Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 8
1.3. Лингвистические основы формирования диалогической речи
„ ~ „ „ „ „ _ 17
у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Художественная литература как средство формирования
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 24
1.5. Программное содержание работы по формированию
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности диалогической речи у
детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 8
1.3. Лингвистические основы формирования диалогической речи
„ ~ „ „ „ „ _ 17
у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Художественная литература как средство формирования
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 24
1.5. Программное содержание работы по формированию
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности диалогической речи у
детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Одна из ключевых задач дошкольного образования - речевое развитие. Благодаря речи развивается познавательная сфера ребенка, формируется его внутренний мир.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольника. Проблема формирования диалогической речи - одна из актуальных в
дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально
организованного обучения. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Эти задачи невозможно решить без формирования диалогической речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «речевое развитие». Приоритетной задачей является развитие связной,
грамматически правильной диалогической речи у детей. Так же эта область включает в себя работу педагогов по формированию познавательного интереса к книге и знакомству дошкольников с произведениями детской художественной литературой [5].
Проблемам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы: А. Г. Арушановой[4], Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой[45], Е. А. Флериной [48], В. И. Яшиной[1].
В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой.
Многие исследователи (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и др.) особую роль в формировании умений диалогической речи отводят чтению художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на формирование диалогической речи в процессе освоения художественной литературы.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание, методы и приемы работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, организация игровых диагностических упражнений.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольника. Проблема формирования диалогической речи - одна из актуальных в
дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально
организованного обучения. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Эти задачи невозможно решить без формирования диалогической речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «речевое развитие». Приоритетной задачей является развитие связной,
грамматически правильной диалогической речи у детей. Так же эта область включает в себя работу педагогов по формированию познавательного интереса к книге и знакомству дошкольников с произведениями детской художественной литературой [5].
Проблемам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы: А. Г. Арушановой[4], Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой[45], Е. А. Флериной [48], В. И. Яшиной[1].
В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой.
Многие исследователи (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и др.) особую роль в формировании умений диалогической речи отводят чтению художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на формирование диалогической речи в процессе освоения художественной литературы.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание, методы и приемы работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, организация игровых диагностических упражнений.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы.
Анализ литературы по теме исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
Диалогическая речь - особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Диалогическая речь имеет свою специфику (особенности, структуру, виды), отличающую ее от других видов связной речи. Наименьший единицей диалогической речи является диалогическое единство, состоящие из реплик - стимула и реплик - реакции.
Формирование диалогической речи - процесс длительный и сложный, в котором отражаются все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений.
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что дети овладевают всеми сторонами речи (фонетической, лексико - грамматической, синтаксической) и на основе этого у них формируются умения диалогической речи, потребность в которой у ребенка 4 -5 лет значительно возрастает, расширяется круг его общения и овладения разными видами деятельности.
Диалогическая речь дошкольника - это совокупность диалогических умений, необходимых им для полноценного и эффективного участия в диалоге. Особенности связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что она еще недостаточно развита: дети без помощи взрослого затрудняются вступать в диалог, правильно определять содержание диалога, поддерживать диалогические отношения в течение достаточно длительного времени, выбирать нужные средства общения, подходящие по ситуации коммуникативно-семантические типы
высказываний, способы общения, включающие адресность,
аргументированность речи, доброжелательное отношение к партнеру, бесконфликтность.
В соответствии с программами дошкольного образования у детей средней группы формируется следующие умения в диалогической речи: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении; выражать отношение к предмету разговора, высказываться логично, связно; умение соблюдать правила культуры диалога.
Анализ методической литературы показал также, что работа с произведениями художественной литературы достаточно широко используется при формировании диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Во время занятий по ознакомлению с литературными произведениями специальные приемы формирования диалогической речи могут использоваться на всех этапах работы. Также подобная работа может проводиться вне занятий. Ряд исследований активно использует приемы формирования диалогической речи в процессе чтения литературы в разработанных ими технологиях.
Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста показали, что диалогическая речь у большинства из них (76 % детей - это у 12 детей) сформирована на низком уровне. Дети не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера, у детей не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогическое отношение (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению.
Затем был спроектирован комплекс упражнений направленный на формирование диалогической речи у детей среднего возраста через такое средство как ознакомление с художественной литературой. В процессе занятий у детей развивает желание общаться, проявлять инициативу в диалогах. Также формируется умения вступать в общение, поддерживать и завершать общение, соблюдать правила культуры диалога. Основными методами и приемами формирования диалогической речи являются: беседа, восприятие образцов диалогов, просмотр мультфильмов, воспроизведение литературных диалогов, чтение стихотворений по ролям, разыгрывание диалогов по мотивам литературных произведений и по аналогии.
Диалогическая речь - особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Диалогическая речь имеет свою специфику (особенности, структуру, виды), отличающую ее от других видов связной речи. Наименьший единицей диалогической речи является диалогическое единство, состоящие из реплик - стимула и реплик - реакции.
Формирование диалогической речи - процесс длительный и сложный, в котором отражаются все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений.
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что дети овладевают всеми сторонами речи (фонетической, лексико - грамматической, синтаксической) и на основе этого у них формируются умения диалогической речи, потребность в которой у ребенка 4 -5 лет значительно возрастает, расширяется круг его общения и овладения разными видами деятельности.
Диалогическая речь дошкольника - это совокупность диалогических умений, необходимых им для полноценного и эффективного участия в диалоге. Особенности связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что она еще недостаточно развита: дети без помощи взрослого затрудняются вступать в диалог, правильно определять содержание диалога, поддерживать диалогические отношения в течение достаточно длительного времени, выбирать нужные средства общения, подходящие по ситуации коммуникативно-семантические типы
высказываний, способы общения, включающие адресность,
аргументированность речи, доброжелательное отношение к партнеру, бесконфликтность.
В соответствии с программами дошкольного образования у детей средней группы формируется следующие умения в диалогической речи: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении; выражать отношение к предмету разговора, высказываться логично, связно; умение соблюдать правила культуры диалога.
Анализ методической литературы показал также, что работа с произведениями художественной литературы достаточно широко используется при формировании диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Во время занятий по ознакомлению с литературными произведениями специальные приемы формирования диалогической речи могут использоваться на всех этапах работы. Также подобная работа может проводиться вне занятий. Ряд исследований активно использует приемы формирования диалогической речи в процессе чтения литературы в разработанных ими технологиях.
Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста показали, что диалогическая речь у большинства из них (76 % детей - это у 12 детей) сформирована на низком уровне. Дети не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера, у детей не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогическое отношение (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению.
Затем был спроектирован комплекс упражнений направленный на формирование диалогической речи у детей среднего возраста через такое средство как ознакомление с художественной литературой. В процессе занятий у детей развивает желание общаться, проявлять инициативу в диалогах. Также формируется умения вступать в общение, поддерживать и завершать общение, соблюдать правила культуры диалога. Основными методами и приемами формирования диалогической речи являются: беседа, восприятие образцов диалогов, просмотр мультфильмов, воспроизведение литературных диалогов, чтение стихотворений по ролям, разыгрывание диалогов по мотивам литературных произведений и по аналогии.
Подобные работы
- Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Социально-коммуникативного развития»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности
педагога по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017





