Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

Работа №95854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ 5
1.1. Активный отдых на природе и связанные с ним виды опасных
ситуаций 5
1.2. Факторы риска во время активного отдыха на природе и правила
безопасного поведения 12
1.3. Опасные ситуации во время активного отдыха на природе,
характерные для территории Среднего Урала 20
1.4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению
безопасности во время активного отдыха на природе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ 31
2.1. Анализ программ ОБЖ и методика процесса обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций
во время активного отдыха на природе 31
2.2. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса по
формированию безопасного поведения у обучающихся во время активного отдыха на природе 34
2.3. Методика обучения безопасному поведению во время активного
отдыха на природе на территории Среднего Урала во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74


Распространённым явлением, как среди молодёжи, так и среди взрослого населения представляется активный отдых на природе. Это время, которое проведено действительно с пользой для здоровья человека. Польза выражается сменой привычной обстановки после трудовой рабочей недели, повышением эмоционального тонуса, положительным влиянием на физическое, психологическое и общее состояние организма человека.
Но, несмотря на положительное влияние, зачастую активный отдых сопровождается несчастными случаями. Многие люди подвергают себя и окружающих опасностям из-за несоблюдения элементарных правил безопасности.
По данным Росстата число умерших за 2017 год по внешним причинам составляет 177590 человек, третья часть из которых - погибшие в результате несчастных случаев на воде, на охоте, потерявшихся в лесу и др. [24].
По данным поискового отряда «Лиза Алерт» в 2017 году в лесах России потерялось 123 человека в возрасте до 18 лет, из которых 11 погибли [32]. Статистика утонувших за 2017 год насчитывает 6344 человека. Большая часть смертей произошла по вине потерпевших [40]. Отмечается, что от диких животных в 2017 году пострадало 1918 человек, из которых 40% - дети в возрасте до 14 лет [5].
Статистика гибели людей не оправдана естественными причинами или отсутствием медицинских технологий, а отражает культуру безопасности населения. Ответственность людей за сохранение своей и чужих жизней находится на низком уровне [41].
Современный человек в большинстве своём отошёл, отстранился от природы, и в её условиях есть высокий риск стать так называемой «мишенью» для множества различных опасностей, в том числе и для получения травм.
Актуальность проблемы определяется большим количеством опасностей в природной среде и способностью человека соблюдать безопасность в различных условиях жизнедеятельности.
Обрести знания, умения и навыки лучше всего при обучении в школе посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ). Необходимо понять, что представляет собой активный отдых на природе, и усвоить, какие могут возникнуть опасные ситуации. Следует научиться грамотно применять установленные правила безопасного поведения в различных опасных ситуациях в условиях природы.
Цель: разработка эффективных методических рекомендаций по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе и грамотным действиям в случае возникновения опасных ситуаций.
Задачи:
■ Изучение и анализ литературных источников, а также нормативно - правовой документации по теме выпускной квалификационной работы (далее ВКР).
■ Анализ и систематизация методов и форм по обучению безопасному поведению обучающихся во время активного отдыха на природе.
Проблема исследования заключается в эффективности формирования у обучающихся культуры безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе посредством урочной и внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной организации.
Предметом исследования является методика обучения безопасному по¬ведению обучающихся во время активного отдыха на природе в рамках предмета ОБЖ.
База исследования: МБОУ СОШ № 36 г. Екатеринбург.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Активный отдых представляет собой деятельность, снимающую утомление и отличающуюся от той, которая вызвала утомление. Активный отдых положительно влияет на физическое и психологическое здоровье человека, способствует восстановлению работоспособности и положительным эмоциям. При этом следует понимать, что в современном мире человек отстранился от природы. Оказавшись с ней один на один, неподготовленный к возможным неблагоприятным обстоятельствам человек, становится беззащитным.
Активный отдых на природе, как и любая другая деятельность человека, ставит определенные задачи, от решения которых будет зависеть его жизнь и безопасность. Правильные грамотные действия в результате тренировок, разбора опасных ситуаций, личного опыта откладываются в подсознании человека. Такие качества как нерешительность и растерянность объясняются безграмотностью человека и незнанием как действовать в той или иной обстановке. Так, для снижения вероятности возникновения опасных ситуаций и введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях. Предмет позволяет обучающимся получить теоретическую и практическую основу по безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций во время активного отдыха на природе.
Эффективность занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» напрямую зависит от выбора преподавателем-организатором ОБЖ методов, форм и типов занятий. Заниматься закреплением и систематизацией усвоенного материала лучше на практике, это поспособствует формированию устойчивых умений и навыков. Следует понимать, что практические занятия не смогут принести качественных результатов без теоретических основ.
В первой главе нами были изучены литературные источники, связанные с темой «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» и нормативно-правовая база сферы туризма, как средства активного отдыха на природе. Охарактеризовав активный отдых на природе и его виды, а также изучив связанные с ним опасности и факторы риска, мы пришли к выводу, что всем занимающимся активным отдыхом на природе следует знать способы выживания в природной среде, уметь предвидеть и анализировать опасные ситуации, обладать навыками защиты от них, грамотно действовать, не допуская несчастных случаев. Также мы проанализировали опасные ситуации, характерные для территории Среднего Урала, возникновение которых вероятно в процессе отдыха на природе. Мы определили правила безопасного поведения в ситуациях, представляющих угрозу для отдыхающих, и представили рекомендации по выбору экипировки для различных погодных условий и видов активного отдыха.
Высокий уровень культуры безопасного поведения человека может поспособствовать снижению вероятности наступления неприятной ситуации. Знания, умения и навыки, которые необходимы для безопасного отдыха на природе, следует получать в школьном возрасте посредством предмета ОБЖ.
Во второй главе мы провели анализ рабочих программ, связанных с опасными ситуациями во время активного отдыха на природе в образовательном процессе предмета ОБЖ, и выяснили, что наибольший объём тем, связанных с формированием безопасного поведения в природных условиях даётся авторами в 6 классе. Процесс обучения нашей теме должен быть направлен на то, чтобы подготовить обучающихся применить правила безопасного поведении при возникновении опасных ситуаций в условиях природы, а также к готовности выхода из этой ситуации. Для работы с интересующей нас темой за основу была избрана рабочая программа по предмету ОБЖ А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова.
Нами предлагаются методические рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» в рамках предмета ОБЖ. Мы привели примеры проектирования урочных занятий, на которых целесообразно использовать те или иные формы и методы обучения. Так, благодаря использованию различных активных методов и современных технологий самостоятельность обучающихся растёт, образовательный процесс улучшается, знания и умения становятся качественнее.
Обучение интересующей нас теме следует проводить и во внеурочной деятельности. Это поспособствует формированию культуры безопасного поведения у обучающихся в наиболее полной мере. Для наилучшего изучения темы, нами предлагаются рекомендации к организации внеурочного мероприятия для 7 класса - «Поход выходного дня».
Эффективность внеурочного мероприятия будет зависеть от того, насколько качественно школьники усвоили информацию, полученную во время урочных занятий по предмету ОБЖ в 6 классе по нашей теме. Мероприятие поспособствует выработке у школьников практических умений и навыков безопасным грамотным действиям при возникновении опасных ситуаций в процессе активного отдыха на природе.
Когда обучающийся понимает, что и как нужно делать, а главное для чего это нужно, в его подсознании формируется модель правильного безопасного поведения, а также установка на применение знаний в жизни, от которых зависит его личная безопасность и безопасность окружающих.
Успешно усвоив материал по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» разработанное нами внешкольное мероприятие в полной мере будет способствовать улучшению качества знаний, умений и навыков у обучающихся по защите от опасных ситуаций при активном отдыхе на природе. Школьники получат практический опыт применения правил безопасного поведения в природной среде.
Мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации будут способствовать формированию безопасного поведения во время активного отдыха на природе у обучающихся. Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы.



