ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ- ДРАМАТИЗАЦИЯХ 8
1.1. Формирование уважения к взрослым в дошкольном возрасте 8
1.2. Приобщение детей к традициям русского народа как основа
формирования уважения к взрослым 17
1.3. Возможности игр-драматизаций в воспитании уважения к взрослым у
детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ 43
2.1. Изучение начального уровня развития уважения к взрослым у детей
дошкольного возраста 43
2.2. Описание педагогического проекта, направленного на формирование уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа в
играх драматизациях 51
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в обществе все более очевидным становится потеря традиционного российского сознания, которое считает важным и необходимым воспитание у детей уважения к взрослым. Многих детей отличает эмоциональная и духовная незрелость, так как материальные ценности доминируют над духовными, следовательно, у них искажены представления не только о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме, но и об уважении к взрослым. Но без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать не только в семье, но и в дошкольных учреждениях. Важное место в нравственном воспитании подрастающего поколения занимает приобщение подрастающего поколения к традиционной русской народной культуре. Известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский писал, что истинный патриот не может состояться, развиваясь вне традиций своего народа. Сложность проблемы современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постоянно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Для каждого ребенка традиции русского народа должны стать нравственной основой. Традиции представляют собой продуктивное средство для воспитания многих положительных качеств личности и в том числе - уважение к старшим.
В психолого-педагогических исследованиях неоднократно доказывалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, трудового, семейного воспитания. Исследования педагогов и психологов, таких кА, Л.А. Венгер, Г.И. Батурин, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Т.Н. Доронова, Л.В. Коломийченко и др. утверждают, что период дошкольного возраста является наиболее сенситивным к восприятию народных традиций. В этот период начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо смогут соединить его со своим народом, своей Родиной. Приобщение детей к русским традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, разрешаемый как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Исследованиями, раскрывающими различные аспекты приобщения детей к народной культуре, в разное время занимались: Г.А. Антонова, Л. Арзуманян, Т.Н. Гришина, О.М. Ельцова, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Н.Н. Николаева, Т. Ткаченко, Т.Я. Шпикалова и другие.
Для новой образовательной ситуации присуще усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре. Это фиксируется в официальных документах по образованию, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования». В документах определяются задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, а также повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России. Важное в поиске новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами культуры приобрели Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), где основной целью образовательной области «Социально -коммуникативное развитие» составляет положительная социализация дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Особое место в воспитании у детей дошкольного возраста уважения к взрослым занимает игра-драматизация на основе приобщения к народным традициям. В современной системе образования игра занимает важное место, так как является ведущей деятельностью дошкольника. Игра- драматизация представляет собой деятельность, которая требует от дошкольников применения разнообразных способностей, умений, навыков. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольника, приобщает его к духовным ценностям.
Анализ основных общеобразовательных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод, что ни в одной из комплексных программ («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Наследие») проблема воспитания уважения к взрослым на основе приобщения детей к традициям своего народа с помощью игр -драматизаций практически не затрагивается. В авторской программе О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» была предпринята попытка частично возместить этот пробел. В данную программу включены театрализованные игры на основе русского фольклора. Таким образом, можно сделать вывод, что существующие общеобразовательные программы дошкольного образования недостаточно освещают вопросы воспитания уважения к взрослым средствами игр-драматизаций. Занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для воспитания у детей уважения к взрослым недостаточно.
Вышеизложенное позволяет выявить следующие противоречия: между необходимостью воспитания у детей дошкольного возраста уважения к взрослым в условиях глубокого знания и понимания культуры и традиций своего народа и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в дошкольных учреждениях; между требованиями современного дошкольного образования к уровню сформированности уважения дошкольников к старшему поколению на основе народных традиций и недостаточным использованием в широкой педагогической практике педагогических приемов обучения этому с помощью игр-драматизаций. Таким образом, можно обозначить проблему нашего исследования: с помощью каких педагогических приемов формирование у старших дошкольников уважения к взрослым на основе народных традиций посредством игр-драматизаций будет наиболее эффективным.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация педагогического проекта по формированию у детей дошкольного возраста уважения к взрослым на основе приобщения к русским народным традициям в играх-драматизациях.
