ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К
ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Основы технологии интерактивного обучения 6
1.2. Возрастная характеристика учащихся начальной школы 13
1.3. Формирование готовности учащихся начальной школы 20
к интерактивному обучению в начальной школе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К
ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ 28
2.1. Характеристика методик, изучающих готовность детей к обучению в
интерактивном режиме 28
2.2. Результаты диагностики готовности к сотрудничеству учащихся
начальной школы 30
2.3. Методические рекомендации по формированию готовности
учащихся начальной школы к интерактивному обучению 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Актуальность исследования. На сегодняшний день в России создаются условия для перехода к гуманитарному, личностно-ориентированному обучению, направленному на формирование духовно богатой личности, с возможностями раскрытия потенциальных способностей каждого человека. Стремительное развитие технологий ставит перед образованием новые задачи, требующие пересмотра содержания образования, форм, методов, приемов обучения. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. Одним из основных инноваций в области образования является интерактивные технологии обучения. Обучение должно быть направлено не только и не столько на усвоение готовых научно-практических знаний, а на возможность выработки новых знаний, на развитие креативности, гибкости мышления, на моделирование новых способов деятельности и т.д. Применение интерактивных технологий обучения в учебном процессе позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипностивмышлении,развиваетвоображение,навыкикоммуникативного общения,интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы личности.
Традиционные образовательные технологии и формы занятий должны претерпеть качественные изменения. Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы на деятельностный подход. Главная цель учителя, работающего по ФГОС, организовать деятельность детей на уроке. Самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока. Интерактивный метод делает обучающегося и педагога субъектами учебного процесса, педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение - это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации учащихся. Образовательный процесс проходит в групповой совместной деятельности.
Среди основных инноваций в области образования ведущее место принадлежит интерактивным технологиям обучения. Однако, как показывает практика, учителя начальных классов знакомы только с отдельными элементами интерактивных технологий обучения, использование которых в учебно-воспитательном процессе начальной школы обозначается фрагментарностью, эпизодичностью. Младшие школьники также не готовы к обучению с использованием интерактивных технологий. Это актуализирует необходимость организации работы по формированию готовности учащихся начальной школы к интерактивному обучению. Сформировать готовность младших школьников к интерактивному обучению означает сформировать цели, мотивы, потребности в коллективном, взаимодополняющем обучении.
Актуальность заявленной проблемы обусловлена также противоречиями между: обновленными образовательными целями по обеспечению учебного и социального взаимодействия учащихся в учебно-воспитательном процессе и низким уровнем организации этой деятельности на практике; потребностями современной школы относительно высокого уровня готовности младших школьников к обучению в интерактивном режиме и неразработанностью содержания подготовки детей к соответствующему виду деятельности.
В связи с этим сформулируем цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем формировать готовность младших школьников к интерактивному обучению.
Объект исследования - образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования - готовность младших школьников к интерактивному обучению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность технологии интерактивного обучения, проанализировать возрастные характеристики учащихся начальной школы;
2. Изучить процесс формирования готовности учащихся начальной школы к интерактивному обучению на уроках английского языка в начальной школе
3. Разработать методические рекомендации по формированию готовности учащихся начальной школы к интерактивному обучению
Для достижения цели использовались следующие методы: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - тестирование, анкетирование.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 «Театр».
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной работы нами были теоретически проанализированы и практически исследованы особенности формирования готовности к интерактивному обучению у обучающихся начальной школы. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что интерактивный - способен к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность.
Младший школьный возраст представляет собой важный сенситивный период в становлении личности ребенка. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является ученик. В данный возрастной период активно происходит развитие всех психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, а также мышления. Как показал анализ, у младших школьников продолжают формироваться умения общения, к которым относятся умения слушать партнера, вырабатывать тактику общения, пользоваться невербальными средствами общения и средствами речевого этикета. Общение младших школьников в процессе обучения, воспитания и развития их имеет большой педагогический потенциал и должно целесообразно использоваться учителем в процессе решения задач учебного и воспитательного характера.
