Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУДОУСТРОЙСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Работа №95893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Трудоустройство обучающихся как процесс 7
1.1. Правовые основы занятости и трудоустройства 7
1.2. Тенденции трудоустройства молодежи в условиях рыночной
экономики РФ 16
1.3. Мотивация и причины трудоустройства обучающихся 23
Глава 2. Проблемы трудоустройства обучающихся в современном мегаполисе: совмещение деятельности 31
2.1. Особенности пространства мегаполиса как рынка труда 31
2.2. Причины трудоустройства и совмещения трудовой и учебной
деятельности среди обучающихся в городе Екатеринбурге на примере студентов УрГПУ, УрГЭУ, УрФУ 35
Заключение 54
Список литературы 64
Приложение 65


Рассматривая российский рынок труда, можно сказать, что его состояние обусловлено той экономической ситуацией в стране, которую мы можем наблюдать с самого начала формирования такого государства как Российская Федерация. В то же время, не стоит недооценивать внешнее влияние на рынок труда, например, приходящие культурные и трудовые традиции компаний, который заходят на российский рынок извне.
Образование комплекса систем рыночных отношений в сфере занятости оказало сильное влияние на изменение условий выхода трудоспособных граждан на рынок труда. В то же время данный комплекс позволил выделить человеческий ресурс в качестве приоритета как фактор экономического роста, в данном случае молодежь приобрела статус «долгосрочных инвестиций». Рассматривать молодежь можно с учетом двух факторов:
1. Недостаточная трудовая занятость данной группы, можно отметить тенденцию к развитию негативных социальных и макроэкономических последствий. Например, демографический спад, приток рабочей силы в теневом секторе экономики, ослабление существующих пенсионных гарантий, ухудшению криминогенной ситуации, а также отсутствию преемственности поколений в различных сферах.
2. Благоприятная политика, направленная на обеспечение достойного уровня существования данной группы, позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратит демографический кризис. Существует множество путей создания благоприятной сферы для молодежи: политика эффективной трудовой занятости, программы поддержки молодых семей, а также долгосрочные вложения в человеческий капитал посредством создания различных культурных и экономических благ.
Ко второму пункту можно также добавить и создание условий для мобильности и адаптации молодежи, это в совокупности поможет быстрее приспосабливаться к новым возникающим условиям труда, а также поможет в использовании новых технологий и продуктов НТП, что в итоге будет способствовать накоплению человеческого капитала.
На сегодняшний день, развитие молодежного рынка труда можно охарактеризовать избытком престижных предложений и
высокооплачиваемых специальностей, но в противовес существует и недостаток квалифицированных специалистов. Встает вопрос о правовой незащищенности молодежи, о низкой конкурентоспособности по сравнению с иными группами трудовых ресурсов. Также важно отметить и отсутствие у представителей данной группы мотивации к труду, которая была бы адекватна к сложившимся экономическим условиям. Немаловажными остаются и ограниченность территориальной мобильности, а также неполный учет безработной молодежи. Решение данных вопросов требует особо пристального внимания. Необходимо обращать внимание как на макро-, так и на микроэкономические функции данного сегмента, а также на обоснование принципов его регулирования для разработки механизма обеспечения эффективной занятости. Все это и определяет социальную значимость данного исследования.
Определяя возраст молодежи, мы можем обратиться к распоряжению Правительства РФ от 29.11.14, в данном распоряжении множество пунктов об определении молодежи и различных социальных показателей. В данной работе мы будем ссылаться на официальное определение молодежи. "Молодежь" - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) ;
Студенчество является в большинстве случаев молодежной средой, так как около 70% поступающих, это бывшие выпускники школ, остальные формируются из малочисленных представителей тех, кто поступил повторно после обучения или отчисления, либо же продолжает обучение в магистратуре, аспирантуре. В данной работе мы будем делать уклон на то, что большинство обучающихся являются представителями молодежной среды.
Такая проблема, как трудоустройство молодежи и соответственно студентов в частности, является предметом многочисленных исследований в отечественной науке и практике. Данному аспекту посвящены работы Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, В.А. Гневашевой, И.К. Золотовой, Э.В. Клопова, Г.И. Никитиной, Е.М. Прониной, А.В. Ткачука и многих других. В данных работах, как и в большинстве других, производится анализ статистических показателей занятости молодежи, рассматриваются и выделяются федеральные и региональные особенности. Вопрос же, который бы касался в большей степени обучающихся, а также и тех факторов, которые влияют на трудоустройство данной группы, а также способы регулирования на микроуровне изучается крайне мало.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических и практических результатов в практике работы с обучающимися, связанной с причинами и проблемами совмещения учебной и трудовой деятельности.
Из всего вышесказанного мы можем сформулировать цель данной работы.
Целью является - изучение совмещения трудовой и учебной деятельности обучающихся как социальной проблемы в современном мегаполисе.
Объект исследования - проблема трудоустройства обучающихся.
Предмет исследования - факторы, влияющие на возникновение причин и проблем трудоустройства обучающихся, в современном мегаполисе.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты занятости и трудоустройства как процесса.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на трудоустройство обучающейся молодежи в мегаполисе.
3. Выявить проблемы и причины, которые определяют решение о совмещении трудовой и учебной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении работы по исследованию трудоустройства обучающихся в современном мегаполисе хотелось бы вкратце остановиться на полученных результатах, еще раз их озвучить подвести некий обобщающий итог и выделить направления перспективных исследований в рамках данной проблемной области.
