ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОВОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1 Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Специфика формирования учебной мотивации в младшем
школьном возрасте 13
1.3 Подходы к определению педагогических условий формирования
учебной мотивации у младших школьников 21
1.4 Анализ программно-методических материалов по вопросу
формирования у младших школьников учебной мотивации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧСЕКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Изучение особенностей учебной мотивации у младших школьников
на начальном этапе эмпирической работы 33
2.2 Организация педагогических условий для формирования учебной
мотивации у младших школьников 42
2.3 Итоги практической работы по теме исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
Актуальность темы. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Задача школы обеспечить условия для формирования положительной внутренней мотивации учащихся в познавательной, научной, социальной сферах деятельности, которые позволят обеспечить динамичное развитие общества. Поэтому на сегодняшний день, в эпоху модернизации школы, вопрос о мотивации обучения является актуальным и социально значимым. Наиболее остро вопрос о становлении учебной мотивации обозначен в педагогической деятельности учителей начальных классов, ведь именно здесь начинается формирование мотивации ребёнка, не связанной исключительно с играми, а ориентированной на познание и освоение научной картины мира. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Данное положение обуславливается рядом причин.
Во-первых, младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, и как следствие статусное положение в коллективе, самооценку, чувство самоуважения и пр. В этом отношении актуальны данные, приводимые Л.И. Божович, согласно которым у детей происходит угасание интереса к школьному обучению с первого по четвёртый класс [4]. Дети во многих случаях стремятся всячески избавиться от школьных обязанностей, пренебрегают выполнением заданий на уроках и в домашней работе. Вместе с этим падает авторитет учителя и как следствие управляемость учебным процессом. В целом, качество обучения страдает от снижения учебной мотивации.
Во-вторых, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учеба, хотя не малую долю по-прежнему занимает игровая деятельность. Ввиду этого у младших школьников могут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для формирования учебной мотивации.
В-третьих, в младшем школьном возрасте, по словам А.Н. Леонтьева, укрепляются первые узы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство - единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка [22].
Деятельность педагога в начальных классах направлена на то, чтобы научить детей азам анализа, синтеза и другим методам познания объективной реальности, привить уважение к чужому мнению и особенностям других культур. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать наряду с остальными девятью пунктами и «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [42]. В нём детально прописаны все необходимые требования и нормы знаний, которыми должны овладеть учащиеся младших классов по таким предметам как: русский и иностранный языки, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России (как полинационального государства), изобразительное искусство, музыка, труды, физическая культура.
Таким образом, проблема формирования учебной мотивации у младших школьников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.
Данная проблема нашла свое отражение в работах многих исследователей: Л.И. Божович, Н.Н. Власовой, В.В. Давыдова, Т.В. Дубининой, И.В. Имедадзе, М.Р. Гинзбурга, А.К. Марковой, М.В. Ивановой, Е.П. Ильина, В.Г. Леонтьева, П.М. Якобсона и др. Проблемой диагностики мотивации у младших школьников занимались М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова, А.К. Маркова, Н.Г. Лусканова, Н.Е. Щуркова, Н.В. Елфимова. Основой для программно-методических материалов педагогов стали работы А.К. Марковой и М.Р. Битяновой.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить теоретические основы и разработать для применения на практике круг педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной мотивации у младших школьников.
Задачи исследования:
1) на основе анализа и общения психолого-педагогической литературе раскрыть сущность понятия об учебной мотивации и выявить специфику формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
2) на основе теоретических и эмпирических данных, представленных в научных источниках, систематизировать критерии выявления учебной мотивации и составить комплект методик педагогической диагностики для определения особенностей учебной мотивации у младших школьников;
3) на основе теоретико-практических разработок выявить педагогические средства и проанализировать программно-методические материалы для формирования позитивной учебной мотивации учеников начальных классов;
4) на основе результатов педагогической диагностики разработать для организации на практике педагогические условия, обеспечивающие формирование позитивной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 50 источников, приложений. Общий объем работы - 95 страниц.
