15. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 92 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