Глава 1. Трудоустройство обучающихся как процесс 7
1.1. Правовые основы занятости и трудоустройства 7
1.2. Тенденции трудоустройства молодежи в условиях рыночной
экономики РФ 16
1.3. Мотивация и причины трудоустройства обучающихся 23
Глава 2. Проблемы трудоустройства обучающихся в современном мегаполисе: совмещение деятельности 31
2.1. Особенности пространства мегаполиса как рынка труда 31
2.2. Причины трудоустройства и совмещения трудовой и учебной
деятельности среди обучающихся в городе Екатеринбурге на примере студентов УрГПУ, УрГЭУ, УрФУ 35
Заключение 54
Список литературы 64
Приложение 65
Рассматривая российский рынок труда, можно сказать, что его состояние обусловлено той экономической ситуацией в стране, которую мы можем наблюдать с самого начала формирования такого государства как Российская Федерация. В то же время, не стоит недооценивать внешнее влияние на рынок труда, например, приходящие культурные и трудовые традиции компаний, который заходят на российский рынок извне.
Образование комплекса систем рыночных отношений в сфере занятости оказало сильное влияние на изменение условий выхода трудоспособных граждан на рынок труда. В то же время данный комплекс позволил выделить человеческий ресурс в качестве приоритета как фактор экономического роста, в данном случае молодежь приобрела статус «долгосрочных инвестиций». Рассматривать молодежь можно с учетом двух факторов:
1. Недостаточная трудовая занятость данной группы, можно отметить тенденцию к развитию негативных социальных и макроэкономических последствий. Например, демографический спад, приток рабочей силы в теневом секторе экономики, ослабление существующих пенсионных гарантий, ухудшению криминогенной ситуации, а также отсутствию преемственности поколений в различных сферах.
2. Благоприятная политика, направленная на обеспечение достойного уровня существования данной группы, позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратит демографический кризис. Существует множество путей создания благоприятной сферы для молодежи: политика эффективной трудовой занятости, программы поддержки молодых семей, а также долгосрочные вложения в человеческий капитал посредством создания различных культурных и экономических благ.
Ко второму пункту можно также добавить и создание условий для мобильности и адаптации молодежи, это в совокупности поможет быстрее приспосабливаться к новым возникающим условиям труда, а также поможет в использовании новых технологий и продуктов НТП, что в итоге будет способствовать накоплению человеческого капитала.
На сегодняшний день, развитие молодежного рынка труда можно охарактеризовать избытком престижных предложений и
высокооплачиваемых специальностей, но в противовес существует и недостаток квалифицированных специалистов. Встает вопрос о правовой незащищенности молодежи, о низкой конкурентоспособности по сравнению с иными группами трудовых ресурсов. Также важно отметить и отсутствие у представителей данной группы мотивации к труду, которая была бы адекватна к сложившимся экономическим условиям. Немаловажными остаются и ограниченность территориальной мобильности, а также неполный учет безработной молодежи. Решение данных вопросов требует особо пристального внимания. Необходимо обращать внимание как на макро-, так и на микроэкономические функции данного сегмента, а также на обоснование принципов его регулирования для разработки механизма обеспечения эффективной занятости. Все это и определяет социальную значимость данного исследования.
Определяя возраст молодежи, мы можем обратиться к распоряжению Правительства РФ от 29.11.14, в данном распоряжении множество пунктов об определении молодежи и различных социальных показателей. В данной работе мы будем ссылаться на официальное определение молодежи. "Молодежь" - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) ;
Студенчество является в большинстве случаев молодежной средой, так как около 70% поступающих, это бывшие выпускники школ, остальные формируются из малочисленных представителей тех, кто поступил повторно после обучения или отчисления, либо же продолжает обучение в магистратуре, аспирантуре. В данной работе мы будем делать уклон на то, что большинство обучающихся являются представителями молодежной среды.
Такая проблема, как трудоустройство молодежи и соответственно студентов в частности, является предметом многочисленных исследований в отечественной науке и практике. Данному аспекту посвящены работы Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, В.А. Гневашевой, И.К. Золотовой, Э.В. Клопова, Г.И. Никитиной, Е.М. Прониной, А.В. Ткачука и многих других. В данных работах, как и в большинстве других, производится анализ статистических показателей занятости молодежи, рассматриваются и выделяются федеральные и региональные особенности. Вопрос же, который бы касался в большей степени обучающихся, а также и тех факторов, которые влияют на трудоустройство данной группы, а также способы регулирования на микроуровне изучается крайне мало.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических и практических результатов в практике работы с обучающимися, связанной с причинами и проблемами совмещения учебной и трудовой деятельности.
Из всего вышесказанного мы можем сформулировать цель данной работы.
Целью является - изучение совмещения трудовой и учебной деятельности обучающихся как социальной проблемы в современном мегаполисе.
Объект исследования - проблема трудоустройства обучающихся.
Предмет исследования - факторы, влияющие на возникновение причин и проблем трудоустройства обучающихся, в современном мегаполисе.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты занятости и трудоустройства как процесса.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на трудоустройство обучающейся молодежи в мегаполисе.
3. Выявить проблемы и причины, которые определяют решение о совмещении трудовой и учебной деятельности.
В завершении работы по исследованию трудоустройства обучающихся в современном мегаполисе хотелось бы вкратце остановиться на полученных результатах, еще раз их озвучить подвести некий обобщающий итог и выделить направления перспективных исследований в рамках данной проблемной области.