Основой успешного образования является осознанное стремление младших школьников к получению новых знаний, освоению способов действий, с целью будущей социальной самореализации. В связи с этим, главной задачей учителя начального образования становится создание условий и ситуаций развёртывания активности учащихся, с учётом прошлого опыта и внутренних, индивидуальных устремлений каждого ученика. Для достижения данной задачи нами было проведено исследования по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
В итоге решения задач исследования можно делать следующие выводы.
1. Согласно работам Г.М. Коджаспировой, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и др. мотив - то, что побуждает человека действовать. Мотивация - комплекс мотивов, отвечающих за поведения и деятельность. Этот процесс исследуют с точки зрения двух подходов: структурного и динамического. Учебная мотивация — частный вид общей мотивации, строится на системе учебных мотивов. Мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой. Системность учебной мотивации обусловлена динамичностью, устойчивостью, направленностью и иерархией.
Мотивы учебной деятельности бывают внешними (социальными) и внутренними (познавательными). Подгруппы познавательных мотивов: широкие познавательные, узкие и мотивы самообразования. Подгруппы социальных мотивов: широкие, узкие и социального сотрудничества. По другой классификации, мотивы бывают: непосредственно побуждающими, перспективно побуждающими и интеллектуально побуждающими .
Используя метод аналогии, мы попытались дать своё определение учебной мотивации: это процесс динамического взаимодействия
познавательных и социальных мотивов учащегося, а также потребностей, которые из них проистекают и дополняют их, в рамках процесса познания и/или учебной деятельности индивидов.
2. На момент поступления ребёнком в школу учебная мотивация
младшего школьника находится на начальном этапе развития. В связи с этим есть некоторые особенности в формировании мотивации младшего школьника, имеющие позитивные и негативные черты. Позитивные: авторитет учителя, нацеленность на положительную оценку, познавательный интерес, открытость, любознательность, трудолюбие. Негативные: недостаточно действенные, неустойчивые, малоосознанные,
слабообобщённые интересы ребёнка. Для преодоления этих негативных препятствий педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребёнка и особенности его мотивации: на начальном уровне и её изменчивость в процессе учёбы.
3. Существуют различные методы диагностики мотивации младших
школьников. Метод опроса встречается в трудах западных учёных, а именно представлен опросниками В. Д. Тёрнера. Метод эксперимента использовали Д. Макклелланд и Г. Хекхаузен, позволивший установить, что индекс силы латентного мотива можно выяснить только в том случае, когда ситуация, в которую попадает участник эксперимента, будет одинаковой, стандартизированной для всех участников [26,44]. Для диагностики мотивации может использоваться и анализ продуктов деятельности детей. Этот метод представлен методикой Н. Г. Лускановой [23]. В настоящее время, наиболее часто используется метод тестирования, представленный методиками: «Лесенка побуждений Л. И. Божович и И. К. Марковой [4, 27]; методика М. Н. Гинзбурга [8]; методики «Составь расписание» и «Памятка для новичков» Н. Е. Щурковой [48].
4. Основа формирования положительной учебной мотивации для младших школьников заключается в положительном эмоциональном фоне, которым сопровождается учебный процесс. Руководить созданием этого фона должен учитель, используя как советы педагогического мастерства, сформулированные И.П. Подласым, так и современные методы и приёмы обучения [9, с. 96], связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью технических средств обучения внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью компьютеров и другой техники, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
5. Главная особенность программно-методических материалов, вышедших за последние 15 лет - личностно-ориентированный подход и учёт информационных технологий. Анализ УМК на примере «Окружающего мира» показал, что к вопросу познавательной мотивации приверженцы систем «Школа 2100» и развивающей системы Эльконина-Давидова подходят более основательно, нежели в обычной школьной программе, практикуемой в школе России. Главный акцент делается на том, что ребёнок сам формулировал проблему, цель, задачу и решал их, а не просто слушал объяснение учителя и воспроизводил их на следующих уроках. Чем больше ученики вовлечены в процесс познания и чувствуют свои достижения, тем больше растут их учебные мотивы и мотив на получение успеха. Особую роль здесь также играет отсутствие или минимальное количество отметок, ведь основная роль уделяется оценке и самооценке. Различие между этими системами в том, что «Школа 2100» уделяет также больше внимания социальному мотиву в обучении младших школьников, не пренебрегая и игровым мотивом в зависимости от возраста учащихся, а система Эльконина- Давыдова делает акцент исключительно на личном познавательном интересе ученика.