Перечислим основные результаты теоретической работы по изучению процесса трудоустройства обучающихся. В результате мы определили категории граждан, которые являются занятыми:
1. Работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
2. Зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей;
3. Занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
4. Выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
5. Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
6. Проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
7. Проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
8. Временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
9. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Также, опираясь на нормативно-правовые документы, мы определили доминирующее значение в данной работе по нескольким понятиям. Под занятостью в данной работе понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Учитывая выше сказанное, гражданам также принадлежит исключительно право на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду. Принуждать же к труду в любой из форм, таких как физическая, психологическая или нравственная, не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Также мы определили главную задачу органов трудоустройства. Главной задачей является содействие при трудоустройстве, в данном случае органы трудоустройства не могут навязывать свои услуги или принуждать соискателя к определенной работе.
Далее мы выделили категории обучающихся:
1. Воспитанники - это лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2. Учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3. Студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5. Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8. Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Мы определили то, что больше всего проблем имеет группа студентов, совмещающая учебу с работой, ведь на данный шаг их в основном подталкивает, как экономическое положение, так и желание подстроиться под современный рынок труда, которому больше важен практический опыт, нежели результаты профессионального обучения работника.
Также мы рассмотрели различные подходы к изучению мегаполиса. Выявили возможности, которые дает мегаполис для трудоустройства:
• Количество рабочих мест.
• Количество сфер и форм трудовой деятельности.
• Присутствие на рынке труда различных по величине компаний, в том числе и иностранных.
• Создание социальных условий для труда.
• Урбанизация.
• Развитость предпринимательства.
• Также отметили и недостатки, которые присутствуют в мегаполисе:
• Экологическая составляющая.
• Повышенный стрессовый фон.
• Повышенная конкуренция.
• Повышенная дифференциация доходов населения.
Перечислим основные результаты эмпирического исследования. Исходя из полученных данных, мы сделали несколько выводов:
1. Наличие свободного времени может активно повлиять на выбор в пользу совмещения учебы и работы.
2. Большинство респондентов считают, что опыт работы во время учебы, поможет сформировать необходимые профессиональные навыки, которые помогут им в будущем.
3. Возможность завести полезные связи во время совмещения учебы и работы, по мнению респондентов крайне низка, поэтому не выступает как стимулирующий фактор.
4. Основным стимулирующим фактором все также является финансовая составляющая, которая доминирует над фактором получения опыта работы.
Исходя из тех данных и выводов, которые мы получили, следует определить, что наша основная гипотеза подтвердилась: студенты активно совмещают учебу и работу (55%) в связи с низким материальным положением - для большинства (81,8%) вопрос повышения размера стипендии оказал бы влияние на отказ от трудоустройства. Учитывая, что стипендия является материальной помощью студенту, можно сделать вывод, что вопрос трудоустройства в основном связан с финансовым вопросом.
1. Современные студенты совмещают учебу и работу в силу необходимости накопления опыта. В большинстве своем студенты согласны с тем, что опыт работы во время учебы дает некие профессиональные навыки, а также стоит учитывать, что 23,4% выбрали опыт в роли основополагающего факторы, который способен побудить начать совмещать учебу и работу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.
2. Современные студенты не желают совмещать учебу и работу. Говоря о желании клиентов стоит отметить, что больше половины респондентов совмещают учебу и работу. Относительно того, что респонденты видят негативные стороны данного совмещения, а также готовы отказаться от данной инициативы при улучшении социально - экономической составляющей, можно сказать, что совмещение играет роль необходимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.
3. Современные студенты готовы отказаться от совмещения работы и учебы, при должной экономической поддержке студенчества. Исходя из ответов на вопрос о том, готовы ли они не работать при увеличении стипендии, можно сделать вывод, что 81,8% согласных с данным утверждением подтверждает данную гипотезу.
Исходя из всего вышеизложенного можно сказать, что в ходе данной работы, поставленные цели и задачи были достигнуты.



1. Абросимов В. А. Как найти работу. - М.: 2010.
2. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания/ Социологические исследования, Авраамова, Е.М., Верпаховская Ю.Б. 2006, №4, с.37-46.
3. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - N 9. - С. 41-47.
4. Александров В.А., Тромпет Г.М., Бутаков С.В., Александрова Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов аграрного вуза // Проблемы управления качеством образования: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Шатовой А.В., 2014. С. 19-21.
5. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Лариной, Т.А. Мешковой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 317 с.
6. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 2011.
7. Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда // Социологические исследования. - 2010. - N 4. - С. 28-32.
8. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг. / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6.
9. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения. М.: Изд-во КДУ, 2009.
10. Боровик В.С. Занятость населения. / В.С.Боровик // Ростов
н/Д.Феникс. - 2001 - 204 с.
11. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М., 2009.
12. Брюхова О.Ю. Некоторые подходы к пониманию феномена
профессионального развития личности // Дискуссия. 2012. № 12. С. 95-99.
13. Брюхова О.Ю., Косяченко Д.П. Трудовая занятость студентов как механизм профессионализации будущих специалистов // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.). Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 163¬168.
14. В.Багаев // Человек и труд. - 2008. - № 12
15. Власова О.И., Кислов А.Г., Копнов В.А., Куимов В.С., Пермякова Т.В., Старцева Н.Н. Социальный портрет мастера производственного обучения: коллективная монография / Под науч. ред. Т.В. Пермяковой, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2015. 129 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