ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
§1.1 Обоснование в реализации программы «Доступная среда» на основе аналитики и мнений экспертов со ссылкой на статистические, аналитические данные, описание последствий для социально-экономической, политической жизни 6
§1.2 Анализ системы управления доступной средой в образовании в динамике различных организаций РФ и эффективности примененных мер. 16 § 1.3 Теоретический анализ проблем реализации государственной
программы «Доступная среда» в сфере высшего образования 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 29
§2.1 Характеристика деятельности организаций, органов управления по внедрению программы в ВУЗАх, нормативно-правовое обоснование, методология исследования 29
§2.2 Описание результатов проведенного исследования по реализации программы «Доступная среда» в вузах г. Екатеринбурга, выявление особенностей и уровня проблемы 34
§2.3 Описание конкретных мероприятий по решению выявленной проблемы с экономико-финансовым обоснованием 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ГЛОССАРИЙ 80
На сегодняшнее время тема доступности образовательной среды приобрела особую актуальность, так как современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают соблюдение прав человека, в том числе право на медицинское обслуживание, образование и труд. Вопрос о толерантном отношении людей друг к другу, уважении и внимания возникает исходя из того, что данные критерии также являются одними из приоритетных задач любой страны. Чтобы государство эффективно реализовывало и внедряло создающиеся программы для общества, оно должно быть готовым к разным формам соприкосновения несходных слоев населения друг с другом.
Что касается темы исследования, то в данной работе нас интересует группа маломобильных граждан, а точнее инвалиды и люди с ограниченными возможностями, которые имеют право на получение образования в высших учебных заведениях страны, а в частности в городе Екатеринбург.
Численность инвалидов в РФ составляет порядка более 11 миллионов человек. В Свердловской области около 270 тысяч инвалидов [90].
По данным на 2018 год, в Свердловской области насчитывается 13 181 тысяч инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Люди этой возрастной категории, как правило, чаще поступают в высшие учебные заведения. За 2017 год, число людей с инвалидностью обучающихся по программам высшего образования возросло на 8,33% [90].
Данные цифры показывают то, что в области присутствует достаточное количество кандидатов в категории инвалидов, которые могли бы поступить в высшие учебные заведения на очную форму обучения. Соответственно, образовательная среда должна быть подготовлена для принятия людей с особыми возможностями. Отсюда и вытекает актуальность реализации государственной программы «Доступная среда» именно в среде получения разного уровня образования.
Для реализации теории и практики инклюзии в России чрезвычайно актуален опыт профессионального сообщества специалистов тех стран, где инклюзия уже не является новой веткой в развитии образования. Для отечественных специалистов наиболее полезна практика развитых стран, в которых инклюзия подкреплена государственной законодательной и нормативно-правовой базой, а также обширными методологическими и методическими разработками. Чтобы понять на сколько ощутима разница в действительности этой проблемы, возьмем самый наглядный пример того, что реализация доступной среды и инклюзивного образования в Российской Федерации крайне необходима. Обратим внимание на ту численность населения, которая находится в возрасте от 18 лет нуждающуюся в получении высшего образования, вспомним, как часто мы встречаем людей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях. Ответ очевиден, что крайне редко. Возникает вопрос, как такое количество людей получается образование, если мы не видим их присутствия среди обычных людей во время образовательной деятельности. Это и говорит о том, что вопрос о доступности образования людям с особыми потребностями стоит поднять и рассмотреть.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблемных сторон в обеспечении реализации государственной программы «Доступная среда» в высших учебных заведениях и составление предложений для их устранения.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Определить близкие понятие по данной теме исследования и проанализировать их;
2. Изучить государственную программу «Доступная среда» и выявить критерии реализации доступности образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
3. Провести анализ реализации государственной программы «Доступная среда» на выявленных критериях доступности на примере 5 высших учебных заведениях города Екатеринбурга.
Объект исследования - доступность среды высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Предмет исследования - реализация государственной программы РФ «Доступная среда» в высших учебных заведениях на примере г. Екатеринбург.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для отдельно взятого ВУЗа в качестве фактора изменения критерий позволяющих поднять уровень престижа учебного заведения, как на городском уровне, так и на уровне государства.
Методы исследования: статистический, метод структурного анализа (предполагает рассмотрение программы «Доступная среда» с учетом её индивидуальных свойств или признаков), метод синтеза (чтобы охарактеризовать отдельные признаки исследований и сложить о них целостные результаты состояние доступной среды), метод сравнения документов (сравнение отчетов самоосбледования), метод интервью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка литературы (90 источника) и глоссария. Текст работы проиллюстрирован таблицами (8 шт.) и рисунками (1 шт.).
Исходя из общего положения и пользуясь в качестве довода и логического обоснования совокупностью ранее упомянутых эмпирических знаний, можно сделать следующие выводы. Целью выпускной квалификационной работой являлась: выявление проблемных сторон в обеспечении реализации государственной программы «Доступная среда» в высших учебных заведениях и составление рекомендаций для их устранения.
