ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Трактовки пьесы М. Горького «На дне» в литературоведении
1.1. Трактовки пьесы М.Горького «На дне» в советском
литературоведении _
1.2. Трактовки пьесы М.Горького «На дне» в современном
литературоведении
ГЛАВА 2. Экранизации пьесы М.Горького «На дне»
2.1. К проблеме визуализации / инсценировки литературного
произведения
2.2. Разбор экранизаций: «Самое дно» (1956) реж. Акира Куросава, «На дне»
(1936) реж. Жан Ренуар, «На дне» (2014) реж. Владимир Котт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательный процесс для ребенка - это восприятие и усвоение информации, которую ему предлагают. Одни дети схватывают информацию на лету, а другим нужно время, чтобы разобраться.
В зависимости от восприятия информации люди делятся на 4 основных категории: кинестетики, аудиалы, визуалы, дискретики.
Речь пойдет людях-визуалах, так как именно на данный тип людей нацелена выпускная квалификационная работа. И именно такие дети в школе встречаются чаще. Визуалы- люди которым легче воспринимать какую-либо информацию с помощью зрения. Для обучения таких людей методисты предлагают использовать различные рисунки и схемы, а также и фильмы.
Очень важно при знакомстве школьника с классическим произведением по литературе использовать разные методики. Учитель должен идти в ногу с временем, должен уметь говорить с молодым поколением на равных. В XXI веке молодое поколение не может представить себя без компьютера. А для каждого учителя важно иметь у себя в кабинете не только компьютер или ноутбук, но также проектор или интерактивную доску. Современный урок должен использовать мультимедийные возможности.
Читательская деятельность сложнее изобразительной - слово не обладает вещественностью звука, цвета, движения. Воображение и эмоции питаются оживающими в сознании читателя образами. Искусство кино - результат конкретизации режиссером словесных образов, которые он переносит на экран. [http://paidagogos.com]
Использование экранизаций на уроках литературы помогает учащимся не только в понимании сути произведения, воссоздании образов, но также знакомит их с видением режиссера.
М. Горький - один из крупнейших русских писателей ХХ в., автор не только рассказов, очерков, романов, но и пьес. М. Горький считается основоположником социально-философской драмы. «Можно любить или не любить Горького, можно осуждать его за политические колебания или сочувствовать ему, но одного отрицать никто не может, а именно того, что Максим Горький- одна из самых влиятельных фигур в истории русской литературы первой половины XX века, причем, влияние Горького не исчерпывается сорока годами его собственного творчества-оно сказалось на литературном процессе всего столетия» .[Лейдерман Н.Л, Сапир А.М. Горький в школе. Новое прочтение. М.: ВАКО, 2005. С.6] Творчество Максима Горького актуально и по сей день, ведь именно в его произведениях отражаются проблемы, которые существовали, будут существовать в России, и не только. «С тех пор прошло очень много лет, а «На дне» вот уже столетие не сходит со сцен театров мира. Значит, в этой пьесе сконцентрирован такой духовный опыт, который остается важным для новых поколений зрителей, значит, в ней затаен столь богатый смысловой потенциал, который не исчерпан до конца ни одной постановкой. А такие качества произведения могут быть обеспечены только семантикой разработанной писателем формы, и прежде всего жанровой формы». [Лейдерман Н.Л. Теория жанра: Научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 431].
По таким произведениям Максима Горького, как «Егор Булычов и другие», «На дне», «Мещане», до сих пор ставятся спектакли в самых известных театрах страны, а также существует несколько отечественных и зарубежных экранизаций: «Мать»(1926) реж. Всеволод Пудовкин, «Мать» (1955) реж. Марк Донской, «Мать» (1989) реж. режиссёр и автор сценария Глеб Панфилов; «Табор уходит в небо» (1975) реж. Эмиль Лотяну, «На дне» (2014) реж. Владимир Котт, «Самое дно»(1956) реж. Акира Куросава, «На дне»(1936) реж. Жан Ренуар. Наиболее дискуссионной является пьеса М.Горького «На дне», т.к. авторская позиция в этом произведении не выражена однозначно, что дает свободу для интерпретаций. Кроме того, это пьеса с отчетливым философско-нравственным содержанием, что делает ее актуальной для любого времени.
Целью выпускной квалификационной работы является сбор и систематизация материала, касающегося дискуссий по пьесе Максима Горького
«На дне». Необходимо также сопоставить экранизации пьесы Максима Горького «На дне»: «Самое дно»(1956) реж. Акира Куросава, «На дне»(1936) реж. Жан Ренуар, «На дне» (2014) Владимир Котт, для того, чтобы выявить особенности режиссерской интерпретации пьесы. Задачи:
- выявить оценки пьесы "На дне" в критике начала ХХ века;
- обратиться к современным прочтениям пьесы литературоведами и методистами
- на основе собранного, осмысленного и систематизированного материала сравнить аргументацию исследователей относительно жанра пьесы, сути авторской позиции и трактовки образов персонажей;
-ознакомиться с работами по теории экранизации, определить тип экранизации в работах данных режиссеров, выявить суть режиссерского прочтения пьесы «На дне»;
- выбрать наиболее подходящую экранизацию для использования на уроках литературы в школе, разработать методический материал в помощь учителю при проведении уроков по пьесе М.Горького «На дне».
Методологическая база: историко-литературный подход к произведению, элементы жанрового анализа, историко-функциональный принцип рассмотрения произведения, положения рецептивной эстетики, теория экранизации
Практическая значимость: пьеса М. Горького «На дне» включена в программу по литературе средней школы. Данная работа предлагает дополнительный материал для учителя, выстраивающего систему уроков по этому произведению.
