ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития психолого-педагогических идей о сущности
смыслового чтения обучающихся 6
1.2. Принципы, приемы и средства организации смыслового чтения в
условиях современного образовательного пространства 17
1.3. Возможности современных школьных учебников по географии в
обучении школьников смысловому чтению 20
1.4. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 24
2.1. Психолого-педагогические особенности школьников
подросткового возраста как условие формирования приёмов смыслового чтения 24
2.2. Методические особенности формирования приёмов смыслового
чтения у школьников на уроках географии в 5-6 классах 35
2.3. Диагностический инструментарий уровня сформированности
приёмов смыслового чтения у школьников в соответствии с этапами обучения 44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 48
3.1. Этапы организации опытного обучения школьников 48
3.2. Результаты опытного обучения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития психолого-педагогических идей о сущности
смыслового чтения обучающихся 6
1.2. Принципы, приемы и средства организации смыслового чтения в
условиях современного образовательного пространства 17
1.3. Возможности современных школьных учебников по географии в
обучении школьников смысловому чтению 20
1.4. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 24
2.1. Психолого-педагогические особенности школьников
подросткового возраста как условие формирования приёмов смыслового чтения 24
2.2. Методические особенности формирования приёмов смыслового
чтения у школьников на уроках географии в 5-6 классах 35
2.3. Диагностический инструментарий уровня сформированности
приёмов смыслового чтения у школьников в соответствии с этапами обучения 44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 48
3.1. Этапы организации опытного обучения школьников 48
3.2. Результаты опытного обучения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общество нуждается в человеке, который ориентируется в информационном пространстве. В современной науке смысловое чтение изучено в литературе, математике, иностранных языках, но не достаточно сформирован при изучении географии. Следовательно, для того чтобы современные школьники интеллектуально развивались нужно выявить наиболее эффективные приёмы смыслового чтения в географии.
Актуальность исследования определяется необходимостью усиления внимания к проблеме интеллектуального развития школьника. Поэтому приоритетом учебной деятельности обучающихся являются приёмы смыслового чтения - как наиболее адекватного способа решения этой проблемы. Наблюдается переизбыток количества доступной информации (интернет, телеканалы, и др.) в самых различных формах. При этом, качество ее редко может отвечать требованиям общества и личности в целом. Появляется направление бездумного поглащения любой информации, которая попадет в поле зрения ребенка. В таких условиях перед системой образования стоит цель - воспитать и обучить юных граждан, чтобы они имели способность реагировать на быстрые изменения окружающего мира. Для её достижения людям необходимо уметь полноценно воспринимать, осмысливать, анализировать и применять информацию текста. Психологи и педагоги нашего времени занимаются такой проблемой долгое время. В ФГОС СОО предложены задачи развития и обучения школьников. В соответствии с ними учителю нужно сформировать у обучающихся УУД. Наряду с УУД, важнейшим продуктом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыков чтения текстов разных жанров и стилей. В Российской Федерации была сформирована «Национальная программа развития и поддержки чтения» до 2020 г., главной для которой выступила идея растолкования чтения и совершенствование читательской компетенции в увеличении потребности страны и увеличении интеллектуальной возможности нации [32, с. 33]. В настоящее время детей нужно приучить к книге не просто запоминать, а думать. Воодушевить нужно каждого читателя радостью мышления, движением к красочной жизни в мире воображения.
В основной средней школе дети не могут самостоятельно осмыслить текст учебника, сформулировать основные выводы при анализе этого текста, выделить главную мысль текста, выделить ключевые слова. Приемы смыслового чтения позволят сформировать культуру чтения и навыки понимания текста. Таким образом, понимание текстов содействует развитию личности читателя, его интеллектуальному росту, глубочайшему осознанию процессов, происходящих вокруг.
Объектом исследования служит учебный процесс по географии.
Предмет - методические условия формирования приёмов смыслового чтения у школьников на основе учебника географии.
Цель: обосновать методические условия формирования приёмов
смыслового чтения у обучающихся при работе с учебником географии и проверить их эффективность в опытном обучении.
Гипотеза - При работе с учебником географии могут быть, в достаточной мере, сформированы приемы смыслового чтения. Это возможно, если разработан диагностический инструментарий, применены приёмы: деление текста, её анализ и др., что позволит обучающимся самостоятельно работать с текстом.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Определить методические условия и разработать критериально-диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробировать приемы смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
4. Оценить результативность применения приемов смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
Новизна исследования:
1. Апробировать приёмы смыслового чтения у обучающихся 5-6 классов при работе с учебником на уроках географии.
2. Разработан и апробирован критериально-диагностический
инструментарий смыслового чтения.
3. Получены показатели формирования навыков применяемых приёмов смыслового чтения.
Результаты работы изложены в публикациях: 1) Формирование приёмов смыслового чтения у школьников на уроках географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2017г.; 2) Формирование навыков смыслового чтения на практических и контрольных работах по географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2018г.
Методы исследования:
• Наблюдение за обучающимися в ходе учебных занятий
• Метод обработки полученных экспериментальных данных
• Опытно-поисковая работа по внедрению приёмов, направленных на формирование навыка смыслового чтения
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках географии при работе с учебником. Возможно полученные результаты помогут лучше сформировать навык смыслового чтения у обучающихся.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложение. Общий объем 139 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц.
