ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Организация внеурочной деятельности природоохранной направленности для достижения личностных образовательных результатов
1.2. Общая характеристика и принципы организации проектной
деятельности природоохранной направленности
1.3. Образовательные возможности проектной природоохранной
деятельности в достижении школьниками личностных результатов
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОЕКТОВ ПРИРОДООХРАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Проектирование системы работы с учетом возрастных особенностей учащихся
2.2. Организация проектной деятельности природоохранной направленности
2.3. Выполнение и внедрение учебных проектов школьниками 55
Выводы по 2 главе 60
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация опытного обучения 61
3.2. Результаты формирования личностных образовательных результатов средствами учебных проектов природоохранной направленности
Выводы по 3 главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Приложение №1. Диагностика личностных УУД по М.И. Шиловой 84
Приложение № 2. Уровень воспитанности по М.И. Шиловой 88
Приложение № 3. Фотографии участников проектной деятельности 89 природоохранной направленности за период с 2016 по 2018 года
Приложение №4. Фотографии проекта «Родники» и «Фитодизайн» 90
Приложение №5. Победители «Родники» и «Марш парков»2018 91
Актуальность исследования. Исследование возможностей внеурочной деятельности природоохранной направленности в предоставлении необходимых условий для успешной социализации современных школьников обусловлено рядом причин. Во-первых, перемена социально-экономических отношений в обществе, привело к реформированию социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает огромную необходимость исследования новых путей развития систем обучения, воспитания, досуга и отдыха детей. Также просматривается необходимость совершенно новых подходов к организации воспитательной работы в школе. Во-вторых, проектная деятельность, как форма организации трудовой деятельности человека, стала привлекательной и для образовательной сферы, обеспечивая дополнительной мотивацией деятельность школьников и учителей. В-третьих, в условиях перехода от модели педагогического воздействия к модели создания условий для самостоятельного развития ребенка, в продуктивной деятельности особое значение приобретают методы, актуализирующие субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, позволяющие сформировать в педагогической среде комплекс условий, необходимых для самореализации личности школьника. В-четвертых, метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующий процесс изучения ребенком окружающего мира, обладает большим потенциалом в обеспечении условий для саморазвития личности в общественно и личностно значимой деятельности. Сегодня социальные проекты природоохранной направленности больше привлекают школьников и студентов своей общественной значимостью, посильностью в выполнении для обучающихся, возможностью улучшить условия своей жизни и окружения. В-пятых, немаловажно и то, что в правовом обществе демократического типа, широкое распространение получает деятельность самых разнообразных как отечественных, так и зарубежных фондов, поддерживающих большинство образовательных инициатив, которые оформлены в виде различного рода социальных проектов (РГНФ, РФФИ, фонд «Открытое общество», фонд «Евразия», фонд Вернадского и многие другие). В научных работах и статьях даже появился специальный термин «проектология». Приобщение детей к культуре социального проектирования само по себе уже становится важной воспитательной задачей современной школы.
Особое место занимают личностные универсальные учебные действия, с которыми соотносится достижение воспитательных целей образовательного процесса и целенаправленная организация социализации школьников, что особенно важно для школьников подросткового возраста.
Внеурочная деятельности - играет важнейшую роль в социализации школьников.
Социальное направление в внеурочной деятельности осуществляет:
• изучение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях,
• сформированность основных элементов гражданско-
патриотического сознания;
• усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
• освоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.
