Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Регулирующая функция речи у детей дошкольного возраста

Работа №9589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58 стр.
Год сдачи2013
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………………………...…7
1.1. Функции речи и их характеристика……………………………………….7
1.2. Особенности развития регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………15
1.3. Анализ системы работы, направленной на развитии регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях СДОУ (специального дошкольного учреждения)…………………………………..…22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……………………….………....28
2.1. Изучение состояния регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития………………………..28
2.2. Методика коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………35
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...57


Развитие умственно отсталого ребенка существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей с умственной отсталостью задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только первый, но и второй год жизни ребенка.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности.период с хватанием.
Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием центральной нервной системы.
В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующего, возможно, более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.
У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. И к дошкольному возрасту у детей с умственной отсталостью отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи умственно отсталых дошкольников представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой.
Пассивный словарный запас значительно превышает активный. Есть слова, которые умственно отсталый дошкольник произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это говорит о том, что у умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь у умственно отсталых дошкольников не может выполнять самую главную функцию – коммуникативную. К сожалению, недоразвитие коммуникативных функций речи не компенсируются другими средствами общения, в частности в частности мимико-жестикуляторными. Лишенное мимики лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Проблемой формирования регулирующей функции речи у детей с нарушениями в развитии занимались Филичева Т.Б. (проверить по всей работе инициалы должны быть перед фамилией), Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с такими детьми формирование регулирующей функции речи приобретает особое и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей регулирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования разработать и реализовать на практике комплекс логопедических занятий, направленных на формирование регулирующей функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Объект исследования: регулирующая функция речи у дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты формирования регулирующей функция речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выявить особенности регулирующей функции речи при взаимодействии с окружающими у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить основные направления, приемы коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интнллекта.
4. Экспериментально проверить эффективность применения приемов формирования регулирующей функции речи дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что регулирующая функция речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста не сформирована и без специального коррекционного обучения ее развитие невозможно. И далее по сути работы…. дополнить
Методы исследования.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические (наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими; изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
4. Интерпретационные методы
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности формирования регулирующей функции речи в процессе общения у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 153» города Ленинск-Кузнецка.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования регулирующей функции речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности формирования регулирующей функции речи в в норме и при нарушенном интеллекте.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию регулирующей функции речи у дошкольников с нарушенным интеллектом.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что проблема формирования регулирующей функции речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Целью исследования было формирование регулирующей функции речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и определение основных направлений ее формирования.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние регулирующей функции речи детей с умственным недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная экспериментальная работа позволила сделать некоторые выводы:
-уровень готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту у детей с нарушением интеллектуального развития очень низкий, поэтому формирование у детей регулирующей функции речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
-в работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
-в ходе работы необходимо опираться на дифференцированный и индивидуальный подход.
-эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Для наиболее полного преодоления интеллектуального недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
В дипломной работе рассматриваются различные задания необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития регулирующей функции речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.





1. Безруких М.М., В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
2. Баряева Л.Б, Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации. Псков: ПОИПКРО, 1999. - 168 с.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.Вайзман. М.: Аграф, 1997. - 128 с.
4. Виноградова А.Д.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. — М.: Просвещение, 1985.—144 с.
5. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. —Москва: Владос,1999,—491 с.
6.
7. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М., МГПИ им. Ленина, 1980.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - М.: 1983 - 1984. - т.3,4.
9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— Москва: Просвещение,1996.- 420 с.
10. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.Гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 1991.—211 с.
11. Гусева Г.М. Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики для студентов-дефектологов / Г.М. Гусева. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1983. - 101 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.—Москва: Медицина, 1990. - 266 с.
13. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов. - М.: Педагогика, 1970. – 230 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, —Москва: Просвещение, 1990.—316 с.
15. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
16. Забрамская С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение, 1995. – 111 с.
17. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., « Бук – Мастер», 1993. – 191 с.
20. Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.
21. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина.—Москва: Просвещение, 1951.—234 с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев.— Москва: Смысл, 2008.—368с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.—Москва: Просвещение, 1985.—214 с.
24. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - Донецк: Лебіь, 2002. - 327 с.
25. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
26. Лубовский В.И., Т.К.Розанова, Л.И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
28. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
29. Мухина В.С. Нарушение речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1969. – 232 с.
30. Немов Р.С. Психология. Том 2 / Р.С.Немов.— Москва: АРКТИ, 1998.—387 с.
31. Нищева Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004.— 139 с.
32. Новотворцева Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.Новотворцева.— Росмэн, 2008.—192 с.
33. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с.
34. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева. —Ростов-на-Дону: Феникс, 2001—448 с.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
36. Симонова О.И. Возрастная анатомия и физиология: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"; 050706 "Педагогика и психология"). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 91 с.
37. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
38. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. –– М . : Высшее образование, 2009. – 190 с.
39. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. — Москва: ВЛАДОС, 2004.— 277 с.
40. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития .- М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина. —Москва: Издательский центр «Академия», 2003.—240с.
42. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. —Москва: Тривола, 1994.—324 с.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 335 с.
44. Кузнецова, Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология, 1976. - №3.
45. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1986. - №6
Источников мало


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