Регулирующая функция речи у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………………………...…7
1.1. Функции речи и их характеристика……………………………………….7
1.2. Особенности развития регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………15
1.3. Анализ системы работы, направленной на развитии регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях СДОУ (специального дошкольного учреждения)…………………………………..…22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……………………….………....28
2.1. Изучение состояния регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития………………………..28
2.2. Методика коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………35
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...57
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………………………...…7
1.1. Функции речи и их характеристика……………………………………….7
1.2. Особенности развития регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………15
1.3. Анализ системы работы, направленной на развитии регулирующей функции речи у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях СДОУ (специального дошкольного учреждения)…………………………………..…22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……………………….………....28
2.1. Изучение состояния регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития………………………..28
2.2. Методика коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………35
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...57
Развитие умственно отсталого ребенка существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей с умственной отсталостью задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только первый, но и второй год жизни ребенка.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности.период с хватанием.
Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием центральной нервной системы.
В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующего, возможно, более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.
У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. И к дошкольному возрасту у детей с умственной отсталостью отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи умственно отсталых дошкольников представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой.
Пассивный словарный запас значительно превышает активный. Есть слова, которые умственно отсталый дошкольник произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это говорит о том, что у умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь у умственно отсталых дошкольников не может выполнять самую главную функцию – коммуникативную. К сожалению, недоразвитие коммуникативных функций речи не компенсируются другими средствами общения, в частности в частности мимико-жестикуляторными. Лишенное мимики лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Проблемой формирования регулирующей функции речи у детей с нарушениями в развитии занимались Филичева Т.Б. (проверить по всей работе инициалы должны быть перед фамилией), Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с такими детьми формирование регулирующей функции речи приобретает особое и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей регулирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования разработать и реализовать на практике комплекс логопедических занятий, направленных на формирование регулирующей функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Объект исследования: регулирующая функция речи у дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты формирования регулирующей функция речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выявить особенности регулирующей функции речи при взаимодействии с окружающими у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить основные направления, приемы коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интнллекта.
4. Экспериментально проверить эффективность применения приемов формирования регулирующей функции речи дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что регулирующая функция речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста не сформирована и без специального коррекционного обучения ее развитие невозможно. И далее по сути работы…. дополнить
Методы исследования.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические (наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими; изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
4. Интерпретационные методы
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности формирования регулирующей функции речи в процессе общения у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 153» города Ленинск-Кузнецка.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования регулирующей функции речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности формирования регулирующей функции речи в в норме и при нарушенном интеллекте.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию регулирующей функции речи у дошкольников с нарушенным интеллектом.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности.период с хватанием.
Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием центральной нервной системы.
В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое их развитии – отставание овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующего, возможно, более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.
У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. И к дошкольному возрасту у детей с умственной отсталостью отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи умственно отсталых дошкольников представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой.
Пассивный словарный запас значительно превышает активный. Есть слова, которые умственно отсталый дошкольник произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это говорит о том, что у умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь у умственно отсталых дошкольников не может выполнять самую главную функцию – коммуникативную. К сожалению, недоразвитие коммуникативных функций речи не компенсируются другими средствами общения, в частности в частности мимико-жестикуляторными. Лишенное мимики лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Проблемой формирования регулирующей функции речи у детей с нарушениями в развитии занимались Филичева Т.Б. (проверить по всей работе инициалы должны быть перед фамилией), Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с такими детьми формирование регулирующей функции речи приобретает особое и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей регулирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования разработать и реализовать на практике комплекс логопедических занятий, направленных на формирование регулирующей функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Объект исследования: регулирующая функция речи у дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты формирования регулирующей функция речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выявить особенности регулирующей функции речи при взаимодействии с окружающими у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить основные направления, приемы коррекционной работы по формированию регулирующей функции речи у детей дошкольного возраста с нарушением интнллекта.
4. Экспериментально проверить эффективность применения приемов формирования регулирующей функции речи дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что регулирующая функция речи у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста не сформирована и без специального коррекционного обучения ее развитие невозможно. И далее по сути работы…. дополнить
Методы исследования.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические (наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими; изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
4. Интерпретационные методы
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности формирования регулирующей функции речи в процессе общения у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 153» города Ленинск-Кузнецка.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования регулирующей функции речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности формирования регулирующей функции речи в в норме и при нарушенном интеллекте.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию регулирующей функции речи у дошкольников с нарушенным интеллектом.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования регулирующей функции речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Целью исследования было формирование регулирующей функции речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и определение основных направлений ее формирования.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние регулирующей функции речи детей с умственным недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная экспериментальная работа позволила сделать некоторые выводы:
-уровень готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту у детей с нарушением интеллектуального развития очень низкий, поэтому формирование у детей регулирующей функции речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
-в работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
-в ходе работы необходимо опираться на дифференцированный и индивидуальный подход.
-эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Для наиболее полного преодоления интеллектуального недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
В дипломной работе рассматриваются различные задания необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития регулирующей функции речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Целью исследования было формирование регулирующей функции речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и определение основных направлений ее формирования.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние регулирующей функции речи детей с умственным недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная экспериментальная работа позволила сделать некоторые выводы:
-уровень готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту у детей с нарушением интеллектуального развития очень низкий, поэтому формирование у детей регулирующей функции речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
-в работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
-в ходе работы необходимо опираться на дифференцированный и индивидуальный подход.
-эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Для наиболее полного преодоления интеллектуального недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
В дипломной работе рассматриваются различные задания необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития регулирующей функции речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.