Актуальность исследования определяется необходимостью усиления внимания к проблеме интеллектуального развития школьника. Поэтому приоритетом учебной деятельности обучающихся являются приёмы смыслового чтения - как наиболее адекватного способа решения этой проблемы. Наблюдается переизбыток количества доступной информации (интернет, телеканалы, и др.) в самых различных формах. При этом, качество ее редко может отвечать требованиям общества и личности в целом. Появляется направление бездумного поглащения любой информации, которая попадет в поле зрения ребенка. В таких условиях перед системой образования стоит цель - воспитать и обучить юных граждан, чтобы они имели способность реагировать на быстрые изменения окружающего мира. Для её достижения людям необходимо уметь полноценно воспринимать, осмысливать, анализировать и применять информацию текста. Психологи и педагоги нашего времени занимаются такой проблемой долгое время. В ФГОС СОО предложены задачи развития и обучения школьников. В соответствии с ними учителю нужно сформировать у обучающихся УУД. Наряду с УУД, важнейшим продуктом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыков чтения текстов разных жанров и стилей. В Российской Федерации была сформирована «Национальная программа развития и поддержки чтения» до 2020 г., главной для которой выступила идея растолкования чтения и совершенствование читательской компетенции в увеличении потребности страны и увеличении интеллектуальной возможности нации [32, с. 33]. В настоящее время детей нужно приучить к книге не просто запоминать, а думать. Воодушевить нужно каждого читателя радостью мышления, движением к красочной жизни в мире воображения.
В основной средней школе дети не могут самостоятельно осмыслить текст учебника, сформулировать основные выводы при анализе этого текста, выделить главную мысль текста, выделить ключевые слова. Приемы смыслового чтения позволят сформировать культуру чтения и навыки понимания текста. Таким образом, понимание текстов содействует развитию личности читателя, его интеллектуальному росту, глубочайшему осознанию процессов, происходящих вокруг.
Объектом исследования служит учебный процесс по географии.
Предмет - методические условия формирования приёмов смыслового чтения у школьников на основе учебника географии.
Цель: обосновать методические условия формирования приёмов
смыслового чтения у обучающихся при работе с учебником географии и проверить их эффективность в опытном обучении.
Гипотеза - При работе с учебником географии могут быть, в достаточной мере, сформированы приемы смыслового чтения. Это возможно, если разработан диагностический инструментарий, применены приёмы: деление текста, её анализ и др., что позволит обучающимся самостоятельно работать с текстом.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Определить методические условия и разработать критериально-диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробировать приемы смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
4. Оценить результативность применения приемов смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
Новизна исследования:
1. Апробировать приёмы смыслового чтения у обучающихся 5-6 классов при работе с учебником на уроках географии.
2. Разработан и апробирован критериально-диагностический
инструментарий смыслового чтения.
3. Получены показатели формирования навыков применяемых приёмов смыслового чтения.
Результаты работы изложены в публикациях: 1) Формирование приёмов смыслового чтения у школьников на уроках географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2017г.; 2) Формирование навыков смыслового чтения на практических и контрольных работах по географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2018г.
Методы исследования:
• Наблюдение за обучающимися в ходе учебных занятий
• Метод обработки полученных экспериментальных данных
• Опытно-поисковая работа по внедрению приёмов, направленных на формирование навыка смыслового чтения
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках географии при работе с учебником. Возможно полученные результаты помогут лучше сформировать навык смыслового чтения у обучающихся.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложение. Общий объем 139 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц.
На сегодняшний день важнейшим меркой успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения. Формирование приёмов смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся.
При исследовании проблемы создания условий внедрения технологий смыслового обучения в учебный процесс были получены следующие результаты:
1. Была изучена литература по проблеме и теме исследования, анализ которой позволил представить общую характеристику смыслового чтения.
2. Определены методические условия и разработан критериально- диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробированные приёмы смыслового чтения помогли обучающимся 5-6 классов лучше понимать текст учебника, что в свою очередь дало большее развитие детей в интеллектуальном плане.
4. Оценка результативности применения приёмов смыслового чтения дало положительную динамику как интеллектуального, так и познавательного развития обучающихся.
Проблема дальнейшего исследования состоит в том, чтобы можно было применить данные приёмы не только в учебниках по географии, но и в других источниках информации (интернет ресурсы, атласы, научные статьи и др.). Так как создаются все более сложные задания ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад и т. д., поэтому обучающимся необходимо развивать свой интеллектуальный потенциал за пределы книг, иначе школьники не смогут решить даже простейшие задачи.
Применение данных приёмов смыслового чтения может пригодиться на уроках, практических работах в географии при работе с учебником или другими источниками информации. Можно использовать их не только в 5-6 классах, но и старшей школе, для того чтобы у школьника сформировался целостный и устойчивый способ смыслового чтения.
При исследовании проблемы создания условий внедрения технологий смыслового обучения в учебный процесс были получены следующие результаты:
1. Была изучена литература по проблеме и теме исследования, анализ которой позволил представить общую характеристику смыслового чтения.
2. Определены методические условия и разработан критериально- диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробированные приёмы смыслового чтения помогли обучающимся 5-6 классов лучше понимать текст учебника, что в свою очередь дало большее развитие детей в интеллектуальном плане.
4. Оценка результативности применения приёмов смыслового чтения дало положительную динамику как интеллектуального, так и познавательного развития обучающихся.
Проблема дальнейшего исследования состоит в том, чтобы можно было применить данные приёмы не только в учебниках по географии, но и в других источниках информации (интернет ресурсы, атласы, научные статьи и др.). Так как создаются все более сложные задания ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад и т. д., поэтому обучающимся необходимо развивать свой интеллектуальный потенциал за пределы книг, иначе школьники не смогут решить даже простейшие задачи.
Применение данных приёмов смыслового чтения может пригодиться на уроках, практических работах в географии при работе с учебником или другими источниками информации. Можно использовать их не только в 5-6 классах, но и старшей школе, для того чтобы у школьника сформировался целостный и устойчивый способ смыслового чтения.
Подобные работы
- Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников па уроках обществознания
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