В ходе работы была изучена и проанализирована научная и методическая литература, проанализированы требования, предъявляемые к учебной мотивации младших школьников. Проведенный анализ способствовал определению проблемного поля на этапе теоретического исследования и выбору диагностических методик.
Теоретический анализ показал, что:
-в начальной школе у большинства обучающихся основная мотивация - внешняя;
- учебная мотивация отличается неустойчивостью, отсутствием устойчивого интереса к определенным предметам, способностью в течение длительного времени сохранять познавательный интерес, сформированные намерения;
- в системе мотивов, побуждающих учащихся младших классов к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности;
- положительное отношение младших учащихся к учебной деятельности, даже когда учеба лишена для них непосредственного познавательного интереса, обусловлено социальными мотивами.
В ходе проведения диагностики на начальном этапе эмпирической работы выявлены особенности мотивационной сферы учащихся первого класса и степень сформированности учебной мотивации, а также ведущие мотивы.
Проведя начальный этап эмпирической работы при помощи выбранных методик, стало очевидно, что для некоторых учащихся группы актуальна проблема формирования учебной мотивации. 10% учащихся относятся негативно к школьному обучению, испытывают школьную дезадаптацию. Наряду с тем, что у большей части группы младших школьников ведущие мотивы: социальный и познавательный, познавательный мотив сформирован в меньшей степени. У низкомотивированных учащихся недостаточно развита мотивационная сфера, преобладает игровой мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
В ходе работы была разработана целостная система рекомендаций для реализации необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной мотивации у младших школьников. А так же изучена структура и содержания ФГОС начального общего образования. Выделены три основных этапа изучения каждого самостоятельного раздела или темы программы с обоснованием целей и приемов обучения:
1) для сохранения устойчивой положительной мотивации учебная
деятельность школьников организуется по этапам сообразно со структурой деятельности (мотивационный, операционно-познавательный,
рефлексивный);
2) для формирования комплекса положительных познавательных и социальных мотивов учения используется совокупность дидактических и воспитательных методов;
3) для укрепления познавательной мотивации к учению подача учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций.
Практический характер обучения, направленный на формирование учебной мотивации у обучающихся младших классов, отражен в разработанной системе организации педагогического процесса. Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической направленности.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что:
- положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе определенных педагогических условий;
- активный рост уровня учебной мотивации происходит в специально созданных для формирования педагогических условиях, включенных в ориентировочную основу деятельности педагога и учащихся;
- формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
1. Бадмаева, Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - 280 с.
2. Бичерова, Е. Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам [Текст] / Е. Н. Бичерова, Е. М. Фещенко // Российский психологический журнал. - 2016. - №13. - С.117-136.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. - СПб. : Изд-во «Речь», 2006. - 443 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и
подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 359 с.
5. Вахрушев, А. А. Примерная программа начального общего образования «Окружающий мир» [Текст] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин // Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Баласс, 2010. - С. 243-268.
6. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 57 с.
7. Власова, Н. Н. Особенности формирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. Н. Власова. ; Научн.-исслед. инст. общей и педагогической психологии академии пед. наук СССР - М., 1977. - 128 с.
8. Гинзбург, М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы [Текст] / М. Р. Гинзбург // Журнал вопросы психологии. - 1976. - №4. - С.128-132.
9. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572 с.
10. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. инт-ов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
11. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Елфимова. - М. : Просвещение, 1991. - 276 с.
12. Жилаева, О. Д. Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс] // Доклад на РМО. 2016. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/29/doklad-na- rmo-metody-i-priyomy-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii
13. Иванова М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Иванова // Журнал молодой ученый. - 2014. - №6. - С.712-715.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
15. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 132 с.
...