ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ
|
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ 5
1.1. Активный отдых на природе и связанные с ним виды опасных
ситуаций 5
1.2. Факторы риска во время активного отдыха на природе и правила
безопасного поведения 12
1.3. Опасные ситуации во время активного отдыха на природе,
характерные для территории Среднего Урала 20
1.4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению
безопасности во время активного отдыха на природе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ 31
2.1. Анализ программ ОБЖ и методика процесса обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций
во время активного отдыха на природе 31
2.2. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса по
формированию безопасного поведения у обучающихся во время активного отдыха на природе 34
2.3. Методика обучения безопасному поведению во время активного
отдыха на природе на территории Среднего Урала во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
1.1. Активный отдых на природе и связанные с ним виды опасных
ситуаций 5
1.2. Факторы риска во время активного отдыха на природе и правила
безопасного поведения 12
1.3. Опасные ситуации во время активного отдыха на природе,
характерные для территории Среднего Урала 20
1.4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению
безопасности во время активного отдыха на природе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ 31
2.1. Анализ программ ОБЖ и методика процесса обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций
во время активного отдыха на природе 31
2.2. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса по
формированию безопасного поведения у обучающихся во время активного отдыха на природе 34
2.3. Методика обучения безопасному поведению во время активного
отдыха на природе на территории Среднего Урала во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
Распространённым явлением, как среди молодёжи, так и среди взрослого населения представляется активный отдых на природе. Это время, которое проведено действительно с пользой для здоровья человека. Польза выражается сменой привычной обстановки после трудовой рабочей недели, повышением эмоционального тонуса, положительным влиянием на физическое, психологическое и общее состояние организма человека.
Но, несмотря на положительное влияние, зачастую активный отдых сопровождается несчастными случаями. Многие люди подвергают себя и окружающих опасностям из-за несоблюдения элементарных правил безопасности.
По данным Росстата число умерших за 2017 год по внешним причинам составляет 177590 человек, третья часть из которых - погибшие в результате несчастных случаев на воде, на охоте, потерявшихся в лесу и др. [24].
По данным поискового отряда «Лиза Алерт» в 2017 году в лесах России потерялось 123 человека в возрасте до 18 лет, из которых 11 погибли [32]. Статистика утонувших за 2017 год насчитывает 6344 человека. Большая часть смертей произошла по вине потерпевших [40]. Отмечается, что от диких животных в 2017 году пострадало 1918 человек, из которых 40% - дети в возрасте до 14 лет [5].
Статистика гибели людей не оправдана естественными причинами или отсутствием медицинских технологий, а отражает культуру безопасности населения. Ответственность людей за сохранение своей и чужих жизней находится на низком уровне [41].
Современный человек в большинстве своём отошёл, отстранился от природы, и в её условиях есть высокий риск стать так называемой «мишенью» для множества различных опасностей, в том числе и для получения травм.
Актуальность проблемы определяется большим количеством опасностей в природной среде и способностью человека соблюдать безопасность в различных условиях жизнедеятельности.
Обрести знания, умения и навыки лучше всего при обучении в школе посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ). Необходимо понять, что представляет собой активный отдых на природе, и усвоить, какие могут возникнуть опасные ситуации. Следует научиться грамотно применять установленные правила безопасного поведения в различных опасных ситуациях в условиях природы.
Цель: разработка эффективных методических рекомендаций по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе и грамотным действиям в случае возникновения опасных ситуаций.
Задачи:
■ Изучение и анализ литературных источников, а также нормативно - правовой документации по теме выпускной квалификационной работы (далее ВКР).
■ Анализ и систематизация методов и форм по обучению безопасному поведению обучающихся во время активного отдыха на природе.
Проблема исследования заключается в эффективности формирования у обучающихся культуры безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе посредством урочной и внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной организации.
Предметом исследования является методика обучения безопасному по¬ведению обучающихся во время активного отдыха на природе в рамках предмета ОБЖ.
База исследования: МБОУ СОШ № 36 г. Екатеринбург.
Но, несмотря на положительное влияние, зачастую активный отдых сопровождается несчастными случаями. Многие люди подвергают себя и окружающих опасностям из-за несоблюдения элементарных правил безопасности.
По данным Росстата число умерших за 2017 год по внешним причинам составляет 177590 человек, третья часть из которых - погибшие в результате несчастных случаев на воде, на охоте, потерявшихся в лесу и др. [24].
По данным поискового отряда «Лиза Алерт» в 2017 году в лесах России потерялось 123 человека в возрасте до 18 лет, из которых 11 погибли [32]. Статистика утонувших за 2017 год насчитывает 6344 человека. Большая часть смертей произошла по вине потерпевших [40]. Отмечается, что от диких животных в 2017 году пострадало 1918 человек, из которых 40% - дети в возрасте до 14 лет [5].
Статистика гибели людей не оправдана естественными причинами или отсутствием медицинских технологий, а отражает культуру безопасности населения. Ответственность людей за сохранение своей и чужих жизней находится на низком уровне [41].