Объект исследования: процесс формирования уважения к взрослым у детей дошкольного возраста на основе приобщения к традициям русского народа.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство воспитания уважения к взрослым у детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к традициям русского народа.
Гипотеза исследования: процесс формирования у старших дошкольников уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа будет более успешным при условии использования игр - драматизаций.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования уважения к взрослым в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть основы приобщения детей дошкольного возраста к традициям русского народа.
3. Изучить возможности игр-драматизаций и особенности их организации на основе приобщения к традициям русского народа для воспитания уважения к взрослым.
4. Подготовить и апробировать педагогический проект по формированию уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа в играх-драматизациях.
5. С помощью педагогической диагностики оценить эффективность данного проекта.
Теоретико-методологические основы исследования: проблема приобщения детей к традициям русского народа, представленная в работах О.М. Ельцовой, Т.В. Зуевой, Ю.В. Чернявской, Р.Ш. Халикова; педагогические теории отношений А.Г. Здравомыслова, И.Ф. Харламова; теоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально - педагогическим воздействиям Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; игровая культурная практика в реализации ФГОС ДО: Н.Б. Крыловой, Д.Б. Эльконина, В.А. Петровского; педагогические возможности игры-драматизации как средства воспитания уважения к взрослым у дошкольников: М.Д. Маханева, И. Зимина, Г.Скляренко и др.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, индукция. Эмпирические: наблюдение, педагогическая диагностика, педагогическое проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогического проекта «Сказка - ложь, да в ней намек», направленного на формирование уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа в играх-драматизациях, который может использоваться работниками дошкольных учреждений.
База опытно-поискового исследования: МАДОУ «Детский сад №27» г.Ирбит, 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5 -6 лет.
Структура работы представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и реализация педагогического проекта по формированию у детей дошкольного возраста уважения к взрослым на основе приобщения к русским народным традициям в играх-драматизациях.
На основании теоретического исследования были сделаны следующие выводы. Уважение к взрослым - как особое интегративное качество личности, которое подразумевает понимание сопричастности со взрослыми, выражаемое через почитание взрослых; эмоциональную отзывчивость на их чувства, заботы и переживания; моральное удовлетворение от их признания и любви; потребность принимать участие в их жизни.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа, в связи с особенностями психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления; способности к обобщению и систематизации полученных представлений, высокую восприимчивость к социально-педагогическим воздействиям. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте остается игра, наивысший уровень развития которой связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека, в которой предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности.
Уважение к взрослым традиционно закладывалась в русских семьях с раннего детства, главным образом за счет положительного примера, который демонстрировали ребенку окружающие его взрослые. Активно помогали развитию уважения к взрослым разнообразные формы народного фольклора: песни, пословицы, сказки и пр. Следовательно, приобщение детей к традициям русского народа является основой формирования уважения к взрослым. Традиция - это элемент культурного наследия, который передается от поколения к поколению и сохраняется в определенном обществе в течение длительного времени. Традиция как осознание принадлежности к своим корням постепенно становится основополагающий принципом народного образования. Одной из наиболее эффективных форм организации работы по ознакомлению современных детей с традициями русского народа для воспитания уважения к взрослым являются игры - драматизации.
Игра-драматизация - это игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. В играх- драматизациях ребенок создает свой собственный образ, используя определенный набор средств выражения, выполняет свои собственные действия, играя роль. Основными правилами игры -драматизации являются следующие: индивидуальность; всеобщее участие; свобода выбора;
педагогическая помощь и поддержка; наличие обратной связи. В игровой деятельности также проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение имеющие неоценимое значение для развития ребенка- дошкольника. Игры-драматизации могут быть выполнены без зрителей или иметь характер концертного спектакля. Особенность игры -драматизация - ее синкретизм, который проявляется во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности. Обсуждение событий, поступков, персонажей в сочетании с поисками событий, актеров, способов передачи изображения развивает чувство сочувствия, побуждает детей внимательно изучать окружающий их мир, учит различать добро и зло в человеческих отношениях. Посредством игр-драматизаций происходит не только приобщение к традиционной культуре, но и формируется уважение к взрослым, как исконно-русская традиция.
