ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Развитие графических умений у детей как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития графических умений у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию графических умений у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность. В современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения. Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до всевозможных чертежей, схем, карт и т.п.), является своеобразным «языком» коммуникации. Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. Поэтому создание новых программ по развитию графических умений дошкольников и становится насущной необходимостью.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают трудности: рука быстро устает, рабочая линия теряется, не получается правильного написания букв; часто возникает «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «левый», «правый», «лист», «страница», «линия», не вписывается в общую норму работы.
Эти трудности обусловлены слабостью тонких моторных навыков пальцев и недостаточным образованием навыков в визуально-двигательной координации, произвольном внимании, аналитическом восприятии, зрительной памяти. Все это негативно сказывается на усвоении первоклассниками школьной программы и требует организации специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, целью которых является подготовка руки ребенка к систематическому письму, развитие элементарных графических навыков.
Одним из средств подготовки руки ребенка к письму являются занятия по изобразительной деятельности. Именно графическая деятельность является предпосылкой для развития графический умений и подготовки руки ребенка к дальнейшему письму.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи развития графических умений детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В то же время существующие программы дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каким образом развивать графические умения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание процесса развития графических умений у детей.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию графических умений у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация, систематизация и обобщение теоретических данных;
Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, педагогическое проектирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа:
- основные положения теории развития графических умений рассмотрены в исследованиях Н.Г. Агарковой, О.В. Бачиной, Н.Ф. Коробовой, М.М. Безруких, Т.А. Воробьевой, С.Ю. Гариной и др.;
- методические пособия по развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей 6-7, 7 лет»; Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников»).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Жаворонок», расположенное по адресу: Свердловская область, Белоярский район, пгт. Верхнее Дуброво ул. Советская, 1 А. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности были сделаны следующие выводы.
1. Процесс овладения графическими умениями является довольно трудоёмким для ребёнка, однако, впоследствии именно графический навык обуславливает становление письменной речи. А поскольку количество детей с нарушениями в письменной речи постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графических умений довольно актуальна. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
2. Графические умения детей старшего дошкольного возраста недостаточны и для их развития были выбраны несколько направлений, в процессе реализации которых было отмечено улучшение уровня развития графических умений у старших дошкольников.
3. Для наиболее успешного процесса развития графических умений
были отобраны такие направления работы как: упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов; упражнения на развитие пространственно-графической ориентации.
4. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной помощи по развитию графических навыков, который является основополагающим элементом в овладении письменной речью.
5. Для наиболее успешного развития графических умений нами были отобраны вышеизложенные направления работы. Работа была построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития дошкольников.
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39
2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. - М.: ЮВАО, 2008. - 80с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ACT Астрель, 2006. - 319 с.
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: Дидакт, 2013. - 80 с.
5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002. - 30 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Академический проект, 2005. - 237 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.
11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240 с.
12. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.: Гном и Д, 2005. - 40 с.
13. Гаганова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику - СПб.: Питер, 2012. - 144 с.
14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. - М.: Знание, 2007. - 450 с.
15. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1999. - 220 с.
16. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование
графических навыков письма. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.
17. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду: Учеб. пособие для уч. пед. училищ - М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
18. Денисова Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Режим доступа http://rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
20. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
21. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 256 с.
22. Калягин В.А. , Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Академия, 2000. - 416 с.
24. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 159 с.
25. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 192 с.
26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в дет. саду и в шк. (В помощь учителю). Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: АО Столетие, 1998. - 141 с.
27. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по
специальности «Дошк. воспитание». Изд. 3-е дораб. - М.: Просвещение, 1991. -- 256 с.
28. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей, воспитателей дошк. учреждений. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 158 с.
29. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). Методическое пособие. - СПб: СОЮЗ, 2007. - 160 с.
31. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
32. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. - 1967. - №2. - С.121-130.
33. Листар Д. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Серия «Я иду на урок». - М.: Первое сентября, 2002. - 112 с.
34. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
35. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском - саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
36. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-пресс,1997. - 176 с.
37. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
38. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. - М: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
39. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-синтез, 2003. - 223 с.
40. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
41. Потапова Е.Н. Радость познания. Книга для учителя начальных классов. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.
42. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. - М.: Сфера, 2011. - 159 с.
43. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.: АТС Астрель, 1999. - 48 с.
44. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
45. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте: Учеб. - метод. пос. для студ. и препод. пед. учебных заведений (по спец. «Учит. нач. кл.») - М.: Сфера, 2000. - 224 с.
46. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
47. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. - М.: Сфера, 2001. - 48 с.
48. Утехина К.М. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практического педагога. - М.: Просвещение, 1995. - 125 с.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.). М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1991. - 44 с.
51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.
52. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя. - М.: Сфера, 2008. - 112 с.
53. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 22 - 26.
54. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2006. - 296 с.
55. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.
56. Шашкина Г.Р. Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 240 с.