Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95863

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОВОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1 Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Специфика формирования учебной мотивации в младшем
школьном возрасте 13
1.3 Подходы к определению педагогических условий формирования
учебной мотивации у младших школьников 21
1.4 Анализ программно-методических материалов по вопросу
формирования у младших школьников учебной мотивации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧСЕКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Изучение особенностей учебной мотивации у младших школьников
на начальном этапе эмпирической работы 33
2.2 Организация педагогических условий для формирования учебной
мотивации у младших школьников 42
2.3 Итоги практической работы по теме исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89


Актуальность темы. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Задача школы обеспечить условия для формирования положительной внутренней мотивации учащихся в познавательной, научной, социальной сферах деятельности, которые позволят обеспечить динамичное развитие общества. Поэтому на сегодняшний день, в эпоху модернизации школы, вопрос о мотивации обучения является актуальным и социально значимым. Наиболее остро вопрос о становлении учебной мотивации обозначен в педагогической деятельности учителей начальных классов, ведь именно здесь начинается формирование мотивации ребёнка, не связанной исключительно с играми, а ориентированной на познание и освоение научной картины мира. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Данное положение обуславливается рядом причин.
Во-первых, младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, и как следствие статусное положение в коллективе, самооценку, чувство самоуважения и пр. В этом отношении актуальны данные, приводимые Л.И. Божович, согласно которым у детей происходит угасание интереса к школьному обучению с первого по четвёртый класс [4]. Дети во многих случаях стремятся всячески избавиться от школьных обязанностей, пренебрегают выполнением заданий на уроках и в домашней работе. Вместе с этим падает авторитет учителя и как следствие управляемость учебным процессом. В целом, качество обучения страдает от снижения учебной мотивации.
Во-вторых, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учеба, хотя не малую долю по-прежнему занимает игровая деятельность. Ввиду этого у младших школьников могут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для формирования учебной мотивации.
В-третьих, в младшем школьном возрасте, по словам А.Н. Леонтьева, укрепляются первые узы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство - единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка [22].
Деятельность педагога в начальных классах направлена на то, чтобы научить детей азам анализа, синтеза и другим методам познания объективной реальности, привить уважение к чужому мнению и особенностям других культур. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать наряду с остальными девятью пунктами и «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [42]. В нём детально прописаны все необходимые требования и нормы знаний, которыми должны овладеть учащиеся младших классов по таким предметам как: русский и иностранный языки, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России (как полинационального государства), изобразительное искусство, музыка, труды, физическая культура.
Таким образом, проблема формирования учебной мотивации у младших школьников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.
Данная проблема нашла свое отражение в работах многих исследователей: Л.И. Божович, Н.Н. Власовой, В.В. Давыдова, Т.В. Дубининой, И.В. Имедадзе, М.Р. Гинзбурга, А.К. Марковой, М.В. Ивановой, Е.П. Ильина, В.Г. Леонтьева, П.М. Якобсона и др. Проблемой диагностики мотивации у младших школьников занимались М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова, А.К. Маркова, Н.Г. Лусканова, Н.Е. Щуркова, Н.В. Елфимова. Основой для программно-методических материалов педагогов стали работы А.К. Марковой и М.Р. Битяновой.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить теоретические основы и разработать для применения на практике круг педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной мотивации у младших школьников.
Задачи исследования:
1) на основе анализа и общения психолого-педагогической литературе раскрыть сущность понятия об учебной мотивации и выявить специфику формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
2) на основе теоретических и эмпирических данных, представленных в научных источниках, систематизировать критерии выявления учебной мотивации и составить комплект методик педагогической диагностики для определения особенностей учебной мотивации у младших школьников;
3) на основе теоретико-практических разработок выявить педагогические средства и проанализировать программно-методические материалы для формирования позитивной учебной мотивации учеников начальных классов;
4) на основе результатов педагогической диагностики разработать для организации на практике педагогические условия, обеспечивающие формирование позитивной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 50 источников, приложений. Общий объем работы - 95 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основой успешного образования является осознанное стремление младших школьников к получению новых знаний, освоению способов действий, с целью будущей социальной самореализации. В связи с этим, главной задачей учителя начального образования становится создание условий и ситуаций развёртывания активности учащихся, с учётом прошлого опыта и внутренних, индивидуальных устремлений каждого ученика. Для достижения данной задачи нами было проведено исследования по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
В итоге решения задач исследования можно делать следующие выводы.