Одним из ключевых видов деятельности является метод проектов. В педагогической литературе проектная деятельность школьников представлена главным образом как использование метода проектов при изучении отдельных школьных дисциплин, чаще всего технологии, биологии, химии и некоторых других. Среди современных работ в контексте указанной проблематики назовем публикации В.Н. Болотова, С.И. Горлицкой, B. В. Гузеева, И.А. Зимней, А.П. Зольникова, Е.И. Исаева, E.H. Киселёвой, Р. Курбатова, И.Ю. Малковой, Н.В. Матяш, В.В. Николиной, Н.Ю. Пахомовой, Ф.В. Повшедной, Е.С. Полат, A.A. Червовой, И.Д. Чечеля и др. Все авторы единогласны во мнении о том, что проектная технология обучения сегодня необычайно востребована в образовании, что в образовательной практике происходит адаптация «метода проектов» и его активное внедрение в образовательную практику на новом витке теоретического осмысления. В то же время в специальных исследованиях последнего времени наметилась тенденция к изучению возможностей проектной технологии в решении воспитательных проблем. Так, С.Г. Лесникова (2005) рассматривает проектную деятельность как средство развития социальной индивидуальности подростка в условиях детской общественной организации; Т.П. Резник (2004) - как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвуза; A.B. Ходырева (2005) - духовно-нравственного воспитания учащихся 5-11 классов; О.Б.Волжина (2004)- экологического воспитания младших школьников.
Необходимость обновления содержания, форм и методов экологического воспитания посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснована в педагогической науке (Н.Ф. Виноградова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Л.В. Тарасов, И.В. Цветкова и др.). Проблемам самореализации школьников также посвящено немало диссертационных исследований (Гиль C. С., Дроздикова Л.Н., Муляр В.И., Никитина Е.А., Паталаха К.В., Розова Т.Н., Садовая В.В. и др.). В них подчеркивается роль проектных заданий в процессе самореализации личности школьника. Однако, специальных исследований, посвященных изучению возможностей проектной деятельности социально-экологической направленности в обеспечении условий для самореализации школьников, пока не проводилось.
Это свидетельствует о наличии в образовательной практике противоречия между востребованностью проектной технологии в обеспечении условий для самореализации личности в процессе социально- экологической деятельности и отсутствием научно обоснованных подходов к ее использованию в работе со школьниками.
Все сказанное выше свидетельствует об актуальности проблемы настоящего диссертационного исследования, состоящей в поиске путей эффективного использования проектной деятельности природоохранной направленности в обеспечении условий для самореализации обучающихся.
Осознана необходимость усиления социализации школьников средствами внеурочной деятельности, в частности, через организацию проектной деятельности школьников природоохранной направленности, однако в опыте учителей данная деятельность осуществляется эпизодически, стихийно и поэтому не достаточно эффективно. Причина в отсутствии методических рекомендаций, показывающих учителю саму методику организации проектной деятельности, а также объясняет ее формы и виды, различные нюансы необходимые учитывать во время внедрения на практике.
Выявленное противоречие от номинальной картины и требований ФГОС, о необходимости внедрения внеурочной деятельности, до реальной действительности, где отсутствуют четкие методические рекомендации по внедрению внеурочно деятельности, а в частности организации проектной работы обучающихся. Эти противоречия и обуславливают проблему и тему моего исследования.
Объект исследования - внеурочная деятельность природоохранной направленности для формирования у обучающихся личностных УУД
Предмет исследования- проекты природоохранной направленности как средство формирования личностных УУД обучающихся в условиях внеурочной деятельности, интегрирующие различные формы и способы организации проектной деятельности социально-экологической содержания.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия, обеспечивающие формирование личностных УУД обучающихся в процессе создания и реализации проектов природоохранной деятельности во внеурочное время
Гипотеза исследования: проектная деятельность природоохранной направленности обеспечит условия для формирования личностных УУД школьников, если:
- раскрыть сущность личностных УУД и их структуру;
- выявить методические условия, обеспечивающие формирование личностных УУД в процессе создания и реализации проектов природоохранной деятельности во внеурочное время;
- охарактеризовать содержательный и процессуальный аспекты проектной деятельности природоохранной направленности;
- определить параметры социально-экологического проекта, изменяя которые можно варьировать обеспеченность педагогических условий для самореализации старшеклассников в социально и личностно значимой деятельности.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие основные задачи исследования:
1. Раскрыть генезис представлений о проектной технологии в образовании.