Для выполнения поставленной цели мы делали акцент на следующие задачи:
1. Определить близкие понятие по данной теме исследования и проанализировать их;
2. Изучить государственную программу «доступная среда» и выявить критерии реализации доступности образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
3. Провести анализ реализации государственной программы «Доступная среда» на выявленных критериях доступности на примере 5 высших учебных заведениях города Екатеринбурга.
Основополагающими понятиями в данном направлении являются «инклюзивное образование» и группа барьеров, которые затормаживают процесс реализации критерий программы доступная среда. Изучив теоретический аспект темы, удалось выделить конкретику проблемных направлений во внедрении программы «доступная среда» в высшие учебные заведения.
При изучении программы удалось выяснить, что реализация доступной среды в Российской Федерации в высших учебных заведениях является одним из актуальных направлений развития социально-экономического состояния государства. В России вопрос жизнедеятельности инвалидов в процессе обучения стоит с давних времен. В современное время издаются новые законодательные акты, которые регламентируют деятельность. Достаточно крепкая нормативно-правовая база обеспечивает появления действий в развитии функционирования задач и целей по интеграции инвалидов и людей с ОВЗ в учебный процесс.
Изучив мировой опыт видно, что в странах за рубежом работает, в первую очередь, чёткая и слаженная работа представителей государственной власти. Деятели трудятся на свое общество, и в связи с этим образуется системная работа в данном направлении, что даёт эффективные результаты и достижение качественных показателей по поставленным целям. Все, что пишется в законодательных актах и других нормативно-правовых актах, реализуется под контролем высших органов и четко отслеживается в достижении конкретных указаний. Российскому государству всегда было, что перенять у стран имеющих разные подходы к задачам, и не исключение данное направление.
Опыт субъектов Российской Федерации показал, что в общих аспектах программа «доступная среда» реализуется больше в сфере нормотворческой деятельности, повышение квалификации сотрудников, развитие интернет сетей по данной проблематике в разных форматах и другое. Однако проведенный анализ по всей территории страны показал, что большая часть инфраструктуры недоступна для успешной жизнедеятельности инвалидов и людей с ОВЗ. Доказательством этого, является приоритетная задача - повышение доли студентов-инвалидов в образовательных учреждениях. Ведь на самом деле, их крайне редко можно увидеть в пространстве высшего учебного заведения, в академической группе со своими сверстниками на форме дневного обучения.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблемных сторон в обеспечении реализации государственной программы «Доступная среда» в высших учебных заведениях и составление предложений для их устранения.
Опираясь на, выделенные нами, критерии доступности высшего учебного заведения на основании отчетов самообследования каждого выбранного университета, проведенный анализ доступности ВУЗов Екатеринбурга позволил выявить то, что в целом больше половины критерий по программе реализованы или в процессе их реализации.
Однако, интервью начальника социального отдела Уральского государственного педагогического университета позволил обозначить одни из главных трудностей в реализации программы в ВУЗе:
1. Наличие капитального ремонта, который в принципе невозможно сделать в силу возраста здания;
2. Также, было отмечено, одной из проблем в реализации является объем поступления финансовых средств и частотность поступлений.
Для решения проблемы капительного ремонта в современное время развивается научно-технический прогресс, который позволяет производить заменяющие средства, которые могут позволить себе бюджетные организации для совершенствования среды.
Нами были разработаны предложения по выбору товаров и технических средств, в которых нуждается ВУЗ, а также предложены варианты поиска финансирования предложенных мероприятий.
Чтобы образовательная среда УрГПУ стала более доступной предлагаем произвести установку следующих технических средств:
1. Раздвижные двери;
2. Транспортные средства;
3. Сменные кресло коляски;
4. Индукционной петли.
Финансирование может быть произведено с помощью следующих альтернатив:
1. Участие в конкурсах на гранты;
2. Поиск спонсоров;
3. Средства, выделяемые государством.
Перечисленные мотивы государства, общества, ВУЗа и инвалидов в реализации и участии программы «доступная среда» в высших учебных заведениях отвечают актуальности темы. Ведь при создании всех выше указанных предложений, пространство для инвалидов станет таким же равноправным, как для обычных студентов.
1. Конвенция ООН о правах инвалидов : // принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО От 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
4. Кодекс социального права в Германии от 1970 года книга первая «Общие положения» ) (с изм. и доп., вступ. в силу 1989 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.soc-education.ru
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (ред. 30.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2016) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
7. Федеральный закон от 27 июня 2018 № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
8. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «Медико-социальная экспертиза. Статья 7» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
9. Федеральный закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
10. Федеральный закон № 259 от 08 ноября 2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
11. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297
Москва: «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
12. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2017 года № 1120 "О Всероссийском конкурсе молодежных проектов" вместе с "Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета молодежным и детским общественным объединениям, образовательным организациям высшего образования, а также гражданам Российской Федерации - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов" [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
13. Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309: «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
14. Ответ на письмо от 22 ноября 2010 №520-09/1521 Минфин России Федеральная налоговая служба: «О налогообложении доходов физических лиц» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
16. Приказ Миннауки и высшего образования РФ от 19 апреля 2019. №1/В-76: «О реализации проекта «Инклюзивный театр-студия «Инклюди» (для лиц с ОВЗ, студентов) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант Плюс]
...