Результаты теоретического исследования своего потребовали подтверждения опытно-поисковой деятельностью: педагогической диагностикой и последующим проектированием педагогической деятельности. Целью диагностики в опытно-поисковой работе данного исследования являлось определение уровня сформированности уважения к взрослым. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №27» г.Ирбит, в котором приняли участие 20 воспитанников группы (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет.
Первичное изучение сформированности уважения к старшим у воспитанников старшей группы показало следующие результаты: высокий уровень имеют 10%, средний - 50%, а низкий - 40% воспитанников. Следовательно, общий уровень сформированности уважения к взрослым в группе был определен как недостаточный: дети не считали важным проявление уважения, заботы и внимания к взрослым, редко и неохотно помогали им.
Для повышения эффективности формирования уважения к взрослым у старших дошкольников был создан и успешно реализован проект «Сказка ложь, да в ней намек». Его цель: создание условий для формирования и дальнейшего развития уважения к взрослым у старших дошкольников на основе приобщения к традициям русского народа посредством игр- драматизаций. Форма педагогического проектирования: игры-драматизации, постановки театрализованных представлений. Данный проект был создан и реализован на принципах: гуманизации, целостности педагогического процесса, его полноты, сотрудничества всех участников образовательно-воспитательного процесса. Помимо игр-драматизаций с детьми проводились беседы на тему уважения к взрослым; чтение и обсуждение русских народных сказок и пословиц об уважительном отношении к страшим; народные игры, фольклорные праздники, художественно-эстетическая деятельность с организацией последующих выставок детских работ. Для родителей воспитанников, которые активно помогали в организации игр - драматизаций были дополнительно организованы консультации, мастер- классы, выставки и т.д.
После завершения проекта было проведено повторное обследование старших дошкольников, по результатам которого все дети улучшили свои первоначальные результаты: высокий уровень у 40% воспитанников, средний у 60%, низкого уровня нет. Полученные данные позволяют сделать вывод, что дети осознали, как необходимо поступать в общении со взрослыми, какими поступками можно выразить им свое уважение, заботу. Полученные результаты нашли свое подтверждение в отзывах воспитателей и родителей воспитанников старшей группы. Старшие дошкольники имеют представления о необходимости уважительного отношения к взрослым, как духовно-нравственной традиции. Они знакомы с моделями уважительного поведения по отношению к взрослым, умеют применять их в предлагаемых ситуациях и в реальной жизни. В группе создана благоприятная пространственная предметно-развивающая среда, способствующая проявлению самостоятельности и инициативы в игровой деятельности на основе народных традиций. Организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В результате работы над проектом были созданы условия для формирования и развития у старших дошкольников следующих важных человеческих качеств как: отзывчивость, сопереживание, доброта, тактичность, радушие, щедрость, справедливость, самопожертвование, послушание; ответственность к поручению старших; благодарность за оказанную помощь, вежливость в общении; толерантность к тем, кто от тебя отличается; доверие родным людям, забота о них; проявление осторожности к чужим людям и пр.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что сравнительный анализ результатов исследования выявил положительную динамику в формировании уважения к взрослым у детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к традициям в играх- драматизациях. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, процесс формирования у старших дошкольников уважения к взрослым на основе приобщения к традициям русского народа будет более успешным при условии использования игр-драматизаций, нашла свое подтверждение в результатах исследования.
1. Адаскина, О.Н. Русский фольклор[Текст] /О.Н. Адаскина.- М.: АСТ, 2016. - 256 с.
2. Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко// Дошкольное воспитание. - 2011. - №11.- с.87.
3. Анненкова, Н.В. Подготовка педагога к деятельности по воспитанию у школьников гуманного отношения к родителям/ Н.В.