1. Согласно работам Г.М. Коджаспировой, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и др. мотив - то, что побуждает человека действовать. Мотивация - комплекс мотивов, отвечающих за поведения и деятельность. Этот процесс исследуют с точки зрения двух подходов: структурного и динамического. Учебная мотивация — частный вид общей мотивации, строится на системе учебных мотивов. Мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой. Системность учебной мотивации обусловлена динамичностью, устойчивостью, направленностью и иерархией.
Мотивы учебной деятельности бывают внешними (социальными) и внутренними (познавательными). Подгруппы познавательных мотивов: широкие познавательные, узкие и мотивы самообразования. Подгруппы социальных мотивов: широкие, узкие и социального сотрудничества. По другой классификации, мотивы бывают: непосредственно побуждающими, перспективно побуждающими и интеллектуально побуждающими .
Используя метод аналогии, мы попытались дать своё определение учебной мотивации: это процесс динамического взаимодействия
познавательных и социальных мотивов учащегося, а также потребностей, которые из них проистекают и дополняют их, в рамках процесса познания и/или учебной деятельности индивидов.
2. На момент поступления ребёнком в школу учебная мотивация
младшего школьника находится на начальном этапе развития. В связи с этим есть некоторые особенности в формировании мотивации младшего школьника, имеющие позитивные и негативные черты. Позитивные: авторитет учителя, нацеленность на положительную оценку, познавательный интерес, открытость, любознательность, трудолюбие. Негативные: недостаточно действенные, неустойчивые, малоосознанные,
слабообобщённые интересы ребёнка. Для преодоления этих негативных препятствий педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребёнка и особенности его мотивации: на начальном уровне и её изменчивость в процессе учёбы.
3. Существуют различные методы диагностики мотивации младших
школьников. Метод опроса встречается в трудах западных учёных, а именно представлен опросниками В. Д. Тёрнера. Метод эксперимента использовали Д. Макклелланд и Г. Хекхаузен, позволивший установить, что индекс силы латентного мотива можно выяснить только в том случае, когда ситуация, в которую попадает участник эксперимента, будет одинаковой, стандартизированной для всех участников [26,44]. Для диагностики мотивации может использоваться и анализ продуктов деятельности детей. Этот метод представлен методикой Н. Г. Лускановой [23]. В настоящее время, наиболее часто используется метод тестирования, представленный методиками: «Лесенка побуждений Л. И. Божович и И. К. Марковой [4, 27]; методика М. Н. Гинзбурга [8]; методики «Составь расписание» и «Памятка для новичков» Н. Е. Щурковой [48].
4. Основа формирования положительной учебной мотивации для младших школьников заключается в положительном эмоциональном фоне, которым сопровождается учебный процесс. Руководить созданием этого фона должен учитель, используя как советы педагогического мастерства, сформулированные И.П. Подласым, так и современные методы и приёмы обучения [9, с. 96], связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью технических средств обучения внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью компьютеров и другой техники, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
5. Главная особенность программно-методических материалов, вышедших за последние 15 лет - личностно-ориентированный подход и учёт информационных технологий. Анализ УМК на примере «Окружающего мира» показал, что к вопросу познавательной мотивации приверженцы систем «Школа 2100» и развивающей системы Эльконина-Давидова подходят более основательно, нежели в обычной школьной программе, практикуемой в школе России. Главный акцент делается на том, что ребёнок сам формулировал проблему, цель, задачу и решал их, а не просто слушал объяснение учителя и воспроизводил их на следующих уроках. Чем больше ученики вовлечены в процесс познания и чувствуют свои достижения, тем больше растут их учебные мотивы и мотив на получение успеха. Особую роль здесь также играет отсутствие или минимальное количество отметок, ведь основная роль уделяется оценке и самооценке. Различие между этими системами в том, что «Школа 2100» уделяет также больше внимания социальному мотиву в обучении младших школьников, не пренебрегая и игровым мотивом в зависимости от возраста учащихся, а система Эльконина- Давыдова делает акцент исключительно на личном познавательном интересе ученика.