2. Выявить сущностные характеристики проектной деятельности природоохранной направленности в социализации школьников.
3. Выявить методические условия, обеспечивающие эффективность формирования личностных УУД старшеклассников в процессе выполнения и реализации учебных проектов природоохранной направленности;
4. Определить параметры социально-экологического проекта, изменяя которые можно варьировать обеспеченность педагогических условий для самореализации старшеклассников.
5. Разработать систему работы со школьниками к проектной деятельности социально-экологической направленности;
6. Экспериментально проверить эффективность условий для проявления школьниками личностной позиции как интегрированного проявления личностных УУД старшеклассниками в проектной деятельности природоохранной направленности.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют:
- философско - психологическое наследие выдающегося отечественного психолога Л.С. Рубинштейна;
- труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике: отечественных (К. Абдульханова-Славская, О.Газман, И. Кон, И. Кулагина, и др.) и зарубежных (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);
- философские концепции развития экологической культуры современной цивилизации, ноосферы, коэволюции человека и природы (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев и др.);
- труды классиков мировой педагогики о природо- и культуросообразности воспитания (А. Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци);
- работы по проблеме использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе (Б.В. Игнатьев, В.Х. Кильпатрик, Е.Г. Кагаров, А.В. Клименко, Э. Коллингс, М.В. Крупенина, Л.Э. Левин, О.А. Подколзина); положения педагогической и возрастной психологии о деятельностном подходе к развитию личности, роли социального опыта, игровой деятельности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, АА. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Б.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).Методы исследования адекватны его предмету, объекту и задачам.
Написание диссертационного исследования проводилось в несколько этапов:
1. Теоретико-поисковый этап. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по вопросам формирования личностных универсальных учебных действий у обучающихся средних и старших классов. Также рассматривался метод проектов во внеурочной деятельности, его влияние на формирование личностных УУД.
2. Методический этап. Выявлялись первоначальные уровни сформированности личностных УУД у ребят среднего школьного возраста на занятиях по внеурочной деятельности.
3. Экспериментальный этап. Внедрялась совокупность условий, методов и приемов, направленных на формирование личностных УУД среднего школьного возраста во внеурочной деятельности.
4. Аналитический этап. Систематизировались и уточнялись данные опытно-экспериментальной работы, делались выводы и оформлялись результаты.
Научная новизна: на основе анализа литературы сформулированы методические условия, позволяющие целенаправленно формировать у школьников личностные УУД. Показана возможность применения методических условий в опыте других педагогов, что доказывает их научную истинность в результате эмпирической проверки.
Практическая значимость: результатами исследования смогут воспользоваться учителя биологии и другие педагоги естественно научного профиля для применения во внеурочной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Обучение школьников проектной деятельности соответствует общей характеристике образовательных результатов и связано с формированием у них личностных универсальных учебных действий.
2. Формирование приёмов самоопределения и нравственно-этнического оценивания во внеурочной деятельности будет эффективным, если: разработать критерии, на основе которых учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность; применять диагностические методы в соответствии с возрастными характеристиками школьников, систематически отслеживать результаты наблюдения и осуществлять коррекционную помощь.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и информационных источников, пяти приложений. Общий объем страниц 91, количество рисунков 12 и таблица 1.
В своем диссертационном исследовании, я теоретически обосновала и экспериментально проверила методические условия, обеспечивающие формирование личностных УУД обучающихся в процессе создании и реализации проектов природоохранной направленности во внеурочной деятельности.
Изучила происхождение проектной технологии и ее обоснования.
Выявила основные характеристики проектной деятельности и применила полученные знания для социализации школьников
Выявила методические условия, для эффективного формирования личностных УУД подростков в процессе создания и исполнения учебных проектов природоохранной направленности;
Разработала систему работы с обучающимися к проектной деятельности природоохранной направленности, учитывая психологические особенности школьников и требований ФГОС.
