ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………………………...…7
1.1. Функции речи и их характеристика……………………………………….7
1.2. Особенности развития регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………15
1.3. Анализ системы работы, направленной на развитии регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях СДОУ (специального дошкольного учреждения)…………………………………..…22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……………………….………....28
2.1. Изучение состояния регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития………………………..28
2.2. Методика коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………35
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...57
Развитие умственно отсталого ребенка существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей с умственной отсталостью задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только первый, но и второй год жизни ребенка.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности.период с хватанием.
Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием центральной нервной системы.
В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующего, возможно, более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.
У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. И к дошкольному возрасту у детей с умственной отсталостью отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи умственно отсталых дошкольников представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой.
Пассивный словарный запас значительно превышает активный. Есть слова, которые умственно отсталый дошкольник произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это говорит о том, что у умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь у умственно отсталых дошкольников не может выполнять самую главную функцию – коммуникативную. К сожалению, недоразвитие коммуникативных функций речи не компенсируются другими средствами общения, в частности в частности мимико-жестикуляторными. Лишенное мимики лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Проблемой формирования регулирующей функции речи у детей с нарушениями в развитии занимались Филичева Т.Б. (проверить по всей работе инициалы должны быть перед фамилией), Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с такими детьми формирование регулирующей функции речи приобретает особое и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей регулирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования разработать и реализовать на практике комплекс логопедических занятий, направленных на формирование регулирующей функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Объект исследования: регулирующая функция речи у дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты формирования регулирующей функция речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выявить особенности регулирующей функции речи при взаимодействии с окружающими у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить основные направления, приемы коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интнллекта.
4. Экспериментально проверить эффективность применения приемов формирования регулирующей функции речи дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что регулирующая функция речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста не сформирована и без специального коррекционного обучения ее развитие невозможно. И далее по сути работы…. дополнить
Методы исследования.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические (наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими; изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
4. Интерпретационные методы
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности формирования регулирующей функции речи в процессе общения у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 153» города Ленинск-Кузнецка.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования регулирующей функции речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности формирования регулирующей функции речи в в норме и при нарушенном интеллекте.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию регулирующей функции речи у дошкольников с нарушенным интеллектом.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования регулирующей функции речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Целью исследования было формирование регулирующей функции речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и определение основных направлений ее формирования.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние регулирующей функции речи детей с умственным недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная экспериментальная работа позволила сделать некоторые выводы:
-уровень готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту у детей с нарушением интеллектуального развития очень низкий, поэтому формирование у детей регулирующей функции речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
-в работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
-в ходе работы необходимо опираться на дифференцированный и индивидуальный подход.
-эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Для наиболее полного преодоления интеллектуального недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
В дипломной работе рассматриваются различные задания необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития регулирующей функции речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
1. Безруких М.М., В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
2. Баряева Л.Б, Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации. Псков: ПОИПКРО, 1999. - 168 с.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.Вайзман. М.: Аграф, 1997. - 128 с.
4. Виноградова А.Д.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. — М.: Просвещение, 1985.—144 с.
5. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. —Москва: Владос,1999,—491 с.
6.
7. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М., МГПИ им. Ленина, 1980.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - М.: 1983 - 1984. - т.3,4.
9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— Москва: Просвещение,1996.- 420 с.
10. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.Гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 1991.—211 с.
11. Гусева Г.М. Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики для студентов-дефектологов / Г.М. Гусева. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1983. - 101 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.—Москва: Медицина, 1990. - 266 с.
13. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов. - М.: Педагогика, 1970. – 230 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, —Москва: Просвещение, 1990.—316 с.
15. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
16. Забрамская С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение, 1995. – 111 с.
17. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., « Бук – Мастер», 1993. – 191 с.
20. Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.
21. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина.—Москва: Просвещение, 1951.—234 с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев.— Москва: Смысл, 2008.—368с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.—Москва: Просвещение, 1985.—214 с.
24. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - Донецк: Лебіь, 2002. - 327 с.
25. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
26. Лубовский В.И., Т.К.Розанова, Л.И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
28. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
29. Мухина В.С. Нарушение речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1969. – 232 с.
30. Немов Р.С. Психология. Том 2 / Р.С.Немов.— Москва: АРКТИ, 1998.—387 с.
31. Нищева Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004.— 139 с.
32. Новотворцева Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.Новотворцева.— Росмэн, 2008.—192 с.
33. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с.
34. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева. —Ростов-на-Дону: Феникс, 2001—448 с.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
36. Симонова О.И. Возрастная анатомия и физиология: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"; 050706 "Педагогика и психология"). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 91 с.
37. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
38. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. –– М . : Высшее образование, 2009. – 190 с.
39. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. — Москва: ВЛАДОС, 2004.— 277 с.
40. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития .- М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина. —Москва: Издательский центр «Академия», 2003.—240с.
42. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. —Москва: Тривола, 1994.—324 с.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 335 с.
44. Кузнецова, Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология, 1976. - №3.
45. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1986. - №6
Источников мало