ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития психолого-педагогических идей о сущности
смыслового чтения обучающихся 6
1.2. Принципы, приемы и средства организации смыслового чтения в
условиях современного образовательного пространства 17
1.3. Возможности современных школьных учебников по географии в
обучении школьников смысловому чтению 20
1.4. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 24
2.1. Психолого-педагогические особенности школьников
подросткового возраста как условие формирования приёмов смыслового чтения 24
2.2. Методические особенности формирования приёмов смыслового
чтения у школьников на уроках географии в 5-6 классах 35
2.3. Диагностический инструментарий уровня сформированности
приёмов смыслового чтения у школьников в соответствии с этапами обучения 44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 48
3.1. Этапы организации опытного обучения школьников 48
3.2. Результаты опытного обучения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общество нуждается в человеке, который ориентируется в информационном пространстве. В современной науке смысловое чтение изучено в литературе, математике, иностранных языках, но не достаточно сформирован при изучении географии. Следовательно, для того чтобы современные школьники интеллектуально развивались нужно выявить наиболее эффективные приёмы смыслового чтения в географии.
Актуальность исследования определяется необходимостью усиления внимания к проблеме интеллектуального развития школьника. Поэтому приоритетом учебной деятельности обучающихся являются приёмы смыслового чтения - как наиболее адекватного способа решения этой проблемы. Наблюдается переизбыток количества доступной информации (интернет, телеканалы, и др.) в самых различных формах. При этом, качество ее редко может отвечать требованиям общества и личности в целом. Появляется направление бездумного поглащения любой информации, которая попадет в поле зрения ребенка. В таких условиях перед системой образования стоит цель - воспитать и обучить юных граждан, чтобы они имели способность реагировать на быстрые изменения окружающего мира. Для её достижения людям необходимо уметь полноценно воспринимать, осмысливать, анализировать и применять информацию текста. Психологи и педагоги нашего времени занимаются такой проблемой долгое время. В ФГОС СОО предложены задачи развития и обучения школьников. В соответствии с ними учителю нужно сформировать у обучающихся УУД. Наряду с УУД, важнейшим продуктом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыков чтения текстов разных жанров и стилей. В Российской Федерации была сформирована «Национальная программа развития и поддержки чтения» до 2020 г., главной для которой выступила идея растолкования чтения и совершенствование читательской компетенции в увеличении потребности страны и увеличении интеллектуальной возможности нации [32, с. 33]. В настоящее время детей нужно приучить к книге не просто запоминать, а думать. Воодушевить нужно каждого читателя радостью мышления, движением к красочной жизни в мире воображения.
В основной средней школе дети не могут самостоятельно осмыслить текст учебника, сформулировать основные выводы при анализе этого текста, выделить главную мысль текста, выделить ключевые слова. Приемы смыслового чтения позволят сформировать культуру чтения и навыки понимания текста. Таким образом, понимание текстов содействует развитию личности читателя, его интеллектуальному росту, глубочайшему осознанию процессов, происходящих вокруг.
Объектом исследования служит учебный процесс по географии.
Предмет - методические условия формирования приёмов смыслового чтения у школьников на основе учебника географии.
Цель: обосновать методические условия формирования приёмов
смыслового чтения у обучающихся при работе с учебником географии и проверить их эффективность в опытном обучении.
Гипотеза - При работе с учебником географии могут быть, в достаточной мере, сформированы приемы смыслового чтения. Это возможно, если разработан диагностический инструментарий, применены приёмы: деление текста, её анализ и др., что позволит обучающимся самостоятельно работать с текстом.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Определить методические условия и разработать критериально-диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробировать приемы смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
4. Оценить результативность применения приемов смыслового чтения при работе с учебником на уроках географии.
Новизна исследования:
1. Апробировать приёмы смыслового чтения у обучающихся 5-6 классов при работе с учебником на уроках географии.
2. Разработан и апробирован критериально-диагностический
инструментарий смыслового чтения.
3. Получены показатели формирования навыков применяемых приёмов смыслового чтения.
Результаты работы изложены в публикациях: 1) Формирование приёмов смыслового чтения у школьников на уроках географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2017г.; 2) Формирование навыков смыслового чтения на практических и контрольных работах по географии; Научные тенденции: Педагогика и психология; 2018г.
Методы исследования:
• Наблюдение за обучающимися в ходе учебных занятий
• Метод обработки полученных экспериментальных данных
• Опытно-поисковая работа по внедрению приёмов, направленных на формирование навыка смыслового чтения
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках географии при работе с учебником. Возможно полученные результаты помогут лучше сформировать навык смыслового чтения у обучающихся.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложение. Общий объем 139 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц.