Перечислим основные результаты теоретической работы по изучению процесса трудоустройства обучающихся. В результате мы определили категории граждан, которые являются занятыми:
1. Работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
2. Зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей;
3. Занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
4. Выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
5. Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
6. Проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
7. Проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
8. Временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
9. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Также, опираясь на нормативно-правовые документы, мы определили доминирующее значение в данной работе по нескольким понятиям. Под занятостью в данной работе понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Учитывая выше сказанное, гражданам также принадлежит исключительно право на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду. Принуждать же к труду в любой из форм, таких как физическая, психологическая или нравственная, не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Также мы определили главную задачу органов трудоустройства. Главной задачей является содействие при трудоустройстве, в данном случае органы трудоустройства не могут навязывать свои услуги или принуждать соискателя к определенной работе.
Далее мы выделили категории обучающихся:
1. Воспитанники - это лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2. Учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3. Студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5. Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8. Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Мы определили то, что больше всего проблем имеет группа студентов, совмещающая учебу с работой, ведь на данный шаг их в основном подталкивает, как экономическое положение, так и желание подстроиться под современный рынок труда, которому больше важен практический опыт, нежели результаты профессионального обучения работника.
Также мы рассмотрели различные подходы к изучению мегаполиса. Выявили возможности, которые дает мегаполис для трудоустройства:
• Количество рабочих мест.
• Количество сфер и форм трудовой деятельности.
• Присутствие на рынке труда различных по величине компаний, в том числе и иностранных.
• Создание социальных условий для труда.
• Урбанизация.
• Развитость предпринимательства.
• Также отметили и недостатки, которые присутствуют в мегаполисе:
• Экологическая составляющая.
• Повышенный стрессовый фон.
• Повышенная конкуренция.
• Повышенная дифференциация доходов населения.
Перечислим основные результаты эмпирического исследования. Исходя из полученных данных, мы сделали несколько выводов:
1. Наличие свободного времени может активно повлиять на выбор в пользу совмещения учебы и работы.
2. Большинство респондентов считают, что опыт работы во время учебы, поможет сформировать необходимые профессиональные навыки, которые помогут им в будущем.
3. Возможность завести полезные связи во время совмещения учебы и работы, по мнению респондентов крайне низка, поэтому не выступает как стимулирующий фактор.
4. Основным стимулирующим фактором все также является финансовая составляющая, которая доминирует над фактором получения опыта работы.
Исходя из тех данных и выводов, которые мы получили, следует определить, что наша основная гипотеза подтвердилась: студенты активно совмещают учебу и работу (55%) в связи с низким материальным положением - для большинства (81,8%) вопрос повышения размера стипендии оказал бы влияние на отказ от трудоустройства. Учитывая, что стипендия является материальной помощью студенту, можно сделать вывод, что вопрос трудоустройства в основном связан с финансовым вопросом.
1. Современные студенты совмещают учебу и работу в силу необходимости накопления опыта. В большинстве своем студенты согласны с тем, что опыт работы во время учебы дает некие профессиональные навыки, а также стоит учитывать, что 23,4% выбрали опыт в роли основополагающего факторы, который способен побудить начать совмещать учебу и работу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.
2. Современные студенты не желают совмещать учебу и работу. Говоря о желании клиентов стоит отметить, что больше половины респондентов совмещают учебу и работу. Относительно того, что респонденты видят негативные стороны данного совмещения, а также готовы отказаться от данной инициативы при улучшении социально - экономической составляющей, можно сказать, что совмещение играет роль необходимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.
3. Современные студенты готовы отказаться от совмещения работы и учебы, при должной экономической поддержке студенчества. Исходя из ответов на вопрос о том, готовы ли они не работать при увеличении стипендии, можно сделать вывод, что 81,8% согласных с данным утверждением подтверждает данную гипотезу.
Исходя из всего вышеизложенного можно сказать, что в ходе данной работы, поставленные цели и задачи были достигнуты.
1. Абросимов В. А. Как найти работу. - М.: 2010.
2. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания/ Социологические исследования, Авраамова, Е.М., Верпаховская Ю.Б. 2006, №4, с.37-46.
3. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - N 9. - С. 41-47.
4. Александров В.А., Тромпет Г.М., Бутаков С.В., Александрова Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов аграрного вуза // Проблемы управления качеством образования: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Шатовой А.В., 2014. С. 19-21.
5. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Лариной, Т.А. Мешковой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 317 с.
6. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 2011.
7. Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда // Социологические исследования. - 2010. - N 4. - С. 28-32.
8. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг. / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6.
9. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения. М.: Изд-во КДУ, 2009.
10. Боровик В.С. Занятость населения. / В.С.Боровик // Ростов
н/Д.Феникс. - 2001 - 204 с.
11. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М., 2009.
12. Брюхова О.Ю. Некоторые подходы к пониманию феномена
профессионального развития личности // Дискуссия. 2012. № 12. С. 95-99.
13. Брюхова О.Ю., Косяченко Д.П. Трудовая занятость студентов как механизм профессионализации будущих специалистов // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.). Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 163¬168.
14. В.Багаев // Человек и труд. - 2008. - № 12
15. Власова О.И., Кислов А.Г., Копнов В.А., Куимов В.С., Пермякова Т.В., Старцева Н.Н. Социальный портрет мастера производственного обучения: коллективная монография / Под науч. ред. Т.В. Пермяковой, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2015. 129 с.
...