ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования полиролевого поведения студентов-психологов
1.1. Ролевое поведение личности как предмет психологического
исследования
1.2. Структурно-содержательная характеристика полиролевого
поведения личности
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога
Выводы по главе 1 55
ГЛАВА 2. Методическое обеспечение и результаты экспериментального исследования психологических особенностей и условий развития полиролевого поведения студентов-психологов
2.1. Основные этапы и методы исследования 58
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 72
Выводы по главе 2 78
Глава 3. Психологические условия и средства развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.1. Тренинг как форма развития полиролевого поведение студентов-психологов
3.2. Арт-терапия как средство формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.3. Тренинговая программа формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 100
Выводы по главе 3 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
Приложение А 116
Приложение Б 145
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования полиролевого поведения студентов-психологов
1.1. Ролевое поведение личности как предмет психологического
исследования
1.2. Структурно-содержательная характеристика полиролевого
поведения личности
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога
Выводы по главе 1 55
ГЛАВА 2. Методическое обеспечение и результаты экспериментального исследования психологических особенностей и условий развития полиролевого поведения студентов-психологов
2.1. Основные этапы и методы исследования 58
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 72
Выводы по главе 2 78
Глава 3. Психологические условия и средства развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.1. Тренинг как форма развития полиролевого поведение студентов-психологов
3.2. Арт-терапия как средство формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.3. Тренинговая программа формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов
3.4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 100
Выводы по главе 3 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
Приложение А 116
Приложение Б 145
Актуальность исследования обусловлена современной образовательной ситуацией. В условиях модернизации российского образования в настоящее время значительно повышается роль психологического знания, происходит интенсивное развитие практической психологии образования.
Для нынешнего выпускника ВУЗа уже не достаточно повышение только интеллектуального потенциала, важно развивать морально-нравственные характеристики личности. Современный специалист должен иметь активную жизненную позицию, гражданскую ответственность, правовое самопознание, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Большой поток информации, которая постоянно обновляется, приводит к тому, что требует от специалиста постоянного развития, «образование через всю жизнь». Возрастает значение мировоззренческий зрелости специалиста, его способности мыслить стратегически, понимать тенденции развития собственной профессии и общества. Это предполагает развитие волевых качеств личности - уверенности, целеустремленности, способности принимать решения и готовности отвечать за их последствия.
Справиться с этой задачей может лишь тот, кто достаточно подготовлен к профессионально-ролевой деятельности, владеет широким репертуаром ролей, исполняет их на высоком уровне. При этом, чем шире ролевой репертуар выпускника, тем более универсален он как специалист и тем большая вероятность его соответствия меняющимся условиям и требованиям жизни и профессии.
Профессионально-ролевое поведение и его последствия, как предмет психологических исследований, является достаточно изученным. Однако, феномен полиролевого поведения студентов-психологов и условия его развития требует детальной теоретической обоснованности и экспериментальной проверки и подтверждения.
В связи с этим, становится актуальным определение психологических особенностей и выявление условий развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Все вышеизложенное определило объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - полиролевое поведение студентов- психологов.
Предмет исследования - психологические особенности и условия развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Цель исследования - определить психологические особенности полиролевого поведения студентов-психологов, а также выявить условия его развития в ходе специально разработанной тренинговой программы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проанализировать существующие в психологии подходы к изучению профессионально-ролевого поведения с целью определения исследовательской позиции.
3. Определить психологические условия и средства развития полиролевого поведения студентов-психологов.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу с использованием элементов арт-терапии, направленную на формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов.
5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности тренинговой программы, направленной на развитие полиролевого поведения студентов-психологов.