Структура работы. Первая часть работы реферирует трактовки пьесы М. Горького «На дне» советскими литературоведами (Б.А. Бялик, Г.Д. Гачев, Ю. Юзовский). Также представлены современные трактовки произведения (Н.Л. Лейдерман, Д. Быков «А был ли Горький?», О. Смирнова "Пять уроков по пьесе Горького "На дне"). Вторая часть работы - рассмотрение избранных экранизаций, анализ режиссерских удач и промахов.
Объект исследования - трактовки пьесы М. Горького «На дне» литературными критиками и кинорежиссерами.
Предмет исследования - способы выражения литературоведческой и режиссерской трактовки горьковской пьесы в экранизациях.
В данной выпускной квалификационной работе мы ознакомились с трактовками пьесы М.Горького «На дне», сравнили аргументацию исследователей советского и современного литературоведения относительно жанра пьесы, а также рассмотрели несколько вариантов интерпретации образов персонажей пьесы.
Б.А.Бялик в своей работе борясь противопоставлял «абстрактный гуманизм» идею активности человека, высказанную Сатиным. Лука подарил людям веру, но этой веры, как говорит исследователь, оказалось слишком мало. А вот монолог Сатина, по мнению литературоведа, был услышан во всём мире. Образ Сатина является ключевым, и именно его позиция ближе для Б.А.Бялика.
Г.Гачев рассматривал пьесу в отвлеченно-философском аспекте. Образ Луки для литературоведа весьма неоднозначен. Лука, по мнению исследователя, ничего нового не открывает в мире идей и вещей, зато он открывает человека самому себе, а значит и миру. Сатин же, в понимании Г.Гачева, убивает субъективную истину героев, во имя отчужденной от человека правды. В заключении автор работы говорит о том, что для того, чтобы между людьми было какое-то понимание, их должно объединять какое-то общее дело, оно может стать почвой и веры людей в себя, взаимного понимания, новой логики.
Детально подошел к анализу образов персонажей Ю.Юзовский. Данный литературовед отметил важность второстепенных персонажей (Костылев, Бубнов). Именно эти герои, как пишет литературовед, занимают позицию «правды факта». Говоря об образах ключевых персонажей (Лука, Сатин), исследователь, отмечает, что только Сатин является тем персонажем, который остался неизменным до конца. Лука же в пьесе, как говорит Ю.Юзовский, терпит поражение из-за идей, которые он выбирает Н.Л. Лейдерман считает, источником философских проблем являются быт и социум; сюжетообразующую роль выполняет философский спор; каждый персонаж причастен к центральной философской дискуссии; пространственно-временная организация соотнесена с философским сюжетом. Спор о человеческой жизни не сводится к какому-то определенному решению. Финал пьесы открыт, и дает задачу на всю оставшуюся жизнь и персонажам, и зрителям.
О. Смирнова в своей работе не дает четких оценок образам персонажей. Ложь Луки литературовед расценивает, как некую попытку помочь одним людям в поддержании порядка, а другим помогает просто терпеть. Весьма скептически относится О.Смирнова к монологу Сатина, называя его «нелогичным и невнятным».
Из всех рассмотренных трактовок, наиболее удачной нам кажется трактовка Н.Л.Лейдермана. Так как исследователь смог четко обозначить источник философских проблем и очень точно раскрыл образы персонажей в пьесе.
На основе собранного материала, мы приступили к изучению теории экранизации, что послужило материалом для дальнейшей работы с анализом выбранных фильмов.
В ходе анализа экранизаций мы детально рассмотрели, как разные режиссеры интерпретируют пьесу М.Горького «На дне». Определили тип каждой экранизации, выделили основные плюсы и минусы.
Фильм Акиры Куросавы «На дне»(1956 г.) несмотря на то, что режиссер пытался следовать тексту пьесы, на экране мы видим не пьесу Горького, а японский фильм о людях, которые живут в лачуге. Пьеса Горького «На дне» дала возможность Куросаве раскрыть тему человеческой природы, исследовать тонкости человеческого характера.
Французская экранизация» На дне»(1936), режиссером которой был Жан Ренуар, лишена социально философской проблематики. Сюжет фильма сохраняется, но есть новые линии. Ренуар смягчил проблему, поднятую Горьким в пьесе «На дне» подарил европейскому зрителю фильм, который совпал с потребностями общества того времени.
Владимир Котт в фильме «На дне»(2014 г) перенес реалии горьковской пьесы на современную действительность, наполнив её своим смыслом. Сохранены все образы персонажей, кроме Луки, реплики. Однако основной конфликт двух протагонистов пьесы отсутствует. Владимир Котт лишь использовал лишь основу горьковской пьесы, но смысл вложил свой.
При знакомстве школьников с пьесой М.Горького «На дне», можно использовать экранизации, которые были представлены в работе. Однако следует понимать степень сложности кинокартин. Японская экранизация Акиры Куросавы, на наш взгляд, для неподготовленного зрителя, будет не совсем понятна. Экранизация Жана Ренуара может завлечь школьников, но сути горьковской драмы в ней нет. А вот фильм Владимира Котта, на наш взгляд, для нынешнего поколения является более понятным. В нем, возможно, отодвинута горьковская проблематика, но если правильно расставить акценты, то фильм может спровоцировать полемику среди учащихся, а это важно, так как урок по пьесе «На дне», как правило, проводится в форме «урока-диспута».