1. Активный отдых для энергичных людей [Электронный источник]: Виды активного отдыха. - URL: http://aktivnyj-otdykh.ru (дата обращения
12.11.2018) ;
2. Активный туризм и его виды [Электронный источник]: Мир, в котором мы живём. - URL: http://prirodadi.ru/puteshestviya-i-turizm/aktivnyiy-turizm-i- ego-vidyi.html (дата обращения 12.11.2018);
3. Безопасность. Орловская область [Электронный ресурс]: Безопасный ту-ризм: Опасности водного туризма. - URL: http://mchs-orel.ru/bezopasnyj- turizm-opasnosti-vodnogo-turizma/ (дата обращения: 1.02.2019).
4. Боровик В. Г. О взаимодействии образовательных учреждений общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся / В. Г. Боровик // Администратор образования. 2011. № 21. С. 68-77.
5. В России участились случаи нападения животных на людей [Электронный ресурс]: мультимедийный информационный центр «Известия» - URL: https://iz.ru/778251/elina-khetagurova/v-rossii-uchastilis-sluchai-napadeniia- zhivotnykh-na-liudei (дата обращения: 30.01.2019).
6. Вольному - Воля! [Электронный ресурс]: Образ жизни и отношение к ми-ру. УРАЛ. - URL: http://volnomuvolya.com/srednii_ural.html (дата обраще-ния: 19.12.2018).
7. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности : понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. — 280 с. — (Серия «Педагогика безопасности».)
8. Геологический маршрут. Энциклопедия экспедиционной жизни // Григо-рий Лучанский [Электронный источник]: Горный туризм. Часть 1. - URL: http://geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=3243 (дата об-ращения 13.11.2018);
9. Записки выживальщика [Электронный источник]: Все о выживании в со-временных реалиях, спецподготовке и туризме. - URL:
http://rusurvive.ru/vy-zhivanie/osnovy-vy-zhivaniya/ (дата обращения
10.11.2018) ;
10. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
11. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспеди-ций и экскурсий (путешествий) с обучающимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов и студентами педагогических училищ Российской Феде-рации (Приложение 1 к приказу Мин.обр. РФ от 13.07.1992 г. N 293)
12. Как защититься от дикого зверя в лесу? Советы опытного тури- ста/Физкультура и спорт/Школа жизни.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://shkolazhizni.ru/article/71951/ (дата обращения: 18.11.2018).
13. Марчук Н.Ю. Методические материалы по вопросам формирования навы-ков безопасного поведения у детей и подростков / Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦНПРиК «Ладо», 2014. - 52 с.;
14. Масленников Е., Истомин П. Маршруты Среднего Урала // Справочник путешественника. - Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1971.
15. Маслов, А. Г. Способы автономного выживания человека в природе / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, В. Н. Латчук. - М.: Академия, 2004.;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