В ходе работы была изучена и проанализирована научная и методическая литература, проанализированы требования, предъявляемые к учебной мотивации младших школьников. Проведенный анализ способствовал определению проблемного поля на этапе теоретического исследования и выбору диагностических методик.
Теоретический анализ показал, что:
-в начальной школе у большинства обучающихся основная мотивация - внешняя;
- учебная мотивация отличается неустойчивостью, отсутствием устойчивого интереса к определенным предметам, способностью в течение длительного времени сохранять познавательный интерес, сформированные намерения;
- в системе мотивов, побуждающих учащихся младших классов к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности;
- положительное отношение младших учащихся к учебной деятельности, даже когда учеба лишена для них непосредственного познавательного интереса, обусловлено социальными мотивами.
В ходе проведения диагностики на начальном этапе эмпирической работы выявлены особенности мотивационной сферы учащихся первого класса и степень сформированности учебной мотивации, а также ведущие мотивы.
Проведя начальный этап эмпирической работы при помощи выбранных методик, стало очевидно, что для некоторых учащихся группы актуальна проблема формирования учебной мотивации. 10% учащихся относятся негативно к школьному обучению, испытывают школьную дезадаптацию. Наряду с тем, что у большей части группы младших школьников ведущие мотивы: социальный и познавательный, познавательный мотив сформирован в меньшей степени. У низкомотивированных учащихся недостаточно развита мотивационная сфера, преобладает игровой мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
В ходе работы была разработана целостная система рекомендаций для реализации необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной мотивации у младших школьников. А так же изучена структура и содержания ФГОС начального общего образования. Выделены три основных этапа изучения каждого самостоятельного раздела или темы программы с обоснованием целей и приемов обучения:
1) для сохранения устойчивой положительной мотивации учебная
деятельность школьников организуется по этапам сообразно со структурой деятельности (мотивационный, операционно-познавательный,
рефлексивный);
2) для формирования комплекса положительных познавательных и социальных мотивов учения используется совокупность дидактических и воспитательных методов;
3) для укрепления познавательной мотивации к учению подача учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций.
Практический характер обучения, направленный на формирование учебной мотивации у обучающихся младших классов, отражен в разработанной системе организации педагогического процесса. Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической направленности.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что:
- положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе определенных педагогических условий;
- активный рост уровня учебной мотивации происходит в специально созданных для формирования педагогических условиях, включенных в ориентировочную основу деятельности педагога и учащихся;
- формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


1. Бадмаева, Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - 280 с.
2. Бичерова, Е. Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам [Текст] / Е. Н. Бичерова, Е. М. Фещенко // Российский психологический журнал. - 2016. - №13. - С.117-136.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. - СПб. : Изд-во «Речь», 2006. - 443 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и
подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 359 с.
5. Вахрушев, А. А. Примерная программа начального общего образования «Окружающий мир» [Текст] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин // Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Баласс, 2010. - С. 243-268.
6. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 57 с.
7. Власова, Н. Н. Особенности формирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. Н. Власова. ; Научн.-исслед. инст. общей и педагогической психологии академии пед. наук СССР - М., 1977. - 128 с.
8. Гинзбург, М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы [Текст] / М. Р. Гинзбург // Журнал вопросы психологии. - 1976. - №4. - С.128-132.
9. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572 с.
10. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. инт-ов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
11. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Елфимова. - М. : Просвещение, 1991. - 276 с.
12. Жилаева, О. Д. Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс] // Доклад на РМО. 2016. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/29/doklad-na- rmo-metody-i-priyomy-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii
13. Иванова М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Иванова // Журнал молодой ученый. - 2014. - №6. - С.712-715.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
15. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 132 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