Современный человек в большинстве своём отошёл, отстранился от природы, и в её условиях есть высокий риск стать так называемой «мишенью» для множества различных опасностей, в том числе и для получения травм.
Актуальность проблемы определяется большим количеством опасностей в природной среде и способностью человека соблюдать безопасность в различных условиях жизнедеятельности.
Обрести знания, умения и навыки лучше всего при обучении в школе посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ). Необходимо понять, что представляет собой активный отдых на природе, и усвоить, какие могут возникнуть опасные ситуации. Следует научиться грамотно применять установленные правила безопасного поведения в различных опасных ситуациях в условиях природы.
Цель: разработка эффективных методических рекомендаций по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе и грамотным действиям в случае возникновения опасных ситуаций.
Задачи:
■ Изучение и анализ литературных источников, а также нормативно - правовой документации по теме выпускной квалификационной работы (далее ВКР).
■ Анализ и систематизация методов и форм по обучению безопасному поведению обучающихся во время активного отдыха на природе.
Проблема исследования заключается в эффективности формирования у обучающихся культуры безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе посредством урочной и внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной организации.
Предметом исследования является методика обучения безопасному по¬ведению обучающихся во время активного отдыха на природе в рамках предмета ОБЖ.
База исследования: МБОУ СОШ № 36 г. Екатеринбург.
Активный отдых представляет собой деятельность, снимающую утомление и отличающуюся от той, которая вызвала утомление. Активный отдых положительно влияет на физическое и психологическое здоровье человека, способствует восстановлению работоспособности и положительным эмоциям. При этом следует понимать, что в современном мире человек отстранился от природы. Оказавшись с ней один на один, неподготовленный к возможным неблагоприятным обстоятельствам человек, становится беззащитным.
Активный отдых на природе, как и любая другая деятельность человека, ставит определенные задачи, от решения которых будет зависеть его жизнь и безопасность. Правильные грамотные действия в результате тренировок, разбора опасных ситуаций, личного опыта откладываются в подсознании человека. Такие качества как нерешительность и растерянность объясняются безграмотностью человека и незнанием как действовать в той или иной обстановке. Так, для снижения вероятности возникновения опасных ситуаций и введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях. Предмет позволяет обучающимся получить теоретическую и практическую основу по безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе.
Эффективность занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» напрямую зависит от выбора преподавателем-организатором ОБЖ методов, форм и типов занятий. Заниматься закреплением и систематизацией усвоенного материала лучше на практике, это поспособствует формированию устойчивых умений и навыков. Следует понимать, что практические занятия не смогут принести качественных результатов без теоретических основ.
В первой главе нами были изучены литературные источники, связанные с темой «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» и нормативно-правовая база сферы туризма, как средства активного отдыха на природе. Охарактеризовав активный отдых на природе и его виды, а также изучив связанные с ним опасности и факторы риска, мы пришли к выводу, что всем занимающимся активным отдыхом на природе следует знать способы выживания в природной среде, уметь предвидеть и анализировать опасные ситуации, обладать навыками защиты от них, грамотно действовать, не допуская несчастных случаев. Также мы проанализировали опасные ситуации, характерные для территории Среднего Урала, возникновение которых вероятно в процессе отдыха на природе. Мы определили правила безопасного поведения в ситуациях, представляющих угрозу для отдыхающих, и представили рекомендации по выбору экипировки для различных погодных условий и видов активного отдыха.
Высокий уровень культуры безопасного поведения человека может поспособствовать снижению вероятности наступления неприятной ситуации. Знания, умения и навыки, которые необходимы для безопасного отдыха на природе, следует получать в школьном возрасте посредством предмета ОБЖ.
Во второй главе мы провели анализ рабочих программ, связанных с опасными ситуациями во время активного отдыха на природе в образовательном процессе предмета ОБЖ, и выяснили, что наибольший объём тем, связанных с формированием безопасного поведения в природных условиях даётся авторами в 6 классе. Процесс обучения нашей теме должен быть направлен на то, чтобы подготовить обучающихся применить правила безопасного поведении при возникновении опасных ситуаций в условиях природы, а также к готовности выхода из этой ситуации. Для работы с интересующей нас темой за основу была избрана рабочая программа по предмету ОБЖ А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова.
Нами предлагаются методические рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» в рамках предмета ОБЖ. Мы привели примеры проектирования урочных занятий, на которых целесообразно использовать те или иные формы и методы обучения. Так, благодаря использованию различных активных методов и современных технологий самостоятельность обучающихся растёт, образовательный процесс улучшается, знания и умения становятся качественнее.
Обучение интересующей нас теме следует проводить и во внеурочной деятельности. Это поспособствует формированию культуры безопасного поведения у обучающихся в наиболее полной мере. Для наилучшего изучения темы, нами предлагаются рекомендации к организации внеурочного мероприятия для 7 класса - «Поход выходного дня».
Эффективность внеурочного мероприятия будет зависеть от того, насколько качественно школьники усвоили информацию, полученную во время урочных занятий по предмету ОБЖ в 6 классе по нашей теме. Мероприятие поспособствует выработке у школьников практических умений и навыков безопасным грамотным действиям при возникновении опасных ситуаций в процессе активного отдыха на природе.