Экспериментальным путем проверила эффективность условий для проявления школьниками личностной позиции как интегрированного проявления личностных УУД школьников в проектной деятельности природоохранной направленности.
Опытным путем из года в год организовывали и участвовали в проектах, не только школьного уровня, но и взаимодействуя с другими учреждениями по данной тематике.
Получен результат в виде небольшой динамики по контрольным и экспериментальным классам. Также заметна разница в интенсивности этой динамики. В экспериментальных классах динамика более заметна.
Это подталкивает на внедрение во внеурочную деятельность еще больших форм взаимодействия с окружающей средой, для усиления социализации школьников.
1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам[Текст] / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1.-С.5-11.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы [Текст]/ И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2002.-С.11-15.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст]/И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. 2001.-№ 4. -С.5-8.
4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика [Текст]// Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 29-35. 2.
5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе[Текст] — М., 2000.
6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации [Текст] / В.Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9.-С. 177-180.
7. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования [Текст](1960-1990-е гг.). — М., 1999. 4.
8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя[Текст]/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
9. Гитман, Е. К. Проект в образовательной области «Технология» [Текст] / Е.К. - 2001
10. Гитман, М.Б. Гитман // Школьные технологии [Текст] — 2002. — № 6.
- С. 136-137.
11. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом [Текст] / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - №4. - С. 21-26.
12. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения [Текст] // Директор школы. — 1995. — № 6. 5.
13. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии [Текст] — М., 1998. 6.
14. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст] — М., 2000. 7.Дьюи Дж. Школа и общество. — М., 1925.
15.Закон РФ — Об образовании” [Текст]от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
16. Карминский, В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе [Текст] / В.Ю. Карминский // Завуч. - 2005. - №3. - с.4.
17. Качаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе[Текст] — Л., 1926.
18. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст]— Л., 1925.
19. Килпатрик В.Х. Основы метода[Текст]— М. — Л., 1928.
20. Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов [Текст] — М., 1926.
21. Кондаков А. М., Данилюк А. Я., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Проект [Текст] // Вестник образования.- № 17. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - сентябрь 2009.
22. Корнетов, Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы к интерпретации [Текст] / Г.Б. Корнетов // Завуч. - 2005. - №1.
- с.110.
23. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина[Текст] — М., 1998.
24. Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов) [Текст] — М., 1925.
25. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; СПб. - Евразия, 1999.
26. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - №4. - С. 38¬43.
27. Мельников В.Е., Мигунов В А., Петряков ПА. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология» [Текст] — Вел. Новгород, 2000.
28. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст] — СПб. 2001.
29. Негосударственные образовательные учреждения Москвы [Текст] (Опыт, проблемы, поиск). — Вып. 6. — М., 2002.
30. Новгородова, Н.Е. Проектирование и самоанализ деятельности преподавателя [Текст]/ Н.Е. Новгородова // Методист. - 2006. - №7.
31. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это?[Текст] // Методист. - 2004. - №1. - С.39-46. Педагогические технологии: Определение. Характеристики. Обусловленность выбора. Классификация педагогических технологий.// Учительская газета, 1994, № 1-4.
32. Под ред. Е.С. Полат. М: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/.: Издательский центр «Академия», 2000. Павлова, М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А.
33. Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя [Текст] / 2003.
34. Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. — М.,На путях к методу проектов[Текст] / 1930.
35. Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год: Метод проектов в школе[Текст](Спец. приложение к журн. «Лицейское и гимназическое образование»). — Вып. 4.
36. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю [Текст]// Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14-16.
37. Петрова В, Метод проектов [Текст] — М., 1929.
38. Полат Е.С. Как рождается проект[Текст] — М., 1995.
39. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст]// Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.
40. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов [Текст]// Наука и школа. — 1997. — № 4.
41. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии [Текст] / Н.В. Полякова // Завуч. - 2005. - №5. - с.38.
