ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи,
детей среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития звуковой культуры речи детей среднего
дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы работы над звуковой культурой речи детей
среднего дошкольного возраста 16
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте работы над звуковой культурой
речи детей среднего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи
детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры
речи детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72
В 2014 году был принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [37]. В данном стандарте одной из важнейших задач является обучение детей звуковой культуре речи, с целью повышения общего уровня развития речи.
Как известно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания звуковой культуры речи. Для развития речи детей подбирают лучшие средства и приемы обучения, что говорит трудоемкой и ответственной работе, которая требует терпения и трудолюбия со стороны взрослых.
Речевое воспитание основывается на овладении речи как инструментом обмена информацией (общением) между собой, что является основой для совместной деятельности и взаимопонимания; быстро развивающимся объемом словаря; овладением артикуляционным аппаратом; овладением интонационными средствами и фонетическим слухом; способностью отчетливо произносить и различать звуки; овладение связной грамматически правильной речью.
Для предотвращения проблем с развитием письма и чтения в школьном возрасте. Необходимо развивать речь детей в дошкольном возрасте, так как в этот момент времени она только формируется, является наиболее гибкой и податливой, а любые пробелы в речи устраняются намного легче и быстрее [36].
Многообразная и правильная речь, является важным условием для полноценного психологического развития личности детей, предоставляя им большие возможности: в процессе коммуникации с другими людьми, для постижения окружающего мира, для полноценных отношений с ровесниками и взрослыми, что способствует эффективному психологическому развитию. Особенное место занимает родной язык в развитии личности ребенка, который является главным инструментом общения между людьми, с помощью которого происходит познание действительности и приобщение к духовным ценностям культуры [30]. Все это показывает актуальность нашей темы.
Над исследованиями по развитию речи у детей работали множество педагогов таких, как: Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин,
Г. А. Тумакова, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, и т. д.
Цель исследования - обосновать и апробировать комплекс игр, направленных на развитие звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект - процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет - комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
• изучить особенности развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, ее влияние на развитие личности ребенка;
• провести диагностику уровня развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;
• разработать и апробировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12
комбинированного вида» - филиал «Детский сад № 59» г. Первоуральск. В исследовании приняло участие 18 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
На данный момент актуальность вопроса по формированию речи детей дошкольного времени набирает обороты, потому что, в наш век цифровых технологий дети и взрослые, все реже общаются между собой, вследствие чего, эти и другие отрицательные причины, влияют на речь ребенка. А согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одной из главных задач для развития ребенка является формирование звуковой культуры речи. Из чего можно сделать вывод, что задача по развитию речи является приоритетом, для полноценного развития ребенка, что является хорошей основой для обучения в школе.
Как известно, дошкольный возраст является самым лучшим периодом для развития речи и культурного общения ребенка. В это время ребенок активно развивается умственно, осваивая речь, пополняя свой словарный запас слов и их значений, он учится выстраивать предложения, соблюдая при этом правильность: дыхания, произношения звуков, интонации, дикции, темпа и других особенностей речи. Поэтому от воспитателей требуется ответственная, кропотливая и терпеливая работа, в которой будут использоваться самые результативные средства и методы обучения.
В работе было рассмотрено, что такое звуковая культура речи, методы и приемы работы с ней, проанализированы программыдошкольного образовательного учреждения и убедились, что каждая программа имеет свои особенности, проведена диагностика уровня овладения детей звуковой стороной речи и составлен комплекс игр для развития детей среднего дошкольного возраста. При изучении литературы было выявлено, что звуковая культура речи, включает в себя формирование орфоэпической правильности речи, развитому речевому дыханию, правильному произношению звуков, воспитание выразительной речи, выработка фонематического слуха, постановке дикции и умение воспринимать и различать разные особенности речи: тембр, выразительность, словесное ударение.
А применение дидактических игр является самым эффективным средством на всех этапах развития звуковой культуры речи у детей. Данные игры помогают детям познавать мир, развивать речевой артикуляционный аппарат, дыхание, фонематический слух, слуховое внимание. Также неотъемлемой частью работы является диагностика уровня освоения звуковой культуры речи. С помощью, которой можно лучше сформировать речь ребенка. Ведь неполноценность устной речи ведет к негативным последствиям в процессе освоения письменности.
В итоге можно сказать, что воспитание звуковой культуры речи, начинается с первых дней присутствия ребенка в детском саду, в ходе всех видов деятельности. Она требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей.
Взрослым необходимо уделять особое внимание развитию звуковой культуре речи, потому что без внимания, с их стороны, развитие детей будет затормаживаться, а, следовательно, повышается вероятность негативных речевых привычек, которые тяжело исправить. Также нужно учитывать развивающую среду в детском учреждении и культуру речи воспитателя.
1 Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Издательский центр «Академия» 2000.
2 Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. М Артемова - М. : Просвещение, 1991. - 233 с.
3 Арушанова, А. Г. Методика обследования речевого развития [Текст] / А. Г. Арушанова, Т. М. Юртайкина // Дошкольное воспитание. - 1991. - С. 51 - 52.
4 Бабаева, Т. И. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 280 с.
5 Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / - А. И. Баркан. - М. : АСТ - ПРЕСС, 1999. - 432 с.
6 Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 204 с.
7 Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
8 Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская - М.: Просвещение, 1987. - 165 с.
9 Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
10 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 508 с.
11 Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.+
12 Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Акцидент, 1995. - 64 с.
13 Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа 4-5 лет, «Программа воспитания и обучения в детском саду» // под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
14 Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психологопедагогическая диагностика детей» [Текст] / Э. Д. Гейци. - Н.: Издательство ООО «БОРА - ПРЕСС», 2006. - 506 с.
15 Гориневский, В. В. Физическое образование [Текст] / В. В. Гориневский. - Пг.: типография «Родник», 1913. - 312 с...