Когда обучающийся понимает, что и как нужно делать, а главное для чего это нужно, в его подсознании формируется модель правильного безопасного поведения, а также установка на применение знаний в жизни, от которых зависит его личная безопасность и безопасность окружающих.
Успешно усвоив материал по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» разработанное нами внешкольное мероприятие в полной мере будет способствовать улучшению качества знаний, умений и навыков у обучающихся по защите от опасных ситуаций при активном отдыхе на природе. Школьники получат практический опыт применения правил безопасного поведения в природной среде.
Мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации будут способствовать формированию безопасного поведения во время активного отдыха на природе у обучающихся. Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы.
Активный отдых на природе, как и любая другая деятельность человека, ставит определенные задачи, от решения которых будет зависеть его жизнь и безопасность. Правильные грамотные действия в результате тренировок, разбора опасных ситуаций, личного опыта откладываются в подсознании человека. Такие качества как нерешительность и растерянность объясняются безграмотностью человека и незнанием как действовать в той или иной обстановке. Так, для снижения вероятности возникновения опасных ситуаций и введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях. Предмет позволяет обучающимся получить теоретическую и практическую основу по безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе.
Эффективность занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» напрямую зависит от выбора преподавателем-организатором ОБЖ методов, форм и типов занятий. Заниматься закреплением и систематизацией усвоенного материала лучше на практике, это поспособствует формированию устойчивых умений и навыков. Следует понимать, что практические занятия не смогут принести качественных результатов без теоретических основ.
В первой главе нами были изучены литературные источники, связанные с темой «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» и нормативно-правовая база сферы туризма, как средства активного отдыха на природе. Охарактеризовав активный отдых на природе и его виды, а также изучив связанные с ним опасности и факторы риска, мы пришли к выводу, что всем занимающимся активным отдыхом на природе следует знать способы выживания в природной среде, уметь предвидеть и анализировать опасные ситуации, обладать навыками защиты от них, грамотно действовать, не допуская несчастных случаев. Также мы проанализировали опасные ситуации, характерные для территории Среднего Урала, возникновение которых вероятно в процессе отдыха на природе. Мы определили правила безопасного поведения в ситуациях, представляющих угрозу для отдыхающих, и представили рекомендации по выбору экипировки для различных погодных условий и видов активного отдыха.
Высокий уровень культуры безопасного поведения человека может поспособствовать снижению вероятности наступления неприятной ситуации. Знания, умения и навыки, которые необходимы для безопасного отдыха на природе, следует получать в школьном возрасте посредством предмета ОБЖ.
Во второй главе мы провели анализ рабочих программ, связанных с опасными ситуациями во время активного отдыха на природе в образовательном процессе предмета ОБЖ, и выяснили, что наибольший объём тем, связанных с формированием безопасного поведения в природных условиях даётся авторами в 6 классе. Процесс обучения нашей теме должен быть направлен на то, чтобы подготовить обучающихся применить правила безопасного поведении при возникновении опасных ситуаций в условиях природы, а также к готовности выхода из этой ситуации. Для работы с интересующей нас темой за основу была избрана рабочая программа по предмету ОБЖ А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова.
Нами предлагаются методические рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» в рамках предмета ОБЖ. Мы привели примеры проектирования урочных занятий, на которых целесообразно использовать те или иные формы и методы обучения. Так, благодаря использованию различных активных методов и современных технологий самостоятельность обучающихся растёт, образовательный процесс улучшается, знания и умения становятся качественнее.
Обучение интересующей нас теме следует проводить и во внеурочной деятельности. Это поспособствует формированию культуры безопасного поведения у обучающихся в наиболее полной мере. Для наилучшего изучения темы, нами предлагаются рекомендации к организации внеурочного мероприятия для 7 класса - «Поход выходного дня».
Эффективность внеурочного мероприятия будет зависеть от того, насколько качественно школьники усвоили информацию, полученную во время урочных занятий по предмету ОБЖ в 6 классе по нашей теме. Мероприятие поспособствует выработке у школьников практических умений и навыков безопасным грамотным действиям при возникновении опасных ситуаций в процессе активного отдыха на природе.
Когда обучающийся понимает, что и как нужно делать, а главное для чего это нужно, в его подсознании формируется модель правильного безопасного поведения, а также установка на применение знаний в жизни, от которых зависит его личная безопасность и безопасность окружающих.
Успешно усвоив материал по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» разработанное нами внешкольное мероприятие в полной мере будет способствовать улучшению качества знаний, умений и навыков у обучающихся по защите от опасных ситуаций при активном отдыхе на природе. Школьники получат практический опыт применения правил безопасного поведения в природной среде.
Мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации будут способствовать формированию безопасного поведения во время активного отдыха на природе у обучающихся. Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы.
Подобные работы
- ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Туризм как средство формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД
РЕСТРУКТОРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023