Проведен анализ методик, направленных на выявление готовности обучающихся к сотрудничеству, к работе в интерактивном режиме, работе с информацией и информационными источниками. Рассмотренные нами методики предназначены не только для обучающихся, но и предполагают проведение экспертной оценки педагогами.
Диагностика сформированности у детей готовности к интерактивному обучению показала, что всего 13% детей готовы к сотрудничеству, к групповому взаимодействию, большинство детей имеют средний уровень (74%) готовности к сотрудничеству и 13% низкий уровень развития готовности к сотрудничеству.
Разработанные нами методические рекомендации направлены на работу с детьми, имеющими средний и низкий уровень готовности к сотрудничеству и интерактивному обучению. В целом дети со средним уровнем готовы к работе с информацией, информационными источниками, готовы к работе в групповом режиме. Таких детей нужно лишь немного заинтересовать интерактивными технологиями, смотивировать на работу в интерактивном режиме. Работа с детьми, имеющий низкий уровень, имеет уже несколько иной характер и включает в себя расширенные формы и методы работы по развитию готовности обучающихся работе в интерактивном режиме. Разработанные нами методические рекомендации ориентированы на развитие у детей активной позиции в процессе обучения в интерактивном режиме, развитие навыков сотрудничества, принятия окружающих, развитие навыков работы в группе, работе с информацией.
В целом проведенное нами исследование позволило реализовать поставленную цель и решить все задачи исследования. В перспективах исследования дальнейшее изучение данной проблематики и апробация разработанных методических рекомендаций в средней школе.
1. Алёшина И. В. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С.313-317. - URL: https://moluch.ru/archive/142/39917/ (дата обращения: 01.06.2019).
2. Баханов, К.А. Инновационные системы, технологии и модели обучения в начальной школе [Текст] / К. А. Баханов. - М.: Монография, 2016. - 160 с.
3. Богданова, И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей на основе применения инновационных технологий [Текст] / И. М. Богданова - М., 2018. - 22 с.
4. Босова, Л. Л. Методика применения интерактивных сред для обучения младших школьников программированию [Текст] / Л. Л. Босова,
Т. Е. Сорокина. // Информатика и образование. - 2014. - №. 7. - С.61-65.
5. Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях [Текст] / И. В. Бугримов // Воспитание. - 2005. - № 4. - С. 23-35.
6. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. К. Гейхман. М.: ПроСофт-М, 2003. - 426 с.
7. Готовность работать с информацией и информационными [Электронный ресурс] // URL: http://ist.na5bal.ru/doc/3623/index.html?page=4 (дата обращения: 11.06.2019).
8. Готовность учащихся и преподавателей к использованию современных информационных и педагогических технологий С.П. Тумоян [Электронный ресурс] URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2320(дата обращения: 10.06.2019)
9. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4. - С.30-35.
10. Дичковская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст] / И. М. Дичковская. - Киев, 2004. - 190 с.
11. Жалнина Л. А., Жалнина, Т. Н. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С.1261-1265. URL: http://e-koncept.ru/2016/96169.htm. (дата обращения: 12.05.2019).
12. Калинин, А.Н. Интерактивные технологии в формировании коммуникативной компетентности [Текст] / А.Н.Калинин // Педагогика формирования творческой личности. Сб. наук. пр. / редкол .: Т. И. Сущенко и др. - Запорожье, 2011. - Вып.17. - С.99-105.
13. Карнаух, Т. Внедрение интерактивных методов обучения на уроках чтения [Текст] / Т. Карнаух // Начальная школа №11. М .: «Начальная школа», 2015.- С.5-10.
14. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения [Текст] / С. С. Кашлев. — Мн., 2005. - 160 с.
15. Китаева, И. В. Интерактивные методы в обучении стохастике обучающихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) [Текст] / И. В. Китаева, С. В. Щербатых // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №. 1 (12). - С.95-110.
...