ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИГРОВЫХ МЕТОДАХ
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Игра, педагогическая игра: понятие, функции, задачи 6
1.2 Игровые методы обучения и их характеристика 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЖ ИГРОВЫМ
МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ 23
2.1. Рекомендации по применению игровых методов на уроках «Основы
безопасности жизнедеятельности» 23
2.2. Разработка урока с традиционным методом обучения по теме «Правила
безопасного поведения при пожаре» 27
2.3. Разработка урока с игровым методом обучения по теме «Правила
безопасного поведения при пожаре» 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 24
3.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы 43
3.2. Доказательный аспект эффективности применения игровых
форм обучения на уроках ОБЖ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
В современной и повседневной жизни, особенно в производственной деятельности человека, предмет основ безопасности жизнедеятельности имеет особое значение и имеет свойство непрерывного обновления, в связи постоянной модернизации социальной среды. Проблемой школ является возможная потеря интереса к предмету, такое явление может быть обусловлено множеством причин. Это и перегрузка однообразным учебным материалом и несовершенные методы, приемы обучения и формы организации обучения, неоднозначные методы оценки знаний и умений, а также утомляемость детей по причине межличностных интересов.
Именно по этой причине становится актуальным применение форм и методов обучения основ безопасности жизнедеятельности, которые смогут активизировать работу, наладить межличностный контакт и развить познавательную способность учащихся.
В решении данной проблемы могут помочь игровые формы организации учебного процесса обучения. Игра — это своего рода азарт, тем самым она способна вовлечь в самый скучный на первый взгляд процесс, в результате игры в нем появляются условия, при которых ученики неосознанно для самих себя начинают вовлекаться в активную деятельность. Игровые методы предполагают коллективное сотрудничество учителя и ребят, что способствует сплочению, так, как только совместными усилиями команда сможет справиться возложенной на них задачей, а также в таком процессе важно иметь определенный запас знаний, у кого их больше имеет больше шансов победить.
Игра способствует развитию множеству качеств учеников, таких как способность принимать самостоятельные и коллективные решения, развитию воображения, стремление к самосовершенствованию, умение решать ситуационные задач, что очень актуально на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
В данный момент существует большое количество различных обучающих игр, главной задачей является найти правильные способы их применения в процессе обучения.
Актуальность исследования. Однообразное проведение уроков ОБЖ, приводит к упадку интереса изучения предмета, что сказывается на эффективности усвоения знаний, поэтому одним из компонентов повышения мотивации учеников к предмету, может стать игровой метод обучения.
Противоречие исследования. Потеря заинтересованности в изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» у учеников и требованиями программ по данному курсу. А также, противоречие между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования игровых методов, позволяющими повысить эффективность преподавания предмета.
Проблема исследования. Потеря мотивации к изучению предмета ОБЖ в результате применения однообразных методов обучения сказывается на эффективности передачи и усвоении знаний.
Объект исследования - игровые методы в организации обучения «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования - игровые методы обучения и их применение на уроках ОБЖ.
Цель исследования - определить эффективность игрового метода обучения на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования. Применение игровых методов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует успешному усвоению знаний учащимися.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе
2. Проанализировать процесс использования игрового метода
3. Обосновать возможности практического применения игровых методов на уроках ОБЖ.
4. Провести экспериментальное исследование эффективности применения игр в учебном процессе.
Методы исследования:
—изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
— анализ процесса использования игрового метода
— тестирование и анкетирование
База исследования - исследование проводилось на базе МОУ СОШ №21 г. Екатеринбурге в период прохождения педагогической практики с 17.10.2016 по 26.11.2016 с учениками двух классов 8 «А» и 8 «Б»
Изучив и проанализировав данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе, а также процесс использования игрового метода мною был сделан общий вывод, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого¬педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Игровые методы формируют целый ряд положительных качеств таких как: коммуникация, умение работать в команде (группе), принимать верные решения, которые необходимы для решения поставленной проблемы и т.д. Игра привлекательна тем что в ней активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ, и с ее помощью можно превратить даже самый скучный на первый взгляд урок в увлекательную деятельность, однако для ее проведения нужно усердно готовиться, продумать организацию применения гораздо сложней, чем в традиционном методе, так как это требует четкого отбора матерела с учетом множества условий.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы работы, мною был проведен эксперимент эффективности усвоения знаний. Чтобы это проверить, мною было разработано два урока по одной и той же теме «Правила безопасного поведения при пожарах» в 8-ых классах в одном из них урок проводился традиционным методом, а во втором с применением игрового метода обучения, с помощью начального и контрольного тестирования, выявлены существенное преимущество повышения уровня усвоенных знаний в экспериментальном классе, в котором применен игровой метод обучения.
В результате исследования, мною сделан вывод, что применение на уроках ОБЖ игрового метода обучения, является эффективным компонентом помогающий в стимулировании мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, в результате это положительно сказывается на общегрупповом уровне усвоения знаний и позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Таким образом, на практике была определена и доказана эффективность применения игровых методов на уроках ОБЖ и можно смело сказать, что метод способствует успешному усвоению знаний.
1. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Радянська школа, 1983. 244 с.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей: Книга для воспитателя. - М.: Просвещение. - 1991. 207 с.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. «Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ» - Екатеринбург, 2006. 32 с.
4. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. — М.: Знание, 1989. С. 27-28.
5. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999, 40 с.
6. Давыдов, В.Н. Проблемы развивающегося обучения / В.Н. Давыдов. - М., 2008. - 204 с.
7. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческой интерпретации// Иностранные языки в школе. 2007, №2. — С. 55-57.
8. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. - 40 с.
9. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / М.: Педагогика, 1975. - 112 с.
10. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. 18 с.
11. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку// Теория и практика. - Минск, 2008. 12 с.
12. Караматова З. Ф. Педагогические технологии в образовательной практике // Молодой ученый. 2016. №8. 25 с.
13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999. 7 с.
14. Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.: Просвещение, 1990. 14 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство "Питер", 2000. 7 с.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. 120 с.
...