Теоретическими и методологическими основания исследования являются: философские и психологические представления о личности как о субъекте собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); положения ролевой теории, разработанные отечественными и зарубежными авторами (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, Н.В. Веракса, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, Р.Л. Кричесвкий, А.Л. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, Р.Линтон, Дж. Мид, Дж. Морено, Т. Парсонс); опыт отечественных и зарубежных специалистов, использующих в своей работе элементы арт-терапии (Д. Винникотт, В. Ловенфельд, А. Фрейд, E. Кейн, Д. Барух, Г. Рид, М. Петри, А.И. Копытин, А. В. Гришина, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская и др.), частным теоретическим основанием работы послужила концепция профессионального развития личности педагога Л.М. Митиной.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный);
2. экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент);
3. психодиагностические (Диагностика уровня эмпатических
способностей (В.В. Бойко); Опросник рефлексивности (Карпов А.В.); факторный личностный опросник Р. Кеттела: Фактор А: «замкнутость - общительность»; Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»; Фактор G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»; Определение направленности личности (Б. Басса); Тест уровня субъективного контроля (по методике Дж.Роттера, адаптированный вариант); Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н. В. Паниной (1993); Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома, адаптированный Л. Я. Гозман и др. (1995): Шкала Сензитивности к себе (Fr); Шкала Спонтанности (S); Шкала Гибкости поведения (Ех); Шкала Контактности (С);
4. математико-статистические методы обработки результатов исследования (общая оценка достоверности различий показателей t- Критерий Стьюдента). Для количественной обработки эмпирических данных использовались пакеты прикладных программ корпорации IBM SPSS Statistics 24.0, MSExcelХР 2010.
База исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2016 года по 2018 год на базе гуманитарного института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». В констатирующем эксперименте приняли участие 53 студента II-III курсов. На этапе формирующего эксперимента в исследовании объем выборки составил 36 человек: две группы (экспериментальная и контрольная).
Научная новизна работы заключается в том, что нами был разработана и апробирована тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов-психологов в процессе учебной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено содержание исследуемого понятия «полиролевое поведение»; расширены научные представления о проблеме формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить уровень сформированости интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности, поскольку реализованная тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов-психологов в процессе учебной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при планировании и подготовке практических занятий учебных дисциплин: «Тренинг личностного роста», «Психология личностного роста», а также при составлении тренинговых программ, направленных на профессиональное становление будущих психологов, педагогов-психологов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается содержательным анализом выявленных факторов и эмпирических данных, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных диагностических методик исследования, использованием методов математической статистики и личным участием автора в проведении экспериментальной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Санкт-Петербург, 2017), региональных (Ханты-Мансийск, 2016, 2017), вузовских (Ханты-Мансийск, 2016, 2017, 2018); отражены в публикациях (Ялта, 2017), выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института Югорского государственного университета (2016-2018). Результаты теоретического и практического исследования внедрены в практику работы Гуманитарного института Югорского государственного университет.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 103 страницах. Список литературы состоит из 88 источников, из них 5 - на английском языке.
Для нынешнего выпускника ВУЗа уже не достаточно повышение только интеллектуального потенциала, важно развивать морально-нравственные характеристики личности. Современный специалист должен иметь активную жизненную позицию, гражданскую ответственность, правовое самопознание, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Большой поток информации, которая постоянно обновляется, приводит к тому, что требует от специалиста постоянного развития, «образование через всю жизнь». Возрастает значение мировоззренческий зрелости специалиста, его способности мыслить стратегически, понимать тенденции развития собственной профессии и общества. Это предполагает развитие волевых качеств личности - уверенности, целеустремленности, способности принимать решения и готовности отвечать за их последствия.
Справиться с этой задачей может лишь тот, кто достаточно подготовлен к профессионально-ролевой деятельности, владеет широким репертуаром ролей, исполняет их на высоком уровне. При этом, чем шире ролевой репертуар выпускника, тем более универсален он как специалист и тем большая вероятность его соответствия меняющимся условиям и требованиям жизни и профессии.
Профессионально-ролевое поведение и его последствия, как предмет психологических исследований, является достаточно изученным. Однако, феномен полиролевого поведения студентов-психологов и условия его развития требует детальной теоретической обоснованности и экспериментальной проверки и подтверждения.
В связи с этим, становится актуальным определение психологических особенностей и выявление условий развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Все вышеизложенное определило объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - полиролевое поведение студентов- психологов.
Предмет исследования - психологические особенности и условия развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Цель исследования - определить психологические особенности полиролевого поведения студентов-психологов, а также выявить условия его развития в ходе специально разработанной тренинговой программы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проанализировать существующие в психологии подходы к изучению профессионально-ролевого поведения с целью определения исследовательской позиции.
3. Определить психологические условия и средства развития полиролевого поведения студентов-психологов.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу с использованием элементов арт-терапии, направленную на формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов.
5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности тренинговой программы, направленной на развитие полиролевого поведения студентов-психологов.