42. Попова Н.И. Метод проектов и школа жизни [Текст] — М., 1926.
43. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст]//2016
44. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в
образовательной среде негосударственного образовательного учреждения [Текст]— М., 2001.
45. Проекты как способ организации детской жизни. — Ханты-Мансийск, 2002,
46. Развитие детского творчества через технологические проекты [Текст] Сб. проектов для 5, 6 кл. — Н. Новгород, 2000.
47. Сборник научных проектов учащихся и учителей школы [Текст] — Якутск, 2001.
48. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
49. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко // Завуч. - 2003. - №6. - С.96-111.
50. Скоробогатова, Г.Г. Внедрение образовательных технологий в школьную практику [Текст] / Г.Г. Скоробогатова // Педагогические технологии, - 2004. -№3. - С.113.
51. Под ред. Е.С. Полат. — М.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст]- 2000.
52. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка [Текст]/ О.В.Теслина // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 3.- С.-41-46.
53. Трояновский Н., ТюрбертС. Что такое проект-метод [Текст]// Вестник просвещения. — 1925. — № 11.
54. Трояновский, И. Метод проектов [Текст] / И. Трояновский // Вестник просвещения. - 1924. - №11. - С. 77-85.
55. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку[Текст] / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 46-48.
56. Тюрберт С. Метод проектов [Текст] — М., 1925.
57. ФГОС основного общего образования [Текст]- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
58. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Текст] Ст. 13.
59.Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула[Текст] // Директор школы. — 1998. № 3.
60. Янжул Е.Н. Практика метода проектов в американских школах[Текст] — Л., 1925.
61. Гинзбург М.Р. Методика изучения мотивации обучения
[https://multiurok.ru/files/mietodika-izuchieniia-motivatsii-obuchieniia- shkol-nikov-pri-pieriekhodie-iz-nachal-nykh-klassov-v-sriedniie-po- mietodikie-m-r-ginzburgha-izuchieniie-uchiebnoi-motivatsii.html] /(Дата обращения 17.08.18)
62. Демборо - Рубиншейн. Тест самооценки личности -
[http://met.emissia.org/offline/2013/met010_files/m8-sys.htm] / (Дата
обращения 09.05.18)
63. Наука и просвещение - [https://naukaip.ru/wp-
content/uploads/2018/11/%D0%9C%D0%9A-426.pdf] /(Дата обращения 14.01.18)
64.Овчарова Р.В. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки [https://multiurok.ru/blog/ankieta-uchashchimsia-po-vyiavlieniiu-urovnia- samootsienki.html]/(Дата обращения 30.11.17)
65. Оценка личностных результатов по методике "Какой я?" -
[https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00306.htm]/ (Дата обращения
2.06.17)
66. Содержание оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования - [https: //docviewer.yandex.ru/view/176415948//?*=WVEbCizXfrUm8hc8cv nxD5ihefx7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVG b2V3cnVLRFdJR2picW1KNS10YVpjdlZUT1c3NHVEQWxfWDVBbFB0 U1VfZlJiblBvSU1JSUFSUDN0Mmt6TEtSazhnZUJuRjNjYTZPX0ZnblNJS UhHZTBCWEtqOEd0RlJzcjFLdmFwNGs5cHFNRlZKOE9EV1dLOGJ5R0 cyYWllcW5OMXlTY1E9PT9zaWduPUh3VVJNMXJLeTN3cWIycEt6VzJJ Q1VHOWhRalM3UjFJRHhUZko4cHBmMlE9IiwidGl0bGUiOiIxNDU3M TAxMTUxX3Byb2dyYW1tYV9tb25pdG9yaW5nYV91 dWRfb29vLmRvY yIsInVpZCI6IjE3NjQxNTk0OCIsInl1IjoiNzE4OTUyOTYxNDA5ODQ2Nj cyIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ0cyI6MTU0MTU0Mjc5NjgyOX0% 3D&page=9 ] / (Дата обращения 23.04.18)