На сегодняшний день важнейшим меркой успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения. Формирование приёмов смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся.
При исследовании проблемы создания условий внедрения технологий смыслового обучения в учебный процесс были получены следующие результаты:
1. Была изучена литература по проблеме и теме исследования, анализ которой позволил представить общую характеристику смыслового чтения.
2. Определены методические условия и разработан критериально- диагностический инструментарий смыслового чтения.
3. Апробированные приёмы смыслового чтения помогли обучающимся 5-6 классов лучше понимать текст учебника, что в свою очередь дало большее развитие детей в интеллектуальном плане.
4. Оценка результативности применения приёмов смыслового чтения дало положительную динамику как интеллектуального, так и познавательного развития обучающихся.
Проблема дальнейшего исследования состоит в том, чтобы можно было применить данные приёмы не только в учебниках по географии, но и в других источниках информации (интернет ресурсы, атласы, научные статьи и др.). Так как создаются все более сложные задания ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад и т. д., поэтому обучающимся необходимо развивать свой интеллектуальный потенциал за пределы книг, иначе школьники не смогут решить даже простейшие задачи.
Применение данных приёмов смыслового чтения может пригодиться на уроках, практических работах в географии при работе с учебником или другими источниками информации. Можно использовать их не только в 5-6 классах, но и старшей школе, для того чтобы у школьника сформировался целостный и устойчивый способ смыслового чтения.
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. -М.: Знание, 2007.
2. Сариенко Г.И., Вальтер С.Ж., Андреева М.Д. Конструирование учебного занятия по географии в классе-комплекте на основе общего предметного содержания с использованием технологии смыслового чтения. -Т.: ВАК, 2017.
3. Панфилова Е.И., О социальной направленности опыта по организации метапредметных погружений как средства реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом». - Нефтьюганск.: Бизнес-образование в экономике знаний, 2016.
4. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29. 782 с.
5. Копыленко О.М. Роль смысловой структуры текста в его понимании: Дисс. . канд. психол. наук. Алма-Ата, 2004. -. 152 л.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Уч. Пед. Гиз.,. 2000. - 704 е.
7. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -. М.: Изд- во Моск. ун-та, 2001. 134 с.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
9. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика,. 1983. - 240 с.
10. Соколов А.Н, Психологический анализ понимания иностранного. - .Изв. АПН РСФСР. Вып.7, 2007, с.163-190.
11. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического
исследования. М.: Педагогика, 2003. - 160 с.
12. Дубовис-Арановская Д.М. О некоторых условиях понимания
структуры текста учащимися. Вопр. психологии, 2002, Ж, с.53-60.
13. Букреева О.М. Осмысление учебного материала как процесс и как эффект обучения. В кн.: Определение трудности и ценности учебной информации для взрослых людей / Под общей ред.
14. Валентинавичус В. Работа с учащимися по выделению главного материала в курсе механики УШ класса. Физика в школе, 2008,1. К 4, с.40-44.
15. Ашмутайт М.П. Культура учебного труда школьника. -Л., 2008. 50 с.
16. Костш Г.С. Обучение и психическое развитие учащихся. В кн.: Психологическая наука, учитель, учащиеся. - Киев, 2009, с.19-32. - Укр.
17. Дризде Т.М. Язык и социальная психология /Под ред.проф.
А.А.Леонтьева. М.: Высшая школа, 2000.- 224 с.
18. Доблаев Л.П. Проблема понимания в советской психологии. -Изд. Саратов, 2005.- 66 с.
19. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 2000. - 191 с.- 169.
20. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника. М.: Знание; . 2005. - 64 с.
21. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: Изд-во АПН . РСФСР, 2009. - 171 с.
22. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Уч. Педгиз, 2000. - 299 с.
23. Чепелеева Н.В. Психологические особенности понимания текста студентами вуза как фактор их самообразования: Дисс. канд. психол. наук. К., 1999. - 134 л.
24. Абдулгалимова Г.Н. Модель использования компьютерного тестирования в процессе информационной подготовки специалистов / Г. Н. Абдулгалимова // Информатика и образование. - 2008. - №7. - C. 113-115
25. Адлер М. Как читать книги. - М.: 2011. - 344 с.
26. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М. : Педагогика, 2001. - 256 с.
27. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. - Ростов-на-Дону: 2009. - 307 с.
28. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. - М.: Просвещение, 2011. - 88с.
29. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2005. - №14. - С. 105¬129.
30. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект).// Школьная библиотека. - 2006. - №9-10. С. 20-43.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2008.
33. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2009.
34. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003.
35. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 5-12.
36. Круглова Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19-26.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2007.
38. О детской самостоятельности /Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 37-44.
39. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик: Изд. Центр «Эль-Фа», 2006.
40. Подросток в учебнике и в жизни / Прихожан А.М., Толстых Н.Н. М.: Знание, 2000.
41. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.2008. № 6. С. 31-41.
42. Цукерман Г.А. Десяти-двеннадцатилетние школьники: “ничья земля” в возрастной психологии // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 19-31.
43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2009.
44. Волкова Е. Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии: учебное пособие / Е.Е.Волкова. - Тюмень: Тюм ГНГУ, 2009. - 248с., 15,5 п.л. - Библиогр.: с.5. - 500 экз. - ISBN 978-5-9961-01-63-4.
45. Паранчерн Н. Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога // Школьные технологии, № 3, 2003. - С.76-85.
46. Сенновский И. Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика // Школьные технологии, № 1, 2006. - С.78-83.
47. Штейнберг В. Э. Образование: технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии, № 1, 2000. - С.15-36.
48. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024005-5.
49. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011
50. Бунеева Е.В., Чиндилова О. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.: Баласс, 2008
51. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на
уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2011
52. Ковалёва Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. - М.: Логос, 2004
53. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011
54. Система учебников «Алгоритм успеха». Основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. - М.: Вентана-Граф, 2012.
55. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2011. - с.40
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: 2011.
57. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : НПО МО-ДЭК, 2001. - 432 с.
58. Нижегородцева Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова. Проблемы системогенеза учебной деятельности / под ред. А. В. Карпова. - Ярославль :Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
59. Уткина Т. В., Коликова Е. Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4 (29). - С. 100.
60. Хафизова Н. Ю., Родионова Н. И. К вопросу о реализации проекта «школа-технопарк» // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: в 4 ч.: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2017. - С. 216.
61. Бегашева И. С. Освоение педагогического опыта победителей ПНПО как условие результативности деятельности педагога // Библиотека журнала «Методист». - 2012. - № 5. - С. 51.
62. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - С. 36.
63. Боженкова Л. И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии : моногр. Калуга : Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. 281 с.
64. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
65. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С.200-204
66. Нижегородцева, Н.В., Волкова, Т.В. Психологический анализ
смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. № 2. Том 2
(Психолого-педагогические науки). С. 257-262.
67. Нижегородцева, Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Н.В. Нижегородцева / Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Ансимова Проблемы системогенеза учебной деятельности/ под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Литературное чтение. - М., 2009.
69. Нижегородцева Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Проблемы системогенеза учебной деятельности / под ред. А.В. Карпова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
70. Нижегородцева Н. В., Волкова, Т. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 257-262.
71. Акперова, И.А. Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплекту Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / И.А. Акперова. - М.: Дрофа, 2006. - 288 с. - (Мастер-класс).
72. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 221 с.
74. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
75. Гниненко А.В. Современный автомобиль как мы его видим. Английский язык для студентов автомобильных, автодорожных и машиностроительных специальностей. -М.: Астрель, 2005.
76. Казакова С.А. Мотивация обучения как необходимое условие подготовки конкурентоспособного специалиста. Сборник материалов Всероссийской научной конференции МГТУ «МАМИ». - М., 2009.
77. Степанова Е.Г. Научные тенденции: Педагогика и психология / Е.Г. Степанова // Формирование приемов смыслового чтения у школьников на уроках географии: сб.ст. - Санкт-Петербург, 2017 - с. 30-34.
78. Степанова Е.Г. Научные тенденции: Педагогика и психология / Е.Г. Степанова // Формирование навыков смыслового чтения на практических и контрольных работах по географии: сб.ст. - Санкт-Петербург, 2018 - с. 35-38.
79. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования // [Электронный ресурс]
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
80. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного / URL:http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf /(Дата обращения: 20.04.2015).
81. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков
функционального чтения. Пособие для учителя. - http://
umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
82. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах - http://www.kreativ-didaktika.ru/
83. Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». - http:// ru.calameo.com/read/000995024d44903df66f7
84. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с
текстом» // URL: http://ru.calameo.com/read/ 000995024d44903df66f7 (дата
обращения: 28.10.2017).
85. Максимович, О. Второй уровень. Дальше поезд не идет [Электронный ресурс] // Учительская газета. - 2011. - № 01. - Режим доступа: http: //www.ug .ru/archive/3852.
86. Дадиани Т.М. Обучение чтению как основному виду речевой деятельности. - Интернет nsportal.ru2012.