Теоретическими и методологическими основания исследования являются: философские и психологические представления о личности как о субъекте собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); положения ролевой теории, разработанные отечественными и зарубежными авторами (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, Н.В. Веракса, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, Р.Л. Кричесвкий, А.Л. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, Р.Линтон, Дж. Мид, Дж. Морено, Т. Парсонс); опыт отечественных и зарубежных специалистов, использующих в своей работе элементы арт-терапии (Д. Винникотт, В. Ловенфельд, А. Фрейд, E. Кейн, Д. Барух, Г. Рид, М. Петри, А.И. Копытин, А. В. Гришина, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская и др.), частным теоретическим основанием работы послужила концепция профессионального развития личности педагога Л.М. Митиной.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный);
2. экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент);
3. психодиагностические (Диагностика уровня эмпатических
способностей (В.В. Бойко); Опросник рефлексивности (Карпов А.В.); факторный личностный опросник Р. Кеттела: Фактор А: «замкнутость - общительность»; Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»; Фактор G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»; Определение направленности личности (Б. Басса); Тест уровня субъективного контроля (по методике Дж.Роттера, адаптированный вариант); Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н. В. Паниной (1993); Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома, адаптированный Л. Я. Гозман и др. (1995): Шкала Сензитивности к себе (Fr); Шкала Спонтанности (S); Шкала Гибкости поведения (Ех); Шкала Контактности (С);
4. математико-статистические методы обработки результатов исследования (общая оценка достоверности различий показателей t- Критерий Стьюдента). Для количественной обработки эмпирических данных использовались пакеты прикладных программ корпорации IBM SPSS Statistics 24.0, MSExcelХР 2010.
База исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2016 года по 2018 год на базе гуманитарного института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». В констатирующем эксперименте приняли участие 53 студента II-III курсов. На этапе формирующего эксперимента в исследовании объем выборки составил 36 человек: две группы (экспериментальная и контрольная).
Научная новизна работы заключается в том, что нами был разработана и апробирована тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов-психологов в процессе учебной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено содержание исследуемого понятия «полиролевое поведение»; расширены научные представления о проблеме формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить уровень сформированости интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности, поскольку реализованная тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов-психологов в процессе учебной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при планировании и подготовке практических занятий учебных дисциплин: «Тренинг личностного роста», «Психология личностного роста», а также при составлении тренинговых программ, направленных на профессиональное становление будущих психологов, педагогов-психологов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается содержательным анализом выявленных факторов и эмпирических данных, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных диагностических методик исследования, использованием методов математической статистики и личным участием автора в проведении экспериментальной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Санкт-Петербург, 2017), региональных (Ханты-Мансийск, 2016, 2017), вузовских (Ханты-Мансийск, 2016, 2017, 2018); отражены в публикациях (Ялта, 2017), выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института Югорского государственного университета (2016-2018). Результаты теоретического и практического исследования внедрены в практику работы Гуманитарного института Югорского государственного университет.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 103 страницах. Список литературы состоит из 88 источников, из них 5 - на английском языке.
В психологической науке нет единообразия в понимании термина «роль»; существует множество трактовок понятий «роль» и «ролевое поведение», при этом многие авторы их трактуют как разные, при этом подчеркивается, что одна и та же роль разными людьми исполняется по- своему, а это означает, что каждый человек демонстрирует свой собственный вариант ролевого поведения, имеет свою концепцию роли, ролевые ожидания и программу.
Ролевое поведение личности в социуме изучалось зарубежными и отечественными психологами, социологами, философами, педагогами и т.д., интерес к этой проблеме сохраняется в связи с тем, что анализ социальной роли, ролевого поведения в обществе способствует глубокому пониманию взаимодействия индивида и социума.
Педагог-психолог - особая профессия, востребованность непрерывно возрастает в связи с тем, что в современном мире, жестком, быстро меняющемся, заставляющем человека быть конкурентоспособным, успешным, компетентным, нужен специалист, который не берет на себя решение всех проблем человека, но может помочь принять верное решение, сопровождать личностное развитие, поддержать в трудной жизненной ситуации.
В введением ФГОС ВО поменялись требования к выпускникам высших учебных заведений, а следовательно и содержательному наполнению профессиональной подготовки специалистов. Данные изменения не могли пройти стороной мимо специалистов «помогающих профессий», в группу которых и относятся студенты-психологи. Для профессий типа «человек- человек» наряду с необходимость приобретения профессиональных умений и навыков стоит необходимость эмоционального развития необходимых качеств, требующихся в их будущей сфере деятельности.