Анненкова - Курск, 2018. - 151 с.
4. Батурин, Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников/ Г.И.Батурин. - М.:А.П.О., 2015. - 231с.
5. Березовая, Л.Г.История русской культуры: учебник для
академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп.[Текст] /Л.Г. Березовая, II.П. Берлякова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 213с.
6. Богданова, И.В. О возрождении традиций семейного воспитания / И.В.Богданова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №3. - С. 18¬20..
7. Большой толковый словарь по культурологии-
URL:https://terme.ru/slovari/bolshoi-tolkovyi-slovar-po-kulturologii.html(дата обращения: 15.08.2020)
8. Бородина, Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое
воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е.Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-
patrioticheskoevospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti(дата обращения: 26.12.2019).
9. Боронина, Е.Г. Оберег. Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду./ Е.Г. Боронина. - М.: Владос, 2015.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. - СПб.: «Союз», 2015г. - 93 с.
11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2017. - 168 с.
12. Государственная программа от 30.12.2015 №1439
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы». - URL: http//www.rosvoencentr.-
rf.ru/obobshcehennydoklady/razrabotkagpp-2016-2020-iyun- noyabr/utochnennyy-uariant-gosprogrammy.php(дата обращения: 15.08.2019).
13. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность
дошкольников/Н.Ф. Губанова. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М., «ВАКО» 2018. - 213с.
14. Гришина, Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Т.Н.Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением/. - 2005. - № 1. - С. 67 - 73.
15. Грицай, Л.А.Идеалы родительского воспитания в русской
традиционной культуре /Л.А. Грицай. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-roditelskogo-vospitaniya-v-russkoy-traditsionnoy-kulture-na-materiale-izucheniya-ustnogo-narodnogo-tvorchestva/pdf //Журнал Общество: социология, психология, педагогика 2012
16. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Н.М. Крылова. - М.: Сфера, 2014. - 264с.
17. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст] /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и [др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-528с.
18. Дорогою добра: Концепция и программа социально¬
коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2015. - 160с.
19. Доронова, Т.Н. Играем в театр : театрализ. деятельность детей 4 - 6лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /Т. Н. Доронова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015.- 126 с.
20. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464с.
21. Дыбина, О.В.Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации /О.В. Дыбина, А.Е. Щеглова// Журнал Общество: социология, психология, педагогика 2019. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-uvazheniya-k-starshim-u-detey-6-7-let-v-usloviyah-semi-i-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii/pdf(Дата обращения 13.09.2020)
22. Ельцова, О.М. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре/ О.М.Ельцова, Г.А. Антонова, Н.Н. Николаева под ред. Ермолаев С.Д. - М.:Детство-Пресс,2017. - 336 с.
23. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду /Р.И. Жуковская.- М.: Изд-во АПН РФ, 2015. - 285с.
24. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 144с.
25. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду/ И.Зимина //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.31-34.
26. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2016. - 235с.
27. Зуева, Т.В. Русский фольклор. Хрестоматия/ Т.В. Зуева. - М., «Академия», 2015г - С.82-83.
28. Ильина, О.С. Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста / О.С.Ильина // Журнал Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. - № 3 (43). - URL: https ://cyberleninka.ru/ article/n/duhovno-
nravstvennoevospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-igrovoy-deyatelnosti/pdf(дата обращения 12.09.2020)
29. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Л.А. Парамонова и [др.]; под.ред. М.Н. Лазутовой. - М.: Сфера, 2016. - 161с.
30. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие О.Л.Князева,М.Д. Маханева.- СПБ.: Детство-Пресс, 2017. - 234с.
31. Крылова, Н.Б. Культорология образования/ Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2019. - с.272.
32. Культурные практики детства. Опыт организации - специальный выпуск серии «Новые ценности образования»/ под. ред. А.В.Бояринцевой и Н.Б. Крыловой. - М.:, «Сфера» 2018. - 372с.
33. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. - М. :Искусство, 2000. - 440 с.
34. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях
русскойкультуры/М.: 2016М. : ЦГЛ, 2004. - 125с.
35. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки/И.А.Лыкова Е.Ю. Протасова //Журнал «Детский сад: теория и практика». - 2015.-№5. - С.6¬18.
36. Маханева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в
детском саду /М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера,2019. - 128с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология
развития/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2018. - 456с.
38. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста: монография/ Л.В. Коломийченко, С.Б. Фадеев; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - 129 с.
39. «Наследие» / М. Новицкая, Е. В. Соловьева // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М., 2017. - 213с.
40. Немов, Р.С. Психология в 3 кн. Кн.2: Психология образования [Текст] /Р. С. Немов. - М.: Владос, 2017. - 606с.
41. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] Под ред. С. А. Козловой. М.: «Академия». 2019. - 341с.
42. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / К.Ю. Белая, А.Н. Веракса, Н.Ф. Губанова, В.И. Петрова и [др.]; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2018. - 353с.
43. Петровский, В.А. Дошкольная перестройка //Вести образования: элект.газ. 2013.№26(75).- URL:http://eurekanext.livejournal.com/207067.html(дата обращения 20.06.2019)
44. Поштарева, Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т.В. Поштарева. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №5. - С.24-28
45. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 124с.
46. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //— М.: ПЕР СЭ, 2016г. - 563с.
47. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада/ Т.И. Грузик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; -М.:Просвещение, 2018. - 111с.
48. Рубенок, Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника
/Е.Рубенок // Дошкольное воспитание. - 1983.-№12. - С.18-21.
49. Сабодаш, О. А. Традиционная народная культура как средство
нравственного воспитания дошкольников/О.А. Сабодаш // журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2017- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-narodnaya-kultura-kak-
з^з1УО-пгауз1уепподо-уозрйатуа^озЬко1ткоу^1(дата обращении
10.09.2020)
50. Скляренко, Г. Игры-драматизации /Г.Скляренко, Е. Волошина // Дошкольное образование. - 1983.-№7. - С.18-22.
51. Смирнова, Е. Как вернуть детям игру/Е.Смирнова // Вести
образования, 2013. №26(75) -URL:
ййр7/еДипе;№8.еигекапеТги/е^ипе;№8/раде/у1е;№/№75Е1ш1(дата обращения
15.06.2019)
52. Сухова, Е.И. Проектирование ценностно-ориентированного
образовательного пространства / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко// Вестник НВГУ. - №2/2015 -URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/duhoуno-
nraуstуennoe-уospitanie-doshko1nikoу-s-pozitsiy-ku1turnyh-traditsiy-narodoу-rossii/pdf(дата обращения 12.09.2020)
53. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] :В 3-х т. Т.1/ В. А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль; Редкол.:Н. П. Кузин (гл. ред.) и др.; Предисл. Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина, с. 7-24; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1979. -229 с.
54. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений- 4-е изд. /Г.А.Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 96 с.
55. Ушинский К.Д. и современная школа. Ч.1 / Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. (23-25 февраля 1994 г.). - Курск. Изд-во: Гос. пед. ин-та, 1994..
56. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от
02.03.2016)«Об образовании в Российской Федерации» // СПСКонсультант Плюс. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174(Дата обращения:12.02.2020)
57. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013) [Электронный ресурс]. -URL:https//rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-
dok.html(дата обращения 12.08.2019)
58. Хазова М.В. Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора: [на основе материала школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой] / М.В. Хазова // Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2018. - С. 6-35.
59. Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. М. : Гардарики, 2017. - 519 с.
60. Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции / Ю.В.Чернявская.- Минск, 2017. - 199с.
61. Штока, А.В. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры / А. В. Штока // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования: сб. науч. статей / Л.М. Коваленко, В.В. Малыхина. - Калининград: Балтийский федеральный ун -т, 2013. - С. 137¬143.
62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б.
Эльконин.- М.: Педагогика, 2018. - 560с.