ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. История системы дополнительного профессионального образования .... 6
1.2. Подходы к изучению системы дополнительного профессионального
образования 18
1.3. Современная система дополнительного профессионального образования 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГОВ КАК СЛУШАТЕЛЕЙ ДПО В СФЕРЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Отношение потенциальных слушателей к прохождению курсов
дополнительного профессионального образования 35
2.2. Характеристика целей педагогов при поступлении на курсы повышения
квалификации в сфере проектно-исследовательской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
В современной системе российского образования преобладает принцип «образование через всю жизнь», в связи с этим все чаще в СМИ появляются заголовки об обязательном прохождении курсов дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). На сегодняшний день в обязанность работников многих сфер деятельности входит прохождение курсов ДПО: согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47); 27 декабря 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви», клирикам Русской Православной Церкви постановлено проходить повышение квалификации не реже одного раза в 7 лет; также с 1 июля 2016 года это условие стало обязательным для кадастровых инженеров и т.д.
Наряду с обязательным характером курсов ДПО, за потенциальными слушателями остается право выбора программы курсов. Каждому дается возможность приобрести те знания и умения, которые необходимы ему для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. В этом прослеживается направленность непрерывного образования на личностное развитие работника, его профессиональное самоопределение.
Обязательные курсы ДПО можно трактовать как «прописанное в законе, обязательное развитие творческого потенциала личности работника». Какую цель преследуют слушатели, приходя на курсы? Находят ли они для себя в этом потребность, внутренний мотив, ответ на вопрос «зачем мне это?» Или же цели непрерывного образования еще не нашли отклик в обществе и для многих оно имеет формальный характер?
Автор разработал курсы повышения квалификации, исходя из результатов исследования целей потенциальных слушателей курсов ДПО. Тематика курсов - проектно-исследовательская деятельность в школе. В связи с плановым введением ФГОС ОО нового поколения (окончательный переход запланирован к 2021-2022 учебном году) эта тема представляется автору актуальной, так как теперь ученические проекты обретают обязательный, индивидуальный характер, и объем необходимых компетенций учителя становится еще больше.
Объект: система ДПО.
Предмет: цели потенциальных слушателей курсов ДПО
в педагогическом университете.
Цель: характеристика целей потенциальных слушателей курсов ДПО в педагогическом университете.
Задачи:
1. Проанализировать динамику развития системы ДПО.
2. Определить подход к изучению системы ДПО.
3. Охарактеризовать отношение потенциальных слушателей к прохождению курсов ДПО.
4. Проанализировать цели учителей школ, как потенциальных слушателей курсов ДПО в сфере проектно-исследовательской деятельности.
5. Составить программу курсов повышения квалификации в сфере проектно-исследовательской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к изучению системы дополнительного образования.
Во второй главе проанализированы цели потенциальных слушателей курсов ДПО и представлена программа курсов повышения квалификации, разработанная на основе исследования.
В современном образовательном пространстве России сегодня все чаще обсуждается принцип «образование через всю жизнь», описанный в доктрине непрерывного образования. Педагоги обсуждают необходимость, обязательность и регулярность освоения образовательных программ ДПО.
Данный вопрос уже получил освещение на уровне нормативно-правовых оснований в РФ. Так, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47); также с 1 июля 2016 года стало обязательным для кадастровых инженеров и представителей ряда других специальностей проходить повышение квалификации не реже одного раза в 7 лет и т.д.
Наряду с обязательным характером образовательных программ системы ДПО, за потенциальными слушателями остается право выбора профессионального направления, а образовательный процесс не сводится к строго заданному учебному плану. Каждому дается возможность приобрести те знания и умения, которые необходимы ему для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. В этом прослеживается идеи концепции непрерывного образования, связанные с личностным развитием работника, его профессиональным самоопределением.
Вместе с тем, встает вопрос: какую цель сегодня, прежде всего, преследуют потенциальные слушатели? Связан ли их выбор с реальной потребностью в освоении новых компетенций, основан ли на внутренней мотивации специалиста? Эти вопросы формируют новое исследовательское поле в области социологии образования и определяют необходимость прикладных исследований для определения основных тенденций в современном образовательном пространстве.
В рамках исследования мы рассмотрели отношение и заинтересованность потенциальных слушателей к прохождению курсов ДПО, их цели при поступлении на курсы повышения квалификации в сфере проектно-исследовательской деятельности, а также основные требования к курсам повышения квалификации потенциальных слушателей.
Актуальность курсов ДПО для учителей заключается в приобретении новых знаний, с одной стороны, и непосредственное взаимодействие с коллегами - с другой. По мнению информантов, необходимость курсов напрямую зависит от готовности учителя к самообразованию. Этот вопрос возник в связи с обязательным характером курсов повышения квалификации, а именно в связи с периодичностью прохождения курсов, которая сейчас составляет 3 года.
Помимо основных задач, курсы ДПО решают еще одну важную (латентную) задачу. Они снимают остроту одной из важных на сегодняшний день проблем педагогического сообщества - проблемы профессионального выгорания. Снятию напряженности в данном вопросе способствует непосредственное общение с коллегами и внедрение новых знаний для оптимизации работы.
Цели потенциальных слушателей курсов повышения квалификации можно классифицировать как формальные и неформальные: к первым относится такая цель, как получение диплома или удостоверения о прохождении курсов. Информанты считают, что «корочка» как результат важна, так как это необходимый документ при прохождении процедуры переаттестации, но она является только результатом и не является основной целью; к неформальным целям относят получение новых практических знаний, обмен опытом с коллегами.
Для разработки курса повышения квалификации автором была выбрана тематика проектно-исследовательской деятельности в школе, связанная с актуальным, на сегодняшний день, вопроса ввода ФГОС ОО нового поколения (окончательный переход запланирован к 2021 -2022 учебном году), который предполагает обязательный, индивидуальных характер ученических проектов. Курсы повышения квалификации «Организация прикладного исследования в школе» будут включать и темы по взаимодействию с учеником в рамках проекта, и занятия посвященные этапам исследования.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.02.2019).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового
положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» от 26.06.1995 № 610. URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7068/ (дата обращения: 04.02.2014).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России от 06.02.2015 № 35915).
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Приказ министерства образования и науки РФ № 375 от
06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования». С изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года
№ 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года
№ 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507.
6. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .
7. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Положение о научно-практической конференции обучающихся общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2018/2019 учебном году.
9. Авраамова Е.М. Мониторинг дополнительного
профессионального образования в России / Е. М. Авраамова, А. В. Каравай, Т.Л. Клячко, Д. М. Логинов. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 96 с.
10. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа
формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф.— СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 24.04.2019).
11. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
12. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От мы-медиа к я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №1. С.3-21.
13. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов второго поколения. URL:
https://docs.google.com/document/d/1ZKkc5Qmmfx25- YxAmbfBqWb4bGFDRcgAS72_Km68Xqs/edit (дата обращения 01.06.2019).
14. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 368 с.
15. Васильева Е.В., Сторожева Н.В., Пахомова Н.Ю., Рулиене Л.Н., Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Корепанова А.А., Романива М.А., Терентьева Н.Г., Ильина Л.В. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе // Красноярск, 2012. - 128 с.
...