Таким образом, в качестве средства повышения качественного уровня профессиональной подготовки в сфере образования студентов-психологов нами был выбран метод тренинговой работы с элементами арт-терапии, который позволяет не только вырабатывать навыки, но и развивать значимые в будущей работе качества (эмоционально-волевую сферу личности). Основной целью программы выступало формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов посредством использования элементов (техник) арт-терапии. Экспериментальное исследование полиролевого поведения проводилось в три этапа: поисково - подготовительный, организация и проведение формирующего эксперимента, контрольно-обобщающий этап. Каждый из этапов отражал цель, задачи и содержание, направленные на решение выдвинутой гипотезы.
В качестве средства оценки качества тренинговой работы со студентами выступила диагностическая работа «до» и «после» проведения интервенции.
На основании проведенного сравнительного анализа средних значений по Т-критерию Стьюдента для зависимых выборок в контрольной группе после проведения тренинговой программы были выявлены 4 статистически значимых изменений.
Анализ результатов проведенных методик показал, что участники экспериментальной группы развили у себя способность к эмпатии ( способность сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека) которая очень важна в работе с клиентом специалистами помогающих профессий, они считают себя более уверенными в себе, у них актуализировалось стремление к общению, готовность к самоконтролю и рефлексии, повысилась жизненная удовлетворенность. На данном этапе у участников происходит переоценка предыдущего опыта, смыслов и ценностей жизни.
В результате проведения треннинговой программы были выявлены динамические изменения в экспериментальной группе. Изменения, зафиксированные в экспериментальной группе, подтверждают нашей гипотезе: что специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.
Ролевое поведение личности в социуме изучалось зарубежными и отечественными психологами, социологами, философами, педагогами и т.д., интерес к этой проблеме сохраняется в связи с тем, что анализ социальной роли, ролевого поведения в обществе способствует глубокому пониманию взаимодействия индивида и социума.
Педагог-психолог - особая профессия, востребованность непрерывно возрастает в связи с тем, что в современном мире, жестком, быстро меняющемся, заставляющем человека быть конкурентоспособным, успешным, компетентным, нужен специалист, который не берет на себя решение всех проблем человека, но может помочь принять верное решение, сопровождать личностное развитие, поддержать в трудной жизненной ситуации.
В введением ФГОС ВО поменялись требования к выпускникам высших учебных заведений, а следовательно и содержательному наполнению профессиональной подготовки специалистов. Данные изменения не могли пройти стороной мимо специалистов «помогающих профессий», в группу которых и относятся студенты-психологи. Для профессий типа «человек- человек» наряду с необходимость приобретения профессиональных умений и навыков стоит необходимость эмоционального развития необходимых качеств, требующихся в их будущей сфере деятельности.
Таким образом, в качестве средства повышения качественного уровня профессиональной подготовки в сфере образования студентов-психологов нами был выбран метод тренинговой работы с элементами арт-терапии, который позволяет не только вырабатывать навыки, но и развивать значимые в будущей работе качества (эмоционально-волевую сферу личности). Основной целью программы выступало формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов посредством использования элементов (техник) арт-терапии. Экспериментальное исследование полиролевого поведения проводилось в три этапа: поисково - подготовительный, организация и проведение формирующего эксперимента, контрольно-обобщающий этап. Каждый из этапов отражал цель, задачи и содержание, направленные на решение выдвинутой гипотезы.
В качестве средства оценки качества тренинговой работы со студентами выступила диагностическая работа «до» и «после» проведения интервенции.
На основании проведенного сравнительного анализа средних значений по Т-критерию Стьюдента для зависимых выборок в контрольной группе после проведения тренинговой программы были выявлены 4 статистически значимых изменений.
Анализ результатов проведенных методик показал, что участники экспериментальной группы развили у себя способность к эмпатии ( способность сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека) которая очень важна в работе с клиентом специалистами помогающих профессий, они считают себя более уверенными в себе, у них актуализировалось стремление к общению, готовность к самоконтролю и рефлексии, повысилась жизненная удовлетворенность. На данном этапе у участников происходит переоценка предыдущего опыта, смыслов и ценностей жизни.
В результате проведения треннинговой программы были выявлены динамические изменения в экспериментальной группе. Изменения, зафиксированные в экспериментальной группе, подтверждают нашей гипотезе: что специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.



